ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223/2018 от 25.05.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело №2-223/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2018 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Морева Е.А.

при секретаре Смирновой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы к Администрации города Костромы о признании незаконным не обеспечения соответствия установленным нормативным требованиям автомобильных дорог и обязании обеспечить соответствие состояния автомобильных дорог установленным техническим регламентам и другим нормативным документам,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Костромы действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением к администрации г.Костромы, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки прокуратурой г.Кострормы выявлены нарушения градостроительного законодательства, законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения, в результате которых установлено следующее. Так. в 2009-2012 годах в соответствии с проектом застройки территории ЗАО «ТермоДомМонолитСтрой» осуществлялась застройка микрорайона «Жужелино» (а именно территории, ограниченной <адрес>, Богатырской). Согласно действующей градостроительной документации <адрес> доступ на территорию района жилой застройки «Жужелино» предусмотрен с <адрес> по улице местного значения, проходящей через территорию гаражных кооперативов (ГПК «Мелиоратор» и ГПК «Мелиоратор»), а также по <адрес> с тем проверкой установлено, что фактически имеется лишь один доступ к микрорайону через <адрес> на положения п. 2.6. СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (действовавшего на момент застройки микрорайона Жужелино), ст. 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 2.1.1, <дата> Региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области, утвержденных постановлением Администрации Костромской области от <дата> 10 N 344-а указывает, что органами местного самоуправления муниципального образования не обеспечено обустройство не менее двух въездов на территорию малоэтажной застройки, что ущемляет права лиц, проживающих в данном микрорайоне. Кроме того проверка показала, что автомобильные дороги по <адрес> (в районе микрорайона Жужелино) включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> и их состояние не соответствует требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно имеются ямы, выбоины, просадки, которые превышают предельные размеры, установленные п. 3.1.2 указанного ГОСТа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенного в соответствии с Уставом, полномочиями по организации дорожной деятельности. Таким образом, Администрацией <адрес> в полном объеме требования действующего законодательства в области безопасности дорожного движения не выполняются. Не обеспечение безопасности дорожного движения, отсутствие контроля со стороны Администрации <адрес> за содержанием улично-дорожной сети может привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий, как следствие причинение вреда жизни и здоровью участников дорожного движения. По фактам выявленных нарушений главе Администрации <адрес> прокуратурой города внесено представление, требования которого до настоящего времени не исполнены. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просили признать незаконным бездействие Администрации <адрес>: по необеспечению организации второго въезда в микрорайон Жужелино, по необеспечению соответствия установленным нормативным требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильных дорог местного значения по <адрес>; обязать Администрацию <адрес> в течение года со дня вступления в силу судебного решения организовать второй въезд в микрорайон Жужелино в соответствии с требованиями Региональных нормативов градостроительного проектирования <адрес>, утвержденных постановлением <адрес> от <дата> N 344-а, ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП <дата>-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.20 11 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*»; в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить наличие на проезжей части ям, просадок, выбоин и иных повреждений, размеры которых не соответствуют требованиям п.п. 3.1.1, 3.1.2 ФИО7 50597-93 на автомобильных дорогах местного значения по <адрес>.

В судебном заседании прокурор ФИО2 исковые требования уточнила: просила признать незаконным бездействие Администрации <адрес>: по необеспечению организации второго въезда в микрорайон Жужелино, соответствующего требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП <дата>-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*», по необеспечению соответствия установленным нормативным требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильных дорог местного значения по <адрес> (участок от <адрес>, до <адрес> (от <адрес> до <адрес>); обязать Администрацию <адрес> в течение года со дня вступления в силу судебного решения организовать второй въезд в микрорайон Жужелино, соответствующий требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП <дата>-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*»; в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения устранить наличие на проезжей части ям, просадок, выбоин и иных повреждений, размеры которых не соответствуют требованиям п.п. 3.1.1, 3.1.2 ФИО7 50597-93 на автомобильных дорогах местного значения по <адрес> (участок от <адрес>, до <адрес> (от <адрес> до <адрес>).

Представитель ответчика Администрации г. Костромы Мальцева И.В. исковые требования не признала, указывая на то, что достаточных доказательств несоответствия автомобильных дорог действующим стандартам прокурором не представлено, а на территорию жилой застройки «Жужелино» возможно проехать через <адрес> с <адрес> и <адрес>.

Представитель третьего лица МКУ «Дорожное хозяйство» по доверенности Панкова А.С. исковые требования также считала неподлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица УМВД России по г.Костроме Сидоркин С.С. полагал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц УМВД России по Костромской области в лице УГИБДД УМВД России по Костромской области, комитета городского хозяйства администрации г.Костромы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

На основании ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ одной из задач данного закона является обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу ч. 2 ст. 12 вышеуказанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Кроме того, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

На основании п. 11 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства России от 23.10.1993 года № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для дорожного движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Пунктами 1, 2, 5, 6, 11 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6); под владельцами автомобильных дорог понимается, в частности местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Кроме того, согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского округа.

Указанная норма федерального закона корреспондирует положениям статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, в соответствии с п.5 ч.1 которой к вопросам местного значения города Костромы относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.3 ч.1 ст.25 Устава муниципального образования городского округа город Кострома исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация города Костромы, которую, исходя из анализа вышеприведенных норм права, следует признать надлежащим ответчиком по данному делу.

Пункт 6 статьи 42 Устава муниципального образования городского округа город Кострома предусмотрено, что в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности администрация города Костромы осуществляет, в том числе следующие полномочия:

1) утверждает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований бюджета города Костромы на указанные цели;

2) осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

3) осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.

Доводы представителя администрации г. Костромы о том, что обязанности по строительству, ремонту, содержанию дорог возложены на соответствующие муниципальные организации, такие как МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», комитет городского хозяйства, суд находит несостоятельными, так как создание муниципальных предприятий и учреждений с определенными полномочиями и обязанностями, в том числе в сфере дорожной деятельности, не освобождает Администрацию г. Костромы от возложенных на нее федеральным законодательством и положениями Устава муниципального образования обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

В п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что <дата> сотрудниками УГИБДД УМВД России по <адрес>, а <дата>г., <дата>, <дата>, <дата>, <дата> прокуратурой <адрес> с участием представителей администрации <адрес>, комитета городского хозяйства администрации <адрес> проведены проверки состояния улично-дорожной сети <адрес> действующим нормативным документам о чем составлены акты, их которых следует, что:

- на протяжении <адрес> (от <адрес> до <адрес>) и по <адрес> (от <адрес> до <адрес>) выявлены многочисленные ямы, выбоины, иные повреждения, размеры которых превышают предельные размеры, установленные ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»;

- участки дороги: <адрес> по направлению к <адрес> (от <адрес> до <адрес>),

- <адрес> по направлению к <адрес> (от <адрес> до <адрес>),

- от <адрес> до <адрес>, проходящая параллельно вышеуказанным участкам территории,

- участок дороги местного значения, проходящей через территорию гаражных кооперативов ГПК и ГПК представляют собой самонакатанные дороги, беспрепятственный проезд и безопасность дорожного движения по указанным участкам территории не обеспечены ввиду несоответствия вышеуказанных участков требованиям ФИО7 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП <дата>-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*», а именно на указных участках отсутствуют водоотводные сооружения, пешеходные дорожки, дорожная одежда, бордюрное ограждение, освещение. Строительство указанных участков в соответствии с установленными строительными нормами и правилами не осуществлялось.

В соответствии с п.2.6. СНиП <дата>-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:

микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл. 5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;

жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.

Примечания. 1. Жилой район является, как правило, объектом разработки проекта детальной планировки, а микрорайон (квартал) - проекта застройки. Относить проектируемый объект к одному из уровней структурной организации селитебной территории следует в задании на проектирование.

Согласно правилам землепользования и застройки города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 16.12.2010 № 62 территория именуемая в документах органов местного самоуправления как микрорайон «Жужелино» расположена в зоне Ж-2 - зона малоэтажной жилой застройки, т.е. зона в которой допускается строительство домов высотой до 3-х этажей, а также домов секционного и блокированного типа высотой до 4-х этажей (п.2.2.32. региональных нормативов градостроительного проектирования Костромской области, утвержденных Постановлением Администрации Костромской области от 01.10.2010 N 344-а – далее Нормативы).

На данной территории преимущественно располагаются жилые многоквартирные дома высотой до трех этажей.

Из п.2.2.53 Нормативов следует, что улично-дорожная сеть, сеть общественного транспорта, пешеходное движение и инженерное обеспечение на территории малоэтажной жилой застройки следует проектировать в соответствии с требованиями разделов "Зоны транспортной инфраструктуры" и "Зоны инженерной инфраструктуры" настоящих нормативов.

При этом данный пункт прямо предусматривает, что количество въездов на территорию малоэтажной жилой застройки должно быть не менее двух, а к каждому участку малоэтажной жилой застройки необходимо проектировать проезды в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Селитебная территория (т.е. территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, а также устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования) формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озелененных территорий и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям (п.2.1.1. Нормативов).

В силу п.п. 3.5.55., 3.5.112. Нормативов улично-дорожная сеть городских округов и поселений входит в состав всех территориальных зон и представляет собой часть территории, ограниченную красными линиями и предназначенную для движения транспортных средств и пешеходов, прокладки инженерных коммуникаций, размещения зеленых насаждений и шумозащитных устройств, установки технических средств информации и организации движения. Улично-дорожную сеть территорий малоэтажной жилой застройки следует формировать во взаимоувязке с системой улиц и дорог городских округов и поселений в соответствии с настоящим разделом.

В соответствии с п.3.5.114. Нормативов уличная сеть малоэтажной жилой застройки, обеспечивающая внутренние транспортные связи, включает въезды и выезды на территорию, главные улицы застройки, основные и второстепенные проезды.

Пунктом 3.5.115. Нормативов, предусмотрено, что главные улицы являются основными транспортными и функционально-планировочными осями территории застройки. Они обеспечивают транспортное обслуживание жилой застройки и не осуществляют пропуск транзитных общегородских транспортных потоков. Основные проезды обеспечивают подъезд транспорта к группам жилых зданий. Второстепенные проезды обеспечивают подъезд транспорта к отдельным зданиям.

В соответствии с п.3.5.116. Нормативов подъездные дороги включают проезжую часть и укрепленные обочины. Число полос на проезжей части в обоих направлениях принимается не менее двух.

Ширину полос движения на проезжей части подъездных дорог при необходимости пропуска общественного пассажирского транспорта следует принимать 3,75 м, без пропуска маршрутов общественного транспорта - 3 м. Ширину обочин следует принимать 2 м.

В свою очередь главные улицы включают проезжую часть и тротуары. Число полос на проезжей части в обоих направлениях принимается не менее двух.

Ширину полос движения на проезжих частях главных улиц при необходимости пропуска общественного пассажирского транспорта следует принимать 3,5 м, без пропуска маршрутов общественного транспорта - 3 м.

Тротуары устраиваются с двух сторон. Ширина тротуаров принимается не менее 1,5 м. (п.3.5.117 Нормативов).

В силу абз. 1 раздела 3 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.

Согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью; предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см; поверхность обочин должна быть чистой без посторонних предметов, не имеющих отношений к их обустройству.

В силу п.п. 3.1.10, 3.1.11 ГОСТ Р 50597-933 люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.

В соответствии с пунктом 4.4.5 ГОСТа Р 50597-93 отдельные бортовые камни подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см. Не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

Вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, установленные судом обстоятельства нарушения в части оборудования и содержания автомобильных дорог местного значения действующего законодательства ответчиком не опровергнуты, доказательств организации второго независимого въезда и соответствия дороги требованиям градостроительного законодательства, государственных стандартов, строительных норм и правил, не представлено.

С учетом изложенного исковые требования прокурора в части обеспечения соответствия установленным нормативным требованиям автомобильных дорог и организации второго въезда на территорию микрорайона «Жужелино» отвечающего требованиям действующего законодательства подлежат удовлетворению.

Доводы стороны ответчика о неисполнимости решения суда со ссылкой на отсутствие в бюджете муниципального образования достаточных денежных средств на выполнение работ по оценке технического состояния дорог местного значения не могут быть признаны состоятельными.

Исполнение действующего законодательства не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица, в данном случае - у администрации муниципального образования.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, обеспечивать реальность исполнения решения суда.

Принимая во внимание обстоятельства дела, сезонные условия и объем выполнения работ, а также необходимость предусмотреть в местном бюджете денежные средства на рассматриваемые цели, суд полагает, что срок исполнения возложенной на ответчика обязанности должен составить один год с момента вступления решения в законную силу в части организации второго въезда на территорию микрорайона «Жужелино» и три месяца с момента вступления решения суда в законную силу для обеспечения соответствия автомобильных дорог установленным техническим регламентам.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования прокурора г. Костромы заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать необеспечение администрацией города Костромы второго въезда в микрорайон «Жужелино», соответствующего нормативным требованиям установленным ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» незаконным.

Признать необеспечение администрацией города Костромы соответствия установленным нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильных дорог местного значения: по <адрес> (участок от <адрес>, до <адрес> (от <адрес> до <адрес>) незаконным.

Обязать администрацию города Костромы организовать второй въезд в микрорайон «Жужелино», соответствующий нормативным требованиям установленным ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», СП 42.13330.2011 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Костромы обеспечить соответствие состояния автомобильных дорог установленным нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:

устранить на автомобильных дорогах местного значения по <адрес> (участок от <адрес>, до <адрес> (от <адрес> до <адрес>) ямы, просадки, выбоины и иные повреждения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Морев