ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2232/17 от 18.12.2017 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2017 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2232/2017 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Туле о признании права на назначение досрочной страховой пенсии. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что 17.07.2017 г. она обратилась с заявлением о назначении досрочной пенсии по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 25.10.2017 г. в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано в виду недостаточности специального стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом в специальный стаж не был включен период работы с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г. в должности официантки войсковой части , так как документально не подтверждено место расположения войсковой части. Ответчиком по ее просьбе был сделан запрос в Центральный архив Минобороны РФ, однако до истечения 3 месяцев ответ не поступил, а поступил 13.11.2017 г., в связи с чем ей потребовалось повторно обратиться с заявлением о назначении пенсии, которая была ей назначена в связи с повторным обращением с 20.11.2017 г.

Просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию с 17.07.2017 г.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Туле по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные истцом требования не признала, указала, что пенсия истцу не могла быть назначена по данным представленных ею документов, поскольку специального стажа с учетом достоверных документов у истца было не достаточно. Документов о месте нахождения войсковой части при первоначальном обращении истцом не представлялось, на запрос в установленный трехмесячный срок ответ не поступил. После поступления сведений, оформленных в установленном порядке, истцу была назначена пенсия. Права истца нарушены не были. Просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства и материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.

При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Согласно п. 18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, становления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 28.11.2014 №958н, к заявлению о назначении пенсии по старости гражданам для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы, в том числе, о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"), предоставляемые в соответствии с порядком, предусмотренном пунктом 5.2.67 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.

Так, в соответствии с изданным в рамках предоставленных Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" подтверждению подлежат периоды работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Так, из пенсионного дела истца усматривается, что 17.07.2017 года ФИО1 обратилась в ГУ - УПФ РФ в г.Туле Тульской области с заявлением назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Решением ГУ –УПФ РФ в г.Туле Тульской области от 25.10.2017 г. ФИО1 было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия специального стажа требуемой продолжительности. При этом в специальный стаж не был включен период работы с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г. в должности официантки войсковой части , так как документально не подтверждено место расположения войсковой части.

Между тем, с выводами УПФ РФ в г.Туле согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

б) изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке;

в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

Из материалов пенсионного дела следует, что при приеме документов 17.07.2017 г., а также в ходе их рассмотрения 17.10.2017 г. истцу было разъяснено о необходимости представить документы – справки военного комиссариата (воинского подразделения), установлен срок предоставления – не позднее 17.10.2017 г.

Согласно данным пенсионного дела истицы, ею были представлены требуемые документы: справки из военного комиссариата Тульской области от 04.08.2017 г. , от 03.08.2017 г. и от 10.10.2017 г.

Вместе с тем, по заявлению истца ответчиком 18.07.2017 г. истребованы документы о работе истицы из Центрального архива Минобороны РФ в г. Подольске Московской области. Повторно документы о предоставлении данных сведений истребовались также 30.08.2017 г. и 29.09.2017 г. Предоставление данных документов было необходимо, как следует из пояснений представителя ответчика и протокола отказа в назначении пенсии, для установления места нахождения войсковой части в которой истец работала в период с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г. в должности официантки.

Данные документы, а именно справки от 12.10.2017 г. и от 26.10.2017 г. поступили в ГУ-УПФР в г. Туле 13.11.2017 г.

Из указанных справок следует, что войсковая часть , в которой работала истец в период с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г., располагалась на территории пос. Мыс Шмидта Магаданской области, то есть в районах Крайнего Севера.

Кроме того, из представленных истцом документов при обращении за назначением пенсии, в том числе, из ее трудовой книжки следует, что 17.12.1983 г., то есть в течение спорного периода работы, ею был заключен брак в Шмидтовском райбюро ЗАГС Магаданской области.

Оценивая совокупность содержащихся в указанных документах сведений, суд находит подтвержденным факт работы истца в районах Крайнего Севера в период с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г., что при подсчете данного стажа в совокупности с принятым к зачету стажем ответчиком, дает истцу право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 32 месяца (при стаже работы в районах Крайнего Севера 1 г. 4 м. 6 дн. – по решению УПФР в г. Туле, а также 6 л. 8 м. 11 дн. – по выводам суда, всего 8 л. 17 дн.), то есть по достижении 52 лет 4 мес.

В силу п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии.

Из приложенных к пенсионному делу документов следует, что ГУ-УПФР в г. Туле неоднократно направлялись запросы в Центральный архив МО РФ для подтверждения факта работы и уточнения сведений об отнесении места дислокации войсковой части к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, из трудовой книжки истицы, свидетельстве о заключению ею брака и свидетельстве о рождении дочери, А., следует, что все события профессиональной деятельности и личной жизни истицы происходили на территории п. Мыс Шмидта Магаданской области, а сведения о войсковой части – бывшем военном аэродроме, расположенном на Мысе Шмидта в Магаданской области, содержатся в общем доступе.

Представленные из Центрального архива МО РФ сведения о работе истицы в спорный период в справках от 12.10.2017 г. и от 26.10.2017 г. подтверждают и факт работы истицы, и сведения о месте дислокации войсковой части, где она работала.

Таким образом, анализируя содержания данных документов, положенных в основу решения о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста истице с более поздней даты 20.11.2017 г., суд находит содержащиеся в этих документах сведения уточняющими первоначально представленные документы.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») пенсия назначается с даты обращения с соответствующим заявлением, то есть назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Вопрос реализации права истца на своевременное пенсионное обеспечение не может быть поставлен в зависимость от не зависящих от истца действий (бездействия) третьих лиц, иной подход противоречил бы осуществлению прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Постановлением Президиума от 27.09.2006, указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.

Таким образом, истец не может быть лишен права на льготное пенсионное обеспечение, в связи с наличием обстоятельств, непосредственно от него не зависящих и установленных в ходе судебного разбирательства. При этом следует отметить, что разъяснений пенсионный орган в адрес истца не направлял. Напротив, приняв представленные им документы, счел их достаточными для вынесения соответствующего решения.

Следовательно, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган истец имел право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с представленными в установленный трехмесячный срок документами, однако не располагал оформленными необходимыми документами, которые пенсионный орган у нее и не запрашивал, а запрошенные документы поступили с опозданием по причинам, не зависящим от истца, то страховая пенсия должна быть назначена истцу с момента первоначального обращения за пенсией, т.е. с 17.07.2016 года.

При таких обстоятельствах, у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Туле о признании права на назначение страховой пенсии как работавшей в районах Крайнего Севера с даты первоначального обращения за пенсией, то есть с 17.07.2017 года.

Руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО1 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на назначение с 17.07.2017 г. пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера в период с 25.08.1981 г. по 05.05.1988 г. в должности официантки войсковой части .

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в городе Туле Тульской области назначить ФИО1 пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера с 17.07.2017 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий А.С. Бездетнова