ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2230/19 от 15.10.2019 Братского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Широковой М. В.,

при секретаре Шияновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2230/2019 по иску прокурора города Братска в интересах неопределенного круга лиц к Бобровой Людмиле Александровне, Никифоровой Елене Николаевне, обществу с ограниченной ответственностью «Гермес», обществу с ограниченной ответственностью «Стимул» о приостановлении эксплуатации опасного объекта, возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Братска обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам Бобровой Л.А., Никифоровой Е.Н., ООО «Гермес», ООО «Стимул», в котором просит возложить на Боброву Л.А. обязанности устранить нарушения требований части 3.1 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления правительства РФ от 12.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать, утвердить и согласовать с уполномоченными органами паспорт безопасности объекта (территории); возложить на ответчиков обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в заключении инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 28.01.2019; приостановить эксплуатацию нежилых помещений, расположенных в нежилом здании Торгового центра «Африка» по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, пр. Ленина, д. 31, находящихся в пользовании Никифоровой Е.Н., ООО «Гермес», ООО «Стимул», и в которых размещены объекты с массовым пребыванием людей, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

Определением суда от 15.10.2019 принят отказ прокурора г. Братска от исковых требований в части возложения на Боброву Л.А. обязанности устранить нарушения требований части 3.1 ст. 5 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления правительства РФ от 12.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать, утвердить и согласовать с уполномоченными органами паспорт безопасности объекта (территории), производство по делу в указанной части прекращено.

В обоснование заявленных требований прокурор г. Братска указал на то, что 24.01.2019 прокуратурой г. Братска с привлечением специалистов отдела ОНД и ПР по г.Братску и Братскому району и отдела муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству администрации г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного, законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей, расположенном по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31 - Торговый центр «Африка».

Согласно записи о государственной регистрации права от 23.03.2018 №*** собственником нежилого здания, количество этажей 2, в том числе подземный 1, общая площадь 1 152 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31, является Боброва Л.А. Сведения о разрешенных видах использования отсутствуют. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 2 265 кв.м, с видом разрешенного использования - для размещения административного здания, для размещения административных зданий, находящемся, по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, пр-т Ленина, 31, принадлежащем на праве собственности Бобровой Л.А., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № *** от 23.03.2018.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости вышеуказанный объект недвижимости имеет обременение права в виде договоров аренды (субаренды) нежилых помещений в Торговом центре «Африка»:

от 01.09.2018 № 1-15/2018, заключенного между собственником - Бобровой Л.А. и Никифоровой Е.Н., сроком по 01.09.2023;

от 09.04.2018 № 30/2018, заключенного между собственником - Бобровой Л.А. и ООО «Гермес», в соответствии с которым Боброва Л.А. оказывает арендатору услуги по предоставлению площади в Торговом центре «Африка». Срок действия договора по 31.12.2019;

- от 03.09.2018 № 06/2018, заключенного с ООО «Стимул» на срок по
31.08.2023.

Как показала проверка, объект недвижимости - нежилое здание Торгового центра «Африка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером №*** по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31, в нарушение требований СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 имеет расстояние до ближайшего жилого дома 5 м, при этом, отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, предприятия общественного питания, мелкооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы должны иметь санитарно-защитную зону 50 м.

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 1273, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов. Для проведения категорирования торгового объекта решением правообладателя торгового объекта создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта. Результаты комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (подпунктов 10, 14, 18 Постановления № 1273). Какие-либо документы, подтверждающие проведение обследования и категорирования Торгового центра «Африка» на момент проверки представлены не были.

В нарушение требований пункта 30 Постановления № 1273 торговый центр «Африка» не оборудован системой видеонаблюдения, единой системой оповещения и управления эвакуацией.

На торговом объекте при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта должен быть разработан порядок информирования об угрозе или о совершении террористического акта на торговом объекте и реагировании на полученную информацию (подпунктов 37, 38, 39, 40 Постановления № 1273). На момент проверки данный порядок на объекте отсутствует.

Кроме того, в ходе настоящей проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых в соответствии со статьями 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена на собственника объекта недвижимости, руководителей организаций и иных лиц.

Как показала проверка, в вышеуказанном нежилом здании размещаются объекты с массовым пребыванием людей: магазины продовольственных и промышленных товаров, кафе-пиццерия и пр.

Во всех нежилых помещениях в нарушение требований части 4 статьи 84 Федерального закона № 123-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 2.5 Свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, отсутствует единая звуковая система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Таким образом, в случае возникновения пожара в подвальных помещениях ее слышимость не будет обеспечена на первом и втором этажах здания.

Кроме того, на объекте защиты отсутствует (не представлена) на момент проверки исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (систему автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения).

В нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правил противопожарного режима), запоры на дверях двух эвакуационных выходов из торгового зала, расположенного в цокольном этаже (отдел продуктов питания), не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа (на момент проверки все двери закрыты на замок).

На момент проверки отсутствовали документы, подтверждающие прохождение обучения по программе пожарно-технического минимума; информация о соответствии транспарантов и баннеров, установленных на фасаде нежилого здания торгового центра «Африка» требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен отсутствует; планы эвакуации людей при пожаре на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, не соответствуют ГОСТ Р 12.2143-2009, а именно: схема, отображенная на планах эвакуации, не соответствует фактической планировке помещения; не проведен ежегодный технический осмотр огнетушителей, включающий проверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего вещества, оценку состояния фильтров; отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте защиты.

В нарушение требований Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 4 Правил противопожарного режима не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности.

В нарушение требований части 1 статьи 6, части 1 статьи 64, ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, Приказа МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» не разработана и не представлена для регистрации в территориальный отдел МЧС России декларация пожарной безопасности в отношении двухэтажного здания Торгового центра «Африка» общей площадью более 1 500 кв.м.

В кафе на первом этаже нежилого здания Торгового центра «Африка» розетка эксплуатируется в нарушение требований Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 42 Правил противопожарного режима.

В свою очередь, нарушения гражданского, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о противодействии терроризму, законодательства о пожарной безопасности, выявленные при эксплуатации нежилого здания Торгового центра «Африка», в котором размещаются объекты с массовым пребыванием людей, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, пр-т Ленина, 31, в случае возникновения пожара, способствуют его дальнейшему и быстрому распространению, затрудняют время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала и процесс вынужденной эвакуации людей, а также возможность своевременного тушения пожара, что не обеспечивает безопасное пребывание граждан на объекте и создает непосредственную угрозу их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора г. Братска Самойлов Д.Н., действующий на основании прав по должности, заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик Боброва Л.А. исковые требования не признала, предоставила письменные возражения, в которых указано, что в настоящее время торговый центр «Африка» имеет паспорт безопасности, который подтверждает, что объект полностью соответствует требованиям как пожарной безопасности, так и безопасности людей, находящихся в здании, в случае террористической угрозы.

Кроме этого, требования истца, которые затрагивают вопросы реконструкции торгового центра, а именно: законность реконструкции, соблюдение правил землепользования и т.д. должны быть оставлены настоящим судом без рассмотрения в порядке ст. 222 ГПК РФ, поскольку в Арбитражном суде Иркутской области имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, а именно дело № А19-27988/2017.

В этом деле администрация муниципального образования г. Братска в иске к ИП Бобровой Л.А. и ИП Дуля И.И. (бывший собственник торгового центра Африка) предъявила требования привести торговый центр «Африка» в соответствие с техническими характеристиками, зафиксированными в решении Братского городского суда Иркутской области от 11.08.2015 по гражданскому делу № 2-1246/2015, а именно, к зданию с общей площадью 1152 кв.м, путем сноса пристройки площадью 1109,7 кв.м с проведением строительных работ.

В указанном выше деле арбитражный суд будет устанавливать законность возведения временного сооружения, соблюдение правил землепользования и другие, связанные с Градостроительным кодексом РФ и Земельным кодексом РФ вопросы. Эти же вопросы затрагивает истец в настоящем иске.

В силу ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если: в производстве этого или другого суда, арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Таким образом, с учетом отсутствия нарушенного права неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора г. Братска о приостановлении эксплуатации опасного объекта и о понуждении устранить нарушения требований законодательства не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица администрации г. Братска – Боровков С.А., действующий на основании доверенности, с иском согласился, считает требования прокурора г. Братска подлежат удовлетворению, нарушения законодательства в нежилом здании должны быть устранены.

В судебное заседание ответчики Никифорова Е.Н., ООО «Гермес», ООО «Стимул», представитель третьего лица ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

В силу положений статей 45, 46 Конституции РФ, каждому гражданину в РФ гарантированы государственная и судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ, присуждение к исполнению обязанности в натуре и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, являются одними из способов защиты гражданских прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В силу положений п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ).

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определяет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит достоверно установленным, что собственником нежилого здания, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31, является Боброва Л.А. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 2 265 кв.м, с видом разрешенного использования - для размещения административного здания, для размещения административных зданий, принадлежащем на праве собственности Бобровой Л.А., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости № *** от 23.03.2018.

Согласно указанной выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости вышеуказанный объект недвижимости имеет обременение права в виде договоров аренды (субаренды) нежилых помещений в Торговом центре «Африка»: от 01.09.2018 № 1-15/2018, заключенного между собственником - Бобровой Л.А. и Никифоровой Е.Н., сроком по 01.09.2023; от 09.04.2018 № 30/2018, заключенного между собственником - Бобровой Л.А. и ООО «Гермес», в соответствии с которым Боброва Л.А. оказывает арендатору услуги по предоставлению площади в Торговом центре «Африка». Срок действия договора по 31.12.2019; от 03.09.2018 № 06/2018, заключенного с ООО «Стимул» на срок по 31.08.2023.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Таким образом, Боброва Л.А., как собственник объекта недвижимости - нежилого здания Торгового центра «Африка», Никифорова Е.Н., ООО «Гермес», ООО «Стимул», как арендаторы помещений в указанном нежилом здании, являются лицами, ответственными за его эксплуатацию в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Из обоснования иска следует, что 24.01.2019 прокуратурой г. Братска с привлечением специалистов отдела ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району и отдела муниципального строительного надзора Комитета по градостроительству администрации г. Братска проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного, законодательства о противодействии терроризму на объекте с массовым пребыванием людей, расположенном по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31 - Торговый центр «Африка».

Согласно акту проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, градостроительного, земельного законодательства, законодательства о противодействии терроризму и иного от 04.02.2019, проведенной помощником прокурора г.Братска Иркутской области Самойловым Д.Н., объект недвижимости - нежилое здание Торгового центра «Африка», расположенный на земельном участке с кадастровым номером № *** по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, пр-т Ленина, 31, в нарушение требований СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 имеет расстояние до ближайшего жилого дома 5 м, при этом, отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, предприятия общественного питания, мелкооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы должны иметь санитарно-защитную зону 50 м.

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 1273, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов с учетом степени угрозы совершения террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов. Для проведения категорирования торгового объекта решением правообладателя торгового объекта создается комиссия по обследованию и категорированию торгового объекта. Результаты комиссии оформляются актом обследования и категорирования торгового объекта (подпунктов 10, 14, 18 Постановления № 1273). Какие-либо документы, подтверждающие проведение обследования и категорирования Торгового центра «Африка» на момент проверки представлены не были.

В нарушение требований пункта 30 Постановления № 1273 торговый центр «Африка» не оборудован системой видеонаблюдения, единой системой оповещения и управления эвакуацией.

На торговом объекте при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта должен быть разработан порядок информирования об угрозе или о совершении террористического акта на торговом объекте и реагировании на полученную информацию (подпунктов 37, 38, 39, 40 Постановления № 1273). На момент проверки данный порядок на объекте отсутствует.

Кроме того, выявлены грубые нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, обязанность по соблюдению которых в соответствии со статьями 37-38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» возложена на собственника объекта недвижимости, руководителей организаций и иных лиц.

Как показала проверка, в вышеуказанном нежилом здании, размещаются объекты с массовым пребыванием людей: магазины продовольственных и промышленных товаров, кафе-пиццерия и пр.

Во всех нежилых помещениях в нарушение требований части 4 статьи 84 Федерального закона № 123-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 2.5 Свода правил «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, отсутствует единая звуковая система оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре. Таким образом, в случае возникновения пожара в подвальных помещениях ее слышимость не будет обеспечена на первом и втором этажах здания.

Кроме того, на объекте защиты отсутствует (не представлена) на момент проверки исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (систему автоматической пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения).

В нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 35 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правил противопожарного режима), запоры на дверях двух эвакуационных выходов из торгового зала, расположенного в цокольном этаже (отдел продуктов питания), не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа (на момент проверки все двери закрыты на замок).

На момент проверки отсутствовали документы, подтверждающие прохождение обучения по программе пожарно-технического минимума; информация о соответствии транспарантов и баннеров, установленных на фасаде нежилого здания торгового центра «Африка» требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен отсутствует; планы эвакуации людей при пожаре на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек, не соответствуют ГОСТ Р 12.2143-2009, а именно: схема, отображенная на планах эвакуации, не соответствует фактической планировке помещения; не проведен ежегодный технический осмотр огнетушителей, включающий проверку основных эксплуатационных параметров огнетушащего вещества, оценку состояния фильтров; отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте защиты.

В нарушение требований Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 4 Правил противопожарного режима не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности.

В нарушение требований части 1 статьи 6, части 1 статьи 64, ст. 151 Федерального закона № 123-ФЗ, Приказа МЧС РФ от 24.02.2009 № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности» не разработана и не представлена для регистрации в территориальный отдел МЧС России декларация пожарной безопасности в отношении двухэтажного здания Торгового центра «Африка» общей площадью более 1 500 кв.м.

В кафе на первом этаже нежилого здания Торгового центра «Африка» розетка эксплуатируется в нарушение требований Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 42 Правил противопожарного режима.

Наличие указанных нарушений также было зафиксировано в заключении специалиста – государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору *** от 28.01.2019, утвержденном начальником ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району. Доказательств признания указанного заключения недействительным либо обжалования его в установленном законом порядке заинтересованными лицами суду не представлено.

Перечисленные нарушения указывают на несоответствие деятельности ответчиков по обеспечению пожарной безопасности требованиям действующего законодательства.

Вышеприведенные нарушения норм действующего законодательства со стороны ответчиков не опровергнуты объективными доказательствами в ходе судебного разбирательства по делу.

Выявленные нарушения указывают на несоответствие деятельности ответчика по обеспечению пожарной безопасности требованиям Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390, ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Кроме того, эксплуатация здания, являющегося местом массового пребывания людей, с учетом выявленных нарушений пожарного законодательства создает прямую угрозу безопасности, жизни и здоровью неопределенного круга лиц - посетителей Торгового центра.

Таким образом, суд соглашается с доводами истца о том, что выявленные нарушения требований действующего законодательства со стороны собственника нежилого здания, а также юридических лиц, эксплуатирующих нежилые помещения в здании, угрожают безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, ежедневно посещающих Торговый центр «Африка».

Выявленные нарушения в случае возникновения террористического акта и пожара создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также могут привести к значительному материальному ущербу, что подтверждается актами проверок и визуальных осмотров, заключением специалиста - государственного инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области.

Объективных доказательств, опровергающих установленные обстоятельства и вышеизложенные выводы суда, ответчиками не представлено.

Поскольку факт нарушения ответчиками требований законодательства о пожарной безопасности и об антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием граждан достоверно установлен, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Братска о возложении на Боброву Л.А., Никифорову Е.Н., ООО «Гермес», ООО «Стимул» обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК Российской Федерации).

Поскольку деятельность ответчика производится с нарушением противопожарного законодательства, в результате чего такая деятельность создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц, суд, учитывая положения ст. 1065 ГК Российской Федерации полагает необходимым запретить деятельность Торгового центра «Африка» по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, проспект Ленина, д. 31 до полного устранения вышеуказанных нарушений действующего законодательства в сфере противопожарной безопасности.

Доводы стороны ответчиков при определенных судом юридически значимых обстоятельствах по делу не имеют правового значения в рамках рассматриваемого спора.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Братска в интересах неопределенного круга удовлетворить.

Возложить на Боброву Людмилу Александровну, Никифорову Елену Николаевну, общество с ограниченной ответственностью «Гермес», общество с ограниченной ответственностью «Стимул» обязанность устранить выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, изложенные в заключении инспектора ОНД и ПР по г. Братску и Братскому району ГУ МЧС России по Иркутской области от 28.01.2019.

Приостановить эксплуатацию нежилых помещений, расположенных в нежилом здании Торгового центра «Африка» по адресу: г. Братск, жилой район Центральный, проспект Ленина, д. 31, находящихся в пользовании Никифоровой Елены Николаевны, общества с ограниченной ответственностью «Гермес», общества с ограниченной ответственностью «Стимул», и в которых размещены объекты с массовым пребыванием людей, до устранения выявленных в ходе проверки нарушений.

Взыскать с ответчиков Бобровой Людмилы Александровны, Никифоровой Елены Николаевны в доход федерального бюджета государственную пошлину по 300 руб., с ООО «Гермес», ООО «Стимул» по 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М. В. Широкова