ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2230/2023 от 25.07.2023 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Решение в окончательной форме изготовлено 25.07.2023 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2023 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Норбоевой Б.Ж., при помощнике судьи ФИО1, при секретаре судебного заседания Жамьянове А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2230/2023 по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ в интересах МО "Город Улан-Удэ" к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, возникшего в связи с предоставлением субсидий в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории МО "Город Улан-Удэ" частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш"

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ просит обязать Администрацию г. Улан-Удэ принять меры к урегулированию конфликта интересов, возникшего у председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофановой Т.Г. в связи с предоставлением Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ субсидий в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Счастливый малыш», руководителем и учредителем которого является дочь Митрофановой Т.Г. ФИО2, исключив возможность влияния Митрофановой Т.Г. на принятие решений о выделении субсидий, подписание соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш».

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проверкой в деятельности комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции. С 11.11.2019 г. Митрофанова Т.Г. назначена на должность председателя Комитета. В соответствии с постановлениями Администрации г. Улан-Удэ от 22.12.2017 №358, от 24.12.2021 №271 Комитетом предоставляются субсидии, направленные на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ». В 2019, 2020, 2021, 2022 гг. указанные субсидии предоставлялись Комитетом, в том числе частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Счастливый малыш», руководителем и учредителем которого является дочь председателя Комитета ФИО2 Положение о Комиссии утверждено постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 09.01.2019 г. №1. На заседании Комиссии 08.07.2020 г. рассмотрено уведомление председателя Комитета Митрофановой Т.Г. о возникшем конфликте интересов или угрозе его возникновения. По итогам заседания Комиссии от 08.07.2020 г. распоряжением и.о. мэра г. Улан-Удэ председатель Комитета Митрофанова отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), участия и проведения проверочных мероприятий в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш». Указанные обязанности возложены на заместителя председателя Комитета – начальника управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса Комитета ФИО3 В связи с нарушением порядка рассмотрения уведомления председателя Комитета, непринятием Администрацией г. Улан-Удэ мер к фактическому урегулированию конфликта интересов прокуратурой района 10.03.2023 г. первому заместителю мэра г. Улан-Удэ внесено представление, которое рассмотрено.На заседании Комиссии 07.04.2023 повторно рассмотрен вопрос о конфликте интересов Митрофановой Т.Г. Принято решение о внесении изменений в постановление Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271 в части формирования и утверждения распоряжением Администрации г. Улан-Удэ состава комиссии по предоставлению субсидий частным дошкольным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществления контроля за расходованием средств субсидий в целях исключения влияния председателя Комитета на принятыеназванной комиссией решения, после вступления в силу постановления Администрации города разработать соответствующие правовые акты, на момент проведения вышеуказанных мероприятий исключить возможность влияния муниципального служащего – председателя Комитета на принятие решений о выделении субсидий, подписания соглашений (дополнительных соглашений), проведения проверочных мероприятий в отношении частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей. Без внимания Комиссии, Администрации г. Улан-Удэ остался факт наличия организационно-распорядительных функций у председателя Комитета, позволяющих повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение заместителем председателя Комитета, иными работниками Комитета, участвующими в процессе предоставления субсидий частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Счастливый малыш», должностных обязанностей. Согласно должностной инструкции ФИО3, подписывающей соглашения от имени Комитета, в своей деятельности она непосредственно подчиняется председателю Комитета. Исходя из постановления Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271 (в действующей редакции), действовавшего до его принятия постановления от 22.12.2017 №358, состав Комиссии, рассматривающей заявки частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, проводящей проверку на предмет их соответствия установленным требованиям, принимающей решение о предоставлении (перерасчете) или отказе в предоставлении (перерасчете) субсидии, утверждается Комитетом. В состав вышеуказанной комиссии с 2019 г. входят работники Комитета, иные лица, не подчиненные председателю Комитета, в комиссии отсутствуют. Без внимания Комиссии оставлено, что Митрофановой Т.Г. уведомление о конфликте интересов направлено только 10.06.2020 г. с нарушением установленного пунктом 3 Порядка уведомления муниципальными служащими Администрации г. Улан-Удэ о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 17.12.2014 №342, срока. При этом конфликт интересов у нее возник со дня вступления в должность председателя Комитета. При принятии решения о приеме Митрофановой Т.Г. на должность председателя Комитета вопрос о возможном возникновении конфликта интересов Администрацией г. Улан-Удэ также не рассмотрен. Без внимания Комиссии, Администрации г. Улан-Удэ остался факт, что согласно п. 1.3 Порядка предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271, главным распорядителем бюджетныхсредств, осуществляющим предоставление субсидий, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете городского округа «Город Улан-Удэ» на цели, указанные в пункте 1.2 Порядка, является Комитет. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Осуществление контроля за целевым использованием субсидии, соблюдению условий ее предоставления получателями субсидий, предоставленных в целях созданий условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, относится к исключительной компетенции Комитета. В силу п. 5.3.20 Положения, председатель Комитета осуществляет права и несет обязанности распорядителя бюджетных средств. Названное обстоятельство не позволяет исключить возможный конфликт интересов даже при условии корректировки Порядка. Учитывая изложенное, в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона №273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения Митрофановой Т.Г. Исходя из требований БК РФ предотвращение или урегулирование конфликта интересов возможно при снятии с Комитета полномочий главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Принятые органом местного самоуправления меры не исключили возможность влияния муниципального служащего – председателя Комитета на принятие решений о выделении субсидий, подписание соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш».

В судебном заседании заместитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Гармажапова Е.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду представлены письменные возражения на отзыв Администрации г. Улан-Удэ, согласно которым приказом и.о. председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от 07.07.2023 №672 создана Комиссия Комитета по контролю (мониторингу) в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш» и утвержден ее состав. Согласно приказу от 07.07.2023 №672 приказ издан в соответствии с пунктом 4.1.7 Положения о Комитете, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2017 №308-29, пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях созданий условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории МО Городской округ «Город Улан-Удэ», утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271. В соответствии с приложением к приказу от 07.07.2023 №672 председателем Комиссии является заместитель председателя Комитета по социальной и молодежной политике Администрации г. Улан-Удэ ФИО5 (по согласованию). В состав Комиссии включены начальник отдела дошкольного образования Комитета, начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), консультанты Бюджетного управления Комитета по финансам и Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма Администрации г. Улан-Удэ, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета (секретарь Комиссии), председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию). Названный приказ противоречит федеральному законодательству. Создание Комиссии, передаче ей полномочий главного распорядителя бюджетных средств, возложение на нее обязанности по осуществлению контроля, мониторинга в отношении получателя субсидии частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш» противоречит требованиям бюджетного законодательств, из положений которого следует, что осуществление контроля за соблюдением порядка и условий предоставления субсидий и мониторинга достижения результатов ее предоставления относится к исключительной компетенции главного распорядителя бюджетных средств. Включение в состав Комиссии начальника и иных представителей Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ нарушают принципы контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. К полномочиям Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ относится, в том числе осуществление муниципального финансового контроля в отношении Комитета при реализации последним полномочий главного распорядителя бюджетных средств по предоставлению субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Включение представителей органа внутреннего муниципального финансового контроля в состав Комиссии нарушает принцип независимости. Оспариваемый приказ Комитета от 07.07.2023 №672 не отвечает принципам определенности, из его содержания не следует, какие конкретно полномочия осуществляет Комиссия в части контроля (мониторинга) в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш». Аналогичные нарушения в части нарушения принципа независимости органа финансового контроля допущены при принятии Комитетом приказа от 07.07.2023 №673. Приказом и.о. председателя Комитета от 07.07.2023 №673 «О создании Комиссии» создана Комиссия Комитета по рассмотрению заявки частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш» на предоставление субсидии, направленной на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» и утвержден ее состав. В соответствии с приложением к приказу от 07.07.2023 №673 председателем Комиссии является заместитель председателя Комитета по социальной и моложеной политике Администрации г. Улан-Удэ ФИО5 (по согласованию). В состав Комиссии включены начальник отдела дошкольного образования Комитета, начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), консультанты Бюджетного управления Комитета по финансам и Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма Администрации г. Улан-Удэ, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета (секретарь Комиссии), председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).Включение в состав указанной комиссии представителей Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ противоречат пунктам 2.5, 3.38, 3.40, 3.41, 3.45 Положения о Комитете по финансам Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.06.2017 №326-31, пункту 3 статьи 29, статье 31 Положения о бюджетном процессе в городе Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.06.2017 №324-31, пунктам 1,2 статьи 266.1 БК РФ, пунктам 3 и 5 Федерального стандарта. Приказы не соответствуют бюджетному законодательству, применению не подлежат. Созданная в соответствии с приказом Комитета от 07.07.2023 №673 Комиссия в соответствии с БК РФ, общими требованиями может только рассматривать и оценивать предложения (заявки) участников отбора. Решение о предоставлении, отказе в предоставлении субсидии принимается Комитетом как главным распорядителем бюджетных средств. Конфликт интересов, возникший у председателя Комитета Митрофановой Т.Г. в связи с предоставлением Комитетом субсидий в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Счастливый малыш», руководителем и учредителем которого является дочь Митрофановой Т.Г. ФИО2 не является урегулированным. Положение о Комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов уведомления утверждено постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 09.01.2019 г. №1. В соответствии с пунктом 11 Положения о комиссии заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности муниципальной службы в Администрации г. Улан-Удэ, недопустимо. Согласно распоряжению Администрации г. Улан-Удэ от 20.09.2022 №702-р, опубликованному на официальном сайте города, в состав комиссии включены 12 членов. Вопреки пункту 11 Положения о комиссии заседание 06.07.2023 проведено в составе 6 человек, т.е. неправомочном составе. Незаинтересованные лица, не замещающие должности в Администрации г. Улан-Удэ и подведомственных ей учреждений, в комиссии участия не принимали. Решение мэра, уведомление к возражениям к иску ответчиком не приложено. В связи с поступлением в прокуратуру района обращения ФИО6 прокуратурой района организована проверка в деятельности комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, Комитета. По итогам проверки установлены нарушения порядка рассмотрения комиссией Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов уведомления Митрофановой Т.Г., факт непринятия Администрацией г. Улан-Удэ достаточных мер в целях урегулирования возникшего конфликта интересов. По итогам проверки 10.03.2023 г. в Администрацию г. Улан-Удэ внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. В связи с непринятием Администрацией г. Улан-Удэ достаточных мер в целях урегулирования возникшего конфликта интересов в суд направлено исковое заявление. Ранее органами прокуратуры республики в отношении Комитета проводились проверки по иным основаниям. В отношении комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов проверки не проводились. Просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Манханова Б.Б. в судебном заседании возражала против доводов искового заявления, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Суду пояснила, что председателем Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофановой Т.Г. работодателю направлено уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов было рассмотрено Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Комиссией принято решение об освобождении председателя Комитета по образованию от подписания соглашений (дополнительных соглашений) о предоставлении субсидии в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории МО ГО «Город Улан-Удэ» частному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Счастливый малыш». Не согласившись с принятым работодателем мерами по урегулированию конфликта интересов прокурором Советского района г. Улан-Удэ в адрес Администрации г. Улан-Удэ внесено представление от 10.03.2023 г. с требованиями принять меры к урегулированию конфликта. Представление прокурора Советского района г. Улан-Удэ рассмотрено с участием прокурора. В целях исполнения требований представления прокурора Советского района г. Улан-Удэ Администрацией г. Улан-Удэ подготовлен проект постановления «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории МО ГО «Город Улан-Удэ», утвержденный Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271. По итогам проведения прокуратурой Республики Бурятия экспертизы проекта постановления Администрации г. Улан-Удэ «О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории МО ГО «Город Улан-Удэ», утвержденный Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271 получено отрицательное заключение на проект. Согласно замечаний к проекту нормативного правового акта Прокуратуры РБ от 30.05.2023 г. ... предлагаемая редакция Проекта не позволяет обеспечить прозрачность и отсутствие конфликта интересов должностных лиц Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ в сфере оказания мер государственной поддержки частным образовательным организациям, в том числе по причине неконкретизации состава комиссии и оставления полномочий по контролю за соблюдением получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления за Комитетом по образованию. В связи с указанными замечаниями Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов 06.07.2023 г. повторно проведено заседание. Согласно решению Комиссии от 06.07.2023 г. №61 принято решение принять следующие меры, исключающие возможность влияния Митрофановой Т.Г. на принятие решений о выделении субсидии, подписание соглашений (дополнительных соглашений), проведение проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», а именно, Приказом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ создана Комиссия по рассмотрению заявки ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» на предоставлении субсидии с включением в состав такой Комиссии должностных лиц Комитета по образованию и иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, в т.ч. органа внутреннего финансового контроля – Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ, общественного контроля по согласованию в составе не менее 7 человек. При этом количественный состав должностных лиц Комитета по образованию должен составлять не более 1/3 от общего числа членов Комиссии. Кроме этого, приказом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ создана Комиссия по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» с включением в состав такой Комиссии должностных лиц Комитета по образованию и иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, в т.ч. органа внутреннего финансового контроля – Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ, общественного контроля, по согласованию, в составе не менее 7 человек. При этом, количественный состав должностных лиц Комитета по образованию должен составлять не более 1/3 от общего числа членов Комиссии. В распоряжение Администрации г. Улан-Удэ о наделении заместителя председателя Комитета по образованию – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса полномочиями по подписанию Соглашения (дополнительных соглашений) о предоставлении субсидии ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» внесены изменения в части дополнения полномочиями по подписанию приказов Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ о создании Комиссии по рассмотрению заявки ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» и о создании Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», а также иных документов, связанных с предоставлением субсидии ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш». Предусмотренная частью 3 статьи 11 ФЗ №273 обязанность работодателя принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является исключительной компетенцией работодателя. Работодателем приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов самостоятельно исходя из конкретной ситуации. Указанные меры по созданию Комиссии по рассмотрению заявки ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» и о создании Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» с количественным составом должностных лиц Комитета по образованию не более 1/3 и включением в состав Комиссий иных структурных подразделений, а также общественности позволят исключить возможность влияния на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение работниками Комитета, участвующих в процессе предоставления субсидии ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» должностных обязанностей. Контроль (мониторинг) соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления Субсидий не является исключительной компетенцией главного распорядителя бюджетных средств – Комитета по образованию, доводы в указанной части являются необоснованными. Создание Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» позволит усилить контроль за получателем субсидии, а также обеспечит контроль за главным распорядителем бюджетных средств со стороны иных структурных подразделений администрации г. Улан-Удэ. Полномочия заместителя председателя Комитета по образованию – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса дополнены полномочиями по подписанию приказов Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ о создании Комиссии по рассмотрению заявки ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» и о создании Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», а также иных документов, связанных с предоставлением субсидии ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш». Посредством принятых мер, Митрофанова Т.Г. отстранена от совершения всех возможных действий в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», с которым у председателя Комитета связан конфликт интересов. Возможность влияния на совершение действий заместителем председателя Комитета по образованию – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса в отношении детского сада исключена, поскольку решения принимаются Комиссиями, в состав которых входят должностные лица иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ, а также представители общественности. Замечания прокуратуры Республики Бурятия в части неконкретизации состава комиссии и оставления полномочий по контролю за соблюдением получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления за Комитетом по образованию устранены. Ссылается на пункт 2 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года, утвержденного решением Конституционного Суда РФ от 23.04.2015 г., в котором Конституционный Суд РФ признал оспоренные законоположения не противоречащими Конституции РФ также в той мере, в какой они, в том числе не допускают проведение органами прокуратуры повторной проверки, осуществляемой в связи с фактами, указывающими на предполагаемые нарушения законов, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая квалификация, за исключением проверки устранения нарушений законов, проводимой в разумный после их выявления срок. Проведение повторной проверки на предмет соблюдения антикоррупционного законодательства в отношении председателя Комитета по образованию является незаконным. Ранее проведенная прокуратурой проверка в 2022 г. не выявила нарушений антикоррупционного законодательства, по итогам которой дана правовая квалификация, требований об устранении нарушений норм антикоррупционного законодательства не поступало. Полагает, что Администрацией г. Улан-Удэ приняты меры к урегулированию конфликта интересов, оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется. Доводы представителя прокуратуры в части неправомочности состава Комиссии и состава Комиссии согласно распоряжению от 20.09.2022 г., необоснованны, поскольку указанное распоряжение утратило силу. В настоящее время действует распоряжение Администрации г. Улан-Удэ №185-р. В Комиссии участвовало 8 человек, что является 2/3 от всех членов Комиссии. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Митрофанова Т.Г. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена, ранее суду направлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя по доверенности.

Представитель Митрофановой Т.Г. по доверенности Лукьянчук А.В. в судебном заседании возражал против доводов искового заявления прокурора, суду пояснил, что работодателем Митрофановой Т.Г. приняты достаточные меры для исключения конфликта интересов, поскольку в состав Комиссии включены специалисты Комитета по образованию в меньшинстве и они не могут влиять на принятие решений, потенциальный конфликт интересов отсутствует.Действительно, ФИО2 является дочерью Митрофановой Т.Г., однако из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», с 18.04.2023 г. ФИО2 является учредителем данного юридического лица, однако не является руководителем, следовательно, не имеет возможности получения какой-либо выгоды от деятельности учреждения. Администрация г. Улан-Удэ, являясь представителем нанимателя в отношении муниципального служащего Митрофановой Т.Г. приняла все возможные и необходимые меры, которые позволяют полностью исключить возможность влияния на получение субсидий ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш». Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Протокольным определением суда от 17.07.2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш».

Представители ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Протокольным определением суда от 18.07.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ.

Представитель МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Манханова Б.Б. в судебном заседании возражала против доводов искового заявления, суду пояснила, что Комитет по образованию является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляет субсидию в соответствии Постановлением №271 Администрации г. Улан-Удэ. Предоставление субсидии осуществляется на основании решения Комиссии, которое утверждается приказом Комитета по образованию. На сегодняшний день в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» издано два приказа об исполнении протокольного решения Комиссии по урегулированию споров, считает, что меры по урегулированию конфликта приняты и на данный момент Комитет по образованию руководствуется Приказом № 672, Приказом № 673 от 07.07.2023 года

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в прокуратуру Советского района г. Улан-Удэ обратилась генеральный директор АНО ЧОО начальная школа-детский сад «Планета детства» ФИО6 с требованиями о проведении прокурорской проверки на предмет соблюдения председателем Комитета по образованию Митрофановой Т.Г. и специалистов дошкольного отдела требований Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Прокурором Советского района г. Улан-Удэ 20.02.2023 г. №22 принято решение о проведении проверки в Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ на предмет выявления фактов и обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) нарушений законодательства об образовании, бюджетного законодательства.

Кроме этого, Прокурором Советского района г. Улан-Удэ 01.03.2023 г. №23 принято решение о проведении проверки в отношении Комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

По результатам проведенной прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ проверки в адрес первого заместителя мэра г. Улан-Удэ ФИО9 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции на основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ представляет собой деятельность органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Из содержания ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Закона, под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Положениями ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции").

В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

По делу следует, что приказом Комитета по образованию №163 от 27.02.2018 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО10 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО12 – главный специалист правового комитета.

Приказом Комитета по образованию №534а от 04.06.2018 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО10 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО13 – главный специалист отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №1282 от 29.12.2018 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО10 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО14 – главный специалист отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №686/а от 01.07.2019 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО10 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО15 – консультант отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №804/а от 13.08.2019 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО10 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО16 – консультант отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №1046 от 16.10.2019 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО16 – председатель комиссии, и.о. начальника отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО17 – главный специалист дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №6 от 10.01.2020 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО18 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО19 – главный специалист отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №150 от 16.02.2021 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО18 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО17 – главный специалист отдела дошкольного образования, ФИО19 – главный специалист дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №176 от 01.03.2021 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО20 – председатель комиссии, и.о. начальника отдела дошкольного образования; ФИО11 – начальник отдела экономики и финансов; ФИО17 – главный специалист отдела дошкольного образования, ФИО19 – главный специалист дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №1016/а от 16.11.2021 г. создана Комиссия Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на субсидирование частных дошкольных образовательных организаций, утвержден состав комиссии: ФИО20 – председатель комиссии, начальник отдела дошкольного образования; ФИО19 – секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования. Члены комиссии: ФИО11 – заместитель председателя Комитета – начальник Управления экономики и финансов; ФИО21 – главный специалист отдела дошкольного образования.

Приказом Комитета по образованию №1168 от 30.12.2021 г. утверждено Положение о Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».

В п. 2 данного приказа указано, что создан и утвержден состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».

В Приложении №1 к приказу от 30.12.2021 г. №1168 предусмотрено Положение о Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявок на предоставление субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ».

Из п. 1.2 Положения о Комиссии следует, что состав Комиссии утверждается приказом Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ.

В силу п. 1.3 Положения о Комиссии, комиссия является коллегиальным органом и действует на постоянной основе.

В разделе 2 Положения о Комиссии отражены функции Комиссии, к которым относятся: рассмотрение поступивших заявок, уведомлений частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей на предоставление субсидий; проверка на предмет соответствия предоставленных документов и частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей требованиям Порядка предоставления субсидий; принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии; рассмотрение письменных обращений по вопросу предоставления субсидий.

В разделе 3 Положения о Комиссии указан регламент работы комиссии, в соответствии с которым, решение комиссии принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Комиссии. При равенстве числа голосов «за» и «против» мнение председателя Комиссии является решающим.

В состав Комиссии включены ФИО3 – председатель комиссии, заместитель председателя Комитета, начальник Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса; ФИО19 – секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования; Члены комиссии: ФИО11 – заместитель председателя Комитета – начальник Управления экономики и финансов; ФИО20 – начальник отдела дошкольного образования; ФИО13 – начальник отдела учета и отчетности Управления экономики и финансов; ФИО21 – главный специалист отдела дошкольного образования.

Из материалов дела следует, что Митрофанова Т.Г. с 11.11.2019 г. назначена на должность председателя Комитета по образованию.

11.11.2019 г. между МО Городской округ «Город Улан-Удэ» в лице мэра г. Улан-Удэ ФИО22 (работодатель) и Митрофановой Т.Г. (муниципальный служащий) заключен трудовой договор №39, по условиям которого, муниципальный служащий назначается на высшую должность муниципальной службы председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ и обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с Положением об Администрации г. Улан-Удэ, Положением оКомитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ», должностной инструкцией, работодатель обязуется обеспечивать муниципальному служащему необходимые условия для работы, выплачивать денежное содержание и предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами о муниципальной службе.

В силу п. 1.3 Трудового договора, трудовой договор заключается на неопределенный срок.

В соответствии с пп. 11 п. 2.3 Трудового договора, муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Аналогичная обязанность предусмотрена п. 3.8 Должностной инструкции председателя МУ «Комитет по образованию» Администрации г. Улан-Удэ, с которой Митрофанова Т.Г. ознакомлена 11.11.2019 г.

Во исполнение указанных обязанностей, председатель Комитета по образованию Митрофанова Т.Г. обратилась к работодателю – мэру г. Улан-Удэ ФИО22 10.06.2020 г. с уведомлением о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, в котором указала, что с июля 2015 г. в г. Улан-Удэ осуществляет деятельность ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш», собственником и директором которого является ее дочь ФИО2 ЧДОУ с июня 2018 года является получателем субсидий на уход и присмотр из средств республиканского и местного бюджетов, получение бюджетных средств ЧДОУ осуществляется задолго до ее назначения на должность председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ. До подачи уведомления, ею не было подписано ни одно соглашение с указанным ЧДОУ, в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы. В силу действующих нормативных актов, она не наделена полномочиями, позволяющими ей оказывать кому-либо предпочтение при принятии решений о выделении субсидии, либо отказывать в предоставлении субсидии, в том числе родственникам. При этом с целью исключения любой вероятности возникновения конфликта интересов, предложила принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а именно, п. 5.5 Положения о Комитете по образованию г. Улан-Удэ дополнить следующим абзацем – «В отсутствие председателя Комитета, заместителя председателя – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса обязанности председателя исполнят заместитель председателя – начальник Управления экономики и финансов со всеми правами, обязанностями и функционалом, предоставленными председателю Комитета, на основании распоряжения Администрации г. Улан-Удэ», п. 5.9 изложить в следующей редакции – «Право первой подписи имеют: председатель Комитета, заместитель председателя Комитета – начальник Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса в случае исполнения обязанности председателя Комитета; заместитель Председателя Комитета – начальник Управления экономики и финансов в случае исполнения обязанностей председателя Комитета»; право второй подписи имеют – начальник отдела учета и отчетности, консультант отдела учета и отчетности в случае исполнения обязанностей начальника отдела учета и отчетности». Председатель Комитета вправе приказом Комитета делегировать заместителям председателя Комитета полномочия по подписанию финансовых документов.

Из представленной в материалы дела Выписки из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов №44 от 07.07.2020 г. следует, что Комиссия рекомендовала мэру г. Улан-Удэ дать поручение Комитету по образованию подготовить распоряжение Администрации г. Улан-Удэ, в котором в целях профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе принять меры по предотвращению вероятности возникновения конфликтаинтересов в виде распоряжения Администрации г. Улан-Удэ об отстранении муниципального служащего (председателя комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофановой Т.Г. от принятия решения о выделении субсидии, подписания соглашений и дополнительных соглашений, от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» и возложить данную обязанность на заместителя председателя Комитета – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 16.07.2020 г. №639-р муниципальный служащий – председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофанова Т.Г. отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш».

В п. 2 указанного распоряжения обязанность подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш» возложена на заместителя председателя – начальника Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ ФИО3

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 17.02.2023 №106-р, в распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 16.07.2020 г. №639-р внесены изменения, в пункте 2 слово ФИО3 исключено.

Из представленной в материалы дела Выписки из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов №59 от 07.04.2023 г. следует, что на повестке заседания (2 вопрос) – повторное рассмотрение вопроса о возникновении личной заинтересованности у председателя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофановой Т.Г., которая может привести конфликту интересов и принятии мер к урегулированию конфликта интересов.

По итогам заседания, Комиссией принято единогласное решение о принятии следующих дополнительных мер – разработать в срок до 21.04.2023 г. и утвердить в установленном порядке в «Порядок предоставления субсидий, направленных на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «ГородУлан-Удэ», утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 24.12.2021 №271, в части формирования и утверждения состава Комиссии по предоставлению субсидий Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ, осуществления контроля (мониторинга) за соблюдением условий, целей и порядка предоставления Субсидий и ответственности за их нарушение, исключив подведомственность Комиссии по предоставлению субсидии Комитету и невозможность работников Комитета влиять на решения, принимаемые Комиссией по предоставлению субсидий. В течение 5 рабочих дней после вступления в силу изменений в ПАГ от 24.12.2021 №271 разработать соответствующие правовые акты для реализации мероприятий, указанных в п. 2.1 и утвердить в установленном порядке. На период проведения мероприятий в соответствии с п. 2.1, 2.2. исключить возможность влияния муниципального служащего – председателя Комитета по образованию Митрофанову Т.Г. на принятие решений о выделении субсидии, подписания соглашений (дополнительных соглашений), проведения проверочных мероприятий в отношении частных дошкольных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, на территории МО городской округ «Город Улан-Удэ».

Из представленных в материалы дела Соглашений о предоставлении субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги по дневному присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, направленных на возмещение части затрат при создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» от 17.02.2021 г. №2021-ЧД/17, издополнительного соглашения №10 к Соглашению от 17.02.2021 г. №ЧД/17, от 20.01.2022 г. №2022-ЧД/17 следует, что указанные Соглашения, дополнительное соглашение заключены между Комитетом по образованию Администрации г. Улан-Удэ в лице заместителя председателя ФИО3 и ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» в лице директора ФИО2, во исполнение Распоряжения Администрации г. Улан-Удэ от 16.07.2020 г. №639-р, которым председатель Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Митрофанова Т.Г. была отстранена от подписания соглашений (дополнительных соглашений), от участия и проведения проверочных мероприятий в отношении Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Счастливый малыш».

Кроме этого, распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 16.01.2019 г. №14-р утвержден состав комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов согласно приложению к настоящему распоряжению.

В п. 2 указанного распоряжения указано, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 23.08.2018 №629-р признан утратившим.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 28.02.2019 г. №137-р утвержден состав комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов согласно приложению к настоящему распоряжению.

В п. 2 указанного распоряжения указано, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 16.01.2019 №14-р признан утратившим.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 13.02.2020 г. №115-р утвержден состав комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов согласно приложению к настоящему распоряжению.

В п. 2 указанного распоряжения указано, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 28.02.2019 №137-р признан утратившим.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 02.06.2021 г. №488-р утвержден состав комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов согласно приложению к настоящему распоряжению.

В п. 2 указанного распоряжения указано, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 13.02.2020 №115-р признан утратившим.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 22.06.2021 г. №565-р утвержден состав комиссии Администрации г. Улан-Удэ по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов согласно приложению к настоящему распоряжению.

В п. 2 указанного распоряжения указано, что распоряжение Администрации г. Улан-Удэ от 02.06.2021 №488-р признан утратившим.

Согласно статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273 "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно п. 4.1.7 Положения о Комитете по образованию Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 16.03.2027 №308-29, Комитет вправе создавать советы, комиссии, группы, в том числе межведомственные, в соответствующей сфере деятельности, создание, реорганизация и ликвидация которых оформляются локальными актами Комитета.

Приказом Комитета по образованию №672 от 07.07.2023 г. создан и утвержден состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по контролю (мониторингу) в отношении частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш» согласно приложению к Приказу.

Из Приложения от 07.07.2023 г. №672 следует, что в состав Комиссии входят ФИО5 – председатель Комиссии, заместитель председателя Комитета по социальной и моложеной политике Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), ФИО20 – начальник отдела дошкольного образования Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, ФИО23 – начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), ФИО24 – консультант Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (согласованию), ФИО25 – консультант Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма (по согласованию), ФИО21 – секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию, ФИО26 – председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).

Кроме этого, приказом Комитета по образованию №673 от 07.07.2023 г. создан и утвержден состав Комиссии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ по рассмотрению заявки частного дошкольного образовательного учреждения «Счастливый малыш» на предоставление субсидии, направленной на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» согласно Приложению к настоящему Приказу.

Согласно Приложению от 07.07.2023 г. №673 в состав Комиссии входят ФИО5 – председатель Комиссии, заместитель председателя Комитета по социальной и моложеной политике Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), ФИО20 – начальник отдела дошкольного образования Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, ФИО23 – начальник Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), ФИО24 – консультант Бюджетного управления Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ (по согласованию), ФИО25 – консультант Управления муниципальной экономики Комитета экономического развития и туризма (по согласованию), ФИО21 – секретарь комиссии, главный специалист отдела дошкольного образования Комитета по образованию, ФИО26 – председатель общественной палаты г. Улан-Удэ (по согласованию).

Таким образом, количественный состав должностных лиц Комитета по образованию составляет не более 1/3 от общего числа членов Комиссии.

Анализируя положения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", суд приходит к выводу о том, что законодатель предоставил организации, в зависимости от специфики ее деятельности и организационно-правовой формы, иных особенностей, в том числе исходя из конкретной ситуации, возможность выбора мер по предупреждению коррупции.

Суд соглашается с доводами представителя Администрации ... о том, что принятые работодателем меры в части утверждения количественного состава должностных лиц Комитета по образованию не более 1/3 и включением в состав Комиссий иных структурных подразделений, а также общественности позволяют исключить возможность влияния на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение работниками Комитета, в процессе предоставления субсидии ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» должностных обязанностей, по мнению суда, ответчиком приняты надлежащие меры по урегулированию возникшего конфликта интересов, в принятых им в локальных нормативных актах.

Суд принимает во внимание, что прокурором подано административное исковое заявление о признании незаконными приказов Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ от 07.07.2023 г. №672 «О создании Комиссии», №673 «О Создании Комиссии», однако ходатайств о приостановлении производства по данному делу, прокурором не заявлено.

Доводы прокурора о том, что изданные приказы противоречат федеральному законодательству, а именно требованиям Бюджетного кодекса РФ, суд признает несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 38 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

В соответствии с частью 2 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетные органы осуществляют бюджетные полномочия по аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом N 6-ФЗ.

Из приведенных правовых предписаний федерального законодателя следует, что принципы организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и самостоятельности осуществления его деятельности выражаются в наделении его специальным статусом органа внешнего муниципального финансового контроля, самостоятельным составом, особыми полномочиями и правами, что не предполагает формирования его из членов другого органа местного самоуправления и включения его в состав такого органа.

Из Положения о Комитете по финансам Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.06.2017 №326-31 следует, что Комитет является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления функций управления в сфере организации бюджетного процесса и проведения единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в городе Улан-Удэ. Комитет является финансовым органом городского округа "Город Улан-Удэ".

Основными задачами Комитета являются: 2.1. Составление проекта бюджета г. Улан-Удэ на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством. 2.2. Организация исполнения бюджета г. Улан-Удэ. 2.3. Составление отчета об исполнении бюджета г. Улан-Удэ. 2.4. Управление муниципальным долгом г. Улан-Удэ. 2.5. Осуществление внутреннего муниципального финансового контроля. 2.6. Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии со ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов; контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов; контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета; контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 269.3 Бюджетного кодекса РФорганы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами, организации и должностные лица обязаны представлять по запросам органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информацию, документы и материалы, необходимые в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, в отношении которого проводятся проверка, ревизия, обследование.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на формирование и включение в состав Комиссии органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а, следовательно, включение в состав таких Комиссий представителей Комитета по финансам Администрации г. Улан-Удэ, не может квалифицироваться как нарушение федерального законодательства, напротив, создание Комиссии по контролю (мониторингу) в отношении ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» с включением в состав представителей Комитета по финансам, осуществляющим задачи по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, позволит усилить контроль за получателем субсидии, а также позволит обеспечить надлежащий контроль за главным распорядителем бюджетных средств со стороны иных структурных подразделений Администрации г. Улан-Удэ.

То обстоятельство, что уведомление о конфликте интересов Митрофановой Т.Г. направлено только 10.06.2020 г., с нарушением установленного пунктом 3 Порядка уведомления муниципальными служащими Администрации г. Улан-Удэ о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 17.12.2015 г. №342, срока, не может являться достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований прокурором, учитывая, что указанное уведомление было рассмотрено Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, являющимся коллегиальным органом местного самоуправления.

Кроме этого, суд считает обоснованными доводы представителя Митрофановой Т.Г. о том, что потенциальная ситуация конфликта интересов в настоящее время отсутствует, поскольку ФИО2, являясь учредителем ЧДОУ «Детский сад «Счастливый малыш» не имеет возможности получения какой-либо выгоды от деятельности учреждения.

Из представленной в материалы дела Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.07.2023 г. установлено, что лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица с 17.04.2023 г. является ФИО27

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора Советского района г. Улан-Удэ, исходя из предмета заявленных требований, а также принятых работодателем мер к урегулированию конфликта интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах МО "Город Улан-Удэ" к Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192) о возложении обязанности по принятию мер к урегулированию конфликта интересов, возникшего в связи с предоставлением субсидий в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста на территории МО "Город Улан-Удэ" частного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Счастливый малыш" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Б.Ж. Норбоева