Дело № 2 – 223/2020 25RS0014-01-2020-000419-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Анучино 05 ноября 2020 года
Анучинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.
с участием и.о. прокурора Анучинского района Приморского края Коваля Р.Ю.,
представителя ответчика – ФГКУ Комбинат «Арктика» ФИО1,
при секретаре судебного заседания Матузко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Анучинского района Приморского края в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу о возложении обязанности устранить нарушения требований в области гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Анучинского района Приморского края обратился в суд с вышеназванным иском в порядке ст.45 ГПК РФ, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной прокуратурой района 30.06.2020 г. выездной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации, регулирующего использование государственного имущества, в том числе исполнения установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, выявлено ненадлежащее исполнение ФГКУ Комбинат «Арктика» требований законодательства. В частности, при визуальном осмотре сооружения № 1 по ул.Молодежная, 22 в с.Тихоречное Анучинского района установлено, что в нарушение п.1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны не спланировано и не организовано выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС (защитное сооружение) ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; в нарушение п.5 Порядка содержания и использования защитных сооружений инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению – в данном защитном сооружении полностью отсутствуют специальное оборудование, системы вентиляции, водоснабжения, канализации и энергоснабжения; в нарушение п.3.2.7 Правил сооружение затапливается грунтовыми и паводковыми водами, имеются подтёки по стенам, на полу вода, постоянно работает дренажный насос. При визуальном осмотре защитного сооружения № 2 по ул. Молодежной, 14а в с. Тихоречное Анучинского района установлено, что в нарушение п.1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны не спланировано и не организовано выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; в нарушение п. 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности не обеспечена сохранность как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, поскольку не восстановлена несущая способность строительных конструкций; в нарушение п. 3.2.2 Правил не устранены нарушения герметизации и гидроизоляции объекта; в нарушение п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО не содержится в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению, а именно: ЗС ГО не оборудована системой вентиляции, системой связи и оповещения, не восстановлена работоспособность дренажной системы, систем водоснабжения и канализации, отсутствует электроснабжение и освещение.
В связи с выявленными нарушениями руководителю ФГКУ Комбинат «Арктика» 30.06.2020 г. внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено, удовлетворено. До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Государственное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ Комбинат «Арктика» в соответствии с договором №528/263 от 14.12.1999 г., нарушение Правил эксплуатации защитного сооружения, являющегося федеральной собственностью, нарушают законные права и интересы собственника и могут повлечь ухудшение свойств и разрушение объекта. Просил возложить на ответчика обязанности: 1) устранить нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения (подземный этаж) здания – служебно-бытового корпуса общей площадью 1234,6 кв.м., инвентарный № 05:202:002:000018000:000А, условный номер 25-25-23/039/2012-039, лит. А по адресу: <...> путем оборудования системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, ликвидации затопления, технического обслуживания, ремонта и замены защитных устройств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; 2) устранить нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения – сооружения ГО площадью 273,9 кв.м., инвентарный №05:202:002:000025090, условный номер 25-25-03/006/2013-371, лит. С 18 по адресу: <...> путем восстановления несущей способности строительных конструкций, проведения герметизации и гидроизоляции объекта, оборудования системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, системой связи и оповещения, восстановления работоспособности дренажной системы, технического обслуживания, ремонта и замены защитных устройств в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании и.о. прокурора Анучинского района Коваль Р.Ю. поддержал заявление в полном объеме, просил его удовлетворить, дополнительно пояснил, что проверка проводилась в 2019 году, в 2020 году принят ряд мер реагирования и проверка проведена повторно. По поручению прокуратуры Приморского края в сентябре 2020 года принято решение отреагировать в исковом порядке с возложением обязанности устранить выявленные нарушения. Определенная работа со стороны ответчика была начата, проводилась и ранее, о чем свидетельствует переписка, но на данный момент работы не завершены. По защитному сооружению на 50 мест (сооружение №1) позиция прокуратуры остаётся такой же, поскольку не наблюдается иных активных действий ответчика по решению вопроса о списании этого сооружения и снятии его с учета, кроме как проведение экспертизы и получение ее результатов. В случае принятия в дальнейшем решения головными организациями о снятии с учета защитного сооружения №1 и изменении его категории, то в дальнейшем даже при наличии судебного решения об удовлетворении иска законом предусмотрено внесение определенных коррективов по вопросу исполнения решения суда в этой части. Кроме того, основанием для обращения в суд послужило длительное нахождение защитных сооружений в ненадлежащем состоянии, были проведены конкретные целевые проверки: в 2018 году с МЧС, в 2019 году при проведении самостоятельной проверки внесено представление об устранении нарушений, в 2020 году при повторной проверке выявлено, что нарушения остались. Определенные действия были комбинатом начаты, но с учетом того, что повторная попытка была только в этом году и с момента прокурорской проверки прошло уже более полутора лет, то по поручению прокуратуры Приморского края принято решение обратиться в суд. По поводу срока исполнения обязанностей проведена его корректировка с краем и шестимесячный срок возможно изменить на десятимесячный. Просил удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика обязанности, указанные в исковом заявлении, установив срок для исполнения 10 месяцев.
Представитель ответчика ФИО1 не согласился с исковыми требованиями, пояснив в обоснование возражений, что работы проводились и проводятся, в соответствии с приказом МЧС № 583 они обязаны поддерживать защитные сооружения гражданской обороны в надлежащем состоянии, но повлиять на сроки устранения этих нарушений возможности не имеется, поскольку они являются ФГКУ и финансирование осуществляется за счет федерального бюджета, выделяющего денежные средства на эти цели. Сооружение по ул. Молодежной, 22 – на 50 мест, по ул. Молодежной, 14а – на 150 мест. По первому сооружению планировалась работа по списанию его с учета, проведена экспертиза, в соответствии с выводами которой дальнейшее использование сооружения по назначению невозможно с учетом его несоответствия действующим документам, требуется полное проведение ремонтно-восстановительных работ. Другой вопрос заключается в нецелесообразности восстановления сооружения на 50 мест. Согласно постановлению Правительства № 1391 от 30.10.2019 г. «О внесении изменений в порядок создания убежища объектов гражданской обороны», противорадиационные укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенные к 1 и 2 категории по гражданской обороне. ФГКУ Комбинат «Арктика» относится ко 2 категории по гражданской обороне на основании п.7 постановления Правительства № 1115 от 19.09.1998 г. Максимальная рабочая смена на комбинате составляет 62 человека, сооружение №1 может вместить только 50 человек, поэтому они вынуждены использовать второе сооружение на 150 мест, по восстановлению которого ведется активная работа. Восстановление защитного сооружения №1 на 50 мест экономически нецелесообразно, поскольку в случае ЧС и войны весь персонал сможет вместить сооружение № 2 на 150 мест. В то же время списание защитных сооружений регулируется п.11 Инструкции «О порядке списания защитных сооружений», в соответствии с которой могут быть списаны только те сооружения, которые пришли в негодность, утратили защитные свойства и если их восстановление невозможно. В данном случае восстановление сооружения на 50 мест нецелесообразно, но технически возможно. На настоящий момент по сооружению №1 уже провели экспертизу и создали комиссию по снятию его с учета. А в случае возложения судом обязанности по его ремонту они будут лишены права на списание этого защитного сооружения. Кроме того, восстановительные и ремонтные работы они обязаны проводить в сроки, установленные Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», в соответствии с которым примерный максимальный срок для заключения контракта составляет 49 календарных дней, дальше – исполнение контракта (по аналогии по сооружению на 150 мест – исполнение государственного контракта по нему затянулось на 359 дней), после разработки проектно-сметной документации требуется проведение конкурсной процедуры закупки на капитальный ремонт (по аналогии с сооружением № 2 – время проведения капитального ремонта составило примерно 5 месяцев 15 дней, это без просрочек подрядчиков); окончательная приемка и ввод в эксплуатацию занимает еще около месяца; таким образом, общий срок для исполнения не может быть меньше 682 дней, то есть не менее 1 года 10 месяцев (на ремонт обоих защитных сооружений). По сооружению № 2 на 150 мест на данный момент разработана и откорректирована проектно-сметная документация, проведена государственная экспертиза этой документации, запланировано проведение капитального ремонта, что позволит устранить все нарушения по этому защитному сооружению, заявка была направлена 08.10.2020 г., ответа еще не поступило. Государственный контракт для корректировки разработанной ранее проектно-сметной документации они заключили 09.10.2019 года, по сооружению на 150 мест и 20.07.2020 года им должны были сдать работы, но подрядчик просрочил работы на 2 месяца и работы сдали 02.10.2020 года. Следующим этапом является получение денежных средств на строительство и ремонт защитных сооружений, деньги запрошены, но пока не выделены. Также проведение внешней изоляции в зимнее время приведет к удорожанию, поскольку необходимо полностью снимать защитный слой сверху. Это указано в требованиях технических регламентов по строительству. Кроме того, комбинат уже обязан исполнять представление прокуратуры и предписание МЧС, поэтому нет необходимости в повторном возложении этой обязанности. С 2015 года они начали запрашивать денежные средства с Управления, а выделены они были только в 2019 году. Просил в иске отказать, в случае удовлетворения иска установить срок для исполнения не менее 1 года 10 месяцев.
Заслушав и.о. прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
К объектам гражданской обороны на основании п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1309 от 29.11.1999 г., относятся убежища, противорадиационные укрытия (защитные сооружения), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание убежищ на основании пункта 3 Порядка предусмотрено в целях защиты работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и в военное время.
Требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время определены Порядком содержания и использования защитных сооружений в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России № 575 от 21.07.2005 г.
Согласно п.2 данного Порядка, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002 г. в целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приёму укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам утверждены Правила эксплуатации ЗС ГО.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 данных Правил, организации, эксплуатирующие ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования определены в разделах III и V Правил). Важнейшими из требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающее нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также при соответствующем оборудовании – в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического оборудования и другого оборудования и готовность его к работе; наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев ЗС ГО).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании договора о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления № 528/263 от 14.12.1999 года ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу приняло в оперативное управление следующие объекты гражданской обороны: – защитное сооружение (подземный этаж) здания – служебно-бытового корпуса общей площадью 1234,6 кв.м., инвентарный №05:202:002:000018000:000А, условный номер 25-25-234/039/2012-039, лит.А, по адресу: <...> (сооружение №1 – на 50 мест); – сооружение ГО площадью 273,9 кв.м., инвентарный №05:202:002:000025090, условный номер 25-25-03/006/2013-371, лит. С 18, по адресу: <...> (сооружение № 2 – на 150 мест).
В ходе проведенной прокуратурой Анучинского района 30.06.2020 г. выездной проверки при визуальном осмотре защитных сооружений выявлено следующее:
- по сооружению № 1 по ул.Молодежной, 22 в с.Тихоречное Анучинского муниципального района Приморского края: не спланировано и не организовано выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; полностью отсутствуют специальное оборудование, системы вентиляции, водоснабжения, канализации и энергоснабжения; сооружение затапливается грунтовыми и паводковыми водами, имеются подтёки по стенам, на полу вода, постоянно работает дренажный насос;
- по сооружению № 2 по ул.Молодежной, 14а в с.Тихоречное Анучинского муниципального района Приморского края: не спланировано и не организовано выполнение мероприятий по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приёму укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; не обеспечена сохранность как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, поскольку не восстановлена несущая способность строительных конструкций; не устранены нарушения герметизации и гидроизоляции объекта; не оборудовано системой вентиляции, системой связи и оповещения, не восстановлена работоспособность дренажной системы, систем водоснабжения и канализации, отсутствует электроснабжение и освещение.
По факту выявленных нарушений прокуратурой Анучинского района 30.06.2020 года внесено представление об их устранении, которое рассмотрено ответчиком, удовлетворено, однако нарушения не устранены, что послужило основанием для направления в Анучинский районный суд Приморского края искового заявления о возложении обязанности по устранению нарушений.
Письменными пояснениями врио директора ФГКУ Комбинат «Арктика» Росрезерва Б. и представленными документами подтверждаются доводы в судебном заседании представителя ФИО1 о планомерном проведении ответчиком в течение длительного периода времени с 2012 по 2020 г.г. работ по приведению ЗС ГО в надлежащее состояние; ответчик не оспаривает, что защитные сооружения гражданской обороны должны быть приведены в соответствие с нормами действующего законодательства, но комбинат не бездействует и осуществляет все зависящие от него мероприятия по приведению сооружений к установленным требованиям и все возможные меры по надлежащему содержанию сооружений, их эксплуатации и контролю.
Так, в отношении защитного сооружения № 2 (на 150 мест) в 2012 году в рамках заключенного Государственного контракта с ООО «ПримВВпроект» было выполнено техническое обследование, по результатам которого дальнейшая эксплуатация сооружения без ремонтно-восстановительных работ признана невозможной; в этом же году выделены денежные средства в размере 520000 руб. для выполнения проектно-сметных работ, проект прошел согласование в Управлении ГО ЧС по Приморскому краю; в 2013 году подана и защищена заявка на выделение денежных средств для проведения капитального ремонта; в соответствии с планом финансирования на 2014-2016 г.г. выделение средств запланировано на 2015 год в размере 11983560 руб., однако финансирование на капитальный ремонт не произведено; согласно сообщениям руководителя УДФО от 10.11.2016 г. и от 23.09.2016 г. по заявкам истца на выделение денежных средств на капитальный ремонт ЗС ГО в 2017 году, в лимиты бюджетных обязательств 2016 года внесены изменения и в 4 квартале 2016 года возможно выделение дополнительного финансирования, а в связи с ограниченным сроком освоения выделяемых средств в 2016 году договора будут заключаться на 2 года – 2016-2017 г.г., однако в 2017 году денежные средства также не были доведены до комбината; в связи с неактуальностью документации, разработанной в 2012 году, комбинату было утверждено финансирование для проведения актуализации проектно-сметной документации ЗС ГО и в 2016 году был заключен Государственный контракт с ООО «АЙ СИ ЭН», осуществившим актуализацию ПСД, при этом произошло удорожание капитального ремонта; обращение ФГКУ Комбинат «Арктика» от 22.01.2018 г. о дополнительном выделении денежных средств на капитальный ремонт в сумме 17018000,10 руб. рассмотрено и направлено в Центральный аппарат Росрезерва для включения в проект плана на 2019 год; проекты титульных списков и дополнительная потребность в ЛБО на 2019-2021 г.г. направлялась истцом в Управление 21.05.2018 года, однако финансирование также доведено не было; предложение о корректировке проектно-сметной документации защитного сооружения № 2 на сумму 3533396,85 руб. направлялось в Управление 28.02.2019 года, обращение о выделении средств на корректировку ПСД и определение подтверждения достоверности сметной стоимости направлялось истцом 22.05.2019 года, денежные средства на указанную статью расходов были выделены и 09.10.2019 г. истец заключил Государственный контракт № 63 на выполнение работ по корректировке ПСД на капитальный ремонт; заявка истца о выделении денежных средств для исполнения Государственного контракта № 63, а именно, для проведения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности сметной стоимости ПСД была согласована и заключен Государственный контракт №0118Д-20/ДВЭ-23700-04БС от 24.07.2020 г.; 02.10.2020 г. подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг; согласно ответам руководителя Управления от 18.07.2019 г. и от 05.08.2019 г., истцу было разрешено заключение двухлетнего контракта на период 2019-2020 по объекту – сооружения ГО № 2; бюджетные ассигнования на 2020 год были увеличены на сумму 3533369,85 руб.; согласно ответу Управления от 23.03.2020 г., корректировка комбинату согласована на сумму 3533300 руб., заявка о выделении финансирования направлена в УДФО 08.10.2020 г., на которую до настоящего времени ответа не получено.
В отношении защитного сооружения № 1 (на 50 мест) в 2013 году в целях создания в подземном помещении, находящемся под зданием АБК комбината, условий нахождения, в связи с необходимостью выполнения для этого капитального ремонта вентиляционной системы самого здания истцом в адрес УДФО была направлена заявка на финансирование данных работ, однако положительного ответа не поступило; приказом № 36 от 05.02.2018 г. была назначена комиссия по снятию с учета ЗС ГО с инв. № 850-26, которая пришла к выводу об экономической нецелесообразности восстановления сооружения в связи с его малой вместимостью – 50 человек, тогда как численность максимальной рабочей смены составляет 62 человека, при отсутствии в нем системы жизнеобеспечения, с учетом наличия другого убежища на 150 мест, способного выполнить потребность комбината в размещении максимальной рабочей смены; по результатам рассмотрения Главным Управлением МЧС России по Приморскому краю рекомендаций комиссии и особого мнения директора комбината 18.08.2018 года вынесено заключение об отсутствии достаточного обоснования для снятия ЗС ГО с учета с указанием рекомендаций; для оплаты услуг по проведению строительно-технической экспертизы сооружения в Управление 18.07.2019 года направлялись предложения по внесению изменений эксплуатационно-технических расходов Титульного списка и о перераспределении высвободившихся денежных средств, 10.07.2020 года – предложения по корректировке ЛБО; к 2020 году денежные средства были выделены, в связи с чем 04.09.2020 года с ООО «ТехноЭксперт» заключен Государственный контракт № 83; согласно выводам и рекомендациям, представленным в заключении № 20-60 на проведение строительно-технической экспертизы ЗС ГО на 50 мест, для приведения строительных конструкций и инженерно-технических систем в работоспособное состояние необходимо проведение ремонтно-восстановительных работ в связи с тем, что они находятся в неудовлетворительном и неработоспособном техническом состоянии, частично затоплены водой и не готовы к приему укрываемых. В настоящее время остается нерешенным вопрос о нецелесообразности восстановления данного сооружения и проводится работа, направленная на списание этого защитного сооружения.
Проведенная Учреждением работа по приведению защитных сооружений гражданской обороны в состояние постоянной готовности к использованию и проводимая до настоящего времени подтверждается представленными ответчиком документами и не вызывает у суда сомнения.
Вместе с тем, обязанность по содержанию государственного имущества, в том числе защитных сооружений гражданской обороны, по обеспечению постоянной готовности помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их к использованию по предназначению, по обеспечению необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны возлагается на государственные предприятия и учреждения, у которых оно находится в оперативном управлении.
После внесения прокурором Анучинского района представления по результатам служебной проверки № 7-3-2020/920 от 30.06.2020 г. ответчиком издан приказ №137 от 10.07.2020 г. о создании комиссии для проведения служебной проверки, приняты определенные меры, которые при этом не привели к устранению выявленных нарушений, в связи с чем прокурор Анучинского района обратился с настоящим иском в суд.
Ранее в отношении ответчика уже проводились проверки, первая проверка проводилась в 2018 году Главным Управлением МЧС России по Приморскому краю, в 2019 году прокуратурой Анучинского района проведена проверка, по результатам которой вносилось представление об устранении нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений, в 2020 году проведена повторная проверка, которой также установлено наличие нарушений требований законодательства, регулирующего использование государственного имущества в части исполнения специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны в деятельности ФГУП Комбинат «Арктика».
Нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений, являющихся федеральной собственностью, нарушает законные права и интересы собственника и могут повлечь ухудшение свойств и разрушение объекта.
Неустранение ответчиком на момент принятия судебного решения нарушений, изложенных в исковом заявлении, является основанием для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанностей.
Приведенные стороной ответчика доводы в обоснование своих возражений на иск не могут повлиять на существо принимаемого решения, но могут являться основанием для отсрочки или рассрочки исполнения возложенных судом обязанностей.
При установлении ответчику срока исполнения возложенных обязанностей суд с учетом обоснований, представленных ответчиком, в частности, необходимости: согласования выделения финансирования; разработки проектно-сметной документации и получения заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости документации; получения заключения Государственного контракта на капитальный ремонт; непосредственного проведения капитального ремонта, считает необходимым установить для исполнения срок 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление и.о. прокурора Анучинского района Приморского края в защиту интересов Российской Федерации к ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу о возложении обязанности устранить нарушения требований в области гражданской обороны удовлетворить частично.
Возложить на ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу обязанность устранить нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения (подземного этажа) здания – служебно-бытового корпуса общей площадью 1234,6 кв.м., инвентарный №05:202:002:000018000:000А, условный номер 25-25-234/039/2012-039, лит.А, по адресу: <...> путем оборудования системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, ликвидации затопления, технического обслуживания, ремонта и замены защитных устройств в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ФГКУ Комбинат «Арктика» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу обязанность устранить нарушения требований в области гражданской обороны в отношении защитного сооружения – сооружения ГО площадью 273,9 кв.м., инвентарный №05:202:002:000025090, условный номер 25-25-03/006/2013-371, лит. С 18, по адресу: <...> путем восстановления несущей способности строительных конструкций, проведения герметизации и гидроизоляции объекта, оборудования системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, системы связи и оповещения, восстановления работоспособности дренажной системы, технического обслуживания, ремонта и замены защитных устройств в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Анучинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2020 года.
Судья Сортов В.А.