Дело № 2-223/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2014 года
Юрлинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Тружениковой Т.И.,
при секретаре Епишиной Н.А., с участием:
заместителя прокурора Юрлинского района Подкиной Т.В.,
представителя заинтересованного лица - председателяЗемского Собрания Юрлинскогомуниципального района Пикулева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Юрла гражданское дело по заявлению прокурора Юрлинского района об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
Прокурор Юрлинского района в результате осуществления надзора за нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и выявления при этом положений, не соответствующих действующему законодательству, обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части, указывая следующее.
Устав Юрлинского муниципального района(далее – Устав) принят Решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района №290 от 27.11.2008 г. и зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, о чём выдано Свидетельство от 16.01.2009г., опубликован в газете «Вестник Юрлы» от 24.02.2009г.. Решениями Земского Собрания №24 от 01.07.2014г. и №103 от 29.06.2012г. в Устав внесены изменения.
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты действующего законодательства, в противоречие с ним пришли отдельные нормы Устава.
Так, в соответствии с п.32 ст.6 Устава (в ред. Решения Земского Собрания Юрлинского муниципального района №103 от 29.06.2012 г.) к вопросам местного значения района отнесено осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.Указанная норма Устава является незаконной в связи с принятием Федерального закона 28.12.2013 г. №416-ФЗ, которым данные функции из полномочий органов местного самоуправления муниципального района исключены.
Также пришла в противоречие с действующим законодательством ст. 78 Устава, поскольку Федеральный закон №94-ФЗ от 21.01.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» утратил силу с 01.01.2014 года в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Часть первая статьи 79 Устава не соответствует ст.55 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Не соответствуют действующему законодательству ч.3 и ч.4 ст. 81 Устава, поскольку пункты 4 статей 59 и 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определявшие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты, были признаны утратившими силу Федеральным законом № 159-ФЗ от 19 декабря 2005года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Положениями ст. 63 Налогового кодекса Российской Федерации определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов. К ним, в частности, относятся: по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 настоящего пункта, пунктами 2, 4 и 5 настоящей статьи); по региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи).
С учётом изложенного прокурор просит признать незаконными и недействующими названные положения Устава Юрлинского муниципального района, а именно:
- п.32 ст.6 – с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть с 30.01.2014 года;
- ст.78 – с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 года№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть с 01.01.2014 года;
- ч.1 ст.79 – в части «и безвозвратных перечислений» с момента принятия Устава Юрлинского муниципального района;
- ч.3, ч.4 ст.81 – с момента принятия Устава Юрлинского муниципального района.
В судебном заседании заместитель прокурора Юрлинского района ПодкинаТ.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица – председатель Земского Собрания Юрлинского муниципального района Пикулев А.И. с требованиями прокурора согласился, суду пояснил, что в ближайшее время будет начата работа по внесению изменений в Устав Юрлинского муниципального района.
Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Устав Юрлинского муниципального района принят решением Земского Собрания Юрлинского муниципального района от 27 ноября 2008 года № 290, зарегистрирован в Управлении Минюста РФ по Пермскому краю 16 января 2009 года, опубликован в газете «Вестник Юрлы» от 24 февраля 2009 года. Решениями Земского Собрания №24 от 01.07.2014 г. и №103 от 29.06.2012 г. в Устав внесены изменения.
Устав принят в пределах полномочий Земского Собрания с соблюдением законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. В соответствии с п.32 ст.6 Устава (в ред. Решения Земского Собрания Юрлинского муниципального района №103 от 29.06.2012 г.) к вопросам местного значения района отнесено осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей.
Учитывая, что Федеральным законом от 28.12.2013 года №416-ФЗ данные функции из полномочий органов местного самоуправления муниципального района с 30.01.2014 года исключены, указанная норма Устава Юрлинского муниципального района не соответствует действующему законодательству.
Статья 78 Устава регламентирует процедуру размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01 января 2014 года признан утратившим силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Следовательно, указанная норма Устава Юрлинского муниципального района также противоречит действующему законодательству.
Согласно ч.1 ст.79 Устава доходы местного бюджета образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений.
Данная норма не соответствует ст.55 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В соответствии с ч.3 статьи 81 Устава налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местный бюджет предоставляются администрацией в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных решением Земского Собрания о бюджете.
Согласно ч.4 статьи 81 Устава предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местный бюджет, допускается только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в порядке, определенном решением Земского Собрания.
Часть 3 и часть 4 ст. 81 Устава Юрлинского муниципального района не соответствуют действующему законодательству, поскольку пункты 4 статей 59 и 64 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определявшие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты, были признаны утратившими силу Федеральным законом № 159-ФЗ от 19 декабря 2005 года «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Положениями ст. 63 Налогового кодекса Российской Федерации определены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов. К ним, в частности, относятся: по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3, 4, 6 и 7 настоящего пункта, пунктами 2, 4 и 5 настоящей статьи); по региональным и местным налогам – налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта). Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 7 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи).
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований и считает целесообразным признать недействующими оспариваемые положения Устава Юрлинского муниципального района с того времени, когда они пришли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Руководствуясь ст. ст.194 – 199, 253 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора Юрлинского района удовлетворить.
Признать недействующими следующие положения Устава Юрлинского муниципального района:
- пункт 32 статьи 6 – с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года № 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а именно с 30 января 2014 года;
- статью 78 – с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно с 01 января 2014 года;
- часть 1 статьи 79 в части «и безвозвратных перечислений», части 3 и 4 статьи 81 – с момента принятия Устава.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд в течение месяца.
Судья
Юрлинского районного суда Т.И. Труженикова