ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223/2016 от 15.07.2016 Торопецкого районного суда (Тверская область)

Дело № 2-223/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торопец 15 июля 2016 года

Торопецкий районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Павловой Е.Г.,

при секретаре Колбанёвой О.В.,

с участием помощника прокурора Торопецкого района Тверской области - Иванова А.В.

представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района основной общеобразовательной школы № 3 –директора школы Васильевой Л.В.

представителей третьих лиц – Торопецкого отделения АО «Трансервисэнерго» - Шеверевой И.В., действующей на основании доверенности № 47 от 11 мая 2016 года,

Муниципального учреждения «Отдел образования администрации Торопецкого района» -Жихарева Е.А., действующей на основании доверенности №653 от 14.07.2016 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Торопецкого района основной общеобразовательной школе № 3 об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с Торопецким отделением ООО «Тверьоблэлектро» и Торопецким отделением АО «Транссервисэнерго»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Торопецкого района Тверской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Торопецкого района основной общеобразовательной школе № 3 об обязании разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони с Торопецким отделением ООО «Тверьоблэлектро» и Торопецким отделением АО «Транссервисэнерго» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об электроэнергетике образовательными учреждениями Торопецкого района. В ходе проверки установлено, что МБОУ ТР ООШ № 3 является образовательным учреждением. Между ЗАО «Транссервисэнерго» и МБОУ ТР ООШ № 3 заключен 22 января 2016 года государственный контракт на поставку электроэнергии . Однако в нарушение требований законодательства акт согласования технологической и (или) аварийной брони отсутствует.

В соответствии ч.7 ст.38 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Отсутствие установленного уровня аварийной и технологической брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении указанного образовательного учреждения специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии.

Согласно пункту 31.1 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 года «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31.2 настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31.4 настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Согласно п.31.3 постановления Правительства № 861 от 27 декабря 2004 года акт технологической и (или) аварийной брони подлежит включению в договор в качестве приложения вплоть до истечения срока его действия либо до расторжения договора. Если этот акт был составлен после заключения договора, то он подлежит включению в договор в качестве приложения с даты его согласования с сетевой организацией.

В соответствии с п.31.4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 потребитель, указанный в пункте 31.1 настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

При рассмотрении проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони сетевая организация вправе осуществить проверку представленных сведений с целью определения величины наименьшей потребляемой мощности и продолжительности времени, необходимых потребителю электрической энергии для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, а также минимального расхода электрической энергии (наименьшей мощности), обеспечивающего безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние энергопринимающего устройства с полностью остановленным технологическим процессом. При необходимости сетевая организация вправе осуществить осмотр (обследование) энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, объектов электроэнергетики на соответствие требованиям, предусмотренным правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.

В случае несогласия сетевой организации с представленным заявителем проектом акта согласования технологической и (или) аварийной брони такой проект акта подписывается сетевой организацией с замечаниями, которые прилагаются к каждому экземпляру акта. В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони подписан сетевой организацией с замечаниями к величине технологической и (или) аварийной брони, то в качестве согласованной величины технологической и (или) аварийной брони принимается величина, указанная в замечаниях сетевой организации.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрический энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии») установлен порядок ограничения режима потребления.

Согласно пункту 37 указанных выше Правил графики аварийного ограничения разрабатываются сетевой организацией на основании требований к объемам, времени и местам ввода аварийного ограничения, определенных системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе), в порядке, устанавливаемом правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.

В случае если это предусмотрено требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сетевая организация разрабатывает графики аварийного ограничения с разбивкой по отдельным энергоузлам (энергорайонам) в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В графики ограничения режима потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории.

В графики временного отключения потребления могут быть включены энергопринимающие устройства потребителей любой категории, за исключением электроприемников аварийной брони электроснабжения потребителей, имеющих акты согласования аварийной брони, а также электроприемников аварийной брони тех потребителей, которые отнесены к категориям потребителей, предусмотренным приложением к настоящим Правилам.

В соответствии с пунктами 53,54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики (утв. приказом Минэнерго России от 06.06.2013 № 290 «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики» технологической броней электроснабжения являются минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительности времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя.

Аварийной броней являются минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающих их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованное сетевой организацией и потребителем.

Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при возникновении или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимися неотъемлемым приложением к договору энергоснабжения.

Таким образом, потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, обязан предпринять все меры, обеспечивающие защиту от наступления указанных последствий как для него самого, так и для третьих лиц. К указанным мерам относится согласование технологической и (или) аварийной брони, а также согласование с сетевой организацией первой или второй категории надежности.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирована ст.45 Конституции РФ, в связи с чем, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, если гражданин в силу возраста не может сам обратиться в суд.

Помощник прокурора Торопецкого района Тверской области – Иванов А.В.в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ ТР ООШ № 3 - Васильева Л.В.в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что для составления акта аварийной и технологической брони нужен специалист, для этих целей нужны деньги, она как директор школы будет принимать меры для согласования данного акта.

Представитель третьего лица МУ «Отдел образования администрации Торопецкого района» - Жихарев Е.А. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражал, пояснив, что согласно контракта по энергоснабжению данный акт необходим, однако в отделе образования отсутствуют на данный момент денежные средства, но будем стараться изыскать деньги.

Представитель третьих лиц Торопецкого отделения АО «Трансервисэнерго» - Шеверева И.В.в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала.

Представитель третьего лица Торопецкого отделения ООО «Тверьоблэлектро» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, возражений по иску не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

На основании частей 1,2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из части 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются согласно части 3 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в частности, обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии; запрещение ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.

В силу пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, частичное ограничение режима потребления вводится в отношении лиц согласно Приложению к Правилам. При этом в Приложении к указанным Правилам приведен исчерпывающий перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, в отношении которых может быть введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в специально предусмотренном порядке в соответствии с пунктами 17, 18 Правил.
Согласно пункту 5 Приложения к Правилам к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся и образовательные учреждения.

В соответствии с Уставом МБОУ ТР ООШ № 3 является образовательным учреждением (л.д.34-79).

Таким образом, МБОУ ТР ООШ № 3 в силу указанных требований законодательства отнесено к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которого может привести к социальным последствиям.

22 января 2016 года между ЗАО «Трансервисэнерго» и МБОУ ТР ООШ № 3 заключен государственный контракт на поставку электроэнергии, пунктами 2.3.17-2.3.18 которого предусмотрено, что Потребитель обязан обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения настоящего Контракта, если на эту дату у Потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категория которого определена в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии оснований для изменения такого акта. При отсутствии у Потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении настоящего Контракта или при возникновении после заключения настоящего Контракта оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией в случае, если ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) потребителя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям (л.д.15-33).

В отношении потребителей - образовательных учреждений в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктом 14(2) Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442, которые являются существенными условиями договора электроснабжения.
Объем минимально необходимых поставок электрической энергии потребителю при введении ограничения электроснабжения определяется в акте согласования технологической и аварийной брони, являющимся неотъемлемым приложением к договору электроснабжения.

В соответствии с пунктом 3 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, величина технологической и аварийной брони учитывается при введении ограничения режима потребления. Потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони и ограничение режима потребления которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными Правилами.

В соответствии с пунктами 52-54 Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 6 июня 2013 года № 290, величина технологической и (или) аварийной брони устанавливается в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения, а также настоящими Правилами для обеспечения предотвращения экономических, экологических, социальных последствий ограничения режима потребления (возникновения угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимого нарушения непрерывных технологических процессов, используемых в производственном цикле).

Величина технологической брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) и продолжительность времени, необходимые для завершения технологического процесса, цикла производства потребителя, использующего в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает необратимое нарушение технологического процесса и (или) опасность для жизни людей, окружающей среды, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств.

Величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребителя с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охранной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов, согласованной сетевой организацией и потребителем в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, Правилами технологического присоединения.

Порядок согласования акта технологической и (или) аварийной брони определен пунктами 31.1 – 31.4 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, и предусматривает подготовку проекта указанного акта потребителем и направление его на согласование сетевой организации.

Согласно информации, предоставленной 1 июля 2016 года за № Т-367 АО «Транссервисэнерго» (л.д.14), в нарушение приведенных норм закона МБОУ ТР ООШ № 3 не подготовлен и не направлен в сетевую организацию проект акта согласования уровня аварийной и (или) технологической брони, что в свою очередь дает основание не применять в отношении данного образовательного учреждения специальный порядок введения ограничений режима потребления электроэнергии и вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии.

При полном ограничении режима потребления электроэнергии образовательному учреждению будут нарушены права и законные интересы детей, преподавателей, воспитателей, создана угроза возникновения аварийных ситуаций, которая в свою очередь может привести к необратимым последствиям.
Суду доказательств обратному не представлено.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Суд считает, что обязанность ответчика разработать и согласовать уровень аварийной и технологической брони должна быть исполнена в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, этот срок является разумным и достаточным для исполнения данной обязанности.

В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Торопецкого района основную общеобразовательную школу № 3 в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать уровень аварийной и технологический брони с Торопецким отделением ООО «Тверьоблэлектро» и Торопецким отделение АО «Транссервисэнерго».

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Торопецкого района основной общеобразовательной школы № 3 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в соответствующий бюджет, согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.Г. Павлова