ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2238/20 от 22.10.2020 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

22 октября 2020 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО2,

с участием прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым об обязании совершить определенные действия, третье лицо - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Крым обратился в суд с иском к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов.

В обоснование требований в указано, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования на территории <адрес> Республики Крым. По результатам проверки выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на следующих земельных участках: на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 600 кв.м., географические координаты: 45,390866, 34,761596; на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 960 кв.м., географические координаты: 45,391237, 34,762905; за границами населенных пунктов Михайловского сельского поселения <адрес> на земельном участке, прилегающем к бывшей тракторной бригаде колхоза им. ФИО4, общая площадь свалки 300 м.кв., географические координаты: 45.531634, 34.628090; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 20 м.кв., географические координаты: 45.545011, 34.715965; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 30 м.кв., географические координаты: 45.545105, 34.715810; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей фермы, общей площадью 2400 м.кв., географические координаты: 45.392083, 34.763238; за границами населенных пунктов Митрофановского сельского поселения <адрес> Республики Крым, общей площадью 780 м.кв., географические координаты: 45.431008, 34.719464; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 900 м.кв., географические координаты: 45.546246, 34.718418; на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 750 м.кв., географические координаты: 45.546673, 34.718954; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.545990, 34.716331; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 195 м.кв., географические координаты: 45.422101, 34.700761; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.546954, 34.717438; за c. Тамбовка Ивановского сельского поселения <адрес> Республики Крым возле бывшей фермы, общей площадью 300 м.кв., географические координаты: 45.368564, 34.719793; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 80 м.кв., географические координаты: 45.391611, 34.762085.

По результатам проведенных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым административных расследований по факту размещения отходов лица, причастные к их несанкционированному складированию, не установлены.

В Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым направлены пакеты документов для ликвидации несанкционированных свалок отходов, однако в нарушение указанных требований закона, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым до настоящего времени, несанкционированные свалки отходов не ликвидированы.

Указанные территории, на которых расположены несанкционированные размещения отходов производства и потребления, объектами размещения отходов не являются, и как объект размещения отходов не включен в Генеральную схему санитарной очистки Республики Крым, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, вышеуказанная территория не оборудована сооружениями, предназначенными для размещения отходов производства и потребления.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Третьи лица в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Выслушав прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с актами рейдового обследования специалистами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на территории <адрес> Республики Крым установлены факты несанкционированных свалок отходов но не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на следующих земельных участках: на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 600 кв.м., географические координаты: 45,390866, 34,761596; на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 960 кв.м., географические координаты: 45,391237, 34,762905; за границами населенных пунктов Михайловского сельского поселения <адрес> на земельном участке, прилегающем к бывшей тракторной бригаде колхоза им. ФИО4, общая площадь свалки 300 м.кв., географические координаты: 45.531634, 34.628090; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 20 м.кв., географические координаты: 45.545011, 34.715965; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 30 м.кв., географические координаты: 45.545105, 34.715810; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей фермы, общей площадью 2400 м.кв., географические координаты: 45.392083, 34.763238; за границами населенных пунктов Митрофановского сельского поселения <адрес> Республики Крым, общей площадью 780 м.кв., географические координаты: 45.431008, 34.719464; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 900 м.кв., географические координаты: 45.546246, 34.718418; на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 750 м.кв., географические координаты: 45.546673, 34.718954; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.545990, 34.716331; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 195 м.кв., географические координаты: 45.422101, 34.700761; за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.546954, 34.717438; за c. Тамбовка Ивановского сельского поселения <адрес> Республики Крым возле бывшей фермы, общей площадью 300 м.кв., географические координаты: 45.368564, 34.719793; за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 80 м.кв., географические координаты: 45.391611, 34.762085.

Материалы о вышеуказанных несанкционированных свалках отходов направлены Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым на исполнение Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В направленных письмах дополнительно указывается, что по результатам проведенных Минприроды Республики Крым административных расследований по фактам размещения отходов лица, причастные к их несанкционированному складированию, не установлены.

Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Так, согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, а частью 7 той же статьи запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Между тем, указанные в исковом заявлении места несанкционированного складирования отходов производства и потребления объектами размещения отходов не являются и в государственный реестр таковых не внесены.

Одновременно следует отметить, что ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Распоряжением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-рг утвержден соответствующий Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым (далее – Порядок).

Согласно пункту 6.3 Порядка (с изменениями в редакции распоряжения Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-рг), ликвидация несанкционированных свалок отходов, расположенных за границами населенных пунктов соответствующих муниципальных образований в случае невозможности установления лиц, совершивших правонарушение, возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

Доказательств того, что произведена ликвидация вышеуказанных несанкционированных свалок, материалы дела не содержат, кроме того, такие документы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, применительно к ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлены.

Наличие же указанных свалок приводит к загрязнению окружающей среды, неблагоприятной санитарно-гигиенической ситуации на названных территориях. Непринятие Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе, мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст.42 Конституции Российской Федерации, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, являются обоснованными.

Разрешая требования истца в части установления срока исполнения решения, суд учитывает положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой в случае, если возложенная судом обязанность совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, может быть исполнена только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя такой срок, суд исходит из конкретных обстоятельств данного дела, учитывает характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокуратурой <адрес> Республики Крым требований. Срок, заявленный в иске для исполнения обязательств, суд находит разумным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, третьи лица Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов, удовлетворить.

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в течение 5 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обязанности по ликвидации следующих несанкционированных свалок отходов:

- свалка отходов, расположенная на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 600 кв.м., географические координаты: 45,390866, 34,761596;

- свалка отходов, расположенная на территории бывшей фермы за <адрес> Республики Крым, общей площадью 960 кв.м., географические координаты: 45,391237, 34,762905;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Михайловского сельского поселения <адрес> на земельном участке, прилегающем к бывшей тракторной бригаде колхоза им. ФИО4, общая площадь свалки 300 м.кв., географические координаты: 45.531634, 34.628090;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 20 м.кв., географические координаты: 45.545011, 34.715965;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 30 м.кв., географические координаты: 45.545105, 34.715810;

- свалка отходов, расположенная за границами <адрес> Республики Крым на территории бывшей фермы, общей площадью 2400 м.кв., географические координаты: 45.392083, 34.763238;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Митрофановского сельского поселения <адрес> Республики Крым, общей площадью 780 м.кв., географические координаты: 45.431008, 34.719464;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 900 м.кв., географические координаты: 45.546246, 34.718418;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 750 м.кв., географические координаты: 45.546673, 34.718954;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.545990, 34.716331;

- свалка отходов, расположенная за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 195 м.кв., географические координаты: 45.422101, 34.700761;

- свалка отходов, расположенная за границами населенных пунктов Зоркинского сельского поселения <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 60 м.кв., географические координаты: 45.546954, 34.717438;

- свалка отходов, расположенная за c. Тамбовка Ивановского сельского поселения <адрес> Республики Крым возле бывшей фермы, общей площадью 300 м.кв., географические координаты: 45.368564, 34.719793;

- свалка отходов, расположенная за <адрес> Республики Крым на территории бывшей молочно-товарной фермы, общей площадью 80 м.кв., географические координаты: 45.391611, 34.762085..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий В.В. Максимова