Дело № 2-2233/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шамгунова А.И.,
секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании права на социальную выплату, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании права на социальную выплату и взыскании социальной выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- предусмотрено, что в целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике ФИО1 женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики ФИО1 на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка выплачивается единовременная выплата в размере 100 000 рублей.
Истец с --.--.---- г. зарегистрирована и постоянно проживает в селе Тюбяк-Чекурча, данное село расположено в 7-8 километрах от ... ... Республики ФИО1.
--.--.---- г. истец обратилась в отделение №-- государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" с заявлением о единовременной выплате, предусмотренной постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№--, поскольку она проживает в сельской местности, у неё трое детей и возраст не превышает 29 лет.
В назначении единовременной выплаты истцу было отказано со ссылкой на то, что истец проживает не в сельской местности, а в городе, поскольку согласно решению ... ... Совета от --.--.---- г.№--... ... включено в состав ... ....
Истец обратилась в прокуратуру ... ... Республики ФИО1, по результатам рассмотрения прокурором района --.--.---- г. вынесено представление на имя директора ГКУ Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке многодетных семей.
Истец ссылается на то, что, несмотря на то, что ... ... внесено в состав ... ..., данный населенный пункт имеет статус села и относится к сельской местности.
Истец отмечает, что из постановления ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- следует, что единовременная выплата предоставляется женщинам в возврате до 29 лет, имеющим троих детей и проживающим в сельском населенном пункте не менее трех лет. Ответчик же, по мнению истца, путает понятие "муниципальное образование" и "населенный пункт".
Истец полагает, что подпадает под действие постановления ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- и ей полагается предусмотренная этим постановлением единовременная выплата.
В этой связи истец просила признать право на получение единовременной выплаты в сумме 100 000 рублей как женщине, постоянно проживающей в сельской местности не менее трех лет, при рождении третьего ребенка, также просила взыскать с ответчика предусмотренную Постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- единовременную выплату женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении третьего ребенка, в размере 100000 рублей, а также 10000 рублей компенсации морального вреда, причиненного отказом в выплате.
В судебном заседании истец отказалась от взыскания единовременной выплаты, поддержала требование о признании права на выплату и требование о взыскании компенсации морального вреда, производство по делу в части требования, от которого истец отказалась, прекращено определением суда.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал.
Выслушав пояснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от --.--.---- г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.
В целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике ФИО1 Республики ФИО1--.--.---- г. принято постановление №-- «О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка».
Указанным постановлением установлена единовременная выплата в размере 100 000 рублей женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики ФИО1 на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка.
Постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- утверждено "Положение о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка", согласно которому отделение центра в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка либо об отказе в ее назначении и уведомляет заявителя о принятом решении указанным им в заявлении способом (смс-сообщением, электронной почтой. По письменному запросу гражданина решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка или об отказе в его назначении оформляется в письменном виде.
В указанном Положении установлено, что под сельской местностью в настоящем Положении понимаются села, деревни, поселки, населенные пункты иного вида, не относящиеся к категории городских населенных пунктов.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2, --.--.---- г. года рождения, является матерью троих детей: ФИО4, --.--.---- г., ФИО5, --.--.---- г., ФИО6, --.--.---- г..
Согласно паспорту 9214 №--ФИО2 с --.--.---- г. зарегистрирована по адресу: Республика ФИО1, ... ....
--.--.---- г.9 года ФИО2 обратилась в Отделение №-- ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Арском муниципальном районе с письменным заявлением о назначении предусмотренной Постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- единовременной выплаты при рождении третьего ребенка.
Решением заведующей Отделения №-- ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в Арском муниципальном районе от --.--.---- г. истцу было отказано в назначении выплаты в связи с тем, что истец проживает в селе Тюбяк-Чекурча, которое входит в состав ... ..., то есть не проживает в сельской местности.
Возражая на исковые требования, представитель ответчика судебном заседании ссылался на то, что по нормативно-правовым документам, регламентирующим правовой статус села Тюбяк-Чекурча, данное село относится к городскому поселению "... ...", а значит, по мнению представителя ответчика, истец не проживает в сельской местности и не может претендовать на предусмотренную Постановлением ФИО1 Республики ФИО1 от --.--.---- г.№-- единовременную выплату.
Суд с позицией ответчика не соглашается, находит её неправильной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от --.--.---- г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно статье 1 Закона Республики ФИО1 от --.--.---- г.№---ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики ФИО1" населенный пункт – это застроенная и (или) подлежащая застройке территория в пределах установленной границы, предназначенная для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей, имеющая определенный в соответствии с настоящим Законом правовой статус.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики ФИО1 от --.--.---- г.№---ЗРТ "Об административно-территориальном устройстве Республики ФИО1" населенные пункты в зависимости от численности населения, степени благоустройства и развития социальной, производственной, транспортной и иной инфраструктуры, характера занятости большинства населения, исторических особенностей относятся к категории городских или сельских населенных пунктов.
В пункте 4 этой статьи указано, что сельскими населенными пунктами являются села, деревни, поселки, населенные пункты иного вида, не относящиеся к категории городских населенных пунктов.
Из приведенных норм следует, что в законодательстве используются термины, которые обозначают виды муниципальных образований, к которым относятся, в том числе, городские и сельские поселения, и термины, которые обозначают виды населенных пунктов, к которым относятся, в том числе, села, деревни, поселки.
С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что отождествление понятий «граница муниципального образования», «граница населённого пункта» недопустимы, поскольку они лежат в разных плоскостях и имеют разное функциональное назначение.
Суд приходит к выводу о том, что поскольку ... ... находится в сельской местности, истец имеет 3 детей, не достигла возраста 29 лет, на дату обращения за назначением выплаты не менее трех лет проживала в сельской местности, то Отделение №-- государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) в Арском муниципальном районе необоснованно отказало истцу в назначении выплаты единовременного пособия при рождении третьего ребенка.
Оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда не имеется, поскольку личные неимущественные права истца нарушены не были, а нарушение права на получение мер социальной поддержки не влечет компенсацию морального вреда, поскольку законодательством это не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО3 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) об обязании произвести социальную выплату удовлетворить.
Признать право ФИО3 на получение единовременной выплаты в сумме 100 000 рублей как женщине, постоянно проживающей в сельской местности не менее трех лет, при рождении третьего ребенка.
В удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО1 через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья Шамгунов А.И.