№2-2231/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2018 года г.Орёл
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Гребеньковой А.Е.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Орловского областного Совета народных депутатов ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным отказа в установлении выплаты, обязании назначить выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным отказа в установлении выплаты, обязании назначить выплаты. В обоснование иска указал следующее.
Он являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГ на непостоянной основе.
С ДД.ММ.ГГ ему была назначена страхования пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГ он обратился в Департамент социальной защиты населения с заявлением о назначении ему дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и представил необходимые документы.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГ он был уведомлен о том, что, что права на указанные выплаты он не имеет, поскольку в период осуществления полномочий депутата занимал должность на непостоянной основе.
Истец не согласился с отказом Департамента. Указал, что в период осуществления полномочий депутата ДД.ММ.ГГ и назначения трудовой пенсии по старости он соответствовал критериям её назначения, предусмотренным п.7 ст.21 Закона Орловской области № 21-ОЗ в редакции, действовавшей на тот период – являлся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещал данную должность не менее трех лет, изменения законодательства не могут распространятся на ранее возникшие правоотношения. В связи с этим просил суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования. Дополнительно пояснил следующее.
ДД.ММ.ГГ он письменно обратился в Орловский областной Совет народных депутатов с заявлением о выдаче ему справки о среднемесячном заработке депутата, необходимой для назначения такой выплаты. Ему был дан письменный ответ, в котором фактически запрошенная информация не содержалась. ДД.ММ.ГГ он обратился в Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области с заявлением о назначении указанной выплаты, приложил вышеуказанный ответ Орловского Облсовета. Документы рассматривались работником Департамента, в приёме документов было отказано по причине отсутствия справки о среднемесячном заработке. Фактически необходимая справка о среднемесячном заработке была получена истцом лишь ДД.ММ.ГГ, после чего истец представил в Департамент весь необходимый пакет документов для назначения выплаты. Указал, что право на указанные выплаты возникло у него с момент назначения страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГ, и до внесения изменения и вышеуказанный Закон Орловской области, он не мог собрать полный пакет документов, необходимых для назначения пенсии, по причинам, от него не зависящим, в связи с чем полагал свои требования правомерными.
Представитель административного ответчика ФИО2 требования административного иска не признала, пояснила, что Закон Орловской области № 21-ОЗ в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 за назначением доплаты к пенсии – ДД.ММ.ГГ, с учётом внесенных в него изменений, уже не предоставлял такое право лицам, избиравшимся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области на непостоянной основе. Указанные правоотношения носят длящийся характер, в связи с чем изменения в Закон Орловской области № 21-ФЗ распространяются и на ранее возникшие правоотношения.
Представитель заинтересованного лица Орловского областного Совета народных депутатов ФИО3 по вопросу принятия судебного решения полагался на усмотрение суда.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).
Статьей 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.
Закон Орловской области № 21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 Закона № 21-03 (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу страховой пенсии по старости – 31.01.2016 года) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях. Таким образом, момент возникновения права на указанные выплаты связывается законом с возникновением права на трудовую пенсию по старости.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Истец ФИО1 являлся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов в период с ДД.ММ.ГГ, осуществлял полномочия на непостоянной основе (л.д.8).
С ДД.ММ.ГГ ему была назначена страхования пенсии по старости (л.д.9).
ДД.ММ.ГГ обратился в Орловский областной Совет народных депутатов с заявлением о выдаче ему справке о среднемесячном заработке, необходимой для назначения доплаты к пенсии.
Письмом от ДД.ММ.ГГ ему был сообщён размер его среднемесячного заработка, также ему были разъяснены положения новой редакции ч.7 ст.21 Закона № 21-ОЗ.
Справка с подтверждением периодов осуществления полномочий депутата, с указанием размера среднемесячного заработка, фактически была выдана истцу ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в Департамент социальной защиты населения с заявлением о назначении ему указанной выплаты.
Письмом Департамента от ДД.ММ.ГГ истцу было отказано в назначении выплаты, поскольку полномочия депутата осуществлялись им на непостоянной основе.
Данные обстоятельства подтверждены участниками процесса, материалами дела.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-03 «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».
Согласно внесенным изменениям право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета возникло у ФИО1 с момента назначения ему трудовой пенсии по старости (ДД.ММ.ГГ), о таком праве он заявил до внесения изменений в Закон Орловской области 21-ОЗ, обратившись ДД.ММ.ГГ в Орловский областной Совет народных депутатов с заявлением о предоставлении необходимых документов, на момент назначения трудовой пенсии по старости истец соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации. Федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-03, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-03, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного акта в законную силу.
При таком положении и с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Таким образом, исковое заявление ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что на основании ст.333.36 Налогового Кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины, уплаченная им сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> взысканию с ответчика не подлежит, истец имеет право на возврат данной суммы как излишне уплаченной, в соответствии с положениями ст.333.40 Налогового Кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области о признании права на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным отказа в установлении выплаты, обязании назначить выплаты – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области в назначении ФИО1 дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ.
Признать за ФИО1 право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств бюджета Орловской области, предусмотренное частью 7 статьи 21 Закона №21-ОЗ.
Возложить на Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области обязанность назначить ФИО1 выплату дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета с момента обращения – с ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Т.А. Михеева