РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 апреля 2021 года г. Тольятти Судья Ставропольского районного суда Самарской области Безденежный Д.В. с участием: представителя истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании, представителя ответчика администрации с.п. Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области – ФИО4 по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании, представителя 3-его лица ООО «Газпром Трансгаз Самара» - ФИО5 по доверенности с дипломом о высшем юридическом образовании, при секретаре Дзанаевой З.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-29/2021 по иску ФИО1 и ФИО2 к администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, 3-и лица Министерство строительства Самарской области, Министерство энергетики и ЖКХ Самарской области, ООО «Газпром трансгаз Самара», администрация мр. Ставропольский Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, о взыскании убытков, УСТАНОВИЛ: ФИО1 и ФИО2 обратились в Ставропольский районный суд Самарской области с данным исковым заявлением к администрации с.п. Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области, с учетом уточненных требований просили: 1. Взыскать с сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в лице Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольской Самарской области за счет казны сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в пользу ФИО1 убытки в размере 1714 927 рублей, причиненные переводом решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № земельных участков с кадастровыми номерами № и № из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ИЖС в категорию земель промышленности и иного специального назначения без указания вида разрешенного использования. 2. Взыскать с сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в лице Администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольской Самарской области за счет казны сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в пользу ФИО2 убытки в размере 1714 927 рублей, причиненные переводом решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № земельных участков с кадастровыми номерами № и № из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ИЖС в категорию земель промышленности и иного специального назначения без указания вида разрешенного использования. Свои требования истцы мотивировали тем, что ФИО1 и ФИО2 являлись сособственниками следующих земельных участков: - кадастровый №; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ИЖС; площадь 8 349,00 кв.м; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> - кадастровый №; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для ИЖС; площадь 9 301,00 кв.м; адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> Что подтверждается, в том числе, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. №, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. серия 63-АЖ №, от ДД.ММ.ГГГГ. серия 63-АЖ №, выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждены изменения в Генеральный план сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области. Одним из них, как следует из карты зон с особыми условиями использования территории сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, стал перевод земельных участков с кадастровыми номерами №, №, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ИЖС в категорию земель промышленности и иного специального назначения без указания вида разрешенного использования. При этом истцы не давали своего согласие на перевод земель из одной в другую категорию. Согласно подп.5 п.1 ст.57 ЗК РФ «Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка». В результате перевода земельных участков с кадастровыми номерами №, №, из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ИЖС в категорию земель промышленности и иного специального назначения без указания вида разрешенного использования ФИО1 и ФИО2 причинены убытки, как минимум, в виде уменьшения их стоимости. Сведения о переводе земельных участков с кадастровыми номерами №, № из категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для ИЖС в категорию земель промышленности и иного специального назначения без указания вида разрешенного использования и, соответственно, об их новой кадастровой стоимости не внесены в ЕГРН. После возбуждения производства по настоящему гражданскому делу Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области: 1.Разделило земельный участок с кадастровым номером № на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, при этом изъяло для государственных нужд Самарской области земельный участок с кадастровым номером № 2.Разделило земельный участок с кадастровым номером № на земельные участки с кадастровыми номерами №, № и изъяло для государственных нужд Самарской области земельный участок с кадастровым номером № Поскольку в результате правомерных действий сельского поселения Подстепки, разделенные земельные участки с КН № и КН №, были переведены без согласования с их собственниками из одной категории в другую, в результате чего уменьшилась рыночная стоимость данных земельных участков, в следствие чего истцам были причинены убытки, которые они просят взыскать на основании ст.57, 57.1, ст.26 Федерального закона РФ от 03.08.2018 года №342-ФЗ» о внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ». В судебном заседании представитель истцом ФИО3 уточненные исковые требования и их обоснования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить. Дополнительно пояснил, что при расчете суммы убытков причиненных истцам правомерными действиями ответчика, законность которых ими не оспаривается, следует взять стоимость определенную экспертом по результатам судебной оценочной экспертизы в виде разницы между стоимостью земельного участка до изменения категории земель на дату проведения экспертизы 26.02.2021 (3567568 рублей для земельного участка с КН…:№, и № 236 рублей для земельного участка с КН…:11700) и после изменения категория на дату экспертизы (1245 647 рублей для земельного участка с КН№, и № 303 рублей для земельного участка с КН…:11700), без учета имеющихся установленных законодательством ограничений в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистральных газопроводов Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск и Уренгой Новопсковск, и с учетом принадлежности 1/2 доли в участках каждому из истцов взыскать в их пользу по 1714927 рублей ((2321921+1107933)/2). В обоснование требований о необходимости именно взять стоимость без учета имеющихся ограничений, ФИО3 указал, что в ходе судебного разбирательства не доказано, и стороной ответчика либо третьими лицами не представлено доказательств, о том, что истцам было известно на момент приобретения первоначальных земельных участков о наличии газопровода и соответствующих ограничений. Основания произведения расчета сумм на дату проведения экспертизы 26.02.2021 года представитель истца обосновывал требованиями ст.57 Земельного кодекса РФ и Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.02.2019 N 9-П. Считает доводы стороны ответчика и представителей ООО «Газпром трансгаз Самара» об осведомленности истцов по наличию ограничений, необоснованными, поскольку первоначальным собственников из которого был образованы данные земельные участки был ФИО6, который продал свою долю ФИО1 в июне 2010 года, а информация об ограничениях была доведена до проектировщика жилищного комплекса «Луга» -ООО «Иделастрой», было доведено лишь в октябре 2010 года, что следует из представленных в материалы дела документов. ФИО2 приобрела участок в мае 2011 года. Кроме того каких-либо доказательств об уведомлении администрации с.Подстепки по факту наличия газопровода Газпромом не представлено, поскольку из тех документов которые находятся в материалах дела, следует, что информация доводилась лишь до Министерства строительства и администрации м.р. Ставропольский. Дополнительно ФИО3 пояснил, что с учетом планирования застройки земельных участков, на них планировалось строительство отдельных зданий и плоскостных объектов для инфраструктуры жилищного комплекса, однако в виду ограниченного финансирования каких-либо работ на земельных участков не велось. Представитель ответчика администрации с.п.Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно ФИО4 пояснил, что несмотря на действительное изменение границ населенного пункта с.Подстепки в следствие утверждения Генерального плана, земли принадлежащие истцам были выведены из земельных населенных пунктов. Данные земельные участки входят в охранную зону магистральных трубопроводов. Еще в 2004 году на основании распоряжения главы администрации м.р. Ставропольский были выделены коридоры для газохозяйства, в том числе и под 3 ветки магистрального газопровода в границах с.п. Подстепки. На момент введения бывших земель СПХ ФИО7 в границы села, а также на момент приобретения истцам земельных участков, данный газопровод уже существовал, в том числе с соответствующими ограничениями в силу положений СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 03.03.1985 года, которые в настоящее время актуализированы в редакции СП 63.13330.2012, в рамках которых установлены минимальные расстояния от оси магистрального трубопровода и до объектов, в пределах которых строительство запрещено. Также считает необоснованным расчет из убытков без учета наличия ограничений, поскольку о них было известно истцам, корме того расчет должен браться на день, предшествующий принятию решения, на основании которого возникли ограничения прав собственников земельных участков. Представитель ООО «Газпром трансгаз Самара» ФИО5 поддержала позицию ответчика, просила в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление приобщенном к материалам дела. Представитель администрации м.р. Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ФИО8 просил в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменные пояснения по заявленным исковым требованиям, просил суд рассмотреть дело в отсутствии представителя министерства. Представитель Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя министерства. Представители Управления Росреестра по Самарской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд с учетом мнения стороны, считает возможным в соответствии с требованием ст.167 ГПК РФ рассмотреть данное дело без участия не явившихся представителей третьих лиц. Суд, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Положениями ст.3 ГПК РФ определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно требований ст.16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации. В силу статьи 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1).Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2). В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками, наличие вины причинителя вреда. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо наличие всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований. В силу пункта 3 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (пункт 1 статьи 62 ЗК РФ). Статьей 57 Земельного кодекса РФ установлено, что возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка (п.п.5 п.1). Согласно требований ст. 57.1 ЗК РФ убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1). Убытки возмещаются: 1) гражданам и юридическим лицам - собственникам земельных участков (пункт 2). Согласно положения ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства (пункт 1). Пунктом 2 ст.104 ЗК РФ установлено, что в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий. В соответствии со ст.105 ЗК РФ существуют виды зон с особыми условиями использования территорий, и в частности охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцам ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 8 280 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанный земельный участок имеет категорию: «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства». Право собственности на земельный участок первоначально возникло на основании Договора № купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка общей площадью 8 349 кв.м, кадастровый №. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Также истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 3 186 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №. Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок имеет категорию - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером № был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № Факт образования земельных участков достоверно подтвержден реестровыми делами, представленными Управление Росреестра по Самарской области на запрос суда на земельные участки с кадастровыми номерами: №, №, №, и сторонами по существу не оспаривалось. Земельный участок с кадастровым номером № был образован из земель сельскохозяйственного назначения и первоначально при образовании имел категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения. В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№- п, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 855000,00 кв.м, с кадастровым номером № был включен в границы села Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области с переводом земельного участка из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (Том 2, л.д.53-176). Основанием для вынесения указанного приказа Министерством послужило заключение главы администрации с.п. Подстепки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности и целесообразности включения в границы села Подстепки земельного участка с КН №, и установления вида разрешенного использования земельного участка: для индивидуального жилого строительства (Том 3, л.д.113, 160), сделанное по результатам рассмотрения заявления собственника ООО «Терра+ресурс» указанного выше земельного участка в связи реализацией национального проекта «Доступное жилье», для работников ОАО «Газпромрегионгаз» (ОАО «Газпром») (Том 3, л.д.114, 161). В соответствии со ст.23 Градостроительного кодекса РФ сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения являются обязательным приложением к Генеральному плану и должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден Генеральный план сельского поселения Подстепки. При подготовке Генерального плана сельского поселения Подстепки в 2013 году границы населенного пункта не уточнялись и не координировались в соответствии с требованиями нормативных документов, что сторонами по делу не оспаривалось. С целью установления действительных границ населенного пункта с.п. Подстепки и внесение изменений в генеральный план, с целью исполнения требований действующего законодательства, Администрацией с.п.Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области был заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с ГУП Самарской области Институт «ТЕРРНИИГРАЖДАНПРОЕКТ» на выполнение работ по подготовке изменений в Генеральный план сельского поселения Подстепки и электронных документов, воспроизводящих сведения об установлении или изменении границ населенного пункта в целях их представления в государственный кадастр недвижимости администрацией сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области. ГУП Самарской области «ТЕРРНИИГРАЖДАНПРОЕКТ» был подготовлен проект внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Подстепки с описанием границ населенного пункта - села Подстепки. В соответствии с положениями п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в случае, когда предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения. Проект Генерального плана сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской 09.02.2019 года был размещен в Федеральной государственной системе территориального планирования для согласования с уполномоченными органами. По результатам рассмотрения проекта Генерального плана сельского поселения Подстепки Министерством строительства Самарской области Самарской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № были представлены заключения на проект генерального плана, подготовленные Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Согласно заключению Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года№ генеральный план сельского поселения Подстепки согласовывается с замечаниями, представленными ООО «Газпром трансгаз Самара». В соответствии с письмом ООО «Газпром трансгаз Самара» от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ на территории сельского поселения Подстепки расположены следующие объекты газового хозяйства: -магистральный газопровод Челябинск-Петровск, DN 1400, рабочее давление 75 кг/см2, 1 класс; -магистральный газопровод Уренгой-Петровск, DN 1200, рабочее давление 75 кг/см2, 1 класс; -магистральный газопровод ФИО9, DN 1400, рабочее давление 75 кг/см2, 1 класс; -ГРС-115, газопровод-отвод к ГРС-115, DN 150, рабочее давление 75 кг/см2, 1 класс. В связи с этим администрации надлежало установить зоны с особыми условиями использования территории, а именно: охранные зоны согласно «Правилам охраны магистральных газопроводов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 года № 1083), а также зоны минимальных расстояний согласно требованиям СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы». В соответствии с требованиями п.7.15 табл.4 (поз.1) СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы» расстояние до границ населенных пунктов с учетом перспективного развития, коллективных садов, дачных поселков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. составляет: для газопроводов DN 1400 - не менее 350 м. от оси в каждую сторону; для газопроводов DN 1200 - не менее 300 м. от оси в каждую сторону; для газопроводов DN 500 - не менее 150 м. от оси в каждую сторону; для газопроводов DN 150, 300 - не менее 100 м. от оси в каждую сторону. При этом согласно п.8.2.6 СП 36.13330.2012 расстояние от зданий и сооружений, не относящихся к ГРС и магистральным газопроводам, до продувочных свечей и запорной арматуры (крановых узлов) должно составлять не менее 300 м. ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области было принято Постановление № 82 «О подготовке проекта решения Собрания представителей сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 12.12.2013 года№ 34». Изменения в Генеральный план сельского поселения Подстепки были утверждены Решением Собрания представителей сельского поселения Подстепки от 15.10.2019 года. В результате данного решения, поскольку земельные истки истцом попадают в зону минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов, они были исключены из границ населенного пункта - села Подстепки. Согласно утвержденному Генеральному плану сельского поселения Подстепки земельные участки истцов находятся вне границ населенного пункта села Подстепки и отнесены землям промышленности и иного специального назначения. В установленном порядке Генеральный план сельского Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области истцами не оспаривался. Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона РФ от 03.08.2018 года №342-ФЗ «о внесении изменений в ГрК РФ и отдельные законодательные акты РФ» установлено, что до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. Правила охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083 не предусматривают необходимость принятия специального решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об установлении охранной зоны. При этом Правила предусматривают, что сведения о границах охранных зон указываются в проектной документации магистрального газопровода, а также отображаются в документации по планировке территории и подлежащей включению в федеральную государственную информационную систему территориального планирования (п. 23 Правил). Аналогичные положения содержатся и в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утв. Приказом Минтопэнерго РФ от 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (п.1.4 Правил). Таким образом, до 1 января 2022 года охранные зоны магистральных газопроводов и охранные зоны магистральных трубопроводов в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН считаются установленными, если такие зоны установлены до дня официального опубликования ФЗ от 03.08.2018 N 342-ФЗ на основании соответствующих нормативных правовых актов (Правил охраны магистральных газопроводов, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, или Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Приказом Минтопэнерго России от 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9), при условии что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности. Судом установлено, и следует из представленных в материалы дела документов ООО «Газпром трансгаз Самара», что вышеуказанные магистральные трубопроводы («Уренгой-Новопсковск», «Уренгой-Петровск» и «Челябинск-Петровск») входят в участок магистрального газопровода тольяттинского линейного производственного управления магистральных трубопроводов Рег№А53-02649-0007 (1 класс опасности), зарегистрированный в государственной реестре опасных производственных объектов 29.04.2005 года, что подтверждается свидетельством о регистрации А53-02649 от 04.12.2019 года Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и приложения к данному свидетельству (Том 1 л.д.112-119) Факт наличия на территории Ставропольского района вышеуказанных 3-х магистральных трубопроводов, на момент включения единого земельного участка с кадастровым номером №, площадью 855000 кв.м., из которого в последующем и были образованы, в том числе земельные участки принадлежащие истцам, в состав земель населенных пунктов с.п. Подстепки, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: -вышеуказанным свидетельством о регистрации рег.№ с приложением; -реестром фактически занимаемых площадей под объектами ОАО «Газпром» на территории Ставропольского района Самарской области, утвержденным распоряжением Главы Ставропольского района Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено в Ставропольский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области (Том 4, л.д.119-120); -перепиской между ООО «Самаратрансгазх» с Министерством строительства и ЖКХ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ (Том 1, л.д.126-131); -ведомостью о получении администрациями муниципальных образований Самарской области топографических карт с нанесенными объектами магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара» с указанием зон минимально допустимых расстояний (Том 1 л.д.132-133) -решением № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы территориального планирования м.р. Ставропольский Самарской области (Том 3 л.д.137-139) -перепиской между ООО «Идеалстрой» и ООО «Газпром трансгаз Самара» октябрь-ноябрь 2011 года, касающихся разработки проекта планировки территории в том числе з/у с кн № (Том 1 л.д.134-135) С учетом вышеизложенного, принятое решение Собранием представителей с.п. Подстепки м.р. Ставропольский № от ДД.ММ.ГГГГ о внесение изменений в Генеральный план с.п. Подстепки, с последующем исключением земельных участков, принадлежащих истцам, из территории земель населенных пунктов и как следствие перевод их в земли промышленности и иного специального назначения, не повлекло за собой изменения объема ограничений для собственников, установленных в силу нахождения участков в охранной зоны магистральных газопроводов, что указывает на то, что данное решение не ввело дополнительных ограничений в отношении земель истца чем были установлены за долго до включения земельного участка с КН № в границы населенных пунктов, в части площади приходящейся на охранную зону. Кроме того суд считает необходимым отметить, что в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела, судом не добыто, а сторонами по делу не представлено доказательств, что на момент включения земельного участка с КН № в границы населенного пункта с.п. Подстепки в 2009 году, его границы были установлены, что безусловно свидетельствовало бы о возможности уполномоченными муниципальными органами и органами субъектов установить факт нахождения части земельного участка в охранной зоне газопровода. Наличие распорядительного акта об изменении категории земель и вида разрешенного использования земельных участков (в целях застройки территории) не свидетельствует о безусловной возможности осуществления истцами строительства на принадлежащих им земельных участках, поскольку в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами требует осуществления ряда юридически значимых действий заинтересованного лица и получения разрешительных документов. Также согласно ст. 90 Земельного кодекса РФ, на тех земельных участках, где размещены объекты системы газоснабжения, при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Верховный Суд РФ при рассмотрении вопроса о правовом режиме охранных зон и зон минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта указал, что по смыслу приведенных законоположений охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон (Решение от ДД.ММ.ГГГГ№ Положениями СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 30.031985 (в настоящее время - актуализированная редакция СП 36.13330.2012), установлены минимальные расстояния от оси магистрального трубопровода и до объектов, в пределах которых строительство запрещено, куда как установлено в судебном заседании попадают и земельные участки истцов. Принимая во внимание, что ограничения на использование земельного участка возникли за долго до приобретения истцами земельных участков в собственности в 2010 и 2011 году соответственно, в связи с чем суд приходит к выводу, что в данном случае не применимы положения ст.57, 57.1 Земельного кодекса РФ. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости применения к спорным взаимоотношениям положений ст.15 ГК РФ, регламентирующие порядок взыскания убытков, о которых заявляется истцом. Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками, наличие вины причинителя вреда. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо наличие всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований. Судом для установления размера причиненных убытков по ходатайству сторон была назначена судебная оценочная экспертиза, а в последующем дополнительная судебная оценочная экспертиза, с учетом наличия реальных договоров купли-продажи аналогов земельных участков истцов. Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Зем.Стандарт»: 1.Рзница в размере рыночной стоимости земельного участка с КН №, ранее входивший в состав земельного участка с №, до изменения категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ИЖС», в категорию земель «промышленности и иного специального назначения» без указания вида разрешенного использования, принятого решением № Собрания представителей с.п. Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, и после изменения на дату проведения экспертизы, а)без учета имеющихся установленных законодательством РФ ограничений в использовании земельного участка в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск, и ФИО9: -разница в стоимости на 17.10.2019 и 26.02.2021 составляет 934793 рубля; -разница в стоимости до изменения категории земель на 26.02.2021 и после изменения категории на 26.02.2021 составляет 2321921 рубль. б) с учетом имеющихся установленных законодательством РФ ограничений в использовании земельного участка в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск, и ФИО9: -разница в стоимости на 17.10.2019 и 26.02.2021 составляет 208 875 рубля; -разница в стоимости до изменения категории земель на 26.02.2021 и после изменения категории на 26.02.2021 составляет 1669 489 рубль. 2.Разница в размере рыночной стоимости земельного участка с КН №, ранее входивший в состав земельного участка с КН №, до изменения категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для ИЖС», в категорию земель «промышленности и иного специального назначения» без указания вида разрешенного использования, принятого решением № Собрания представителей с.п. Подстепки м.р. Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, и после изменения на дату проведения экспертизы, без учета имеющихся установленных законодательством РФ ограничений в использовании земельного участка в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск, и ФИО9: а)без учета имеющихся установленных законодательством РФ ограничений в использовании земельного участка в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск, и ФИО9: -разница в стоимости на 17.10.2019 и 26.02.2021 составляет 234 827 рубля; -разница в стоимости до изменения категории земель на 26.02.2021 и после изменения категории на 26.02.2021 составляет 1107 933 рубль. б) с учетом имеющихся установленных законодательством РФ ограничений в использовании земельного участка в связи с нахождением в зоне минимальных расстояний магистрального газопровода Челябинск-Петровск, Уренгой-Петровск, и ФИО9: -разница в стоимости на 17.10.2019 и 26.02.2021 составляет 221742 рубля; -разница в стоимости до изменения категории земель на 26.02.2021 и после изменения категории на 26.02.2021 составляет 1056 605 рублей. Размер упущенной выгоды с учетом требований ч.2 ст.15 ГК РФ, как в отношении земельного участка с КН №, так и с КН №, равен 0 рублей. Сторонами заключение эксперта подготовленного в рамках дополнительной экспертизы сторонами по делу не оспаривалось, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлялось. Однако, в ходе судебного разбирательства, стороной истцов суду не представлено доказательств наличия в действиях сельского поселения Подстепки, в лице администрации, виновных действий, что исключает возможность возложение на ответчика обязанности по возмещению ущерба в соответствии с требованиями ст.15 ГК РФ. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, о необходимости отказать истца в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков в полном объеме. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 198, 199 ГПК РФ РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 и ФИО2 к администрации сельского поселения Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области о взыскании убытков оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 09 апреля 2021 года. Судья подпись Безденежный Д.В. Копия верна: Судья УИД:63RS0027-01-2020-002557-59 |