Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Никоноровой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-223\7 по иску ФИО1 к Администрации Клинского муниципального района, Правительству Московской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, Отделу МВД России по Клинскому району о признании вынужденным переселенцем, признании права на предоставление жилого помещения в соответствии со статусом вынужденного переселенца,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Клинского муниципального района, Правительству Московской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, Отделу МВД России по Клинскому району о признании вынужденным переселенцем, признании права на предоставление жилого помещения в соответствии со статусом вынужденного переселенца.
Свои требования мотивировала тем, что до 1995 года она проживала в <...>. Вследствие межрегионального конфликта переехала в г.Завитинск Амурской области, где проживала её дочь ФИО2 Амурской областной миграционной службой ФМС России /дата/ ей было выдано удостоверение вынужденного переселенца и карточка регистрации семьи вынужденного переселенца.
/дата/ Райчихинским отделением Амурской областной миграционной службы в связи с переездом ей было выдано направление № в миграционную службу г.Клин Московской области для постановки на учет в качестве вынужденного переселенца.
Прибыв в г.Клин Московской области с направлением она обратилась в миграционную службу для постановки на учете, однако ей сказали, что в связи с проживанием вместе с дочерью и регистрацией в в\№ в постановке на учет нет необходимости.
С 1998 года до настоящего времени она проживает и работает в г.Клин.
Постановлением Главы Администрации Клинского муниципального района № от /дата/. ей для проживания предоставлено койко-место в общежитии по адресу: /адрес/ заключением договора найма жилого помещения в общежитии.
Дополнительным соглашением № от /дата/г. регистрация в общежитии продлена на срок три года, до /дата/.
Другого жилого помещения не имеет.
Считает, что имеет статус вынужденного переселенца, но свое право на жилое помещение, предусмотренное Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» не реализовала.
Администрация Клинского муниципального района отказала в предоставлении жилого помещения, предлагая представить документы как малоимущей для решения вопроса о постановке на очередь. Однако жилое помещение ей положено по другому основанию, как вынужденному переселенцу.
Считает, что по вине Клинского отдела миграции и Администрации Клинского муниципального района её не внести в списки вынужденных переселенцев в соответствии с требованиями ч.1 ст.10 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и не поставили на учет вынужденных переселенцев.
Просит признать незаконным отказ Отдела по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации по Клинскому району приеме документов на постановку на учет вынужденных переселенцев;
-признать статус вынужденного переселенца;
-обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Клинскому району поставить на учет вынужденных переселенцев;
- обязать Правительство Московской области и Администрацию Клинского муниципального района поставить на учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-обязать Отдел по вопросам миграции Отдела МВД России по Клинскому району и Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области включить её в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
-признать право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма жилого помещения в виде квартиры по месту жительства в соответствии со статусом «вынужденный переселенец»;
-признать истицу нереализовавшей право на обеспечение жильем по договору социального найма жилого помещения;
-обязать Администрацию Клинского муниципального района и Правительство Московской области включить истицу в списки лиц из числа вынужденных переселенцев на получение жилого помещения в 2017 году;
-обязать Администрацию Клинского муниципального района предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства по договору социального найма жилого помещения в 2017 году по нормам предоставления жилого помещения в Клинском районе, но не менее 18 кв.м.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика- Администрации Клинкого муниципального района по доверенности ФИО3 иск не признала, представила письменные возражения.
Представитель ответчика- Правительства Московской области в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом. Принимавший участие в предыдущем судебном заседании представитель ответчика иск не признал, представил письменные возражения относительно заявленных требований.
Представители ответчиков: Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области и Отдела МВД России по Клинскому району не явились, о дне рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3-го лица Министерства строительного комплекса Московской области не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменный отзыв.
Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков, 3-го лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истицы ФИО1, представителя ответчика- Администрации Клинского муниципального района, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" ( в редакции Федеральных законов от 18.07.2006г. № 121-ФЗ и от 30.12.2015г. № 467-ФЗ), лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично, через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя или с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции по месту своего нового пребывания.
Согласно ст.3 ч.1 Закона в редакции Федерального закона от 20.12.1995г. № 202-ФЗ, лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" решение о признании вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 7 указанного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют постановку вынужденного переселенца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от срока проживания в соответствующей местности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4530-1, финансовая помощь вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляется в форме социальных выплат на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Порядок предоставления выплат установлен постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Право на участие в Подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
В пп. "б" п. 3 указанного Положения закреплено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Согласно п. 37 Положения органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности.
Этот учет осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В соответствии с п. п. 38 и 39 Положения для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), вынужденные переселенцы лично подают в установленном порядке в орган местного самоуправления заявление о предоставлении им постоянного жилья и представляют необходимые документы, в том числе удостоверение вынужденного переселенца.
Решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), орган местного самоуправления в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
В п. 42 указанного Положения установлено, что предоставление вынужденным переселенцам из государственного и муниципального фондов жилых помещений для постоянного проживания осуществляется на основании решения, принятого органом местного самоуправления в порядке очередности исходя из даты принятия на учет.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2000 года N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" считаются действительными списки учета вынужденных переселенцев, нуждающихся в получении жилых помещений, составленные территориальными органами упраздненной Федеральной миграционной службы России до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим Постановлением.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, признанные в установленном законом порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 имеет удостоверение вынужденного переселенца №, выданное /дата/ Амурской областной миграционной службой.
/дата/ФИО1 Райчихинским отделением Амурской областной миграционной службы выдано направление № для постановки на учет в качестве вынужденного переселенца в связи с переездом на новое место жительства, в /адрес/.
Из карточки регистрации вынужденного переселенца ФИО1 усматривается, что /дата/ она выехала из Амурской области в г.Клин. При этом в карточке регистрации отсутствуют другие предусмотренные отметки, в том числе, отметка о постановке на учет в качестве вынужденного переселенца по новому месту жительства в Московской области.
Доказательств того, что истица по прибытии в 1996 году из Амурской области в г.Клин обращалась в орган миграционного учета для постановки на учет в качестве вынужденного переселенца, не имеется.
Согласно копии лицевого счета № по состоянию на /период/. ФИО1 зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: /адрес/.
Жилое помещение является 3-х комнатной приватизированной квартирой общей площадью /кв.м/ Кроме истицы, в квартире зарегистрированы её дочь ФИО2, зять ФИО4, внучка ФИО5
Таким образом, в данном жилом помещении на каждого нанимателя приходится по /кв.м/ общей жилой площади.
На основании договора найма жилого помещения в общежитии от /дата/. №, Администрацией Клинского муниципального района истице ФИО1 предоставлено койко-место в комнате № жилой площадью /кв.м/ в общежитии по адресу: /адрес/ регистрацией по месту пребывания сроком на один год. Договор найма жилого помещения в общежитии истице продлевался.
Дополнительным соглашением от /дата/ к договору найма жилой площади в общежитии от /дата/. №ФИО1 продлено проживание и регистрация по месту пребывания сроком на 3 года, /период/.
С /дата/ по настоящее время статус вынужденного переселенца ФИО1 в установленном законом порядке не подтверждался и не продлевался, на учете в качестве вынужденного переселенца ФИО1 на территории Московской области не состояла и не состоит.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 6 указанного закона вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
В соответствии с п. п. 2 п. 2 ст. 9 Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Закона.
В связи с истечением предусмотренного ст.5 п.4 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» срока предоставления статуса вынужденного переселенца- пять лет, в связи с утратой статуса вынужденного переселенца и непоступлении обращения ФИО1 в миграционный орган о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, отказ в постановке истицы на учет в качестве вынужденного переселенца, изложенный в ответе руководителя отдела по вопросам миграции ОМВД России по Клинскому району от 14.10.2016г., является правомерным.
Поскольку Закон предусматривает только возможность продления статуса вынужденного переселенца при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства и не предусматривает восстановление этого статуса, то при отсутствии заявления о продлении статуса вынужденного переселенца, поданного в пределах срока действия этого статуса, лицо на основании п.п.2 п.2 ст.9 Закона № 4530-1 утрачивает статус вынужденного переселенца.
Законом № 4530-1 установлен точный период времени для продления срока действия статуса вынужденного переселенца, с которым связываются юридические последствия для вынужденного переселенца, а продление такого срока независимо от времени подачи заявления означало бы признание бессрочного характера статуса вынужденного переселенца.
Документов, свидетельствующих о невозможности обращения ФИО1 обращения с заявлением о продлении срока действия статуса, не представлено.
Учитывая изложенное, суд считает требования истицы о признании за ней статуса вынужденного переселенца и постановке на учете, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу ст.5 ч.5 п.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В связи с наличием у истицы ФИО1 регистрации по месту жительства в качестве члена семьи дочери с 15.09.2000г. истица утратила основания состоять на учете в качестве вынужденного переселенца, поскольку не отвечает основанию, изложенному в п.п.1 п.5 ст.5 Закона.
/дата/ФИО1 обратилась в адрес ГлавыК. муниципального района с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения для постоянного проживания в качестве вынужденного переселенца.
/дата/. А. К. муниципального района истице дан мотивированный ответ, в котором разъяснен порядок постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, определенный ст.51 Жилищного кодекса РФ и Законом Московской области от /дата/№-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Однако, истица в многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг с необходимым для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий пакетом документов не обращалась, поэтому доводы о нарушении её прав Администрацией Клинского муниципального района при решении вопроса о предоставлении жилья суд считает необоснованными.
Учитывая изложенное, суд считает, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Клинского муниципального района, Правительству Московской области, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, Отделу МВД России по Клинскому району о признании вынужденным переселенцем, признании права на предоставление жилого помещения в соответствии со статусом вынужденного переселенца отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.