ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223/2021 от 10.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-223/2021 (2-5865/2020) 66RS0004-01-2020-007856-50

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 03 февраля 2021 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Киприяновой Н.В., при помощнике судьи Шулятикове Ю.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга – Задориной А.С., представителя ответчика Администрации г. Екатеринбурга по доверенности – ФИО1, представителей ответчика Министерства социальной политики Свердловской области по доверенности - ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО4, к Администрации города Екатеринбурга, Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор <адрес> г. Екатеринбурга, действующий в интересах ФИО4, обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с иском к Администрации города Екатеринбурга обратился в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой <адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению ФИО5 о нарушении жилищных прав ФИО4, являющейся инвали<адрес> группы. Установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, общей площадью 25 кв.м, включено в реестр муниципального образования «город Екатеринбург». В указанном жилом помещении, проживает наниматель ФИО5 и ее дочь ФИО4, являющаяся инвали<адрес> группы, на основании ордера от <//>. <//> муниципальной комиссией администрации г. Екатеринбурга проведено обследование жилого помещения, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. По результатам обследования, муниципальной комиссией принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, в котором проживает инвалид и направления соответствующего акта в Министерство социальной политики Свердловской области для проведения соответствующей проверки экономической целесообразности. Вместе с тем, до настоящего времени проверка экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: <...>, администрацией г. Екатеринбурга не проведена, что существенно нарушает права ФИО4 на благоприятные условия проживания, гарантированные государством. Таким образом, орган местного самоуправления в нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уклоняется от исполнения предусмотренной законом обязанности, что и послужило основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.

Протокольным определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 19.11.2020 в качестве соответчика по делу привлечено Министерство социальной политики Свердловской области.

В судебное заседание истец не явился, уполномочил на участие в деле своего представителя.

В судебное заседание представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга – Задорина А.С. настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга - ФИО1, действующая по доверенности, указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в отзыве, а также в речи к судебным прениям. Дополнительно отметила, что оснований для удовлетворения требований не имеется, так как Администрация г. Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по делу. В положении о муниципальной комиссии содержится закрытый перечень функций данной комиссии, которая проводит только обследование и принимает решение о проведении проверки, однако проверку целесообразности осуществляет уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство социальной политики Свердловской области. Пункт 15 Правил № 649 прямо указывает на то, что проведение проверки обеспечивает уполномоченный орган после вынесения вышеназванного решения. Финансовое же обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В данной части финансирование не предоставлено, следовательно, возложение указанной обязанности на Администрацию г. Екатеринбурга повлечет нецелевое расходование бюджетных средств. Закон Свердловской области о делегирование органам местного самоуправления муниципальных образований государственного полномочия по проведению проверки экономической целесообразности отсутствует. Указала, что законодатель отразил, что проведение проверки экономической целесообразности закреплено за органом исполнительной власти субъекта – координатором, соответственно Министерство социальной политики Свердловской области является ответственным, независимо от принадлежности жилищного фонда.

Представители Министерства социальной политики Свердловской области в судебном заседании ФИО2 и ФИО3 просили в удовлетворении исковых требований отказать, поддержали позицию отзыва на исковое заявление. Отметили, что вопросы, связанные с приспособлением жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда к потребностям инвалидов, должны обеспечиваться органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета, в том числе в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, с учетом возможной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Министерство осуществляет полномочия координатора мероприятий. Указали, что

Представитель третьего лица Департамента финансов Администрации г. Екатеринбурга – ФИО6, действующий по доверенности, в предыдущем судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, представила письменную позицию, согласно которой расходные обязательства по проведению проверок экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды, не принимались муниципальным образованием «город Екатеринбург».

Учитывая изложенное, а также обстоятельства заблаговременного размещения на сайте Ленинского районного суда г. Екатеринбурга сведений о месте и времени судебного заседания, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, сопоставив в совокупности и взаимосвязи все представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181) целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (пункты 2, 6, 8 статья 2).

В силу пункта 2 статьи 12 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении, в том числе ограничений, вызванных задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека (пункт 4 Правил).

В силу пункта 6 Правил, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования) (пункт 12 Правил).

В случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение (п. 15 Правил).

Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 18 Правил).

Заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, либо о невозможности такого приспособления выносится комиссией на основании: акта обследования, и решения комиссии об экономической целесообразности либо нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, предусмотренного подпунктами "а", "б" настоящих Правил (пункты 19, 20 Правил).

Согласно материалам дела, прокуратурой <адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка по обращению ФИО5 о нарушении жилищных прав ФИО4, являющейся инвали<адрес> группы. ФИО5<//> обратилась в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о проведении обследования занимаемого жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес> общего имущества многоквартирного дома на предмет определения оценки его пригодности или непригодности для постоянного проживания в нем инвалида.

Как следует из акта № 5 от 24.01.2019 муниципальная комиссия пришла к следующим выводам: имеется необходимости приспособления жилого помещения и общего имущества и обеспечения условий их доступности для инвалидов в связи с несоответствием вышеуказанных параметров, отсутствует техническая возможность для приспособления жилого помещения без изменения существующих несущих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта по причине невозможности изменения параметров помещений (тамбура, лестничной клетки, коридора, санузла и жилых помещений).

На основании указанных выводов принято решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, о направлении акта в уполномоченный орган, обеспечивающий ее проведение – Министерство социальной политики Свердловской области.

В соответствии с п. 2 Приказа Минстроя России от 28.02.2017 N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида" (Зарегистрировано в Минюсте России <//> N 47563) проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 30, ст. 4914) (далее соответственно - уполномоченный орган, Правила N 649).

В силу данного правового положения координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов обеспечивают: в отношении жилых помещений инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении указанных жилых помещений (далее - уполномоченный федеральный орган); в отношении иных жилых помещений инвалидов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Министерство социальной политики Свердловской области указало в отзыве на исковое заявление на то, что ими непосредственно не проводится проверка экономической целесообразности, в пределы ведения Министерства входит организация и координирование ее проведения.

Кроме этого, в соответствии с п. 2 Правил № 583 Проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649, соответственно можно сделать вывод о том, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (абз. 3 п. 3 Правил 649) обеспечивает проведение проверки, а не осуществляет ее фактическое проведение.

Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП (ред. от 16.10.2020) "О Министерстве социальной политики Свердловской области" утверждено Положение о Министерстве социальной политики Свердловской области, согласно п. 1 которого Министерство социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, участвующим в проведении единой государственной политики в сфере социального обеспечения и осуществляющим полномочия и функции по оказанию государственных услуг и управлению в социальной сфере в пределах своей компетенции, а также координирующим в этой сфере в пределах своей компетенции деятельность иных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

Пунктом 1 Постановления Правительства Свердловской области от 21.07.2017 N 516-ПП "Об определении исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" определено, что Министерство социальной политики Свердловской области исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

Таким образом, как верно указано истцом, на Министерство социальной политики возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома, а не ее непосредственное проведение, поскольку Министерство является лишь координатором мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом их потребностей.

Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП также не определены обязанности Министерства по непосредственному проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства.

Также при разрешении иска суд исходит из того, что Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.03.2018 N 67 (ред. от 28.09.2020) утверждено Положение о региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", а также Положение о муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Пунктами 4, 7 Положения о региональной комиссии установлено, что региональная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид), в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Основными задачами Региональной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, подготавливаемого подкомиссиями по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида".

Утвержденное Положение о муниципальной комиссии устанавливает порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Согласно п.п. 2, 4, 6, 8 Положения муниципальная комиссия создается органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области (далее - орган местного самоуправления).

Муниципальная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом и создается для проведения обследования жилых помещений, входящих в состав муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), и общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид), в целях оценки возможностей их приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов.

Целью работы Муниципальной комиссии является обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, для оценки их возможности приспособления с учетом потребностей инвалидов в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности и обеспечения их доступности для инвалидов (далее - обследование).

Функциями Муниципальной комиссии являются, в том числе, принятие решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 N 583/пр "Об утверждении правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида".

Таким образом, Министерство уполномочено на создание региональной комиссии в отношении жилых помещений входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, соответственно в отношении помещения истца, являющегося органом, компетентным и уполномоченным на проведение оценки экономической целесообразности является Администрация г. Екатеринбурга.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 15.05.2018 N 325-РП (ред. от 03.12.2019) утвержден План мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав государственного жилищного фонда Свердловской области, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", которым на региональную комиссию возложена обязанность по проведению проверки экономической целесообразности только в отношении помещений жилищного фонда Свердловской области.

Жилое помещение, занимаемое ФИО4, отнесено к муниципальному жилому фонду, и предоставлено на условиях социального найма.

А как указано в Правилах № 649, обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Действительно, данное правоположение регулирует вопрос полномочий публичных субъектов относительно обследования жилого фонда, однако исходя из совокупности приведенных норм действующего законодательства, суд исходит из того, что в отношении муниципальной собственности при создании муниципальной комиссии решение об экономической целесообразности подлежит принятию органом местного самоуправления, независимо от наличия или отсутствия финансовой возможности.

Также согласно п. 15 Правил № 649 именно комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности. Прямо обязанность по проведению данной проверки при обследовании муниципальной комиссией на Министерство социальной политики Свердловской области не возложена, при том, что орган местного самоуправления не вправе исходя из принципа разделения компетенции принимать обязывающие решения в отношении органа государственной власти субъекта.

В данном пункте указано на то, что уполномоченный орган обеспечивает проведение проверки, однако в данном случае следует исходить из того, что состав комиссии определяется исходя из статуса жилищного фонда.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворении заявленных исковых требований к Администрация г. Екатеринбурга в полном объеме о возложении обязанности обязанность в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по ул. Уткинская, д. 29 в г. Екатеринбурге, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, и отсутствии оснований для удовлетворения требований к Министерству социальной политики Свердловской области, как заявленных к ненадлежащему ответчику.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО4, к Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Екатеринбурга обязанность в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) по ул. Уткинская, д. 29 в г. Екатеринбурге, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действующего в интересах ФИО4, к Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Н.В.Киприянова