Дело №2-2235/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 4 декабря 2017 года
Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Сотиевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» о защите прав потребителя, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании услуг представителя,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Мотивировала свои требования следующими обстоятельствами.
Приобрела авиабилет на сумму 10 603,92 руб. на рейс авиакомпанией «<данные изъяты>», по маршруту из аэропорта отправления <данные изъяты> - до аэропорта прибытия <данные изъяты>, вылет должен был состояться в 13ч.00мин. ДД.ММ.ГГГГг. из международного аэропорта <данные изъяты>, расположенного в <адрес><данные изъяты>.
Прибыла своевременно в аэропорт отправления в <адрес> на регистрационный рейс №, и встала в очередь на регистрацию, за долго, и более чем за 40 мин, т.е. до начала окончания регистрации данного рейса, и в установленное правилами прохождения регистрации времени на рейс, впереди нее стояла семья из трёх человек. Простояв некоторое время в очереди на регистрацию, одна из стоявших рядом двух женщин вдруг ей утвердительно сообщила, чтобы она больше не стояла в очереди на регистрацию рейса, так как она решила, что впереди стоящая семья пройдет регистрацию, и истица уже не успеет пройти регистрацию, она посмотрела на часы время было еще 12ч.15мин, и она ей пояснила, что, во-первых, она уже давно стоит в данной очереди на рейс, и, во-вторых, не ее вина, что процесс регистрации проходит медленно, но данная на тот момент неизвестная ей женщина представившаяся представителем авиакомпании «<данные изъяты>», стала неадекватно себя вести и оттеснять ее от очереди, тогда она подошла к другому в тот момент освободившемуся окну регистрирования, и девушка осуществляющая регистрацию взяла у нее паспорт и начала процедуру регистрирования ее на рейс, тогда опять подошла та же самая женщина, представившаяся как представитель авиакомпании «<данные изъяты>», но при этом, отказавшаяся назвать свою фамилию, и забрала ее паспорт у сотрудника уже начавшего ее регистрировать, от безысходности и произвола со стороны данной женщины, не допускавшей ее к регистрации в то время, когда все еще шла процедура регистрации, но при этом время, неумолимо подходившее к её окончанию, она подумала и сообщила, что возможно надо заплатить штраф, но и здесь получила отказ, от неадекватной и почему-то непонятно обозленной женщины, по ее мнению. При этом уже беспомощно продолжая наблюдать, она видела, как подошли еще 5 человек, опоздавших, и та же женщина представитель авиакомпании «<данные изъяты>», как она узнала позже её фамилию ФИО8, сама провела опоздавших к самолету через «стерильную» зону аэропорта, тогда как согласно установленному порядка за 25 минут посадка в самолет уже прекращается, а время было уже 12ч.40 минут. После увиденного произвола она приобрела авиабилет на следующий рейс в <адрес>, но уже в аэропорт <данные изъяты> на сумму 10 915руб.
Таким образом, в отношении нее в аэропорту <адрес>, как со стороны сотрудников аэропорта, так и со стороны авиакомпании «<данные изъяты>», были совершены незаконные действия, ее незаконно не допустили на регистрацию рейса, и тем самым не зарегистрировали на рейс, вследствие чего своевременно не вылетела в <адрес> в аэропорт <данные изъяты>, и понесла материальные убытки, также вследствие незаконных действии ей нанесен и моральный вред.
В адрес ответчиков ООО «<данные изъяты> и ОАО «<данные изъяты>» сразу же были направлены по вышеизложенному произволу и беззаконию претензии для урегулирования вопроса в досудебном порядке, после неполучения ею должного ответа, и надлежащего реагирования, ею были повторно направлены претензии - напоминания, однако и в этом случае надлежащего реагирования не последовало. Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Согласно договору и соглашению между нею и представителем стоимость услуг по принятию и участию в деле во всех инстанциях суда, оформлении документов, консультации по правовым вопросам, составили стоимость 50 000 рублей.
Просила взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» понесенные материальные убытки на приобретение двух авиабилетов в размере 21 518 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» понесенные материальные убытки на приобретение двух авиабилетов в размере 21 518 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
В судебное заседание ФИО1 не явилась. Однако представила заявление в письменном виде, в котором указала, что в деле принимает участие ее представитель, по ее желанию и воле выполняет принятые обязательства по ее поручению, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ФИО1 - ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., иск с учетом уточнений поддержал. Просил взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» сумму ущерба в размере 16 621,92 руб. и с ОАО «<данные изъяты> в пользу ФИО1 16 621,92 руб. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. с каждого. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты> расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Представитель ОАО «<данные изъяты>» - ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «<данные изъяты>» считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с п.2.1. ст. 2 договора № о наземном
обслуживании воздушных судов в аэропорту «<данные изъяты>/ от
ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> Аэропорт обязуется выполнять наземное и аэропортовое обслуживание в аэропорту «<данные изъяты> воздушных судов Перевозчика, выполняющих рейсы по центральному расписанию и вне центрального расписания, а также предоставление аэродрома в качестве запасного, а Перевозчик, обязуется это обслуживание оплатить. Вины ООО «<данные изъяты>», в том, что регистрация проходила медленно и истец не успел на свой рейс нет. В соответствии с пунктом 77 раздела VI приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пункту 80 Правил, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна. Пункт 81 Правил, гласит, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка. Пункт 93 Правил также гласит, что в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает, в том, числе регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке. В подпункте 5.2.1. пункта 5.2. «Технология обслуживания пассажиров и багажа службой организации перевозок ОАО «<данные изъяты>» указано, что регистрация продляется по решению представителя Авиакомпании, в данном случае представителя ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>. Таким образом, Перевозчик контролирует объем предоставляемых услуг и качество обслуживания пассажиров при регистрации билетов, оформлении багажа и ручной клади, в том числе своевременность начала и окончания регистрации, предоставление фиксированных стоек регистрации и т.д. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании услуг представителя отказать в полном объеме.
Представитель ООО Авиакомпания «<данные изъяты>» - ФИО5, действующий на основании доверенности №ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явился. Представил возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая, что неявившиеся стороны знали о дате и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, направили в суд своих представителей, имели сведения об электронном адресе сайта районного суда, не представили доказательств уважительности причин неявки, не просили об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признавал обязательной их явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п.п. 90, 91 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007г. №82 об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.
Согласно пункту 7.1. Правил перевозки пассажиров и багажа ООО «Авиакомпания «<данные изъяты> опубликованных на официальном сайте <данные изъяты>, регистрация в аэропорту начинается не позднее, чем за 2 часа, и заканчивается строго за 40 минут до времени вылета рейса.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела авиабилеты у ООО «Авиакомпания «<данные изъяты> по коду бронирования № (тарифы на билеты невозвратные) на рейс № по маршруту <данные изъяты> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. и № по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным, содержащимся в пассажирском манифесте рейса № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 отсутствует в списке пролетевших пассажиров.
Согласно данным, содержащимся в пассажирском манифесте рейса № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 не явилась на регистрацию на рейс.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Доказательства своевременного прибытия на регистрацию рейса № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 не представлены.
При изложенных обстоятельствах, основания для возмещения материального ущерба в размере 16 621,92 руб., в том числе: 5 706, 92 руб. – стоимость билета на рейс № по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ., 5 499,0 руб. – базовый тариф (невозвратный), 207,92 руб. – комиссия за обработку платежа, отсутствуют.
В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст.15 Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992г. моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 45 Постановления от 28.06.2012г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку права истицы как потребителя не нарушены, вина ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. с данного ответчика.
Свой вывод суд обусловливает тем, что со стороны ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>», все обязательства по договору воздушной перевозки были выполнены полностью и в надлежащие сроки, одностороннего отказа от выполнения обязательств, не последовало.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» (ныне ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>») заключен договор № о наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту «<данные изъяты>/.
В соответствии с п.2.1. ст. 2 указанного договора аэропорт обязуется выполнять наземное и аэропортовое обслуживание в аэропорту «<данные изъяты> воздушных судов перевозчика - ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>», выполняющих рейсы по центральному расписанию и вне центрального расписания, а также предоставление аэродрома в качестве запасного, а перевозчик, обязуется это обслуживание оплатить.
В соответствии с пунктом 77 раздела VI приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пункту 80 Правил, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
Пункт 81 Правил, гласит, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.
Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка. Пункт 93 Правил также гласит, что в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает, в том, числе регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке.
В подпункте 5.2.1. пункта 5.2. «Технология обслуживания пассажиров и багажа службой организации перевозок ОАО «<данные изъяты>» указано, что регистрация продляется по решению представителя Авиакомпании, в данном случае, представителя ООО «Авиакомпания <данные изъяты>».
Таким образом, перевозчик-ОАО «<данные изъяты>» контролирует объем предоставляемых услуг и качество обслуживания пассажиров при регистрации билетов, оформлении багажа и ручной клади, в том числе, своевременность начала и окончания регистрации, предоставление фиксированных стоек регистрации и т.д.
ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» представлены доказательства соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей, Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров и багажа», утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007г. №82.
Поскольку материалами дела установлено, что истица своевременно не прибыла на регистрацию билета на рейс № по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии вины со стороны перевозчика - ООО «<данные изъяты>».
При этих условиях отсутствуют основания для удовлетворения требований о возмещении материального ущерба в размере 16 621, 92 руб. и с ответчика - ООО «<данные изъяты>
Как следствие, не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда.
В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая, что требования истицы о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, требование о взыскании с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» стоимости представительских услуг в размере 50 000 руб., является необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>» о взыскании понесенных материальных убытков на приобретение двух авиабилетов в размере 16 621,92 руб., компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. – отказать.
В удовлетворении иска ФИО1 к ОАО «<данные изъяты>» о взыскании понесенных материальных убытков на приобретение авиабилетов в размере 16 621,92 руб., компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. – отказать.
В удовлетворении иска ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий В.В.Кальянова