Дело №2-2233/2022
УИД: 36RS0002-01-2022-000663-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2022 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.Ю.,
при помощнике судьи Голиковой А.Н.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика- адвоката Бахлина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции Воронежской области к товариществу собственников жилья «Полет-Северный» о признании действий по начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, направлению платежных документов незаконными, о признании платежных документов недействительными, об обязании прекратить направление платежных документов с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Воронежской области обратилась в суд с иском к ТСЖ «Полет-Северный» о признании незаконными действий по начислению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес> платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и по направлению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес> платежных документов об их оплате за период с 01.01.2021 года по 31.10.2021 года; признании недействительными платежных документов, направленных ТСЖ «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес>, с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2021 года по 31.10.2021 года; обязании ответчика прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес> платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В обоснование исковых требований указано, что согласно сведениям, размещенным в ГИС ЖКХ многоквартирный дом <адрес> г. Воронежа находится в управлении ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа. Собственником многоквартирного дома (ФИО)8 было подано обращение в адрес ГЖИ Воронежской области по вопросу прекращения выпуска платежных документов ТСЖ «Полет – Северный». По результатам внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ «Полет-Северный» установлено, что ТСЖ «Полет-Северный» в отсутствие представленных в орган государственного жилищного надзора сведений о выборе способа управления многоквартирным домом осуществляет выпуск платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем, поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом <адрес> осуществляют ресурсоснабжающие организации ПАО «ТНС Энерго Воронеж», ООО «РВК-Воронеж», ПАО «Квадра – «Воронежская Генерация», АО «Экотехнологии», на счета которых за период времени с января по октябрь 2021 года оплата за предоставленные коммунальные услуги производилась ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г.Воронежа.
В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Воронежской области ФИО1 поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ТСЖ «Полет-Северный» адвокат по ордеру Бахлин А.В. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «РЭК Комфорт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ч.12 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
С учетом вышеприведенных положений Закона, выявление нарушений обязательных требований дает Государственной жилищной инспекции Воронежской области право обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Собственник многоквартирного <адрес>(ФИО)9., обратилась в адрес ГЖИ Воронежской области с просьбой об обращении в суд в интересах собственников по вопросу прекращения выпуска платежных документов ТСЖ «Полет-Северный».
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Основанием для управления многоквартирным домом является решение общего собрания собственников помещений о выборе способа управления (ч.2 ст.45, ч.1 ст.46, ч.3 ст.161 ЖК РФ).
Сведения об управлении многоквартирным домом (прекращении управления многоквартирным домом) управляющей организацией вносятся органом государственного жилищного надзора в реестр лицензий субъекта РФ и являются открытыми, общедоступными, т.е. публичный реестр, п.1 ч.1, ч.2, ч.4 ст.195, ст.198 ЖК РФ).
Требование о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации распространяется на случаи изменения способа управления многоквартирным домом с управления управляющей организации на товарищество собственников жилья. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса. (часть 3 статьи 198 ЖК РФ)
Как следует из ч. 7 ст. 135 ЖК РФ в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом.
Порядок действий лиц, претендующих на управление многоквартирным домом, и порядок действий должностных лиц органа государственного жилищного надзора, при рассмотрении заявлений о внесении изменений в реестр лицензий, установлены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
Лицо, претендующее на управление домом, направляет в орган государственного жилищного надзора заявление о внесении изменений в реестр лицензий и комплект документов, в том числе решения и протокол общего собрания собственников помещений об изменении способа управления (пункт 2, подпункт «д» пункта 3 Порядка).
В свою очередь, орган государственного жилищного надзора проводит проверку представленных документов, по итогам которой принимает решение о внесении или об отказе во внесении изменений в реестр лицензий (пункты 5,7,8 Порядка).
Ввиду указанных норм сведения об избранном способе управления подлежат внесению в реестр лицензий. Иное означало бы управление одним и тем же многоквартирным домом двумя управляющими организациями, что противоречит положениям ч.2 ст.161 и ч.9 ст.161 ЖК РФ.
Согласно ч.1-2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг
по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (ч.6.2 ст. 155 ЖК РФ).
Как следует из разъяснений, данных в п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности», при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом.
При рассмотрении данного гражданского дела судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании приказа руководителя Государственной жилищной инспекции Воронежской области №2544 от 16.11.2021 года была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Полет-Северный». Задачей проверки явилось рассмотрение документов и информации на предмет соблюдения юридическим лицом обязательных требований. (л.д.33-34 т.1)
Результаты внеплановой проверки отражены в акте проверки №69-05-10/16 от 13.12.2021.
Указанным актом установлено право на управление многоквартирным домом <адрес> г. Воронежа ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г.Воронежа, а также нарушение требований жилищного законодательства ТСЖ «Полет-Северный», которое в отсутствие представленных в орган государственного жилищного надзора сведений о выборе способа управления многоквартирным домом осуществляет выпуск платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг (том 2, л.д.80-89).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ТСЖ «Полет-Северный» указал, что МКД <адрес> входит в состав ТСЖ «Полет-Северный» на основании Протокола общего собрания собственников от 26.05.2015г.
26 мая 2015 года решением общего собрания собственников помещений <адрес> г. Воронежа был расторгнут существующий между МКД и ООО «РЭК Комфорт» договор управления, избран способ управления домом – ТСЖ. К указанному моменту домами ТСЖ «Полет-Северный» управляла на основании договора №3 управления многоквартирных домов от 17.04.2015 года ООО УК «Полет –Северный».
С июня 2015 по октябрь 2019 многоквартиррными домами ТСЖ (в том числе, <адрес>) на основании договора управления №3 от 17.04.20015года, управляло ООО УК «Полет Северный».
21.10.2019 МИФНС №12 по Воронежской области зарегистрировала новую редакцию Устава ТСЖ (2019), согласно которому многоквартирный дом <адрес> входит в состав ТСЖ. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ.
25.10.2019 указанная информация направлена в ГЖИ.
25.10.2019 года состоялось заседание правления ТСЖ «Полет-Северный», на котором были приняты следующие решения: о расторжении договора управления №3 от 17.04.2015 года со всеми дополнительными соглашениями, заключенными с ООО УК «Полет-Северный» в отношении МКД <адрес> г. Воронежа с 31.10.2019 года; о создании и начале работы технической службы ТСЖ (домоуправление) с 01.11.2019 года; о передачи указанных МКД в управление домоуправлению с 01.11.2019 года.(л.д.127 т.2)
25.10.2019 заключено Соглашение о расторжении договора управления и составлен Акт приема-передачи между ООО УК «Полет-Северный» и ТСЖ «Полет-Северный» (л.д.131-132 т.2)
26.11.2019 года соответствующее уведомление направлено в ГЖИ Воронежской области (том 2, л.д.133).
Однако на данное уведомление 10.12.2019 ГЖИ Воронежской области направлено письмо, согласно которому разъяснен порядок подачи заявления с учетом требований, установленных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр.
На указанное письмо председателем ТСЖ «Полет – Северный» в адрес ГЖИ Воронежской области направлено заявление, полученное последней 16.12.2019, согласно которому просил, в том числе, провести проверку законности и обоснованности сведений, размещенных ГЖИ на ГИС ЖКХ, об управление МКД <адрес> ООО РЭК «Комфорт» и ООО УК «КБУ», по итогам проверки внести соответствующие изменения в реестры на ГИС ЖКХ. (л.д.136-139 т.2)
Ответчик полагает, что принятие вышеуказанных решений свидетельствует о законности действий ТСЖ «Полет-Северный» по выставлению платежных документов в период с 01.01.2021 года по 31.10.2021 года, поскольку ТСЖ не является органом, деятельность которого подлежит обязательному лицензированию. Кроме того, с частью ресурсоснабжающих организаций ответчиком заключены договоры на обслуживание дома, платежи поданным договорам произведены, а также осуществляется оплата по всем потребляемым ресурсам во все ресурсоснабжающие организации, с которыми не заключены договоры на обслуживание, по фактически потребленным коммунальным услугам.
Вместе с тем, данные доводы судом не принимаются во внимание, исходя из следующего.
Согласно части 7 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии счастью 7.1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае заключения товариществом собственников жилья договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня заключения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении указанного договора в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 7.2 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом, заключенного между товариществом собственников жилья и управляющей организацией, товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня прекращения или расторжения указанного договора представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о заключении договора управления многоквартирным домом с другой управляющей организацией или уведомление о начале осуществления товариществом собственников жилья деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198).
В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, которым предусмотрено проведение проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформление заключения, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В силу подпункта «в» пункта 1 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №416, настоящие Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 Правил от 15.05.2013 №416). Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления (пункт 3 Правил от 15.05.2013 №416).
Согласно частям 1 и 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
По подпункту 51 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Вместе с тем, в материалах дела доказательств о внесении изменений в реестр об управлении многоквартирным домом <адрес> г.Воронежа ТСЖ «Полет-Северный» не имеется. Действия ГЖИ Воронежской области в данной части со стороны ответчика в установленный законом срок не обжаловались.
На заявление ТСЖ «Полет-Северный», как указывалось выше, ГЖИ Воронежской области в 2019 году был дан ответ, из которого не следовало о внесении сведений в реестр лицензий о товариществе, как об управляющей организации многоквартирного дома, исходя из чего, самовольное начисление и выставление платежных документов в адрес собственников и нанимателем жилых помещений в многоквартирном доме, в заявленный период являлось неправомерным.
Как указывалось выше, согласно положениям ч.3 ст.198 ЖК РФ требование о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации распространяется на случаи изменения способа управления многоквартирным домом с управления управляющей организации на товарищество собственников жилья.
Согласно сведениям реестра лицензий Воронежской области управление спорным многоквартирным домом <адрес> г. Воронежа осуществляет ООО «РЭК Комфорт».
Поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом <адрес> г. Воронежа осуществляют следующие ресурсоснабжающие организации: ПАО «ТНС Энерго Воронеж», ООО «РВК- Воронеж», ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», исполнителем коммунальной услуги является АО «Экотехнологии».
ГЖИ Воронежской области в адрес ПАО «ТНС Энерго Воронеж», ООО «РВК- Воронеж», ПАО «Квадра» - «Воронежская Генерация», АО «Экотехнологии» направлялись запросы о предоставлении информации на предмет заключения договоров ресурсоснабжения и договоров предоставления коммунальных услуг.
Оплата за предоставленные коммунальные ресурсы в период с января по октябрь 2021 года производилась ООО «РЭК Комфорт» Коминтерновского района г. Воронежа.
Исходя из представленных документов в период с января по октябрь 2021 года у вышеуказанных организаций отсутствовали договорные отношения с ТСЖ «Полёт-Северный».
Вместе с тем, в платежных документах за период январь - сентябрь 2021 года ТСЖ «Полёт-Северный» выставляло плату за коммунальные ресурсы собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> г.Воронежа.
Довод о том, что именно ТСЖ «Полет-Северный» оказывало в спорный период жилищно-коммунальные услуги, не имеет правового значения, поскольку до внесения соответствующих изменений в реестр лицензий ответчик не имел правовых оснований выставлять платежные документы собственникам и нанимателям жилых помещений. Ссылка ответчика на перечисление денежных средств в адрес ресурсоснабжающих организаций по собственной инициативе, не свидетельствует о законности начислений и выставления к оплате платежных документов собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома, поскольку такие право обязанность в силу действующего законодательства возложены на ООО «РЭК Комфорт», как организацию, с которой заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ГЖИ Воронежской области в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при предъявлении искового заявления в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, денежные средства в размере 6 000 рублей подлежат взысканию в доход бюджета городского округа город Воронеж с ТСЖ «Полет-Северный».
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконными действия товарищества собственников жилья «Полет-Северный» по начислению собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес> г.Воронежа платежных документов по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам, по направлению платежных документов об их оплате за период с 01.01.2021 по 31.10.2021.
Признать незаконными платежные документы, направленные товариществом собственников жилья «Полет-Северный» собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме №<адрес>.Воронежа, с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанным платежам за период с 01.01.2021 по 31.10.2021.
Обязать товарищество собственников жилья «Полет-Северный» прекратить направление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес> г.Воронежа платежных документов с начислением задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Полет-Северный» в доход бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Председательствующий: И.Ю. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 27.04.2022 года.