ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223 от 28.12.2011 Хабарского районного суда (Алтайский край)

                                                                                    Хабарский районный суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Хабарский районный суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 2-223/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 декабря 2011 года Хабарский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Зориной О.А.,

при секретаре Комаровой И.А.,

с участием помощника прокурора Алексеенко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Саламатина В.Н., Вельбой А.И., Лобжа Н.Ф., Тереховой Л.В. об оспаривании публичных слушаний, нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Саламатин В.Н., Вельбой А.И., Лобжа Н.Ф., Терехова Л.В. обратились в суд с заявлениями (определением Хабарского районного суда Алтайского края от 16 декабря 2011 года, гражданские дела по их заявлениям объединены в одно производство), в которых, с учетом последующих уточнений, просят признать публичные слушания от 03 ноября 2011 года по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края, несостоявшимися и незаконными, а также просят признать решение районного Совета депутатов Хабарского района от 15 ноября 2011 года № 30 «О принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края незаконным. Кроме того, просят приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Указывают, что 03 ноября 2011 года состоялись публичные слушания по проекту изменений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края (далее Устав Хабарского района). 15 ноября 2011 года Хабарский районный Совет депутатов Алтайского края (далее районный Совет депутатов) принял решение о принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Хабарского района. Считают, что данное решение незаконно, нарушает их конституционные права как жителей района – избирать и быть избранным, и подлежит отмене по следующим основаниям. После опубликования проекта муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края» (далее муниципальный правовой акт) в рабочую группу по доработке проекта Устава, как им стало известно, поступили предложения от граждан о внесении в проект акта дополнений, а именно, назначение главы администрации района по контракту. В нарушение пункта 2.1 Положения «О порядке внесения, рассмотрения и учета предложений по проекту новой редакции Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края, участия граждан в обсуждении и учете предложений по проекту новой редакции Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края, утвержденного решением районного совета депутатов от 16 ноября 2005 года № 70, обсуждения изменений к проекту оспариваемого муниципального правового акта не происходило, в день проведения публичных слушаний стало известно о наличие внесенных инициативными группами предложений о назначении главы администрации района по контракту. При учете предложений по проекту муниципального правового акта полностью была нарушена процедура, указанная в вышеназванном положении, а именно: предложения не были зарегистрированы, по ним не было составлено заключение, которое должно было быть передано в районный Совет депутатов. Вопрос о дополнении оспариваемого муниципального правового акта положениями о назначении главы администрации района по контракту был вынесен на публичные слушания без информирования населения об изменениях к опубликованному проекту муниципального правового акта. Опубликованный проект муниципального правового акта, который выносился на публичные слушания не представлял жизненной важности для жителей района, в связи с чем многие в его обсуждении участия не приняли, тогда как внесенное дополнение о назначении главы администрации района по контракту являлся резонансным вопросом. Результаты публичных слушаний не были опубликованы. Районный Совет депутатов принял решение без учета мнения жителей района. Территория района была разделена на части (на 10 территорий сельсоветов) в которых были назначены публичные слушания. В соответствии с протоколами, оформленными при проведении публичных слушаний, на территориях Новоильинского и Хабарского сельсоветов они не состоялись, поскольку в них приняло участие менее 1 процента избирателей, проживающих на территории этих сельсоветов. В большинстве сельсоветов по результатам публичных слушаний не были приняты заключения, они также не были официально опубликованы в районной газете, копии протоколов не были переданы в межпоселенческую библиотеку для ознакомления с ними всех заинтересованных граждан. Таким образом, считают, что при проведении публичных слушаний 03 ноября 2011 года были нарушены их права на участие в публичных слушаниях и на свободное выражение своего мнения, предусмотренные пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 статьи 130 Конституции российской Федерации. Полагают, что в силу положений статей 130 и 131 Конституции Российской Федерации, вопросы, касающиеся изменения структуры органов местного самоуправления района должны определяться населением Хабарского района. Полномочиями избирать главу района районный Совет депутатов не наделялся. По их мнению, вопрос о внесении изменений в устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края, изменяющий структуру власти, должен быть разрешен на местном референдуме.

Заявитель Вельбой А.И. в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не уведомив суд о причине неявки. Его неявка судом признана неуважительной и с согласия сторон дело в порядке статьи 167 Гражданского процесуального кодекса Российской федерации рассмотрено в его отсутствие.

20 декабря 2011 года от Вельбой А.И. поступило заявление об отказе от заявленных требований. Данный отказ судом не принят, поскольку согласно части 3 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ лиц, обратившегося в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта или его части, от заявленного требования не влечет за собой прекращение производства по делу.

В судебном заседании заявители Саламатин В.Н., Лобжа Н.Ф., Терехова Л.В., Вельбой А.И. настаивали на удовлетворении заявления по указаным в заявлении основаниям.

Представитель заявителя Саламатина В.Н. адвокат Кулик Н.А. настаивал на удовлетворении заявления, пояснил, что по опубликованному 04 октября 2011 года в районной газете «Вестник целины» проекту оспариваемого муниципального правового акта публичные слушания проведены не были, что является безусловным основанием для признания решения Хабарского районного Совета депутатов от 15 ноября 2011 года №30 незаконным. В опубликованном в районной газете решении от 30 сентября 2011 года № 24 указано наименование проекта муниципального правового акта «О внесении изменений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края», тогда как опубликован 04 октября 2011 года и обсуждался на публичных слушаниях проект муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края», то есть фактически по опубликованному муниципальному правовому акту публичные слушания не проводились. Допущены нарушения в ведении публичных слушаний. Так в протоколе публичных слушаний, состоявшихся на территории Утянского сельсовета Хабарского района вторым пунктом повестки включен вопрос о переходе на конкурсную систему назначения главы администрации, тогда как в опубликованном решении о назначении публичных слушаний данный вопрос включен не был.

Поданные гражданами заявления с предложениями по проекту муниципального правового акта не соответствуют требованиям Федерального закона №59-ФЗ от 02 мая 2006 года.

Кроме того, в нарушение пункта 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и положение о порядке учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядке участия граждан в его обсуждении были опубликованы в разных номерах районной газеты - от 04 октября 2011 года и от 15 октября 2011 года. Считал, что нарушена процедура принятия муниципального правового акта.

Представители заинтересованного лица администрации Хабарского района Алтайского края Остапенко Н.А. настаивала на удовлетворении заявления по изложенным в них основаниям, суду представила письменный отзыв на заявления, в котором указала, что при проведении мероприятий по принятию муниципального правового акта «О внесении изменений в устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края» были допущены следующие нарушения: на публичные слушания был вынесен вопрос о проекте муниципального правового акта «О внесении изменений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края», в данном вопросе рассматривалось изменение, вносимое в Устав, касающееся увеличения сроков полномочий представительного органа района и срока полномочий главы района. Данное изменение не относится к изменениям, приводящим Устав в соответствие с действующим законодательством, и в обязательном порядке должно быть вынесено на публичные слушания.

После опубликования проекта муниципального правового акта в рабочую группу поступили предложения от граждан о внесении в проект муниципального правового акта дополнений, связанных с назначением главы администрации района по контракту. Указанные предложения были поданы с нарушением двадцатидневного срока с момента опубликования муниципального правового акта. Кроме того, в связи с отсутствием необходимого количества избирателей (1%), проживающих на территориях Хабарского и Новоильинского сельсоветов публичные слушания в данных частях района не состоялись. Также в районной газете не опубликовано заключение к протоколу проведения публичных слушаний.

В судебном заседании Остапенко Н.А. дополнительно пояснила, что в редакцию районной газеты «Вестник целины» было направлено одновременно две папки документов: в одной - решение о назначении публичных слушаний и проект муниципального правового акта, в другой – Положение о порядке рассмотрения заявлений граждан по проекту спорного муниципального правового акта, однако поскольку редакция не располагала свободной печатной площадью, вышеназванное Положение было опубликовано в другом номере, отдельно от проекта муниципального правового акта, кроме того, указала, что поступившие в районный Совет депутатов предложения по проекту муниципального правового акта оглашались депутатами районного Совета депутатов на публичных слушаниях.

Представитель заинтересованного лица – администрации Хабарского района Алтайского края Гордаченко И.М. настаивала на удовлетворении заявлений, пояснила, что в нарушения положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний проектов муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения» первые предложения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края поступили в рабочую группу 03 ноября 2011 года за 2 часа до проведения публичных слушаний. Поступившие во время слушаний предложения не были зарегистрированы, из протоколов публичных слушаний не видно какие заключительные решения были приняты. На территориях ряда сельских советов обсуждали вопрос о назначении на контрактной основе главы района. По поступившим предложениям о внесении изменений и дополнений в Устав района комиссией не было подготовлено и направлено в районный Совет депутатов соответствующее заключение. Предложения о внесении изменений в Устав района, касающихся назначения на контрактной основе главы администрации района не освещались в средствах массовой информации. Так же считает публичные слушания по проекту муниципального правового акта не состоявшимися, так как на территориях двух сельсоветов не явилось необходимое число избирателей. Принятый муниципальный правовой акт был подписан главой района, так как в соответствии с пунктом 13 статьи 35 ФЗ №131-ФЗ, если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. То есть, в соответствии с указанной нормой в любом случае муниципальный правовой акт в принятой районным Советом депутатов редакции подлежит подписанию главой района.

Представитель заинтересованного лица Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края Гузеева А.Н. представила в суд письменный отзыв на заявление. В судебном заседании пояснила, что действия Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края соответствуют требованиям Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 15 ноября 2011 года районным Советом депутатов принято решение о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края. Указанное решение принято управомоченным органом с соблюдением установленного порядка его принятия. Публичные слушания по проекту муниципального правового акта назначены решением районного Совета депутатов от 30 сентября 2011 года № 24 с соблюдением предусмотренных Положением о проведении публичных слушаний требований. Решение о назначении публичных слушаний опубликовано в газете «Вестник целины» 15 октября 2011 года. Право заявителей на участие в публичных слушаниях и на свободное выражение своего мнения, предусмотренные пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации при проведении публичных слушаний нарушено не было. Заявитель сам, по своему собственному желанию не воспользовался предоставленным ему правом на участие в публичных слушаниях и на обсуждение проекта муниципального правового акта и поступивших предложений и замечаний. Внесенными в устав изменениями и дополнениями структура органов местного самоуправления Хабарского района не изменена. Принятым муниципальным правовым актом не нарушено право заявителей избирать и быть избранным. Заявитель, как и любой житель Хабарского района, обладающий избирательным правом, может избирать и быть избранным в районный Совет депутатов. Кроме того, учитывая, что любой избранный депутат потенциально может являться главой района, избиратели будут более ответственно подходить к выбору депутатов Хабарского районного Совета депутатов. Считала, что требования заявителей не подлежат удовлетворению, так как публичные слушания по проекту муниципального правового акта проведены с соблюдением установленного порядка их проведения; решение Хабарского районного Совета депутатов от 15 ноября 2011 года №30 «О принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края» принято управомоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его принятия, в том числе процедуры проведения публичных слушаний. Нормативными правовыми актами не регулируется срок, в течение которого избиратели должны быть информированы о подтверждении состоявшихся публичных слушаний. Само по себе не опубликование (не обнародование) заключения, принятого по результатам публичных слушаний, не может быть признано судом существенно нарушающим процедуру его принятия. Кроме того, принятый муниципальный правовой акт оспаривается заявителями полностью, тогда как указанный акт регулирует не только вопросы формирования органов местного самоуправления, но и иные вопросы, в частности сроки полномочий органов местного самоуправления.

Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора о том, что заявления не подлежат удовлетворению, изучив материалы дела, суд находит заявления подлежащими оставлению без удовлетворения в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в частности проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Положениями статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрены особенности принятия представительным органом муниципального образования проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Закреплено, что проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Согласно статье 15 Устава муниципального образования Хабарский район Алтайского края, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района районным Советом депутатов, главой района могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, районного Совета депутатов или главы района. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или районного Совета депутатов, назначаются районным Советом депутатов, а по инициативе главы района – главой района. На публичные слушания должны выноситься вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ. Порядок организации проведения публичных слушаний определяется положением, утверждаемым решением районного Совета депутатов, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального района о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального района, опубликование результатов публичных слушаний в газете «Вестник целины».

Как следует из пунктов 2, 3, 6 Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний проектов муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения», принятого решением Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края №35 от 22 июля 2005 года, публичные слушания проводятся по инициативе населения, районного Совета депутатов или главы района. На публичные слушания должен выноситься, в том числе проект решения о внесении изменений и(или) дополнений в Устав. В случае, если инициатива проведения публичных слушаний принадлежит районному Совету депутатов, указанный орган должен принять соответствующее решение. Решение о назначении публичных слушаний должно содержать наименование проекта правового акта или вопроса, выносимого на публичные слушания, дату и место проведения публичных слушаний, место (места), в которых граждане могут ознакомиться с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должностное лицо, ответственное за подготовку и проведение публичных слушаний. При проведении публичных слушаний территория района может быть разделена на части. В таком случае в решении о назначении публичных слушаний дополнительно указываются части территории района, населенные пункты, в которых будут проводиться публичные слушания, дата и место их проведения. Решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию в газете «Вестник целины» не позднее 10 дней до даты их проведения, если иной срок не установлен федеральным законом. Публичные слушания считаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее одного процента избирателей, проживающих на территории района или его части, в случае разделения района для проведения публичных слушаний на части.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 1.3, 4.1, 5.1 Положения «О порядке внесения, рассмотрения и учета предложений по проекту новой редакции Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Хабарский район» Алтайского края, участие граждан в обсуждении и учете предложений по проекту новой редакции Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Хабарский район» Алтайского края», утвержденного решением Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края №70 от 16 ноября 2005 года (далее Положение о порядке рассмотрения предложений граждан по проекту муниципального правового акта), предложения об изменениях и дополнениях к опубликованному проекту изменений в Устав могут вноситься в том числе гражданами, проживающими на территории муниципального образования «Хабарский район», в порядке индивидуальных и коллективных обращений по результатам обсуждения в средствах массовой информации, публичных слушаний. Указанные предложения излагаются в письменном виде и передаются в комиссию по подготовке проекта дополнений и изменений в Устав, созданную совместным распоряжением главы района и председателя районного Совета депутатов. Все поступившие в комиссию предложения подлежат регистрации. Предложения об изменениях и дополнениях к проекту изменений и дополнений в Устав должны быть внесены в комиссию в течение 20 дней с момента опубликования в газете «Вестник целины» проекта соответствующего документа. Предложения об изменениях и дополнениях к проекту изменений и дополнений в Устав, признанные соответствующими действующему законодательству Российской Федерации, подлежат обсуждению на публичных слушаниях и учету. По итогам изучения, анализа и обобщения поступивших предложений об изменениях и дополнениях к проекту изменений и дополнений в Устав комиссия в течение 5 дней со дня истечения срока приема указанных предложений составляет заключение, которое представляет в районный Совет депутатов с приложением всех поступивших предложений.

Статьями 36, 37 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

В судебном заседании установлено, что распоряжением председателя Хабарского районного Совета депутатов №17 от 30 сентября 2011 года была образована рабочая группа (комиссия) по подготовке проекта муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края».

04 октября 2011 года данный проект муниципального правового акта был опубликован в районной массовой газете «Вестник целины в №78.

По инициативе Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края в соответствии с решением №24 от 30 сентября 2011 года «О назначении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края» на 03 ноября 2011 года в 14 часов одновременно на территориях Хабарского, Утянского, Новоильинского, Тополинского, Коротоякского, Плесо - Курьинского, Зятьково - Реченского, Мичуринского, Мартовского, Свердловского сельсоветов были назначены публичные слушания по проекту муниципального правового акта. Ответственными за подготовку и проведение публичных слушаний назначены депутаты районного Совета депутатов. Определено, что предложения и замечания по проекту вышеназванного правового акта могут вноситься в районный Совет депутатов путем направления их по почте на указный в решении адрес, а также по указанным телефонам и передаваться лично депутатам районного Совета депутатов.

Вышеназванное решение №24 от 30 сентября 2011 года было одновременно с Положением о порядке рассмотрения предложений граждан по проекту муниципального правового акта опубликовано в районной газете «Вестник целины» в № 81.

В установленный Положением о порядке рассмотрения предложений граждан по проекту муниципального правового акта двадцатидневный срок в рабочую группу (комиссию) по подготовке проекта муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края» в письменном виде поступили предложения по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, касающиеся внесения в Устав изменений о назначении главы администрации Хабарского района по контракту. В частности, такое коллективное предложение поступило от трех граждан 17 октября 2011 года. Кроме того, подобного рода предложения поступали от граждан и позднее установленного срока.

Письменные предложения, поступающие в рабочую группу, были приняты, зарегистрированы и рассмотрены в установленном Положением о порядке рассмотрения предложений граждан по проекту муниципального правового акта порядке.

По итогам изучения, анализа и обобщения поступивших предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края рабочей группой 08 ноября 2011 года было составлено соответствующее заключение.

По результатам проведенных 03 ноября 2011 года публичных слушаний на территориях указанных в решении Хабарского районного Совета депутатов №24 от 30 сентября 2011 года сельских советов Хабарского района были приняты заключения, которые зафиксированы в протоколах публичных слушаний, о соответствии спорного муниципального правового акта действующему законодательству, возможности его принятия в предложенной редакции с учетом высказанных участниками слушаний предложений о внесении в Устав района изменений, касающихся назначения главы администрации района по контракту. Заключения о результатах публичных слушаний были направлены в рабочую группу по подготовке проекта муниципального правового акта «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края». Кроме того, 03 ноября 2011 года ответственным по контролю за исполнением решения районного Совета депутатов от 30 ноября 2011 года №24 было подготовлено общее заключение по результатам спорных публичных слушаний, в соответствии с которым Хабарскому районному Совету депутатов Алтайского края было рекомендовано принять проект муниципального правового акта с учетом поступивших предложений и дополнений.

Решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов власти, в чью компетенцию входит решение обсуждаемых вопросов и могут быть отклонены при принятии соответствующих актов органами власти. Целью такого обсуждения является выработка рекомендаций по рассматриваемому вопросу либо получение общественной оценки правового акта.

Суд считает, что Хабарский районный Совет депутатов Алтайского края обеспечил возможность участия граждан, желающих высказать свою позицию по проекту спорного муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края посредством сбора и анализа предложений по проекту муниципального правового акта, а также участия граждан в обсуждении данного проекта непосредственно на публичных слушаниях.

Действия Хабарского районного Совета депутатов по организации и проведению публичных слушаний не нарушают права и свободы заявителей и не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, так как заявители могли выразить свое мнение по проекту муниципального правового акта путем направления письменных предложений в рабочую группу, а также высказав предложения и замечания в ходе публичных слушаний.

Тот факт, что на территориях Хабарского и Новоильинского сельсоветов не было обеспечено необходимое для проведения публичных слушаний количество жителей не может служить основанием для вывода о нарушении порядка проведения публичных слушаний, так как указанное обстоятельство не опровергает факта предоставления возможности гражданам – жителям указанных территорий района участия в публичных слушаниях в предусмотренных законом формах.

Несостоятельны доводы заявителей и заинтересованных лиц о том, что доработанный с учетом поступивших в рабочую группу после опубликования проекта муниципального правового акта в районной газете, а также высказанных в ходе публичных слушаний предложений о внесении в Устав района изменений, касающихся назначения по контракту главы администрации района, не были опубликованы (обнародованы) в районной газете «Вестник целины» и вынесены на обсуждение гражданами, поскольку в соответствии с пунктом 9 положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний проектов муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения» в случае направления проекта правового акта на доработку, в проект в обязательном порядке включаются предложения, содержащиеся в заключении о результатах публичных слушаний и не противоречащие действующему законодательству. После доработки проекта муниципального правового акта публичные слушания по нему повторно не проводятся.

Решением Хабарского районного Совета депутатов Алтайского края № 30 от 15 ноября 2011 года принят муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края, который зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю 07 декабря 2011 года, опубликован в районной массовой газете «Вестник целины» № 100 от 20 декабря 2011 года и вступил в силу после его государственной регистрации и официального опубликования, то есть 20 декабря 2011 года.

Данный правовой акт является по своему содержанию нормативным.

Доводы заявителей о нарушении пункта 9 положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний проектов муниципальных правовых актов района по вопросам местного значения», в соответствии с которым, заключение, принятое по результатам публичных слушаний должно было быть опубликовано в районной газете «Вестник целины» судом не принимаются во внимание, поскольку это не является существенным моментом процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, не влечет его незаконность, а также незаконность оспариваемых публичных слушаний.

Доводы заявителей, что внесение изменений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края повлекло изменение структуры органов местного самоуправления не является обоснованным, поскольку из содержания положений прежней редакции части 1 статьи 20 Устава района, следует, что глава администрации Хабарского района Алтайского края не входил в структуру органов местного самоуправления муниципального образования Хабарский район Алтайского края. Принятым муниципальным правовым актом изменения в указанную статью Устава района не внесены.

Таким образом, принятие муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Хабарский район Алтайского края произведено с соблюдением всех предусмотренных Федеральным законом № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года процедур, уполномоченным органом в требуемой законом форме, с соблюдением правил введения его в действие, нормы оспариваемого муниципального правового акта не противоречат действующему законодательству и изданы в соответствии с указанным Федеральным законом.

С учетом изложенного, судом не установлено оснований для удовлетворения всех взаимосвязанных требований Саламатина В.Н., Вельбой А.И., Лобжа Н. Ф., Тереховой Л.В.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявлений Саламатина В.Н., Вельбой А.И., Лобжа Н.Ф., Тереховой Л.В. об оспаривании публичных слушаний, муниципального правового акта отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в Хабарский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 января 2012 года.

Председательствующий О.А.Зорина

Верно

Судья О.А.Зорина

Главный специалист О.Ф.Клименко