РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-223/2018
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гальцова С.А., с участием представителя ответчика – адвоката Романовой О.С., представившей удостоверение № 803 от 26 февраля 2016 года и ордер № 000332 коллегии адвокатов «Эгида» от 15 октября 2018 года, при секретаре судебного заседания Гречухиной Л.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части 53956 гвардии полковника ФИО1 к бывшему военнослужащему указанной части гвардии младшему сержанту контрактной службы запаса ФИО2 о привлечении его к материальной ответственности и возмещении ущерба, причиненного государству, -
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о привлечении к материальной ответственности бывшего военнослужащего войсковой части 53956 ФИО2 и взыскании с него в пользу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» (далее по тексту – Управление) денежных средств в сумме 4968 рублей 37 копеек в счет компенсации за несданное вещевое имущество.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2016 году Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Сухопутным войскам) проведены контрольные мероприятия по проверке отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 53956 за период с 1 января 2011 года по 1 июня 2016 года, в результате которых был выявлен факт причинения ФИО2 материального ущерба государству в указанном выше размере.
До даты проведения контрольных мероприятий войсковая часть 53956 не располагала достоверной информацией о факте причинения ответчиком материального ущерба и о необходимости предъявления к нему исковых требований.
Ответчик проходил военную службу в войсковой части 53956 в период с 5 декабря 2014 года по 10 апреля 2015 года.
На основании п. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам и в сроки, которые устанавливаются правительством, в порядке, определяемом Министром обороны РФ.
В развитие данной статьи закона издано постановление Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390, которым утверждены Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 25 Правил вещевое имущество личного пользования, срок носки которого не истек, выданное военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также инвентарное имущество, за исключением предметов, предусмотренных нормами снабжения, в случае их увольнения с военной службы подлежит возврату.
Ответчику в связи с прохождением им военной службы на период таковой было выдано вещевое имущество, которое подлежало возврату при увольнении с военной службы, однако фактически возвращено не было.
В соответствии со справкой-расчетом стоимости вещевого имущества, оформленной начальником вещевой службы войсковой части 53956, стоимость вещевого имущества, подлежащая удержанию с ответчика, составляет 4968 рублей 37 копеек.
Таким образом, за ФИО2 в настоящее время числится задолженность по выданному ему вещевому имуществу с учетом его износа в размере 4968 рублей 37 копеек, которая должна быть взыскана с ответчика в принудительном порядке, поскольку мер по добровольному погашению задолженности ФИО2 до настоящего времени не принял.
Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2018 года в порядке ч. 2 ст. 43 ГПК РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 года № 52, п.п. 17, 23, 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года № 11, к участию в гражданском деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, вступающего в дело на стороне истца было привлечено Управление, а определением Тверского гарнизонного военного суда от 9 октября 2018 года ответчику ФИО2 в порядке ст. 50 ГПК РФ назначен адвокат в качестве его представителя из числа адвокатов коллегии адвокатов «Эгида» адвокатской палаты Тверской области.
Представитель ответчика адвокат Романова О.С. в судебном заседании требования искового заявления не признала и со ссылками на положения ст.ст. 195, 196, 199 и 200 ГК РФ просила в их удовлетворении отказать в связи с истечением срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, поскольку об исключении ФИО2 из списков личного состава части и, как следствие, о наличии у него задолженности по вещевому обеспечению командиру войсковой части 53956 должно было быть известно еще в апреле 2015 года.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания истец и третье лицо, просившие о рассмотрении дела в их отсутствие, в суд не прибыли.
Выслушав доводы представителя ответчика, проанализировав нормы действующего законодательства, всесторонне исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании на основании выписок из приказа командующего войсками Западного военного округа от 25 февраля 2015 года № 77 и от 13 апреля 2015 года № 141 установлено, что младший сержант контрактной службы ФИО2 был досрочно уволен с военной службы в запас как не выдержавший испытание (по п.п. «е» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а с 10 апреля 2015 года – исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при рассмотрении споров, возникающих в связи с привлечением военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к материальной ответственности, судам следует учитывать, что основания и порядок привлечения названных лиц к материальной ответственности за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, определяются Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О материальной ответственности военнослужащих».
В соответствии с положениями ст. 5 и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее по тексту – Закон) военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случае, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.
В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном Законом.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона, военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с Законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.
При этом Закон не регулирует вопросы восстановления, приостановления либо продления срока привлечения военнослужащих к материальной ответственности, а нормы ГК РФ, регулирующие правила применения сроков исковой давности, в силу действия специального закона применению не подлежат.
Таким образом, установленный п. 4 ст. 3 Закона срок является пресекательным, в связи с чем привлечение военнослужащего к материальной ответственности за пределами данного срока не допускается.
Согласно п.п. 2, 3 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах РФ, введенного в действие приказом Министра обороны РФ от 15 апреля 2013 года № 300/ДСП (далее по тексту – Руководство), учету подлежат все материальные ценности независимо от назначения, источников поступления и способов приобретения. Материальные ценности неприкосновенного запаса учитываются отдельно.
Учет материальных ценностей в Вооруженных Силах ведется в целях формирования полной и достоверной информации об их наличии, движении и качественном (техническом) состоянии, контроля за законным, целевым, экономным и эффективным использованием, своевременным принятием мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством РФ, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутренних резервов, подготовки исходных данных для составления документов отчетности.
В соответствии с п.п. 6-10 Руководства общее руководство организацией учета материальных ценностей в воинской части осуществляет ее командир.
За ведение учета материальных ценностей в воинских частях отвечают начальник штаба, заместители (помощники) командира (начальника), начальники служб, начальник отдела (отделения) операционного и планового (операционного и комплектации), начальники отделов хранения центров материально-технического обеспечения (складов, технических баз вооружения и комплексов) и командиры подразделений, материально ответственные лица.
Начальники управлений, служб, отделов (отделений), групп, ведающих обеспечением войск (сил) материальными ценностями:
организуют ведение учета в количественном и качественном выражении, выполнение планов поставок, обеспечения (снабжения) и ремонта, реализацию фондов и расход лимитов, расчетов с поставщиками;
принимают меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждения, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;
организуют эффективное, экономное, законное и целевое расходование материальных ценностей;
организуют учет лицевых счетов обеспечиваемых воинских частей по соответствующей службе;
разрабатывают схемы прикрепления на обеспечение материальными ценностями к складам комплексного хранения центра материально-технического обеспечения военного округа (флота);
разрабатывают и представляют в установленные сроки отчетные документы в соответствии с табелями срочных донесений.
Начальник штаба воинской части, заместители (помощники) командира воинской части:
осуществляют контроль за ведением учета в подчиненных службах и своевременное представление в довольствующие органы отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;
организуют эффективное, экономное, законное и целевое расходование материальных ценностей;
проводят в установленные сроки выборочно внезапные проверки фактического наличия материальных ценностей в подразделениях и на складах воинской части и ведения учета материально ответственными лицами;
принимают меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждений, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;
обеспечивают контроль за соблюдением графика документооборота и представления первичных документов в штатный (обслуживающий) финансовый орган;
дают в пределах своей компетенции письменные заключения по актам на списание материальных ценностей и ущерба по закрепленной номенклатуре.
Начальник службы воинской части отвечает:
за ведение учета материальных ценностей и своевременное представление в довольствующие органы отчетных документов, установленных табелями срочных донесений;
за оформление первичных учетных документов, связанных с движением материальных ценностей;
за ведение книг и карточек учета материальных ценностей;
проводит с производством записи в регистрах учета сверку учетных данных с подразделениями и складом, штатным (обслуживающим) финансовым органом, а также перед составлением установленной отчетности – с довольствующим органом;
организует эффективное, экономное, законное и целевое расходование материальных ценностей;
проводит в установленные сроки выборочно внезапные проверки фактического наличия материальных ценностей в подразделениях и на складах воинской части и ведения учета материально ответственными лицами;
принимает меры по предотвращению недостач, хищений, утрат, уничтожения, повреждений, а также других противоправных действий (бездействия) с материальными ценностями;
отвечает за соблюдение графика документооборота и представления первичных документов в штатный (обслуживающий) финансовый орган;
дает в пределах своей компетенции письменные заключения по актам на списание материальных ценностей и ущерба по закрепленной номенклатуре;
отвечает за хранение учетных документов вспомогательного характера.
Как видно из п. 74 Руководства, перед убытием из воинской части к новому месту военной службы (увольнением с военной службы) оружие, боеприпасы и инвентарное имущество, а также материальные ценности, выданные во временное пользование, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, сдаются на склады воинской части по требованиям-накладным или раздаточным (сдаточным) ведомостям материальных ценностей.
Материальные ценности, выданные военнослужащим во временное пользование на срок не более одного месяца, сдаются материально ответственному лицу с отметкой в книге учета материальных ценностей, выданных во временное пользование, об их возвращении.
В соответствии с п.п. 115-117 Руководства материальные ценности, поступившие (выбывшие) в подразделение или на склад воинской части, приходуются (списываются) материально ответственными лицами по регистрам учета, книгам учета материальных ценностей в тот же день.
Учет материальных ценностей материально ответственными лицами ведется в целях обеспечения:
контроля за сохранностью материальных ценностей, за их поступлением, соблюдением установленных норм запасов, правильной выдачей и использованием по целевому назначению;
правильного и своевременного отображения в регистрах хозяйственных операций по движению материальных ценностей;
получения сведений об остатках материальных ценностей, находящихся на хранении или в эксплуатации;
своевременного выявления материальных ценностей, которые не могут быть использованы, подлежат списанию или реализации в установленном порядке.
Материально ответственные лица принимают материальные ценности для хранения (эксплуатации) под расписку в первичных учетных документах. Материально ответственные лица определяются приказом командира воинской части.
Согласно п.п. 231 и 233 Руководства, учет имущества вещевой службы ведется:
в целом по воинской части и с разбивкой по складам (материально-ответственным лицам), подразделениям;
по номенклатуре вещевого имущества, категориям, годам выдачи в эксплуатацию (носку), а вещевого имущества длительного хранения – по годам изготовления, ростам и размерам;
по каждому военнослужащему, проходящему службу по контракту и призыву, – по предметам вещевого имущества личного пользования, специальной одежде, обуви и снаряжению и по каждому специалисту из числа гражданского персонала Вооруженных Сил – по специальной одежде, обуви и снаряжению.
Выдача вещевого имущества со склада воинской части производится на основании плана обеспечения вещевым имуществом по требованиям-накладным, которые выписываются не менее чем в двух экземплярах, а при передаче вещевого имущества из одного подразделения в другое – не менее чем в трех экземплярах.
Первый передается в вещевую службу, второй (третий) экземпляр требования-накладной передается получателю (сдатчику) для оприходования полученного (сданного) вещевого имущества по книгам и карточкам учета подразделения.
В соответствии со ст. 75, 82 и 93 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее по тексту – УВС ВС РФ), командир в мирное и военное время отвечает, в том числе, за сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества и в этой части обязан знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Командир обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другое военное имущество, предотвращать утрату, недостачу, порчу и хищение военного имущества; привлекать виновных лиц к ответственности; организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, а также через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб.
При этом командир полка в мирное и военное время отвечает за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества полка и должен принимать меры по поддержанию установленных запасов, сохранению, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, военной техники и другого военного имущества полка.
Кроме того, согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Изложенные нормы законодательства, действовавшего в период прохождения ФИО2 военной службы, в их совокупности свидетельствуют о том, что на военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, перед увольнением с военной службы возлагается обязанность по сдаче на склад воинской части соответствующего имеющегося у него имущества. В свою очередь общая организация этого процесса, контроль за его проведением и принятие установленных законом мер в случае установления факта несдачи имущества и причинения тем самым воинской части материального ущерба возложены на командира воинской части и подчиненных ему должностных лиц.
Таким образом, по смыслу закона, процесс по сдаче военнослужащим вещевого имущества должен быть организован командиром воинской части непосредственно до увольнения такого военнослужащего с военной службы и его исключения из списков личного состава части, поскольку именно при данных условиях у названного должностного лица сохраняется возможность своевременно выявить недостачу вещевого имущества и предпринять исчерпывающие меры, направленные на установление причин ущерба, его размера и виновных в его причинении лиц.
Факт же несдачи военнослужащим на день исключения из списков личного состава части вещевого имущества при наличии определенных оснований свидетельствует о причинении им ущерба государству, и именно с этого дня командиру воинской части становится известно о наличии такого ущерба, поскольку, как было отмечено выше, обязанность по контролю за этим процессом напрямую возложена на него и подчиненных ему должностных лиц вышеприведенными положениями нормативных правовых актов.
Таким образом, об обнаружении предполагаемого ущерба со стороны ФИО2 ввиду несдачи им при увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава части вещевого имущества командиру войсковой части 53956 должно было быть достоверно известно со дня исключения ответчика из списков личного состава части, то есть, исходя из содержания представленных истцом документов – с 10 апреля 2015 года, следовательно, срок привлечения ФИО2 к материальной ответственности в соответствии с Законом начал течь с 11 апреля 2015 года, а истекал, соответственно, 10 апреля 2018 года, являющееся последним днем возможного привлечения ФИО2 к материальной ответственности.
Вместе с тем, в суд исковое заявление командиром войсковой части 53956 было подано лишь 17 сентября 2018 года, т.е. по истечении трех лет со дня обнаружения ущерба.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований командира войсковой части 53956 в связи с истечением срока привлечения ФИО2 к материальной ответственности.
При этом доводы командира войсковой части 53956 о том, что факт причинения ФИО2 ущерба государству был установлен контрольным органом в ходе проведения проверки названной воинской части в 2016 году, а до этого момента воинская часть не располагала достоверной информацией о факте причинения ответчиком ущерба федеральному бюджету в связи с исполнением обязанностей военной службы и о необходимости предъявления к нему исковых требований, суд по изложенным выше основаниям находит безосновательными, а потому подлежащими отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении искового заявления командира войсковой части 53956 гвардии полковника ФИО1 к бывшему военнослужащему указанной части гвардии младшему сержанту контрактной службы запаса ФИО2 о привлечении его к материальной ответственности и возмещении ущерба, причиненного государству, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.А. Гальцов