Дело №2-2233/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2022 года город Новосибирск
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
судьи | Коцарь Ю.А. |
при секретаре судебного заседания | ФИО1 |
с участием представителя истца | ФИО2 |
представителя ответчика | ФИО3 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения российской академии наук» в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО4 к государственному казенному учреждению <адрес> «Государственный архив <адрес>» о возложении обязанности принять на хранение документы,
у с т а н о в и л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение научного обслуживания «Экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения российской академии наук» (ЭСХ СО РАН) в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО4 обратилось в суд с иском к ГКУ НСО «Государственный архив <адрес>» и просило обязать ответчика принять документы по личному составу ликвидируемого ЭСХ СО РАН на хранение.
В обоснование исковых требований указано, что приказом Минобрнауки России № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о ликвидации ЭСХ СО РАН, в настоящее время юридическое лицо находится в стадии ликвидации.
С целью проведения работ по упорядочиванию, формированию и передаче документов по личному составу ЭСХ СО ОРАН заключило ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком договор № на оказание услуг по упорядочиванию документов организаций.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено письмо с просьбой принять документы по личному составу на хранение, поскольку ГКУ НСО ГАНО является архивом <адрес>, а ЭСХ СО РАН находится в федеральной собственности, причем бюджетом не предусмотрены расходы на прием и хранение документов по личному составу ликвидируемых федеральных организаций. Однако, ответчик отказывается принять документы на хранение.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГКУ НСО «Государственный архив <адрес>» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Третьи лица Управление государственной архивной службы <адрес> и Федеральное архивное агентство (Росархив) в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, просили дело рассмотреть в отсутствие своих представителей, представили письменные возражения на иск.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно статье 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» установлено, что указанный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 названного закона государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В ходе судебного разбирательства установлено, что министром науки и высшего образования РФ был издан ДД.ММ.ГГГГ приказ №, согласно которому было принято решение ликвидировать Федеральное государственное бюджетное учреждение научного обслуживания «Экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения российской академии наук», функции учредителя которого осуществляет министерство науки и высшего образования РФ (л.д. 39-42).
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ НСО ГАНО и ЭСХ СО РАН был заключен договор № на оказание услуг по упорядочиванию документов организации, согласно которому ГКУ НСО ГАНО обязалось по заявке заказчика ЭСХ СО РАН оказать услуги по упорядочиванию документов, в соответствии с Перечнем оказываемых услуг (приложение №), а заказчик обязался оплатить услуги (п. 1.1 договора). Согласно приложению № к договору среди услуг, которые оказывало ГКУ НСО ГАНО, были такие услуги, как составление предисловия к описи фонда организации, составление описи и оформление, упорядочивание документов, подшивка дела, экспертиза ценностей по личному составу, составление листа – заверителя дела, оформление обложки дела.
Срок действия договора составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-50).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора от ДД.ММ.ГГГГ был продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО ГАНО просило ЭСХ СО РАН продлить срок действия договора и перевезти неоконченные делопроизводством дела в ГКУ НСО ГАНО в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
ДД.ММ.ГГГГ председатель ликвидационной комиссии ЭСХ СО РАН обратился в ГКУ НСО ГАНО с заявлением, в котором просил принять на хранение дела по личному составу ЭСХ СО РАН, ликвидирующегося по приказу Минобрнауки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56).
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НСО ГАНО был дан ответ председателю ликвидационной комиссии ЭСХ СО РАН, в котором указано, что ЭСХ СО РАН находится в стадии ликвидации, является организацией федеральной формы собственности, при ликвидации федеральных организаций документы по личному составу в упорядоченном состоянии подлежат передаче на государственное хранение в соответствующий государственный архив, а именно Государственный архив РФ. Кроме, того указано на отсутствие необходимого финансирования со стороны бюджета <адрес>, поскольку в компетенцию Государственного архива <адрес> не входит принятие и хранение документов ликвидируемых федеральных учреждений (л.д. 58-59).
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» под архивным документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства (пункт 2); под документами по личному составу понимаются архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем (пункт 3); документом Архивного фонда Российской Федерации признается архивный документ, прошедший экспертизу ценности документов, поставленный на государственный учет и подлежащий постоянному хранению (пункт 4).
Состав Архивного фонда Российской Федерации определен в статье 5 названного закона.
Так, в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 526 утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
Согласно п. 2.1. Правил документы, образующиеся в деятельности организации, составляют документальный фонд.
В соответствии с п. 2.3. Правил часть документального фонда, включающая документы Архивного фонда Российской Федерации, документы по личному составу и документы временных (свыше 10 лет) сроков хранения, включенные в учетные документы архива, составляет архивный фонд организации, который подлежит хранению в архиве организации.
Как следует из п. 2.7. Правил в случае реорганизации организации с передачей функций вновь созданной или иной организации все архивные документы передаются организации-правопреемнику и включаются в архивный фонд последней.
Вместе с тем документы постоянного хранения и документы по личному составу ликвидированных организаций должны передаваться в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный (муниципальный) архив.
Действующее законодательство под государственным архивом понимает федеральное государственное учреждение, создаваемое Российской Федерацией (далее - федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое субъектом Российской Федерации (далее - государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов (пункт 10 статьи 3 Закона об архивном деле).
Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 133-рп создано государственное казенное учреждение <адрес> «Государственный архив <адрес>» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения <адрес> «Государственный архив <адрес>», сохранив его основные цели деятельности.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 327-п утверждено Положение об управлении государственной архивной службы <адрес>.
Согласно п. 1 указанного Положения управление государственной архивной службы <адрес> является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере архивного дела в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес> и нормативное правовое регулирование в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством <адрес>.
Таким образом, на территории <адрес> создан лишь один государственный архив, который осуществляет комплектование, учет, хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов - Государственное казенное учреждение <адрес> «Государственный архив <адрес>».
Как ранее установлено судом, документы по личному составу - это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
Таким образом, хранение в государственных и муниципальных архивах документов по личному составу, поступающих от ликвидируемых государственных и муниципальных организаций, направлено, прежде всего, на обеспечение возможности подтверждения бывшими работниками информации об их трудовой деятельности в целях защиты социальных прав и гарантий таких работников при обращении к органам публичной власти, за судебной защитой и т.п.
Отсутствие в настоящее время федеральных государственных архивов, имеющих реальную возможность осуществлять длительное хранение совокупности документов по личному составу, образующихся в результате деятельности всех федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся во всех субъектах Российской Федерации, не может расцениваться как обстоятельство, исключающее соблюдение прав и законных интересов бывших работников на получение соответствующей информации.
В такой ситуации, принимая во внимание положения статьи 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, учитывая, что отношения в сфере организации хранения архивных документов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, исходя из необходимости обеспечения доступности документов по личному составу пользователям архивных документов, проживающим по большей части на территории того субъекта Российской Федерации, где было расположено ликвидированное федеральное предприятие, в целях исключения условий для возложения обязанности по приему однородных документов по личному составу на публичные архивы разного уровня и различной компетенции, что существенно затрудняет поиск соответствующих сведений гражданами, суд приходит к выводу о возложении обязанности по приему и хранению данных документов на нефедеральный государственный архив (государственный архив соответствующего субъекта), исходя из территориального принципа (по месту нахождения ликвидируемой организации).
То обстоятельство, что полномочия на хранение, комплектование, учет и использование архивных документов организаций федерального уровня не передавались субъектам и соответственно субвенций из федерального бюджета не поступают на осуществление указанных функций, не может послужить основанием для освобождения ответчика от принятия документов ЭСХ СО РАН на хранение.
Действительно, такие полномочия не переданы от Российской Федерации субъектам РФ, в том числе <адрес>, что следует из ответа Управления государственной архивной службы НСО.
Вместе с тем, изложенное не означает, что все публично-правовые образования (Российская Федерация ввиду отсутствия функционирующей материально-технической базы архивного хранения, а ее субъекты - вследствие непредоставления финансового обеспечения со стороны федеральной власти) вправе уклоняться от хранения имеющих социальное предназначение документов по личному составу, гарантирующих бывшим работникам возможность реализации права на подтверждение сведений об их трудовой деятельности.
Ответственность за состояние дел в этой сфере перед гражданами Российской Федерации - бывшими работниками возлагается как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. <адрес> в лице областного архивного учреждения, приняв документы федерального государственного бюджетного учреждения, архивное хранение которых отнесено к полномочиям Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 части 1 статьи 4 Закона об архивном деле) и полагая, что соответствующие расходы не компенсируются в рамках межбюджетных отношений, вправе обратиться к Российской Федерации с заявлением о выплате справедливой, соразмерной компенсации. Спор о размере такой компенсации при недостижении согласия подлежит рассмотрению судом.
С учетом изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения российской академии наук» в лице председателя ликвидационной комиссии ФИО4 – удовлетворить.
Обязать государственное казенное учреждение <адрес> «Государственный архив <адрес>» принять на хранение документы по личному составу Федерального государственного бюджетного учреждения научного обслуживания «Экспериментальное сельское хозяйство Сибирского отделения российской академии наук».
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ю.А. Коцарь