ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2230/19 от 22.05.2019 Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

2-2230/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

«22» мая 2019 года

г.Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Агрба Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шелковской А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о взыскании денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о взыскании денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО является инвалидом I группы вследствие военной травмы, пенсионером МО РФ и получателем военной пенсии, а также компенсационных выплат в счет возмещения вреда здоровью. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 07.12.2006 с ФКУ «ВК РО» в пользу истца взыскана ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров начиная с 01.12.2006 в размере 1308,16 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда здоровью – 2180,26 руб. ежегодно с последующей индексацией в установленном законом порядке; единовременно задолженность за период с 01.11.2003 по 30.11.2006 – 52267,45 руб. Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17.09.2007 с ФКУ «ВК РО» в пользу истца взыскана ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1432,23 руб., а начиная с 01.10.2007 пожизненно с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда здоровью – 2387,4 руб.; единовременно задолженность по индексации за период с 01.01.2005 по 30.09.2007 – 1463,91 руб. ФИО полагал, что компенсационные выплаты производятся ответчиком не в полном объеме, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о выплате денежных средств в счет возмещения вреда здоровью и последующей индексации указанной суммы. По итогам рассмотрения поступившего заявления письмом от 31.10.2018 истцу отказано в удовлетворении требования. Полагая такой отказ незаконным, ФИО обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, проиндексированную на 01.02.2019, в сумме 2715,86 руб. ежемесячно, начиная с 01.05.2019 и пожизненно с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, проиндексированную на 01.02.2019 ежегодную денежную компенсацию на оздоровление – 4526,42 руб., начиная с 01.01.2019 и пожизненно с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременно задолженность по индексации по суммам входящих в объем возмещения вреда здоровью ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продтоваров за период с 01.05.2016 по 30.04.2019 в размере 40575,49 руб., ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за период с 2016 по 2018 в размере 4881,62 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в прядке ст. 167 ГПК РФ.

Представители истца по доверенности и ордеру в судебном заседании исковые требования поддержали и просили их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска. При этом указав, что ответчик не исполняет вступившее в законную силу решение суда.

Представитель ответчика по доверенности в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных истцом требований, просил в иске истцу отказать. В обоснование позиции представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 26.12.2002 г. N17-П и от 20.10.2010 г. N18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ч.1,3 ст.37, ч.1,2 ст.39, ч.1 ст.41, ч.1 ст.45,59 и п.«в,м» ст.71, влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы.

Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к усмотрению федерального законодателя, который, осуществляя на основании ст.76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.

Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых – в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.

Порядок индексации сумм в счет возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат регулируется положениями Закона РФ от 15.05.1991 N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ст.5)

Ч.3 ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливалось, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ФИО является инвалидом I группы вследствие военной травмы, пенсионером МО РФ и получателем военной пенсии, а также компенсационных выплат в счет возмещения вреда здоровью как участник подразделения особого риска.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 07.12.2006 г. с ФКУ «ВК РО» в пользу истца взыскана ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров начиная с 01.12.2006 в размере 1308,16 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда здоровью – 2180,26 руб. ежегодно с последующей индексацией в установленном законом порядке; единовременно задолженность за период с 01.11.2003 по 30.11.2006 – 52267,45 руб.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 17.09.2007 с ФКУ «ВК РО» в пользу истца взыскана ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1432,23 руб., а начиная с 01.10.2007 пожизненно с последующей индексацией в установленном законом порядке; в счет возмещения вреда здоровью – 2387,4 руб.; единовременно задолженность по индексации за период с 01.01.2005 по 30.09.2007 – 1463,91 руб.

Согласно справке военного комиссара г.Таганрога РО ФИО является пенсионером МО РФ и получает пенсию за выслугу лет, размер которой (с ежемесячными индексациями) с 01.01.2018 составляет 102 277,4 руб.

Согласно п.13 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п. п.1,2 ч.1 ст.13 настоящего Закона гарантируется ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей.

В соответствии со ст.39 названного Закона гражданам, указанным в п. п.1, 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам 1 и 2 групп - 500 руб.

Указанным выше Законом предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч.3 ст.5 Закона).

Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. N122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу ст. 3 Федерального закона от 07.08.2000. N122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. N82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 (т.е. исчисленных исходя из 83,49 руб.), а с 01.01.2001 - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Федеральным законом от 07.08.2000 N122-ФЗ в положения ст.14 и 39 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п.п.1,2 ч.1 ст.13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 500 руб.

Федеральным законом от 12.02.2001 N5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ФЗ от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2000 №О минимальном размере оплаты труда№ и от 07.08.2000 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» (п.2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом данным Постановлением признана неконституционной неопределенность механизма индексации из роста величины прожиточного минимума. В связи с чем Конституционный Суд РФ предоставил право судам выносить индивидуальные решения об индексации сумм возмещения вреда до определения законодателем механизма индексации.

Согласно ч.3 ст.5 Закона N1244-1 размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшимся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсации и иных выплат.

Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров на основании вышеизложенного индексируется путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.

Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации составляет 942,12 руб., ежегодная компенсация – 1570,19 руб.

Поскольку ФИО выплачиваемые суммы (ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации составляет 1432,23 руб., ежегодная компенсация – 2387,04 руб.) превышают установленные соответствующими постановлениями Правительства РФ, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных ФИО требований, поэтому требования истца суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые ФИО к ФКУ «Военный комиссариат Ростовской области» о взыскании денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2019.