ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2239/2017 от 26.03.2018 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-400/2018

Поступило в суд 08.12.2017 г.

(мотивированное)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 марта 2018 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области под председательством судьи Зюковой О.А., при секретаре Диденко М.П., с участием истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУП «Комбинату бытовых услуг», администрации г. Бердска Новосибирской области, Совету депутатов г. Бердска Новосибирской области о защите прав потребителя,

установил:

ФИО1 обратился с иском к МУП «Комбинату бытовых услуг», администрации г. Бердска Новосибирской области, Совету депутатов г. Бердска Новосибирской области о защите прав потребителя. Просил:

признать необходимым установление нормативов по отоплению жилых помещений индивидуального жилого дома по <адрес>, в связи с особенностями строительных, технических параметров, влияющих на объем нагреваемого воздуха, на качество и количество переданной тепловой энергии;

в целях окончательного расчета окончательного расчета оплаты за коммунальную услугу установить следующие нормативы по отоплению для жилых помещений дома по <адрес>:

На отопительный период 2010-2011г.г. N = 0.0113 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительный период 2011-2012г.г. N =0.0107 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительный период 2012-2013г.г. N =0.0116 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительный период 2013-2014г.г. N =0.0103 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительный период 2014-2015г.г. N = 0.0101 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительный период 2015-2016 г.г. N= 0.0097 Гкал/кв.метр/12мес.

На отопительные периоды с 01.07.2016 г. и до установления норматива (по инициативе ресурсоснабжающей организации или Департамента по тарифам Новосибирской области) - N=0.014Гкал/кв.м/9мес.;

обязать исполнителя МУП «Комбинат бытовых услуг» в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет оплаты ему за отопление жилых помещений дома по <адрес> исходя из установленных судом нормативов и в соответствии существовавшими тарифами в месяцы отопления;

обязать МУП « Комбинат бытовых услуг», в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу, произвести взаиморасчеты по отоплению с ФИО1 и вернуть ему оставшуюся сумму денег.

В обоснование иска истец указал, что с января 2014 года истцу начислялась оплата за предоставленную тепловую энергию в жилые помещения индивидуального жилого дома, исходя из установленного норматива по отоплению, для жилых помещений много квартирных домов. В решении Совета депутатов г. Бердска № 600 от 19.11.2009 г. был установлен норматив 0.24 Гкал/кв.м/год с учетом теплопотребления в местах общего пользования. Расчеты норматива, сведения для каких категорий домов, какого года постройки и другие данные по этому нормативу отсутствуют. Администрацией г. Бердска, Советом депутатов г. Бердска признается, что было упущено установление норматива для индивидуальных жилых домов постройки после 1999 года. К данной категории относится индивидуальный отдельно стоящий 2-х этажный дом истца. Расчет норматива осуществляется по инициативе уполномоченного органа или ресурсоснабжающей организации, а установление - в нормативно-правовом акте уполномоченного органа. Не смотря на его неоднократные заявления, норматив для категории 2-х этажных индивидуальных жилых домов постройки после 1999 года не был установлен. 14.09.2017 года при проверки соответствия норматива (решение № 600) экспертизой было выявлено,что при предоставлении тепловой энергии в жилые помещения дома истца, согласно норматива, температура воздуха в жилых помещениях нагреется и будет поддерживаться круглосуточно, всё время отопления до +126 градусов С. Такая температура внутри жилых помещений не допустима. Норматив из решения N9 600 не надлежащего качества. Нормативы по отоплению рассчитываются по усредненным показателям, на основании данных за прошедшие отопительные периоды и при изменении этих данных в реальном отопительном периоде предусмотрено изменение норматива, соответственно уменьшение или увеличение оплаты потребителя. Применение норматива из решения № 600 привело к начислению и взысканию денег с истца за тепловую энергию ненадлежащего качества, к нарушению прав потребителя в оплате за необходимое количество тепловой энергии надлежащего качества. Нежелание ресурсоснабжающих и уполномоченных органов в расчете фактической тепловой энергии потребленной в отопительные периоды в жилых помещениях дома истца вызвало у истца необходимость установить в суде нормативы по отоплению с учетом конструктивных и технических параметров, указанных в паспорте на его дом. Необходимость установления норматива установлена и Бердским городским судом при рассмотрении иска о признании незаконными начисления за сверх необходимое количество тепловой энергии и установлении необходимого количества тепловой энергии для жилых помещений дома истца. Бердский городской суд установил, что количество тепловой энергии представленной в дом ФИО1 можно рассчитать на основании ст.157 ЖК РФ, постановления Правительства РФ, по установленному уполномоченным органом нормативу отопления. Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. (далее Правила № 306) предусматривает порядок расчета и установления норматива. ЖК РФ так же предусмотрено, что при не соблюдении требований ЖК РФ (Постановления Правительства РФ - Правил N9 306) необходимо руководствоваться положениями ЖК РФ (Постановлением Правительства РФ - Правилами № 306). Ответчики добровольно не стали руководствоваться ЖК РФ, а именно Правилами № 306, таким образом только суд на оснований ЖК РФ, постановления Правительства РФ (Правил N9 306) имеет право на защиту прав потребителя и на установление нормативов в судебном порядке. Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что, при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует исходить из того, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится только то имущество, которое отвечает признакам, закрепленным в статье 36 ЖКРФ и в пункте 1 статьи 290 ГК РФ» (п.13). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ)» (п.20). При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта). Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей") (п.22).

Норматив по отоплению ненадлежащего качества не законен, поскольку ненадлежащее качество может возникнуть временно и только вследствие непреодолимой силы. По заключению экспертизы, коммунальная услуга по предоставлению тепловой энергии, в жилые помещения дома истца, ненадлежащего качества. При этом разница до нормативного качества составляет +102 градуса С и при перерасчете (согласно постановления Правительства № 307) оплата уменьшится на более 100% ежемесячно. Уменьшение оплаты вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты обусловлено и отсутствием норматива для данной категории домов (с учетом конструктивных особенностей). При отсутствии норматива для дома, на лицевом счете истца по отоплению будет опять занесено о наличии денежных средств у исполнителя в пользу ФИО1 (как в 2010-2011годах), а внесенная значительно большая сумма денег не будет возвращена потребителю, так как не будет произведен расчет тепловой энергии надлежащего качества для окончательного взаиморасчета. При отсутствии норматива исполнитель лишен права начисления объемов предоставленной тепловой энергии, а потребитель не имеет оснований для оплаты за коммунальную услугу. На добровольной основе ответчик не стал инициировать представление расчета норматива для индивидуальных домов. В 2014 году были проведены две экспертизы о необходимом количестве тепловой энергии, надлежащего качества для дома истца, с учетом конструктивных особенностей. Экспертизами рассчитаны и нормативы из расчета оплаты в каждый месяц года, на 12 месяцев. Экспертизой 2017 года подтверждено, что норматив по отоплению для жилых помещений дома истца должен быть значительно меньше даже установленного в 2016 г. норматива в Приказе Департамента по тарифам Новосибирской области № 85-ТЭ. На основании ЖК РФ, постановления Правительства РФ, материалов экспертиз № 059, № 0777, № 135 истец считает, что его права за период с 01.10.2010г. по 30.06.2016 г. будут восстановлены после установления судом нормативов по отоплению жилых помещений жилого дома, без учета мест общего пользования, с учетом конструктивных особенностей, количества дней отопления, среднесуточной температуры наружного воздуха. Препятствий, запретов на установление нормативов в судебном порядке законом не установлено. Норматив предназначен для расчета оплаты потребителя за тепловую энергию за месяц года или месяц отопления. Оплата за коммунальную услугу производится потребителем после получения услуги на основании платежного поручения. При установлении норматива исполнитель сможет на законных основаниях выписать такие поручения за прошедшие месяцы отопления и произвести взаиморасчеты с платежами потребителя. Установить норматив возможно только расчетным способом, так как строительного паспорта дома нет, так как дом индивидуальный и имеет конструктивные, технические особенности. Норматив по отоплению устанавливается для указанных в Правилах № 306 20 категорий жилых домов, при этом необходимо руководствоваться формулой приведенной в Правилах N9 306, в которой первой величиной является нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление, указанный в Таблице для каждой из 20 категорий жилых домов. В данной Таблице нет усредненного расхода тепловой энергии, а так же не предусмотрено применение другой величины тепловой энергии к заданной категории жилого дома, так как в результате норматив необоснованно увеличится и качество услуги будет ненадлежащим. В Таблице наглядна разница в величине расхода тепловой энергии по удельной тепловой нагрузки для разных категорий жилых домов, разного года постройки. При расчете объема тепловой энергии необходимой для отопления жилых помещений дома истца в Таблице установлена величина тепловой энергии 57 ккал/час на 1 кв.м жилой площади. При данной величине тепловой энергии, количестве дней отопления и данных о температуре наружного воздуха (полученных от Росгидромет РФ) экспертами вычислена температура воздуха в жилых помещениях дома истца при предоставлении тепловой энергии в количестве указанном в решении № 600 Норматив по отоплению домовладений рассчитывается только для жилых помещений, без мест общего пользования. При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления -..., объем жилых помещений,.. .».

Исходя из технического паспорта дома истца конструктивные и технические параметры дома меньше расчетных, так как величина высоты потолков согласно законодательства для жилого помещения установлена 270 сантиметров. В результате объем нагреваемого воздуха в помещения жилого дома истца меньше, чем в домах с нормальной высотой потолков жилых помещений. Так при площади отапливаемых помещений дома истца в 175.3 кв.м (согласно технического паспорта на индивидуальный жилой дом истца) объем нагреваемого воздуха составляет : 24.6 х2.65 +3 х 2.65 + 6.4 Х2.65 + 3.5 х 2.65 +32.6 х 2.53 + ((13.3+2 +21.5 +5.6 + 13.2 + 15.1 + 14.1 +20.4) х2.45) = 65.19+7.95 + 16.96 + 9.275 + 59.708 + (105.2 х 2.45= 257.74)= 416.823 куб.м. При такой же отапливаемой площади дома с высотой потолков согласно проектной 270 сантиметров (2.7м) объем нагреваемого воздуха составляет 175.3 х 2.7 = 473.71 куб.м. Сравнение показывает уменьшение нагреваемого воздуха в доме истца на (473.71:416.823) = 1.1355 : 100%=13.55 %, что в свою очередь соответствует уменьшению затрат тепловой энергии прямо пропорционально уменьшению объема нагреваемого воздуха, а именно на 13.55 %. Таким образом, согласно Правил № 306 (раздел 2 п.13), основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном или жилом доме изменяется более чем на 5 %. Ответчики были проинформированы истцом о необходимости установления норматива по отоплению для дома истца с учетом данных особенностей, но изменение норматива - установление норматива для дома истца не было осуществлено.

В расчетах необходимого количества тепловой энергии, надлежащего качества, произведенных экспертной организацией ООО «Мидель» в 2014г., для дома истца было применено уменьшение количества тепловой энергии за 2010-2014 годы из-за особенностей конструктивных и технических параметров, а именно меньших по величины высот помещений (меньшего объема нагреваемого воздуха). Высоты жилых помещений указаны в планах дома и спецификации технического паспорта дома истца. Данные расчеты экспертов представлены всем ответчикам, не опровергнуты, не обжалованы. В формуле расчета количества тепловой энергии вторая величина это S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или площадь жилого дома (кв.м). Площадь жилого дома, а именно площадь жилых помещений нагреваемых от централизованных источников тепловой энергии указана в техническом паспорте дома истца в количестве 175.3 кв.м, иного нигде не установлено, не выявлено, замеров температуры нагреваемого воздуха внутри жилых помещения дома не производился ни вначале осуществления договорных обязательств, ни далее в отопительных периодах. Данная жилая площадь в 175.3 кв.м была заявлена истцом исполнителю МУП «КБУ» при подаче заявления о заключении договора на отопление жилого дома, причем неоднократно. За данную площадь с учетом особенностей истец оплачивал полученную тепловую энергию, согласно расчетам по формулам из Правил РФ № 306 и № 307. В течение 2010, 2011, 2012, 2013 г.г. претензий ни по площади, ни по количеству тепловой энергии, ни по сумме оплаты от ответчика МУП «КБУ» не поступало. В других жилых помещениях дома, кроме 175.3 кв.м, нагрев воздуха от централизованных источников тепловой энергии не осуществлялся. Норматив по отоплению вычисляется делением количества тепловой энергии (Гкал/год), необходимой для отопления многоквартирного дома или жилого дома на количество месяцев отопления( или на 12) и на отапливаемую площадь.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, а также установлено, что изменения, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, вступают в силу с 1 июля 2012 г. Истец считает, что рассчитанные, согласно Правил № 306, нормативы, с учетом действовавших тарифов на месяцы отопления, восстановят законную оплату истца за период 2010-2016г.г. и обяжут ответчика МУП « КБУ» инициировать перед Департаментом по тарифам Новосибирской области уменьшение норматива для дома истца с 01.07.2016года (путем установления дополнительного норматива, что предусмотрено Правилами № 306), исходя из расчета за предыдущие 5 лет. 2011-2016 г.г. с N=0.0185 до N= 0.014 Гкал/кв.м на 9 месяцев отопления (так как изменение количества тепловой энергии на 32%, что более 5% и существенно для оплаты истца).

Права потребителя в оплате за необходимое количество, надлежащего качества полученной коммунальной услуги по отоплению нарушены. Истец произвел расчет переплаты из-за начисления и взыскания за тепловую энергию не надлежащего качества. Сумма переплаты для истца, как пенсионера, значительная. Истец сделал все возможное для реализации своих прав на основании законов РФ и иного действия (л.д. 1-12).

В последующем истец уточнил, что все требования предъявлены к к МУП «КБУ», администрации и Совету депутатов г. Бердска, кроме требований, которые адресованы только к МУП «КБУ». Период перерасчета соответствует периоду отсутствия норматива по отоплению для дома истца и необходимость перерасчета возникает с установлением нормативов (пункт 2 требований) за отопительные периоды, начиная с отопительного периода 2010-2011 г.г.и заканчивая временем вступления решения суда в законную силу. Сумма возврата денег так же зависит от даты перерасчета, а именно через 10 дней после вступления решения суда в законную силу. Поскольку дата вступления решения суда в законную силу ему не известна, представить сумму перерасчета он не может. Расчет переплаты по состоянию на 30.11.2017г. представлен в приложении № 9 с иском (л.д.186).

Истец в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске и дополнении к иску. Дополнительно пояснил, что тепловую энергию, согласно, норматива, установленного решением № 600, 0,24 Гкал/кв.м. в год, или 0,02 Гкал/кв.м. в месяц, невозможно предоставить в жилые помещения его дома, о чем имеется подтверждение экспертизы и письмо от администрации г. Бердска от 22.02.2018г. Кроме того невозможность предоставления коммунальной услуги должна быть подтверждена экспертами и при подтверждении данной невозможности будет суду понятно, что необходимость установления нормативов есть. Если будут нормативы установлены, то его права будут реализованы согласно, норматива установленных для категории жилых домов, к которой относится его дом.

Представитель ответчика администрации г. Бердска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 214). Представлен письменный отзыв, согласно которому заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление № 354) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (Далее - ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Норматив потребления тепловой энергии был установлен Решением Совета депутатов города Бердска от 19.11.2009 № 600 «Об установлении, нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Бердска; (далее - Решение СД № 600) на основании статьи 157 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»), согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. С 01.07.2016 нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15.06.2016 № 85-ТЭ «Об утверждении нормативов потреблений коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области». Решением Новосибирского областного суда от 22.04.2016 признан противоречащим и недействующим пункт 2 Решения СД № 600 и Приложения № 2 к решению со дня вступления в законную силу решения суда. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 22.09.2016 решение Новосибирского областного суда оставлено без изменения. Пунктом 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части» разъяснено, что в том случае, если нормативно-правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Учитывая, что указанные положения Решения СД № 601 признаны недействующими с 22.09.2016, а фактически их действие прекращено с 01.07.2016 (с даты установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в соответствии с Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15.06.2016 № 85-ТЭ), при осуществлении расчета по тепловой энергии до 30.06.2016 правомерно было руководствоваться нормативами, установленными Решением СД № 600. Однако, в своих доводах, изложенных в исковом заявлении, ФИО1 вновь оспаривает установленные нормативы, требуя применять при расчете оплаты за отопление нормативы, установленные им самостоятельно. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306 (далее Правила № 306), в редакции, действующей с 08.06.2006 года, определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию. Пункты 3, 4 Правил № 306 предусматривают, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (п. 9 Правил № 306). Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (п. 10 Правил № 306). Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются в соответствии с требованиями к качеству коммунальных услуг, предусмотренными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 11 Правил № 306). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил № 306). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил № 306). Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п. 14 Правил № 306). Кроме того, решением Бердского суда по делу № 2-14/2017 от 06.02.2017 истцу было отказано в иске о защите прав потребителей к МУП «КБУ» о признании недействительным существенных условий о предоставлении количества тепловой энергии дополнительно сверхнеобходимого количества, незаконным возложении обязательств на истца по оплате дополнительно сверхнеобходимого количества тепловой энергии. Доводы ФИО1 о «нарушении права истца как потребителя коммунальной услуги по отоплению жилых помещений индивидуального жилого дома» противоречит вступившему в законную силу решению Бердского городского суда по делу № 2-14/2017 от 06.02.2017 г. Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организации и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, ранее ФИО1 уже обращался в Бердский городской суд с требованиями о признании норматива по отоплению, установленного решением Совета депутатов г. Бердска № 600 от 19.11.2009 года, не подлежащим применению; установлении ненадлежащего качества предоставляемой коммунальной услуги по отоплению жилого дома истца; признании начисления за коммунальную услугу по отоплению с учетом пени в размере 505073 руб. 62 коп. равными «0»; признании незаконными действий МУП «Комбинат бытовых услуг», Совета депутатов г. Бердска, администрации г. Бердска в установлении единого для всех категорий жилых домов норматива по отоплению. Решением суда от 22.01.2018 ему было отказано в полном объеме. Установленные судом обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (л.д. 217-218).

Представитель ответчика МУП «Комбината бытовых услуг» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, по основаниям, которые указаны в письменном отзыве. На основании п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - ; Постановление № 354) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную (услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения N2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Норматив потребления тепловой энергии был установлен Решением Совета депутатов г. Бердска № 600 от 19.11.2009 г. на основании статьи 157 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с (совершенствованием разграничения полномочий», согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации". С 01.07.2016 г. нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 г. N 85-ТЭ "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области". Данный норматив является действующим, с заявлением об оспаривании норматива истец не обращался. В соответствии с понятиями, используемыми в п. 2 Постановления № 354, "норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами. Исходя из буквального толкования данной нормы, полномочия по установлению нормативов возложены исключительно на органы власти. Полномочиями по установлению персонального норматива, ФИО1 не наделен. МУП «КБУ» при осуществлении расчета тепловой энергии потребителя не вправе был производить расчет иным способом, а также руководствоваться расчетом истца. Решением Новосибирского областного суда от 22.04.2016 г. признан противоречащим и недействующим пункт 2 Решения Совета депутатов города Бердска второго созыва от 19.11.2009 г. № 600 и Приложения № 2 к решению со дня вступления в законную силу решения суда. Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам ВС РФ от 22.09.2016 г. решение Новосибирского областного суда оставлено без изменения. До 30.06.2016 г. МУП «КБУ» вправе при осуществлении расчетов по тепловой энергии руководствоваться нормативами, установленными Решением Совета депутатов города Бердска второго созыва от 19.11.2009 г. № 600. В своих доводах, изложенных в исковом заявлении, ФИО1 фактически игнорирует дату вступления в законную силу Решения областного суда - 22.09.2016 г., а также просит применить при расчете платы за отопление нормативы, не утвержденные в установленном порядке. Полномочиями по установлению нормативов, судебные органы не наделены. Определение количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета расчетным способом не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми в таких случаях предусмотрено исчисление объема ресурса по нормативам потребления коммунальных услуг. (Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 20.12.2010 г. № ВАС-16505/10, Определение Высшего Арбитражного суда РФ от 09.01.2014 г. № ВАС-18581/13, № ВАС- 18619/13. Кроме того, ранее истец обращался с требованиями к МУП «КБУ», администрации, Совету Депутатов города Бердска о ненадлежащем качестве тепловой энергии и об оспаривании норматива по отоплению, где ссылался на эти же доказательства. Решением Бердского городского суда от 22.01.2017 по делу № 2-1869/2017 ФИО1 в удовлетворении требований было отказано. Ссылка истца на п. 22 Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 года № 22 является несостоятельной, поскольку судебным решением по делу № 2- 24/2014 от 07.08.2014 г., № 2-22/2017 от 17.05.2017 г. была взыскана задолженность по тепловой энергия в пользу МУП «КБУ», решения вступили в законную силу. При этом, экспертиза, представленная истцом была проведена после вынесения решения - 14.09.2017 г. Кроме того, ФИО1 проживал в принадлежащем ему помещении, получал жилищно-коммунальные услуги от ресурсоснабжающей организации. Следовательно, он не мог не знать о некачественной услуге отопления, что не лишало возможности ему обратиться в экспертное учреждение ранее.

На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (л.д. 196-198).

Представитель ответчика Совета депутатов г. Бердска ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась по основаниям, указанным в письменном отзыве. Доводы, изложенные в иске ФИО1, Совет депутатов города Бердска считает необоснованными. На основании п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения № 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Норматив потребления тепловой энергии был установлен Решением Совета депутатов г. Бердска № 600 от 19.11.2009 г. на основании статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. С 01.07.2016 г. нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 г. № 85-ТЭ «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области». В соответствии с понятиями, используемыми в п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, «норматив потребления коммунальной услуги» - качественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов РФ и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами. Исходя из буквального толкования данной нормы, полномочия по установлению нормативов возложены исключительно на органы власти. Полномочиями по установлению персонального норматива, ФИО1 не наделен. В соответствии с определениями Высшего Арбитражного суда РФ от 20.12.2010 № ВАС-16505/10, от 09.01.2014 г. № ВАС-18581/13, № ВАС- 18619/13) определение количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета расчетным способом не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми в таких случаях предусмотрено исчисление объема ресурса по нормативам потребления коммунальных услуг. На основании изложенного, требования, изложенные истцом противоречат действующему законодательству. Решением Бердского суда Новосибирской области по делу №у 2- 14/2017 от 06.02.2017 истцу ФИО1 было отказано в иске о защите прав потребителей к МУП «КБУ»: о признании недействительным существенных условий о предоставлении количества тепловой энергии дополнительно, сверхнеобходимого количества, незаконным возложении обязательств на истца по оплате дополнительно сверхнеобходимого количества тепловой энергии. Решение вступило в законную силу. Доводы ФИО1 о нарушении его прав как потребителя коммунальных услуг, уже были предметом рассмотрения судов двух инстанций и не нашли своего подтверждения. Оснований для удовлетворения данного искового заявления так же не имеется (л.д. 191-193).

Заслушав пояснения истца и представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 156), и соответственно, потребителем коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии.

Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 42.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - ; Постановление № 354) при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную (услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2.1 приложения N2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Норматив потребления тепловой энергии был установлен Решением Совета депутатов г. Бердска № 600 от 19.11.2009 г.

С 01.07.2016 г. нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 15 июня 2016 г. N 85-ТЭ "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области". Данный норматив является действующим.

Таким образом, полномочия по установлению нормативов возложены исключительно на органы власти. При этом установление нормативов для конкретного индивидуального жилого дома не предусмотрено действующим законодательством.

В связи с этим требования истца об установлении тарифов для его жилого помещения по адресу: <...>, удовлетворению не подлежат.

Суд соглашается с доводами МУП «КБУ», что при осуществлении расчета тепловой энергии потребителя МУП «КБУ» не вправе было производить расчет иным способом, а также руководствоваться расчетом истца.

Решением Новосибирского областного суда от 22.04.2016 г. признан противоречащим и недействующим пункт 2 Решения Совета депутатов города Бердска второго созыва от 19.11.2009 г. № 600 и Приложения № 2 к решению со дня вступления в законную силу решения суда. Апелляционным определением судебной коллегией по административным делам ВС РФ от 22.09.2016 г. решение Новосибирского областного суда оставлено без изменения. Однако до 30.06.2016 г. МУП «КБУ» вправе при осуществлении расчетов по тепловой энергии руководствоваться нормативами, установленными Решением Совета депутатов города Бердска второго созыва от 19.11.2009 г. № 600.

Определение количества тепловой энергии при отсутствии приборов учета расчетным способом не соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми в таких случаях предусмотрено исчисление объема ресурса по нормативам потребления коммунальных услуг.

Кроме этого, решением Бердского городского суда от 07.08.2014 г. по делу № 2-24/2014 и от 17.05.2017 г. по делу № 2-22/2017 была взыскана задолженность по тепловой энергии в пользу МУП «КБУ», решения обжалованы, оставлены без изменения вступили в законную силу.

ФИО4 относительно правомерности применения соответствующего норматива, механизма начисления платы, несоответствия количества и качества поставленной тепловой энергии объемам фактического потребления, а также наличии оснований для перерасчета платы за поставленный коммунальный ресурс в спорный период уже были предметом судебного рассмотрения в рамках гражданского дела № 2-14/2017 по иску Т.Т. к МНУ «КБУ», рассмотренного Бердским городским судом, вступившим в законную силу решением которого от 06.02.2017 г. Требования истца о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу по отоплению жилого дома по <адрес> за период с 01.01.2010 года по 30.06.2016 года, установлении общего объема фактически потребленной коммунальной услугу по отоплению за период с 01.01.2010 года по 30.06.2016 года и установлении размера излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению за указанный период, обязании ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительные периоды с 01.01.2010 года по 30.06.2016 года, были оставлены без удовлетворения. Указанное решение суда обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу.

На основании ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного, доводы истца об оспаривании расчета задолженности не могут быть приняты во внимание, как направленные на пересмотр ранее вынесенного судом решения, которым дана оценка всем приведенным возражениям ответчика. Выводы суда, не согласившегося с ответчиком, носят обязательный характер и для разрешения настоящего спора. В связи с этим суд находит требования о перерасчете размера платы за тепловую энергию за период с 2010 года по 2016 год не подлежащими удовлетворению.

Поскольку требование об установлении индивидуальных тарифов для жилого помещения истца и перерасчете ему по таким тарифам платы за тепловую энергию не подлежат удовлетворению, требование о взаиморасчетах также не подлежит удовлетворению, поскольку является производным требованием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МУП «Комбинату бытовых услуг», администрации г. Бердска Новосибирской области, Совету депутатов г. Бердска Новосибирской области об установлении нормативов по отоплению, обязании произвести взаиморасчет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.А. Зюкова

Полный текст решения изготовлен 04.04.2018 года.