ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2235/13КОПИ от 27.03.2013 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№ 2-2235/13 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта 2013 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Панина С.А.,

при секретаре Разиньковой О.С.,

с участием:

истца Бешлиу В.С.,

представителя ответчика Управления ФСИН России по Воронежской области по доверенности Пикина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бешлиу Валерия Степановича к УФСИН России по Воронежской области о зачете в стаж государственной службы в органах уголовно-исполнительной системы период военной службы по призыву с 22 ноября 1989 года по 09 декабря 1991 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы,

установил:

Бешлиу В.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 22.11.1989 года по 09.12.1991 года он проходил военную службу по призыву; в дальнейшем, он проходил службу в органах внутренних дел и в системе Федеральной службы исполнения наказаний; на дату увольнения имел стаж в календарном исчислении: 18 лет 06 месяцев 29 дней, а в льгот­ном исчислении - 20 лет 11 месяцев 05 дней; 25.11.2011 года он обратился в пенсионный отдел УФСИН России по Воронеж­ской области с заявлением о включении в стаж государственной службы период прохождения военной службы по призыву из расчета один день военной службы за два дня государственной службы, однако 01.12.2011 года в ответе получил отказ, который считает неправомерным с учетом ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (л.д. 4-5).

В судебном заседании истец Бишлиу В.С. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Управления ФСИН России по Воронежской области по доверенности Пикин А.Н. в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в ответе данному истцу.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно приказу УФСИН России по Воронежской области от 17.09.2008 года № 454-лс (с учетом приказа № 425- л/с от 08.09.2008 года) Бешлиу В.С. был уволен со службы по п. в ст. 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 18 лет 06 мес. 29 дней, в льготном исчислении - 20 лет 11 мес. 05 дней (л.д. 6).

Как следует из расчета выслуги лет на пенсию (л.д. 23-24), истец проходил службу в органах внутренних дел и исполнения наказания в период с 01.03.1992 года по 09.09.2008 года.

В копии военного билета истца (л.д. 10) указано, что он с 22.11.1989 года по 09.12.1991 года проходил военную службу по призыву. Указанный период, при исчислении выслуги лет засчитан в календарном исчислении, что следует из расчета выслуги лет на пенсию (л.д. 23-24).

Согласно ст. 2 п. 1 ФЗ РФ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. В силу положений ст. 7 указанного Закона под правоохранительной службой понимается вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Служба в органах уголовно-исполнительной системы является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом - Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе), с учетом его распространение на сотрудников органов ФСИН на основании Приказа Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".

В силу пункта 3 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 основными задачами этой службы являются, в том числе исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, не регулируется ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ст. 1 ФЗ), а осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон), определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.

В указанном Законе закреплено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 ст. 18 Закона).

Вместе с тем, статья 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.

Указанный нормативный акт не содержит понятия «стажа государственной службы в органах внутренних дел», поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается при наличии специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован «выслугой лет».

Статьей 13 Закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.

Соответствующий вид пенсии и был назначен истцу, при этом ему подлежал и фактически производился расчет выслуги лет для назначения пенсии, а не расчет стажа государственной гражданской службы (при увольнении по достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанной категории лиц определяется Правительством РФ (ст. 18 Закона, п. 63 Положения о службе).

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеназванных норм права, всем сотрудникам ФСИН, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях.

Соответственно, ответчиком правомерно был произведен зачет спорного периода прохождения истцом военной службы по призыву (срочной военной службы), в выслугу лет истца в органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении, поскольку действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов срочной военной службы, подлежащих зачету в льготном исчислении.

Истцом не представлено доказательств того, что его служба проходила в условиях, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941.

Доводы истца о его праве на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» основан на неправильном толковании закона.

Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Как предусмотрено п. 1 ст. 14 ФЗ «О системе государственной службы РФ», стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.

Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941.

Как указывалось выше, законодательство о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, не содержит понятия «стаж государственной службы в органах внутренних дел», пенсия данной категории лиц устанавливается при наличии специального стажа, который поименован «выслугой лет», п. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» применяется при расчете общего трудового стажа, в данном случае он применению не подлежит. Указанные положения закона регулируют право на труд лиц, являющихся военнослужащими и не регулируют спорные правоотношения, а лишь определяют права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащего, к числу которых истец в настоящее время не относится.

По этим же основания суд считает не обоснованной и ссылку истца на положения приказа ФСИН РФ от 22.07.2008 N 483 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532", где предусмотрено льготное исчисление срока военной службы при подготовке заключения о стаже государственной гражданской службы РФ (приложение к приказу).

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" в стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

При этом, согласно абз. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.05.2003 года N 58-ФЗ определение правоохранительной службы, как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения исковых требований, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бешлиу Валерия Степановича к УФСИН России по Воронежской области о зачете в стаж государственной службы в органах уголовно-исполнительной системы периода военной службы по призыву с 22 ноября 1989 года по 09 декабря 1991 года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Панин С.А.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 01 апреля 2013 года.

Копия верна:

Судья

Секретарь