Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Тексты судебных актов
Дело №2-2234/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 декабря 2011 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Шаровой Е.Б.
с участием Нефтеюганского
межрайонного прокурора Ионова В.С.
представителя администрации
города Нефтеюганска Поляковой Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нефтеюганского межрайонного прокурора о признании недействующим постановления администрации города Нефтеюганска № от 09 июня 2009 года « О порядке предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования город Нефтеюганск», с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года
У С Т А Н О В И Л:
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Нефтеюганска № от 09 июня 2009 года, с изменениями внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года, утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образовании.
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим вышеуказанного постановления главы города Нефтеюганска № от 09 июня 2009 года, с изменениями, внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года. Свое заявление Нефтеюганский межрайонный прокурор мотивировал тем, что данный Порядок предоставления субсидий противоречит требованиям федерального законодательства в связи с тем, что,
- нормой п.3.2 Порядка прямо предусмотрено предоставление субсидий только юридическим лицам, что является нарушением ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление субсидий осуществляется юридическому лицу, которому уже в хозяйственное ведение переданы муниципальные дороги общего пользования;
- субсидии на содержание муниципальных дорог носят адресный характер в части их получателя, что свидетельствует об искусственном сужении круга субъектов предпринимательской деятельности, которые могли бы претендовать на осуществление деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Исходя из смысла указанных требований Положения следует, что субсидия, имеющая отличительные признаки безвозмездности и безвозвратности, предоставляемая субъектам предпринимательской деятельности в целях возмещения понесенных затрат, фактически предоставляется юридическому лицу, в хозяйственном ведении которого находятся автомобильные дороги общего пользования г.Нефтеюганска, т.е. фактически органы местного самоуправления г.Нефтеюганска субсидируют работы по поддержанию дорог общего пользования, выполняемые юридическим лицом без проведения торгов, что противоречит требованиям ст.ст.72,78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст.1,10 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением, предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка.
Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определены случаи, для решения которых может быть создано государственное или муниципальное предприятие. Передача автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение НГМУП в целях осуществления ими дорожной деятельности не подпадает ни под один из возможных случаев создания унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определенных ч.4 ст.8 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Такие действия противоречат целям деятельности унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, как коммерческой организации, поскольку содержание автомобильных дорог местного значения является, во-первых, обязанностью органов местного самоуправления г.Нефтеюганска, во-вторых, содержание автомобильных дорог общего пользования не приносит никакой экономической выгоды унитарному предприятию.
Исходя из вышеизложенного следует, что Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования г.Нефтеюганск, утвержденный постановлением главы администрации г.Нефтеюганска от 09.06.2009 № (с изм. и доп. от 28.04.2010 №), является незаконным, противоречащим требованиям федерального законодательства, а именно ст.ст. 72,78 Бюджетного кодекса РФ и подлежит отмене.
В судебном заседании Нефтеюганскй межрайонный прокурор заявление поддержал и дополнительно пояснил, что администрацией города Нефтеюганска в суде предоставлены сведения о внесении изменений в вышеуказанное постановление, согласно которых работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования может выполнять любое юридическое лицо, но тогда непонятно как юридическое лица будет пользоваться субсидиями. Но осуществление деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог возможно только в соответствии с Законом №94 посредством проведения торгов. Кроме того, согласно п.4 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ бюджет города Нефтеюганска принимается на один финансовый год. Следовательно, ежегодно должен приниматься акт, предусматривающий представление субсидий. Однако порядок предоставления субсидий был разработан в 2009 году, то есть в 2010 и 2011 годах также должен был быть разработан порядок предоставления субсидий. Поскольку такого порядка на 2010-2011 года не было разработано, то предоставление субсидий по Порядку предоставления субсидий, утвержденному в 2009 году, незаконно. Кроме того, Законом №94 установлен единый порядок предоставления работ и в соответствии с ним, МУП должно выступать в качестве муниципального заказчика и размещать заказ на работы. Кроме того, субсидии не могут предоставляться в качестве аванса, так как предоставляются в счет понесенных затрат. Под договорами о предоставлении субсидий фактически заключались договоры подряда. Порядок предоставления субсидий принят в нарушение ст. ст. 72, 78 Бюджетного кодекса РФ и подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
Представитель администрации города Нефтеюганска Полякова Е.Ю., действующая на основании доверенности от 27 сентября 2011 года (т.2л.д.1) с заявлением Нефтеюганского межрайпрокурора не согласилась и пояснила, что прокурор просит признать указанное постановление недействующим в силу несоответствия требованиям федерального законодательства, а именно нормам ст. 72, 78 Бюджетного кодекса, Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 26.07.206 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Однако статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Часть 1 ст. 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а так же решают иные вопросы местного значения. Статья 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 6 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-Фз «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусматривает в ч. 2, что автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, относятся к собственности городского округа. Ст. 215 ГК РФ устанавливает, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Ст.ст. 209, 210 ГК РФ устанавливают, что права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Часть 3 ст. 215 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием создавать муниципальные предприятия. В ч. 4 ст. 8 ФЗ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена. Пунктом12 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами. Пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, создание муниципального унитарного предприятия с целью решения вопросов местного значения допускается законом. Статья 7 ФЗ № 131-ФЗ предусматривает, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Статьей 6 Устава города Нефтеюганска предусмотрен перечень вопросов местного значения, в числе которых владение пользование, распоряжение муниципальной собственностью и дорожная деятельность. Статья 39 Устава относит к муниципальному имуществу автомобильные дороги местного значения. Статьями 19, 40, 43 Устава относит к исключительной компетенции Думы утверждение бюджета города, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Статьей 18 Устава предусмотрены полномочия администрации города, в числе которых управление и распоряжение муниципальной собственностью, принятие решений об учреждении муниципальных предприятий, обеспечение содержания автомобильных дорог.Глава IV Устава города предусматривает право органов местного самоуправления на принятие правовых актов в пределах своей компетенции. НГМУП « как юридическое лицо образовано по решению учредителя - администрации города Нефтеюганска для реализации полномочий по решению ряда вопросов местного значения, в числе которых и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения города Нефтеюганска, что подтверждается Уставом НГМУП » (впоследствии переименованного в НГ МУП Решением Думы города Нефтеюганска от 01.12.2010 г. № «Об утверждении Положения «Об организации и осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог муниципального образования г. Нефтеюганск», утверждено соответствующее Положение, установившее требования к организации и осуществлению дорожной деятельности, ее материально-техническое и финансовое обеспечение. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в порядке предусмотренном ч. 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, а именно из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Принцип самостоятельности бюджетов установлен ст. 31 Бюджетного кодекса РФ и он означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Решениями Думы города Нефтеюганска от 08.12.2008 г. № «О бюджете города Нефтеюганска на 2009 год», от 22.12.2009 г. № «О бюджете города Нефтеюганска на 2010 год», от 22.12.2010 г. № «О бюджете города Нефтеюганска на 2011 год», было утверждено распределение бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов бюджета города Нефтеюганска, в числе которых и субсидии в целях содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования г. Нефтеюганск. Оспариваемым постановлением от 09.06.2009 г. № (с изм. на 28.04.2010 № № утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования. Данный Порядок соответствует п. 3 ч. 2 ст. 78 БК РФ, в нем определены:
- категории лиц - имеющих право на получение субсидии - юридические лица, осуществляющие деятельность по содержанию дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования г. Нефтеююганск,
- цели, условия и порядок предоставления субсидий,
- порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Так, согласно п.п. 1.2, 2, З.1., 3.2. данного Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, осуществляющие деятельность по содержанию дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования г. Нефтеююганск с целью возмещения затрат на работы по содержанию и ремонту дорог общего пользования, находящихся на территории города Нефтеюганска, в размере, предел которого устанавливается Решением Думы города Нефтеюганска о бюджете на очередной финансовый год. Пунктом 4 Порядка устанавлено, что субсидии подлежат возврату в бюджет, в случае предоставления ее получателем недостоверных сведений, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, нецелевого использования субсидии и т.д. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку он распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции.
Ст. 4 закона дает определение недобросовестной конкуренции - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд. Оспариваемое Постановление определяет порядок предоставления соответствующей субсидии из местного бюджета, принято во исполнение решений Думы города Нефтеюганска о бюджете, не влечет создания условий для недобросовестной конкуренции и не направлено на обеспечение муниципальных нужд. Для предоставления субсидии из местного бюджета не требуется проведение конкурса, в порядке, предусмотренном ст. 72 Бюджетного кодекса. В соответствии со ст. 28 Устава города администрация города является главным распорядителем средств бюджета городского округа. Оспариваемый правовой акт применялся с 2009 г., на основании этого акта были реализованы права органов местного самоуправления и юридических лиц, в связи с чем, в соответствии с положениями п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», он не может быть признан недействующим с момента принятия. Кроме того, 19.12.2011 г. Постановлением администрации города № №, в постановление от 19.06.2009 г. № № (с изм. на 28.04.2010 г. № №) были внесены изменения: п. 3.2. изложен в иной редакций: «Субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением муниципальныхучреждений», осуществляющим деятельность по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования. Решения Думы о бюджете города Нефтеюганска на 2009-2011 г.г., предусматривающие расходы местного бюджета в сфере дорожной деятельности, приняты в установленном порядке, уполномоченным органом, не оспорены, незаконными не признаны.
Выслушав всех участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся доказательства суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением администрации города Нефтеюганска №№ от 09 июня 2009 года, с изменениями внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года, утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образовании.
Согласно п.2 Порядка, субсидии из средств бюджета города предоставляются на возмещение затрат по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории города Нефтеюганска в соответствии с утвержденным регламентом по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог города Нефтеюганска (т.1л.д.11).
Согласно п.3 Порядка, с изменениями от 28 апреля 2010 года, устанавливаются условия и порядок предоставления субсидий - решением Думы города Нефтеюганска о бюджете на очередной финансовый год, которым устанавливается предельный размер возмещения затрат в связи с производством работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципального образования город Нефтеюганск (т.1 л.д.10,14).
Согласно п. 3.2 Порядка, с изменениями от 28 апреля 2010 года, субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), в хозяйственном ведении которых находятся дороги общего пользования, принадлежащее муниципальному образованию город Нефтеюганск (т.1л.д.10,14).
В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из ст. 1 Устава города Нефтеюганска, принятого решением Думы города Нефтеюганска № от 30 мая 2005 года с последующими изменениями установлено, что населенный пункт Нефтеюганск является муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, наделенным статусом городского округа(т.1 л.д.187).
В соответствии с ч.1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии со ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.9 ст. 6 Федерального закона 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 16 сентября 2003 года органы местного самоуправления городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями создавать муниципальные предприятия.
Правовое положение муниципального унитарного предприятия регулируется Федеральным законом « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №169-ФЗ от 11 октября 2002 года. Согласно ст. 2 настоящего Закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только муниципальные предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст. 8 Федерального закона « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №169-ФЗ от 11 октября 2002 года учредителем унитарного предприятия может выступать муниципальное образование. Муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена.
В соответствии с п.12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Из п.2 ст. 39 Устава города Нефтеюганска следует, что в муниципальной собственности города Нефтеюганска находятся автомобильные дороги местного значения в границах города Нефтеюганска (т.1 л.д.220).
Из п.5 ст. 6 Устава города Нефтеюганска следует, что к вопросам местного значения города Нефтеюганска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (т.1 л.д.188).
Из Устава Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия следует, что оно создано в целях реализации полномочий органов местного самоуправления города Нефтеюганска:
- содержание, ремонт, реконструкция и строительство автомобильных дорог общего пользования и иных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
- организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (т.1 л.д.72-73,97).
Распоряжением администрации города Нефтеюганска № от 20 мая 2009 года следует, что за Нефтеюганским городским муниципальным унитарным предприятием «» на праве хозяйственного ведения закреплены автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в собственности муниципального образования (т.1л.д.49-55).
Кроме того, самостоятельность бюджета муниципального образования установлена ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
При исследовании п.п. 1.2, 2, З.1., 3.2. оспариваемого Порядка, установлено, что он соответствует ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации - субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, осуществляющие деятельность по содержанию дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования г. Нефтеюганск с целью возмещения затрат на работы по содержанию и ремонту дорог общего пользования, находящихся на территории города Нефтеюганска, в размере, предел которого устанавливается Решением Думы города Нефтеюганска о бюджете на очередной финансовый год. Пункт 4 Порядка устанавливает, что субсидии подлежат возврату в бюджет, в случае предоставления ее получателем недостоверных сведений, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, нецелевого использования субсидии и т.д. (т.1 л.д.10-16).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 16 сентября 2003 года, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно или органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Из п.2 ч.1 ст. 19, ст. 40,43 Устава города Нефтеюганска следует, что в исключительной компетенции Думы города относится утверждение бюджета городского округа (т.1 л.д.202,221,223).
Часть 2 ст. 28 Устава предусматривает полномочия администрации города, в том числе, управление и распоряжение муниципальной собственностью, принятие решений об учреждении муниципальных предприятий.
Глава IV Устава города предусматривает право органов местного самоуправления на принятие правовых актов в пределах своей компетенции (т.1л.д.217).
В судебном заседании установлено, что решениями Думы города Нефтеюганска от 08 декабря 2008 года № «О бюджете города Нефтеюганска на 2009 год», от 22 декабря 2009 года № «О бюджете города Нефтеюганска на 2010 год», от 22 декабря 2010 года № «О бюджете города Нефтеюганска на 2011 год», было утверждено распределение бюджетных ассигнований по соответствующим видам расходов бюджета города Нефтеюганска, в числе которых и субсидии в целях содержания автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования города Нефтеюганск (л.д.т.1 л.д.141,148,181).
Вышеуказанные решения Думы о бюджетах на 2009-2011 года, предусматривающие расходы местного бюджета в сфере дорожной деятельности в виде предоставления субсидий, не оспорены и в настоящее время исполнены.
Также из сводных росписей расходов бюджета города Нефтеюганска на2009-2011 года установлено, что в 2009-2011 годах были определены конкретные размеры предоставляемых субсидий т.2 л.д.31-33).
Во исполнение бюджетов города Нефтеюганска на 2009-2011 года администрацией города Нефтеюганска постановлением № от 09 июня 2009 года был утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящегося в собственности муниципального образования город Нефтеюганск. Из п.3.2 которого следует, что субсидии предоставляются юридическим лицам ( за исключением муниципальных учреждений), в хозяйственном ведении которых находятся дороги общего пользования, принадлежащие муниципальному образования город Нефтеюганск ( с изменениями, внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года (т.1л.д.14). На основании данного Порядка предоставления субсидий в 2009-2011 годах были заключены договоры о предоставлении субсидий с Нефтеюганским городским муниципальным унитарным предприятием в связи с осуществлением данным муниципальным унитарным предприятием уставной деятельности по содержанию дорог общего пользования и иных инженерных сооружений в границах городского округа (т.1л.д. 56-63, т.2л.д.10-30).
Суд приходит к выводу, что доводы Нефтеюганского межрайпрокурора о необходимости проведения конкурса в порядке, предусмотренном ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации несостоятельны, поскольку в 2009-2011 года Нефтеюганское муниципальное унитарное предприятие являлось получателем субсидий из местного бюджета, а не участником размещения муниципального заказа, ибо органу местного самоуправления предоставлено право на предоставление субсидий из местного бюджета на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, что администрацией города Нефтеюганска и было сделано.
Кроме того, проанализировав оспариваемый акт органа местного самоуправления о выделении субсидий и договоры о предоставлении субсидии НГ МУП «», положения Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», суд приходит к выводу, что Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования, утвержден не для обеспечения муниципальных нужд, а во исполнение принимаемых решений Думы города Нефтеюганска «О бюджете города Нефтеюганска на 2009-2011 года», поэтому для заключения договоров о предоставлении субсидий между администрацией города Нефтеюганска и НГ МУП «» не требовалось проведение конкурса в порядке, предусмотренном ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п.9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в судебном заседании не установлено доказательств наличия обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, наличия причинной связи между принятым актом и наступившими последствиями, а равно возможности наступления таких негативных последствий.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое Нефтеюганским межрайонным прокурором постановление не влечет создания условий для недобросовестной конкуренции и не направлено на обеспечение муниципальных нужд.
Имеющееся в материалах дела заключение Счетной палаты города Нефтеюганска от 26 декабря 2011 года № на Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования город Нефтеюганск суд оценивает критически, ибо такими полномочиями Счетная палата города Нефтеюганска в соответствии со ст.2 Положения о счетной палате не наделена. В ее полномочия входит только экспертиза проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, а не правовых актов местного самоуправления, действующих более двух лет (т.2 л.д.55). Кроме того, Счетная палата города Нефтеюганска, являясь контрольным органом муниципального образования, действующая с 05 мая 2008 года, в задачи которой входит экспертиза проектов муниципальных правовых актов до утверждения их администрацией города Нефтеюганска, в отношении оспариваемого Порядка о предоставлении субсидий в 2009 году, не предоставила своего заключения о его несоответствии ст. 72, 78 Бюджетного кодекса РФ.
Суд приходит к выводу, что Порядок предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образовании, утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска № от 09 июня 2009 года, с изменениями внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года, соответствует нормам действующего гражданского и бюджетного законодательства, утвержден не с целью обеспечения муниципальных нужд, а во исполнение бюджетов города Нефтеюганска на 2009-2011 года.
В соответствии со ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Нефтеюганскому межрайонному прокурору о признании недействующим постановления администрации города Нефтеюганска № от 09 июня 2009 года « О порядке предоставления субсидий из бюджета города в целях возмещения затрат в связи с осуществлением деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципального образования город Нефтеюганск», с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением администрации города Нефтеюганска № от 28 апреля 2010 года, отказать за их необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей кассационной жалобы через Нефтеюганский городской суд в течение 10 дней с даты изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
городского суда И.Б. Ефремова
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2011 года.