Дело № 2-223/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин 24 декабря 2012 г.
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Козионова В.С.,
при секретаре Копасовой В.В.,
с участием представителя заявителя Федосеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Кнурова Александра Ивановича о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ № ...., вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Глава Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Кнуров А.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ № ...., вынесенного Управлением надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области.
В обоснование своих требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций УНД Главного Управления МЧС России по Волгоградской области ФИО4 вынес главе Мичуринского сельского поселения предписание № ...., которое он считает не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации Камышинского муниципального района ему как главе Мичуринского сельского поселения было вручено распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ № ..... В пункте 1 распоряжения указано провести проверку в отношении органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района.
Между тем согласно ст. 22 Устава Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области структуру органов местного самоуправления поселения составляют глава Мичуринского сельского поселения, представительный орган сельского поселения - Мичуринский сельский Совет, администрация Мичуринского сельского поселения. При этом правами юридического лица наделены Мичуринский сельский Совет и администрация Мичуринского сельского поселения.
«Органы местного самоуправления Мичуринского сельского поселения» не является наименованием юридического лица и соответственно юридическим лицом, а следовательно, сделать вывод о том, какое именно юридическое лицо подлежало проверке не представляется возможным.
Также в распоряжении отсутствует перечень документов представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Кроме того, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № .... орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку, которая должна проводиться по месту нахождения юридического лица. Местом нахождения администрации Мичуринского сельского поселения является здание администрации, расположенное по адресу: ..... Фактически проверка проводилась в здании администрации Камышинского муниципального района, расположенном по адресу: ....-А. Выезд должностного лица на территорию Мичуринского сельского поселения не осуществлялся.
Более того, в имеющемся плане проверок главного управления МЧС России по Волгоградской области администрация Мичуринского сельского поселения в числе проверяемых субъектов не значится, что является грубым нарушением Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Просит признать предписание управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ...., внесенное главе Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, незаконным.
В судебном заседании представитель главы Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области Федосеева Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что фактически проверка не проводилась. Всех глав сельских администраций собрали в здании администрации Камышинского муниципального района Волгоградской области. ФИО4 сидел в кабинете управляющего делами ФИО6 На место никто из проверяющих не выезжал. Между тем у них все документы и средства индивидуальной защиты имелись.
Представитель Главного управления МЧС России по Волгоградской области (далее Управление) ФИО4 в ходатайстве, полученном по факсимильной связи, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В части 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе наименование юридического лица.
В тоже время из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главное управление МЧС России по Волгоградской области (далее Управление) вынесло распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, где указало провести проверку в отношении органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района. Причем данное распоряжение было вручено главе Мичуринского сельского поселения Кнурову А.И.
Между тем статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст. 22 Устава Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области структуру органов местного самоуправления поселения составляют: глава Мичуринского сельского поселения, представительный орган сельского поселения - Мичуринский сельский Совет, администрация Мичуринского сельского поселения. При этом правами юридического лица наделены Мичуринский сельский Совет и администрация Мичуринского сельского поселения.
Таким образом, в указанном распоряжении конкретно не указано в отношении какого именно органа местного самоуправления должна быть проведена проверка.
Как было указано выше, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № .... орган государственного контроля проводил плановую выездную проверку.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Местом нахождения администрации Мичуринского сельского поселения является здание администрации, расположенное по адресу: .....
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Как пояснила представитель заявителя, фактически проверка не проводилась, в Мичуринскую поселковую администрацию никто из проверяющих не приезжал. У них в администрации в специальном помещении хранятся средства индивидуальной защиты. Проверку проводил только ФИО4, который все время находился в помещении администрации Камышинского муниципального района, расположенном по адресу: ....-А.
При этом представитель заинтересованного лица в нарушении ст. 249 ГПК РФ не представил доказательств того, что выездная плановая проверка проводилась с выездом должностного лица на территорию Мичуринского сельского поселения.
Более того, в акте проверки указано, что была проведена только плановая проверка, хотя по указанному распоряжению № .... от ДД.ММ.ГГГГ должна была быть проведена плановая выездная проверка.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ установлено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 (ред. от 30.12.2011) утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению (п. 1 Правил).
Согласно пункту 6 Правил ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
План проверок главного управления МЧС России по Волгоградской области размещен на официальном сайте www.34.mchs.gov.ru., также план размещен на официальных сайтах прокуратуры Волгоградской области, генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Однако в имеющемся плане проверок главного управления МЧС России по Волгоградской области администрация Мичуринского сельского поселения в числе проверяемых субъектов не значится и заинтересованное лицо не представило доказательств того, что Мичуринское сельское поселение, глава Мичуринского сельского поселения или администрация Мичуринского сельского поселения были включены в ежегодный или пятилетний план.
Кроме указанного выше, при вынесении распоряжения № .... от ДД.ММ.ГГГГ действовал приказ МЧС РФ от 09.08.2010 N 381 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны", который утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от 26.06.2012 N 358, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.08.2012).
В п. 38 Административного регламента указано, что деятельность должностных лиц ГНГО по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с:
перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГНГО (далее - перспективный план);
ежегодными планами проведения плановых проверок, разрабатываемыми органами ГНГО, на основе перспективных планов;
личными план-графиками работы, составляемыми ежемесячно должностными лицами ГНГО.
Согласно п. 39 Административного регламента в перспективный план включаются, в том числе: наименования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, фамилии и инициалы граждан, в отношении которых планируется осуществить плановые проверки.
В соответствии с п. 49 Административного регламента юридическим фактом для проведения плановой проверки является наступление периода времени, в течение которого соответствующим органом ГНГО запланирована в календарном году проверка объекта надзора.
Плановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Пунктом 52 Административного регламента установлено, что основанием для включения плановой проверки в годовой план является: истечение пяти лет - для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, для проведения плановой выездной проверки орган местного самоуправления должен быть включен в ежегодный план проведения плановых проверок.
Кроме того, в пунктах 33 и 34 действующего в настоящее время Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358, указано, что плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год (далее - План), оформляемого в соответствии с приложением N 4 к настоящему Административному регламенту.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты Планов в органы прокуратуры.
Однако как было указано выше, ни один из органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения не был включен в ежегодный план проведения плановых проверок.
Также следует отметить, что указанные органы местного самоуправления не были включены и в пятилетний график плановых проверок, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в данном графике в качестве проверяемого указан Камышинский муниципальный район, который является самостоятельным органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом в силу части 7 указанной статьи к грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе, предусмотренное частью 3 статьи 9 Федерального закона, (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
С учетом изложенного суд считает, что плановая проверка администрации Мичуринского сельского поселения проведена с грубым нарушением требований Федерального закона №294-ФЗ и не может являться доказательством нарушения органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения обязательных требований и подлежит отмене. Соответственно предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ...., вынесенное главе Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области на основании проверки, является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать предписание Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № ...., вынесенное главе Мичуринского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Козионов