ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-2238/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующий судья Тюрин А.С.
при секретаре Шибаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «ТГК-2» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Костромы, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, содержащим требование возложить на ПАО «ТГК-2» обязанности не позднее 1 года с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований антитеррористической защищенности, выявленных в деятельности Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить суммарную высоту основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по периметру объекта не менее 2,5 метров на следующих участках: выходы открытых трубопроводов сквозь периметральное ограждение со стороны ГРП;
- по периметру объекта ограждение из металлических конструкций выполнить из материалов соответствующих установленным требованиям на следующих участках периметра объекта: в районе мазутного хозяйства возле открытого трубопровода, железнодорожных ворот на мазутное хозяйство, от КПП №1 по направлению к зданию пожарного депо, напротив входа в помещение КПП №2, между мазутным хозяйством и территорией «склада-модуля», забор из сетки - «рабицы»;
- основное ограждение по периметру объекта оборудовать верхним дополнительным ограждением на следующих участках: возле КПП №1 рядом с выдвижными механизированными шлагбаумами, в районе 26 ж/д пути в сторону КПП №2, «изолировочной мастерской», ворота №4, №5;
- устранить повреждения верхнего дополнительного ограждения по периметру объекта с увеличением его задерживающих свойств на следующих участках: от правого угла ограждения до ОРУ 110кВ, по периметру объекта, где снаружи имеются нависающие ветки деревьев, в районе подрядных организаций и ремонтных фирм, район газораспределительного пункта;
- оборудовать нижнее дополнительное ограждение на основном ограждении по периметру объекта на следующих участках: от здания «пожарного депо» до здания «изолировочной мастерской», от здания «изолировочной мастерской» до помещения КПП №2, от помещения КПП № 2 до мазутного хозяйства, от мазутного хозяйства до «склада - модуля», от станции нейтрализации до въезда на территорию;
- установить дополнительное ограждение на крыше КПП №1, являющегося одноэтажным зданием составной части периметра;
- убрать растительность в запретной зоне в районе КПП №2 и ж/д на мазутное хозяйство в 6 метрах от ограждения с внутренней стороны;
- на КПП №№ 1,2 оборудовать досмотровые площадки для автомобильного транспорта;
- перед зданием КПП № 1, складом теплосетей, являющихся составной частью периметра, установить железобетонные блоки или железобетонные столбы;
- наземные коммуникации в районе ж/д путей на мазутное хозяйство, станции нейтрализации, имеют выход в виде открытых трубопроводов, оборудовать постоянными или съемными решетками;
- установить усиленную конструкцию на дверные проемы главного щита управления;
- вход в КПП №1 и управляемые преграждающие конструкции оборудовать средствами охранной сигнализации;
- устройства управления системой оповещения расположить в помещения КПП №№ 1,2;
- обеспечить устойчивость оконных проемов здания КПП №№ 1,2 к внешним воздействиям;
- входные двери КПП №№ 1,2 оборудовать переговорным устройством;
- входные двери КПП №№ 1,2 оборудовать внешним освещением;
- у входных дверей КПП №№ 1,2 установить видеокамеры для наблюдения за подступами к дверям;
- на КПП №2 установить контрольно-пропускную кабину или турникет, оборудованный техническими средствами системы контроля и управления доступом и техническими средствами досмотра для пропуска водителей и лиц, сопровождающих транспорт (грузы), защитными барьерами для контроллеров (постовых);
- с внутренней стороны КПП №№ 1,2 оборудовать стационарные противотаранные подъемные устройства;
- на КПП №2 оборудовать технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средства тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), указательные знаки;
- оборудовать контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта, досмотровые площадки, досмотровые эстакады, служебные помещения;
- оборудовать ограждение объекта периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями по всему периметру;
- на участке периметрального ограждения от ОРУ 110 кВ до Градирни №2 установить сигнализацию обеспечивающую получение и обработку тревожных сообщений;
- полностью оборудовать средствами системы охранной телевизионной периметр территории объекта или его наиболее уязвимые части;
- оборудовать объект системой охранного освещения;
- ручное управление аппаратурой освещения осуществлять из помещения охраны;
- разработать на объекте план оповещения, который включает в себя: схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранение последствий внештатных ситуаций, планы эвакуации.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения законодательства в сфере протводействия терроризму в деятельности ПАО «ТГК-2»,
Проверкой установлено, что по адресу: <адрес> расположен объект топливно-энергетического комплекса Костромская ТЭЦ-2, находящийся в ведении ПАО «ТГК-2».
В 2021 году отделением государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области неоднократно проводились проверки на вышеуказанном объекте ТЭК, в ходе которых выявлялись нарушения требований антитеррористической защищенности объекта. Последняя проверка проведена в период с 22.09.2021 по 19.10.2021, установлены следующие нарушения: суммарная высота основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по периметру объекта составляет менее 2,5 метров на следующих участках: выходы открытых трубопроводов сквозь периметральное ограждение со стороны ГРП; установленное по периметру объекта ограждение из металлических конструкций выполнено из материалов не соответствующих установленным требованиям на следующих участках периметра объекта: в районе мазутного хозяйства возле открытого трубопровода, железнодорожных ворот на мазутное хозяйство, от КПП №1 по направлению к зданию пожарного депо, напротив входа в помещение КПП №2, между мазутным хозяйством и территорией «склада-модуля», забор из сетки - «рабицы»; основное ограждение по периметру объекта не оборудовано верхним дополнительным ограждением на следующих участках: возле КПП №1 рядом с выдвижными механизированными шлагбаумами, в районе 26 ж/д пути в сторону КПП №2, «изолировочной мастерской», ворота №4, №5; верхнее дополнительное ограждение по периметру объекта имеет повреждения с уменьшением его задерживающих свойств на следующих участках: от правого угла ограждения до ОРУ 110 кВ, по периметру объекта, где снаружи имеются нависающие ветки деревьев, в районе подрядных организаций и ремонтных фирм, район газораспределительного пункта; основное ограждение по периметру объекта, выполненное из металлических и железобетонных конструкций, не оборудовано нижним дополнительным ограждением на следующих участках: от здания «пожарного депо» до здания «изолировочной мастерской», от здания «изолировочной мастерской» до помещения КПП №2, от помещения КПП № 2 до мазутного хозяйства, от мазутного хозяйства до «склада - модуля», от станции нейтрализации до въезда на территорию; отсутствует дополнительное ограждение на крыше КПП №1, являющегося одноэтажным зданием составной части периметра; в запретной зоне в районе КПП №2 и ж/д на мазутное хозяйство в 6 метрах от ограждения в внутренней стороны имеется растительность (деревья, кустарники); на КПП №№ 1,2 отсутствуют досмотровые площадки для автомобильного транспорта; перед зданием КПП №1, складом теплосетей, являющихся составной частью периметра, отсутствуют железобетонные блоки или железобетонные столбы; наземные коммуникации в районе ж/д путей на мазутное хозяйство, станции нейтрализации, имеют выход в виде открытых трубопроводов, не оборудованы постоянными или съемными решетками; дверные проемы главного щита управления не имеют усиленной конструкции; вход в КПП №1 и управляемые преграждающие конструкции не оборудованы средствами охранной сигнализации; устройства управления системой оповещения располагаются вне помещения КПП №№ 1,2; оконные проемы здания КПП №№ 1,2 не устойчивы к внешним воздействиям; входные двери КПП №№ 1,2 не оборудованы переговорным устройством; входные двери КПП №№ 1,2 не оборудованы внешним освещением; у входных дверей КПП №№ 1,2 отсутствуют видеокамеры для наблюдения за подступами к дверям; на КПП №2 не установлена контрольно-пропускная кабина или турникет, оборудованный техническими средствами системы контроля и управления доступом и техническими средствами досмотра для пропуска водителей и лиц, сопровождающих транспорт (грузы), защитными барьерами для контроллеров (постовых); с внутренней стороны КПП №№ 1,2 отсутствуют стационарные противотаранные подъемные устройства; на КПП №2 отсутствуют технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средства тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), указательные знаки; отсутствуют контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта, досмотровые площадки, досмотровые эстакады, служебные помещения; ограждение объекта не полностью оборудовано периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями; на участке периметрального ограждения от ОРУ 110 кВ до Градирни № 2 установленная периметральная сигнализация не обеспечивает получение и обработку тревожных сообщений; средствами системы охранной телевизионной не полностью оборудованы периметр территории объекта или его наиболее уязвимые части; объект не оборудован системой охранного освещения; ручное управление аппаратурой освещения осуществляется не из помещения охраны; на объекте не в полном объеме разработан план оповещения, который включает в себя: схему вызова сотрудников, должностными обязанностями, которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранение последствий внештатных ситуаций, планы эвакуации.
По вышеуказанным нарушениям закона сотрудниками отделения государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области в ПАО «ТГК-2» неоднократно направлялись предписания, технический директор Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» привлекался к административной ответственности по ст. 20.30 КоАП РФ (10.12.2021) и ст. 19.5 КоАП РФ (21.07.2021, 02.09.2022), однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения закона не устранены, что негативно сказывается на антитеррористической защищенности Костромской ТЭЦ-1 ПАО «ТГК-2», как объекта критической инфраструктуры города Костромы
В судебное заседание представитель истца прокурор города Костромы не явился, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ранее представил отзыв на исковое заявление, согласно которому прокурор не вправе обращаться в суд с данным исковым заявлением, поскольку прокурор обратился в суд не в защиту неопределенного круга лиц. Состав работников Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2» установлен штатным расписанием, а, следовательно, круг лиц определен и конкретизирован. Кроме того, ответчиком частично приняты меры по устранению выявленных нарушений.
Представители третьих лиц Администрации города Костромы и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В силу с п.п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ предусмотрено, что противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления своей деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Как следует из материалов дела, отделением государственного контроля Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Костромской области неоднократно проводились проверки на Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», расположенной по адресу: <...>, в ходе которых выявлялись нарушения требований антитеррористической защищенности объекта.
Доводы ответчика о том, что прокурор г. Костромы не вправе обратится с указанным иском, поскольку круг лиц определен штатным расписанием работников ТЭЦ-1, не состоятельны, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился с иском в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц, так как настоящий иск заявляется в интересах защиты прав неопределенного круга лиц - работников Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», жителей и гостей города Костромы, персональный и количественный состав которых не постоянен и меняется ежегодно.
Ответчиком не оспаривается, что на настоящий момент указанные выше нарушения закона в полном объеме не устранены. Доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком не представлено.
Таким образом, имеются основания для удовлетворения требований прокурора.
На основании ч. 2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает срок для выполнения работ в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок является разумным и достаточным с учетом объема и сложности работ и соблюдает баланс интересов истца и ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора удовлетворить.
Обязать ПАО «ТГК-2», ИНН №, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований антитеррористической защищенности, выявленных в деятельности Костромской ТЭЦ-2 ПАО «ТГК-2», расположенной по адресу: <адрес>, а именно:
- обеспечить суммарную высоту основного ограждения с учетом дополнительного ограждения по периметру объекта не менее 2,5 метров на следующих участках: выходы открытых трубопроводов сквозь периметральное ограждение со стороны ГРП;
- по периметру объекта ограждение из металлических конструкций выполнить из материалов соответствующих установленным требованиям на следующих участках периметра объекта: в районе мазутного хозяйства возле открытого трубопровода, железнодорожных ворот на мазутное хозяйство, от КПП №1 по направлению к зданию пожарного депо, напротив входа в помещение КПП №2, между мазутным хозяйством и территорией «склада-модуля», забор из сетки - «рабицы»;
- основное ограждение по периметру объекта оборудовать верхним дополнительным ограждением на следующих участках: возле КПП №1 рядом с выдвижными механизированными шлагбаумами, в районе 26 ж/д пути в сторону КПП №2, «изолировочной мастерской», ворота №4, №5;
- устранить повреждения верхнего дополнительного ограждения по периметру объекта с увеличением его задерживающих свойств на следующих участках: от правого угла ограждения до ОРУ 110кВ, по периметру объекта, где снаружи имеются нависающие ветки деревьев, в районе подрядных организаций и ремонтных фирм, район газораспределительного пункта;
- оборудовать нижнее дополнительное ограждение на основном ограждении по периметру объекта на следующих участках: от здания «пожарного депо» до здания «изолировочной мастерской», от здания «изолировочной мастерской» до помещения КПП №2, от помещения КПП № 2 до мазутного хозяйства, от мазутного хозяйства до «склада - модуля», от станции нейтрализации до въезда на территорию;
- установить дополнительное ограждение на крыше КПП №1, являющегося одноэтажным зданием составной части периметра;
- убрать растительность в запретной зоне в районе КПП №2 и ж/д на мазутное хозяйство в 6 метрах от ограждения с внутренней стороны;
- на КПП №№ 1,2 оборудовать досмотровые площадки для автомобильного транспорта;
- перед зданием КПП № 1, складом теплосетей, являющихся составной частью периметра, установить железобетонные блоки или железобетонные столбы;
- наземные коммуникации в районе ж/д путей на мазутное хозяйство, станции нейтрализации, имеют выход в виде открытых трубопроводов, оборудовать постоянными или съемными решетками;
- установить усиленную конструкцию на дверные проемы главного щита управления;
- вход в КПП №1 и управляемые преграждающие конструкции оборудовать средствами охранной сигнализации;
- устройства управления системой оповещения расположить в помещения КПП №№ 1,2;
- обеспечить устойчивость оконных проемов здания КПП №№ 1,2 к внешним воздействиям;
- входные двери КПП №№ 1,2 оборудовать переговорным устройством;
- входные двери КПП №№ 1,2 оборудовать внешним освещением;
- у входных дверей КПП №№ 1,2 установить видеокамеры для наблюдения за подступами к дверям;
- на КПП №2 установить контрольно-пропускную кабину или турникет, оборудованный техническими средствами системы контроля и управления доступом и техническими средствами досмотра для пропуска водителей и лиц, сопровождающих транспорт (грузы), защитными барьерами для контроллеров (постовых);
- с внутренней стороны КПП №№ 1,2 оборудовать стационарные противотаранные подъемные устройства;
- на КПП №2 оборудовать технические средства обнаружения (досмотра) металлических предметов и взрывчатых веществ, средства тревожной сигнализации (подачи извещения о тревоге), указательные знаки;
- оборудовать контрольно-пропускные пункты для железнодорожного транспорта, досмотровые площадки, досмотровые эстакады, служебные помещения;
- оборудовать ограждение объекта периметральными средствами обнаружения или охранными извещателями по всему периметру;
- на участке периметрального ограждения от ОРУ 110 кВ до Градирни №2 установить сигнализацию обеспечивающую получение и обработку тревожных сообщений;
- полностью оборудовать средствами системы охранной телевизионной периметр территории объекта или его наиболее уязвимые части;
- оборудовать объект системой охранного освещения;
- ручное управление аппаратурой освещения осуществлять из помещения охраны;
- разработать на объекте план оповещения, который включает в себя: схему вызова сотрудников, должностными обязанностями которых предусмотрено участие в мероприятиях по предотвращению или устранение последствий внештатных ситуаций, планы эвакуации.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С.Тюрин