ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2235/17 от 04.12.2017 Ленинскогого районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-2235/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Владикавказ 4 декабря 2017 года

Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Кальяновой В.В., при секретаре Сотиевой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» о защите прав потребителя, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании услуг представителя,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Мотивировала свои требования следующими обстоятельствами.

Приобрела авиабилет на сумму 10 603,92 руб. на рейс авиакомпанией «<данные изъяты>», по маршруту из аэропорта отправления <данные изъяты> - до аэропорта прибытия <данные изъяты>, вылет должен был состояться в 13ч.00мин. ДД.ММ.ГГГГг. из международного аэропорта <данные изъяты>, расположенного в <адрес><данные изъяты>.

Прибыла своевременно в аэропорт отправления в <адрес> на регистрационный рейс , и встала в очередь на регистрацию, за долго, и более чем за 40 мин, т.е. до начала окончания регистрации данного рейса, и в установленное правилами прохождения регистрации времени на рейс, впереди нее стояла семья из трёх человек. Простояв некоторое время в очереди на регистрацию, одна из стоявших рядом двух женщин вдруг ей утвердительно сообщила, чтобы она больше не стояла в очереди на регистрацию рейса, так как она решила, что впереди стоящая семья пройдет регистрацию, и истица уже не успеет пройти регистрацию, она посмотрела на часы время было еще 12ч.15мин, и она ей пояснила, что, во-первых, она уже давно стоит в данной очереди на рейс, и, во-вторых, не ее вина, что процесс регистрации проходит медленно, но данная на тот момент неизвестная ей женщина представившаяся представителем авиакомпании «<данные изъяты>», стала неадекватно себя вести и оттеснять ее от очереди, тогда она подошла к другому в тот момент освободившемуся окну регистрирования, и девушка осуществляющая регистрацию взяла у нее паспорт и начала процедуру регистрирования ее на рейс, тогда опять подошла та же самая женщина, представившаяся как представитель авиакомпании «<данные изъяты>», но при этом, отказавшаяся назвать свою фамилию, и забрала ее паспорт у сотрудника уже начавшего ее регистрировать, от безысходности и произвола со стороны данной женщины, не допускавшей ее к регистрации в то время, когда все еще шла процедура регистрации, но при этом время, неумолимо подходившее к её окончанию, она подумала и сообщила, что возможно надо заплатить штраф, но и здесь получила отказ, от неадекватной и почему-то непонятно обозленной женщины, по ее мнению. При этом уже беспомощно продолжая наблюдать, она видела, как подошли еще 5 человек, опоздавших, и та же женщина представитель авиакомпании «<данные изъяты>», как она узнала позже её фамилию ФИО8, сама провела опоздавших к самолету через «стерильную» зону аэропорта, тогда как согласно установленному порядка за 25 минут посадка в самолет уже прекращается, а время было уже 12ч.40 минут. После увиденного произвола она приобрела авиабилет на следующий рейс в <адрес>, но уже в аэропорт <данные изъяты> на сумму 10 915руб.

Таким образом, в отношении нее в аэропорту <адрес>, как со стороны сотрудников аэропорта, так и со стороны авиакомпании «<данные изъяты>», были совершены незаконные действия, ее незаконно не допустили на регистрацию рейса, и тем самым не зарегистрировали на рейс, вследствие чего своевременно не вылетела в <адрес> в аэропорт <данные изъяты>, и понесла материальные убытки, также вследствие незаконных действии ей нанесен и моральный вред.

В адрес ответчиков ООО «<данные изъяты> и ОАО «<данные изъяты>» сразу же были направлены по вышеизложенному произволу и беззаконию претензии для урегулирования вопроса в досудебном порядке, после неполучения ею должного ответа, и надлежащего реагирования, ею были повторно направлены претензии - напоминания, однако и в этом случае надлежащего реагирования не последовало. Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора соблюден.

Согласно договору и соглашению между нею и представителем стоимость услуг по принятию и участию в деле во всех инстанциях суда, оформлении документов, консультации по правовым вопросам, составили стоимость 50 000 рублей.

Просила взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» понесенные материальные убытки на приобретение двух авиабилетов в размере 21 518 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. Взыскать с ОАО «<данные изъяты>» понесенные материальные убытки на приобретение двух авиабилетов в размере 21 518 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.

В судебное заседание ФИО1 не явилась. Однако представила заявление в письменном виде, в котором указала, что в деле принимает участие ее представитель, по ее желанию и воле выполняет принятые обязательства по ее поручению, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ФИО1 - ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., иск с учетом уточнений поддержал. Просил взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» сумму ущерба в размере 16 621,92 руб. и с ОАО «<данные изъяты> в пользу ФИО1 16 621,92 руб. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб. с каждого. Взыскать с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты> расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.

Представитель ОАО «<данные изъяты>» - ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., ООО «<данные изъяты>» считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с п.2.1. ст. 2 договора о наземном
обслуживании воздушных судов в аэропорту «<данные изъяты>/ от
ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты> Аэропорт обязуется выполнять наземное и аэропортовое обслуживание в аэропорту «<данные изъяты> воздушных судов Перевозчика, выполняющих рейсы по центральному расписанию и вне центрального расписания, а также предоставление аэродрома в качестве запасного, а Перевозчик, обязуется это обслуживание оплатить. Вины ООО «<данные изъяты>», в том, что регистрация проходила медленно и истец не успел на свой рейс нет. В соответствии с пунктом 77 раздела VI приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила), для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пункту 80 Правил, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна. Пункт 81 Правил, гласит, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка. Пункт 93 Правил также гласит, что в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает, в том, числе регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке. В подпункте 5.2.1. пункта 5.2. «Технология обслуживания пассажиров и багажа службой организации перевозок ОАО «<данные изъяты>» указано, что регистрация продляется по решению представителя Авиакомпании, в данном случае представителя ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>. Таким образом, Перевозчик контролирует объем предоставляемых услуг и качество обслуживания пассажиров при регистрации билетов, оформлении багажа и ручной клади, в том числе своевременность начала и окончания регистрации, предоставление фиксированных стоек регистрации и т.д. На основании вышеизложенного просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, взыскании услуг представителя отказать в полном объеме.

Представитель ООО Авиакомпания «<данные изъяты>» - ФИО5, действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание не явился. Представил возражения на исковое заявление, просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая, что неявившиеся стороны знали о дате и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, направили в суд своих представителей, имели сведения об электронном адресе сайта районного суда, не представили доказательств уважительности причин неявки, не просили об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, суд не признавал обязательной их явку в судебное заседание, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п.п. 90, 91 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007г. №82 об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс. Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.

Согласно пункту 7.1. Правил перевозки пассажиров и багажа ООО «Авиакомпания «<данные изъяты> опубликованных на официальном сайте <данные изъяты>, регистрация в аэропорту начинается не позднее, чем за 2 часа, и заканчивается строго за 40 минут до времени вылета рейса.

Согласно подпункту 4 части 1 статьи Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приобрела авиабилеты у ООО «Авиакомпания «<данные изъяты> по коду бронирования (тарифы на билеты невозвратные) на рейс по маршруту <данные изъяты> с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. и по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным, содержащимся в пассажирском манифесте рейса от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 отсутствует в списке пролетевших пассажиров.

Согласно данным, содержащимся в пассажирском манифесте рейса от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 не явилась на регистрацию на рейс.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

Доказательства своевременного прибытия на регистрацию рейса от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 не представлены.

При изложенных обстоятельствах, основания для возмещения материального ущерба в размере 16 621,92 руб., в том числе: 5 706, 92 руб. – стоимость билета на рейс по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ., 5 499,0 руб. – базовый тариф (невозвратный), 207,92 руб. – комиссия за обработку платежа, отсутствуют.

В соответствии с п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии со ст.15 Закона о защите прав потребителей №2300-1 от 07.02.1992г. моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 45 Постановления от 28.06.2012г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку права истицы как потребителя не нарушены, вина ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» не установлена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. с данного ответчика.

Свой вывод суд обусловливает тем, что со стороны ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>», все обязательства по договору воздушной перевозки были выполнены полностью и в надлежащие сроки, одностороннего отказа от выполнения обязательств, не последовало.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» (ныне ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>») заключен договор о наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту «<данные изъяты>/.

В соответствии с п.2.1. ст. 2 указанного договора аэропорт обязуется выполнять наземное и аэропортовое обслуживание в аэропорту «<данные изъяты> воздушных судов перевозчика - ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>», выполняющих рейсы по центральному расписанию и вне центрального расписания, а также предоставление аэродрома в качестве запасного, а перевозчик, обязуется это обслуживание оплатить.

В соответствии с пунктом 77 раздела VI приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа. Согласно пункту 80 Правил, пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Пункт 81 Правил, гласит, что регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка. Пункт 93 Правил также гласит, что в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает, в том, числе регистрацию пассажиров и оформление багажа к перевозке.

В подпункте 5.2.1. пункта 5.2. «Технология обслуживания пассажиров и багажа службой организации перевозок ОАО «<данные изъяты>» указано, что регистрация продляется по решению представителя Авиакомпании, в данном случае, представителя ООО «Авиакомпания <данные изъяты>».

Таким образом, перевозчик-ОАО «<данные изъяты>» контролирует объем предоставляемых услуг и качество обслуживания пассажиров при регистрации билетов, оформлении багажа и ручной клади, в том числе, своевременность начала и окончания регистрации, предоставление фиксированных стоек регистрации и т.д.

ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» представлены доказательства соблюдения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона о защите прав потребителей, Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров и багажа», утв. Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007г. №82.

Поскольку материалами дела установлено, что истица своевременно не прибыла на регистрацию билета на рейс по маршруту <данные изъяты>) с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии вины со стороны перевозчика - ООО «<данные изъяты>».

При этих условиях отсутствуют основания для удовлетворения требований о возмещении материального ущерба в размере 16 621, 92 руб. и с ответчика - ООО «<данные изъяты>

Как следствие, не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда.

В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая, что требования истицы о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, требование о взыскании с ООО «Авиакомпания «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» стоимости представительских услуг в размере 50 000 руб., является необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>» о взыскании понесенных материальных убытков на приобретение двух авиабилетов в размере 16 621,92 руб., компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. – отказать.

В удовлетворении иска ФИО1 к ОАО «<данные изъяты>» о взыскании понесенных материальных убытков на приобретение авиабилетов в размере 16 621,92 руб., компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. – отказать.

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО Авиакомпания «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания через Ленинский районный суд <адрес> РСО-Алания в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.В.Кальянова