ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2237/2014 от 09.09.2014 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2-3370/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 сентября 2014г. г.Казань

Московский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шарифуллина В.Р.

при секретаре Хадиевой К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» и Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании гражданина оставшимся без попечения родителей, признании нуждающейся в жилых помещениях и об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» с требованиями о признании ее лицом, оставшимся без попечения родителей, об обязании ответчика включить ее в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилья как лица, оставшегося без попечения родителей, признать дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с 4 марта 2003 года. В обоснование заявленных требований истица сослалась на те обстоятельства, что на день рождения истицы ДД.ММ.ГГГГ ее мать <данные изъяты> состояла на психиатрическом учете, потому не смогла заниматься воспитанием дочери, в связи с чем ребенка передали в Ново-Юдинский детский дом. Сведения об отце ребенка были внесены в свидетельство о рождении со слов матери, отцовство не установлено. По имеющимся сведениям, мать истицы была лишена родительских прав, при этом своей жилой площади никогда не имела, проживала в общежитии. На протяжении периода нахождения в детских учреждениях, указанные учреждения не предприняли никаких мер к закреплению за истицей как за ребенком, оставшимся без попечения родителя, жилой площади, не обращались в компетентные органы за постановкой истицы на учет с целью обеспечения ее жильем. После окончания образовательного учреждения в 1999 году она была временно зарегистрирована в общежитии, расположенном в <адрес>, находящемся в ведении ОАО «Казаньоргсинтез», из которого ее попросили выехать 5 мая 2000 года. С указанного времени никакого жилья истица не имеет, равно как и регистрации по месту жительства. ФИО1 сослалась на то, что длительное время не могла получить паспорт, иные документы, поскольку не имела прописки. Так, обращения ФИО1 к главе Администрации Московского района г. Казани, руководителю Исполкома г. Казани, Аппарат Президента Республики Татарстан не принесли ожидаемого результата. На ее многочисленные обращения в компетентные органы, она получала ответ о необходимости регистрации по месту жительства в том районе, в котором она претендует быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а по достижении возраста 23 лет, ей отказывали ввиду достижения предельного возраста, с которым закон связывает предоставление жилья детям. Посчитав отказ необоснованным, истица обратилась в суд.

В ходе рассмотрения гражданского дела, ФИО1 дополнила исковые требования, предъявив их к Министерству образования и науки РТ, потребовав обязать данного ответчика обеспечить ее жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда. В судебном заседании ФИО1 повторно уточнила требования, просила суд обязать Министерство образования и науки РТ поставить истицу на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» <данные изъяты> с иском не согласился, сославшись на то, что в настоящее время МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» не компетентно в вопросе о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку все районные списки были переданы Министерству образования и науки РТ, в обязанности которого входит данный вопрос.

Представитель ответчика Министерства образования и науки РТ <данные изъяты> с исковыми требованиями не согласился, представив суду мотивированный отзыв, в котором сослался на то, что в списках, переданных МКУ «Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани» Министерству образования и науки РТ ФИО1 не значилась, поскольку в установленном порядке за постановкой на учет не обращалась, равно как и в Министерство образования и науки РТ. Поскольку ФИО1 не встала на учет нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет, постановка ее на учет в настоящее время противоречит действующему законодательству, так как статус ребенка она утратила.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ с 1 января 2013 года в Жилищный кодекс Российской Федерации и в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Специализированные жилые помещения предоставляются по заявлениям детей-сирот, достигших возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Закон Республики Татарстан № 8-ЗРТ от 12 января 2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» устанавливает правовые основания для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений. Указанные лица однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан.

Правом на подачу заявления о включении в список обладают, в том числе, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном настоящим Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров № 312 от 04.05.2013 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»" утверждена Программа по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Татар-стан на 2013 год, согласно которой на Министерство образования и науки РТ возложены обязанности по формированию списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Татарстан; по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения договора найма специализированного жилищного фонда.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишилась попечения матери - <данные изъяты>, которая состояла на психиатрическом учете, потому не смогла заниматься воспитанием дочери, в связи с чем ребенка в возрасте 7 месяцев из больницы передали в Дом ребенка г. Казани, а в 1983 году ФИО1 передали в Детский дом «Займище», затем направили в Ново-Юдинский детский дом. После чего ФИО2 воспитывалась и обучалась в Мензелинской вспомогательной школе-интернате до 1997 года.

Из данной школы-интерната было направлено обращение, датированное 1994 годом, в адрес инспектора по охране прав несовершеннолетних Московского РОНО г. Казани с просьбой о закреплении за ФИО1 жилой площади, однако, поскольку мать ФИО1 не имела собственного жилья, занимала койко-место в ведомственном общежитии, закрепить жилую площадь за ребенком не представилось возможным.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 обучалась в ПУ-30 г. Казани, находясь на полном государственном обеспечении, после чего с ДД.ММ.ГГГГ заселилась на койко-место в общежитии, расположенном в <адрес> находящемся в ведении ОАО «Казаньоргсинтез», из которого ее попросили выехать ДД.ММ.ГГГГ.

До достижения возраста 23 лет ФИО1 неоднократно обращалась в государственные и муниципальные органы по вопросу обеспечения ее жильем.

Так, в феврале 2003 года ОАО «Казаньоргсинтез» отказал ФИО1 в предоставлении общежития.

ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации Московского района г. Казани отказал ФИО1 в предоставлении жилой площади, сославшись на то, что очередником района она не является (л.д.30).

Начальник Управления жилищной политики г. Казани <данные изъяты> в ответ на обращение ФИО1 направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором рекомендовал ФИО1 зарегистрироваться в г. Казани у родственников или знакомых (л.д.27), а затем обратиться по вопросу о постановке на учет в том районе, в котором ФИО1 будет прописана.

Как следует из письма заместителя Главы администрации г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях было предложено зарегистрироваться в городе Казани, а затем встать на учет по месту прописки.

ДД.ММ.ГГГГ Глава администрации Московского района г. Казани <данные изъяты> отказал ФИО1 в решении ее жилищного вопроса, сославшись на отсутствие ее в списке очередников по Московскому району г. Казани, а также на то, что ФИО1 ко времени обращения уже достигла 23-летнего предельного возраста обеспечения ее жильем как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2007 года по 2012 год ФИО1 предпринимала попытки разрешения своего жилищного вопроса, обращаясь в различные инстанции, однако получала отказ.

В настоящее время ФИО1 своего жилья не имеет, проживает временно у знакомых, не имея регистрации по месту жительства.

Разрешая возникший между сторонами спор, оценивая обоснованность отказа ФИО1 в предоставлении ей жилого помещения, суд исходит из того, что не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до ДД.ММ.ГГГГ на учете как нуждающиеся в жилье.

Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди.

Отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с ДД.ММ.ГГГГ

В данном случае судом оцениваются и учитываются обстоятельства, связанные с причинами отсутствия учета ФИО1 как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как она имела соответствующее право, однако ей было необоснованно отказано в учете, а ранее жилая площадь за ней не была закреплена ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей органами, ответственными за реализацию прав несовершеннолетних.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска, в части возложения на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанности по постановке на учет ФИО1 как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Татарстан.

Остальные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств того, что она была поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ судом добыто не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан обязанность по постановке на учет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Татарстан.

В удовлетворении иска в остальной части - отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование и может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Московский районный суд г. Казани со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья: В.Р. Шарифуллин