ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2231/2021 от 25.05.2021 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

32RS0027-01-2020-014857-18

2-2231/2021

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

25 мая 2021 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе

председательствующего судьи Сочень Т.Ю.,

при секретаре Нехаевой Ю.А.,

с участием истца Леонова А.А.,

представителя ответчика, действующего на основании доверенности № 1а-21/88 от 25.12.2020 года, Ладыгина В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова Алексея Анатольевича к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Брянск» о признании задолженности отсутствующей, взыскании переплаты,

УСТАНОВИЛ:

Леонов А.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является собственником квартиры, расположенной <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата>. 01.04.2020 года истек срок проведения поверки счетчика газа - NPM G4 (заводской №...), установленного <адрес>.

Указывает, поскольку на территории Брянской области был введен режим повышенной готовности на основании постановления Правительства Брянской области от 17.03.2020 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» он не должен был покидать место проживания (пребывания) в соответствии с пунктом 3.6. данного постановления Правительства Брянской области за исключением ряда случаев, указанных в пунктах 3,6.1. - 3.6.11. Поверка счетчика в данных пунктах указана не была, и соответственно он не мог в нарушение постановления Правительства Брянской области от 17.03.20200 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» заниматься поверкой. В квитанции на оплату газа за апрель 2020 года истцу был выставлен счет не по показаниям счетчика, а по нормативам потребления газа на сумму 3641 руб. 48 коп. В последующие месяцы счет выставлялся также по нормативам потребления газа. 08.07.2020 г. истец обратился с письмом по электронной почте к начальнику территориального отдела реализации газа Советского района г. Брянска К.. В ответе от 23.07.2020 № 14-01-01/4397 на заявление истца о том, чтобы принимать показания расхода газа по прибору учета, а не по нормативам потребления было отказано. 14.08.2020 г. была произведена замена старого газового счетчика на новый и сняты показания старого счетчика (19383 м3). Справка ФЛ АО «Газпром газораспределение Брянск» Центральный от 14.08.2020 года прилагается. В квитанции за март 2020 года истец оплатил по показаниям счетчика 19401 руб. При снятии старого газового счетчика переплата составила 107 руб. 64 коп. (18 м3), а с истца сняли двойную оплату, установив расход газа по нормативам. В предыдущие месяцы истец ошибочно оплачивал большее количество потребляемого газа, чем показывал прибор учета газа. На основании изложенного, истец просил суд обязать ответчика ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» исключить из платежных документов по лицевому счету №... начисление платы за поставленный газ в жилую квартиру <адрес> по нормативам потребления в размере 7 532 руб. 73 коп.; взыскать с ответчика в пользу истца переплату за поставку газа в размере 107 руб. 64 коп.

В судебном заседании истец Леонов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Ладыгин В.Г. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Пояснил, что о дате истечения поверки счетчика потребители предупреждаются ежемесячно в квитанции на оплату за газ и должны добросовестно пользоваться предоставленными им правами и нести возложенные на них обязанности, в том числе и по проведению своевременной поверки. Постановление правительства Брянской области от 17.03.2020 года № 106-п ООО не освобождает ответчика от проведения поверки в любое время до 01.04.2020 года. «Газпром Межрегионгаз Брянск» письмом от 27.04.2020 г. № 14-01-01/2511 уведомило истца об изменении порядка расчета платы за газ, о прекращении с 01.04.2020 учета расхода газа по счетчику газа - NPM G4 (заводской №...). Заявленные истцом показания счетчика газа с истекшим межповерочным интервалом не могут считаться достоверными и быть приняты, что фактически приравнивается к отсутствию прибора учета газа. После установки и подключения в указанной квартире другого счетчика газа - NPM G4 (заводской №...) с 14.08.2020 учет газопотребления ведется по прибору учета.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статья 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».

Главой 3 вышеуказанных Правил определены права и обязанности сторон при исполнении договора. Абонент как сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его, должен незамедлительно извещать поставщика газа о возникшей неисправности прибора учета газа, обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки, обеспечивая надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования.

Согласно подпункту «а», подпункту «в» пункта 21 Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленные сроки и в полном объеме и обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

На основании пункта 24 Правил при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

Пунктом 41 указанных Правил также предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из подпункта в пункте 25 Правил определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении условия, если срок проведения очередной поверки, определяемой с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений сторона договора поставки газа, принимающая теплоэнергию обязана своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Согласно подпункту «в» пункта 21 Правил абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

Согласно пункту 14 Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.07.2015 года № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» установлены сроки действия результатов поверки средств измерения: для средств измерения, на которые выдается свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки - до даты, указанной в свидетельстве о поверке средства измерения; для средств измерения, на которые наносится знак поверки, но при этом свидетельство о поверке с нанесенным знаком поверки не выдается: для знака поверки с указанием месяца поверки до конца месяцу, предшествующего месяцу проведения поверки.

Согласно подпункту «д» пункта 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 прибор учета считается вышедшим из строя с истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

Согласно пункту 30 Правил объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 32 Правил).

Таким образом, для оплаты услуги газоснабжения, исходя из фактического потребления объема газа, возможно лишь при условии соблюдения указанных условий в совокупности. Несоблюдение хотя бы одного из условий не позволяет вести речь о возможности оплаты услуги газоснабжения, исходя из показаний прибора учета.

Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (пункт 81(12)).

Таким образом, истечение срока поверки в соответствии с действующим законодательством отнесено к обстоятельствам, наличие которых предоставляет поставщику газа право определить количество потребленного газа по нормативам потребления.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение, расположенное <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права №... от <дата> принадлежит истцу Леонову А.А.

17.06.2010 г. между ООО «Брянская региональная компания по реализации газа» (ООО «Брянскрегионгаз») и Леоновым А.А. был заключен договор № 10029916, поставки природного газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан, в котором определены права и обязанности абонента.

Пунктами 3.1. и 3.2. договора поставки природного газа для обеспечения коммунально­бытовых нужд граждан от 17.06.2010 № 10029916, заключенного между ответчиком и истцом предусмотрено, что учет количества газа осуществляется по показаниям приборов учета газа, а при их отсутствии в соответствии с нормативами потребления газа. Определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета осуществляется при соблюдении условий, одно из которых: не наступил срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В квартире, расположенной <адрес> был установлен прибор учета газа NPM G4 (заводской №...).

01.04.2020 года истек срок проведения поверки счетчика газа - NPM G4 (заводской №...), установленного <адрес>

По окончании межповерочного интервала счетчик газа должен быть подвергнут очередной поверке.

ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» ежемесячно направляя счет - квитанции уведомляло истца А.А. Леонова об истечении 01.04.2020 г. срока поверки прибора учета газа, необходимости в связи с этим провести поверку счетчика газа до указанной даты и предоставлении в абонентский участок документов о прохождении поверки.

Переданные истцом А.А. Леоновым 09.03.2020 показания (19401 м.куб.) при оплате счет- извещения за февраль 2020 года были учтены в начислении платы за потребленный газ в марте 2020 года.

ООО «Газпром Межрегионгаз Брянск» письмом от 27.04.2020 № 14-01-01/2511 уведомило А.А. Леонова об изменении порядка расчета платы за газ. О прекращении с 01.04.2020 учета расхода газа по счетчику газа - NPM G4 (заводской №...).

Заявленные истцом показания счетчика газа, с истекшим межповерочным интервалом не могут считаться достоверными и быть приняты, что фактически приравнивает к отсутствию прибора учета газа.

После установки и подключения в указанной квартире другого счетчика газа - NPM G4 (заводской №...), с 14.08.2020 учет газопотребления ведется по прибору учета.

04.08.2020 г. между сторонами был заключено дополнительное соглашение к договору поставки природного газа для обеспечения коммунально – бытовых нужд граждан от 17.06.2010 г.

Поскольку, абонент свою обязанность по предъявлению прибора в установленные сроки для проведения проверки не исполнил, эксплуатация прибора учета с истекшим сроком проведения очередной поверки приравнивается к отсутствию прибора учета, в связи с чем, оплата за период времени, в течение которого эксплуатировался данный прибор учета, производится по нормативам потребления. Нормативы потребления истцом не оспорены. Действия ответчика и расчет, произведенный ответчиком соответствует требованиям закона.

В данном случае порядок расчета, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», применению не подлежит, поскольку Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», являются специальной нормой, которой урегулирован порядок начисление платы при отсутствии прибора учета.

В соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.

Пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах «а» - «в» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.

Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту «а» пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.

Таким образом, порядок расчета объема потребленного газа в связи с демонтажем прибора учета по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, заключенному с поставщиком газа, должен определяться в соответствии с пунктом 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Порядок определения объема потребленного газа в соответствии с пунктом 30 правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан применяются в случае, если до демонтажа прибора учета газа для направления на поверку или в ремонт определение объема потребления газа осуществлялось правомерно, по показаниям прибора учета. В случае если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть, объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа. Данные обстоятельства подтверждаются письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.05.2012 года № 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549, и правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о признании задолженности отсутствующей, взыскании переплаты не подлежат удовлетворению.

Довод истца о невозможности проведения своевременной поверки прибора учета в связи с принятием ограничивающего передвижение постановления правительства Брянской области от 17.03.20200 года № 106-п «О введении режима повышенной готовности на территории Брянской области» судом отклоняется, т.к. п. 3.6 указанного постановления, на который истец ссылается в обоснование своей позиции, был внесен лишь постановлением правительства Брянской области от 31 марта 2020 года № 130-п, то есть в день предшествующий дню истечения срока поверки прибора учета.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Леонова Алексея Анатольевича к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Брянск» о признании задолженности отсутствующей, взыскании переплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Советского районного суда г. Брянска Т.Ю. Сочень

Мотивированное решение суда изготовлено 01.06.2021 г.