ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223/2021 от 26.03.2021 Володарского районного суда (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2021 года пос. Володарский

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Насыровой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Голик Т.М.

с участием истца Сайфудинов А.С., представителя ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфудинов А.С. к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о возложении обязанности признать безработным и назначить пособие по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Сайфудинов А.С. обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» (далее ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района») о возложении обязанности признать безработным и назначить пособие по безработице.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он относится к категории детей сирот, впервые ищущий работу, обратился 14.10.2020г. с заявлением за содействием в поиске подходящей работы в ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» через портал Госуслуг, но его не признали безработным и не назначили выплату пособия по безработице. 01.02.2021г. на личном приеме у директора ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района», ему было дано письменное разъяснение об отказе в признании безработным и выплате пособия по безработице в виду того, что в паспорте отсутствует отметка о регистрации по месту жительства. Перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в статье 3 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации», является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Он не содержит такого основания, позволяющего не признать гражданина безработным, как наличие временной регистрации по месту пребывания. В соответствии с п. 2 ст.3 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства. В силу положений ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Статьей 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Место жительства гражданина не определяется исключительно фактом регистрации по месту жительства, административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте. Сайфудинов А.С. не согласен с решением ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района», поскольку отсутствие регистрации по месту жительства при наличии временной регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного. Истец просит обязать ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» признать его в качестве безработного и назначить пособие по безработице с момента обращения, а именно с 14.10.2020г.

Истец Сайфудинов А.С. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представители ответчика ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» ФИО3 в судебном заседании иск не признала, поскольку истцом при обращении в ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» не были представлены документы, подтверждающие регистрацию, в том числе временную, на территории Володарского района Астраханской области, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Судом установлено, что 14.10.2020г. Сайфудинов А.С. обратился в ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» через портал Госуслуг, с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, при этом каких – либо документов Сайфудинов А.С. вместе с заявлением представлено не было, что не оспаривалось истцом и в судебном заседании.

На основании обращения Сайфудинов А.С. был зарегистрирован в качестве обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

Как следует из сообщения ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» от 01.02.2021г. на имя Сайфудинов А.С., согласно п. 2 ст. 3 Закона о занятости, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Регистрация места жительства осуществляется в паспорте гражданина. Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, разделены действия, связанные с регистрацией по месту пребывания (часть 2) и действия, связанные с регистрацией по месту жительства (часть 3) и раскрывается понятие «место пребывания». В отличие от места жительства, регистрация граждан по месту пребывания, согласно пункту 15 указанных Правил, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. По месту пребывания гражданин может быть зарегистрирован в нескольких населенных пунктах, в том и состоит отличие места пребывания от места жительства. Исходя из данного отличия, в целях исключения злоупотреблений правом на получение пособия по безработице не только по месту жительства, но и по месту пребывания, законодатель регламентирует право каждого гражданина на защиту от безработицы, включая порядок приобретения статуса безработного и получения, соответственно, пособия по безработице в пределах той местности, где гражданин проживает (имеет регистрацию в паспорте). В связи с тем, что информацию о регистрации по месту жительства, указанному в заявлении (<адрес>), МВД не подтвердило, принять решение о признании Сайфудинов А.С. безработным и назначении пособия по безработице не представляется возможным.

Материалами дела и пояснениями сторон в судебном заседании установлено, что при личном обращении Сайфудинов А.С. в ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» в феврале 2021 года им представлен паспорт, в котором отсутствует отметка о регистрации по месту жительства, каких-либо иных документов, свидетельствующих о регистрации истца по месту жительства либо по месту пребывания, им представлено не было. Не представлено таких документов истцом и в судебном заседании.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995г. N 713, место жительства гражданина подтверждается отметкой о регистрации в паспорте.

В соответствии с пунктом 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами документов, указанных в пунктах 4 и 5 данных Правил.

По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении № 1167-О-О от 29.09.2011г., Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей. Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства. Само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1868-О, закон не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как следует из пояснений Сайфудинов А.С. в судебном заседании, на территории <адрес> он не проживает с 2018 года, на момент обращения в ОГКУ «Центр занятости населения <адрес>» в октябре 2020 года он проживал и в настоящее время проживает в <адрес>.

Материалами дела установлено, что истец зарегистрированным по месту жительства и по месту пребывания на территории Володарского района Астраханской области не значится, значился зарегистрированным по месту пребывания по адресу: <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., и по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время регистрации по месту жительства либо по месту пребывания на территории Астраханской области не имеет, что подтверждается сообщением ОВМ ОМВД России по Володарскому району от 26.02.2021г., свидетельством № 1337 о регистрации по месту пребывания, адресной справкой УМВД России по <адрес> от 17.03.2021г.

При таких обстоятельствах, поскольку при обращении в компетентный орган государственной власти о постановке его на учет в качестве безработного Сайфудинов А.С. не представил доказательств в подтверждение постоянного места жительства на территории Володарского района Астраханской области, учитывая требования части 2 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991г. № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку приведенные выше нормы права предполагают обращение гражданина с заявлением о признании безработным по месту жительства, тогда как документы, свидетельствующие о постоянном проживании Сайфудинов А.С. на территории Володарского района Астраханской области, в том числе и решение суда, ОГКУ «Центр занятости населения Володарского района» представлены не были. Не представлены истцом доказательства, свидетельствующие о том, что он проживает на территории Володарского района и при рассмотрении данного дела.

Определением суда от 05.02.2021г. по ходатайству Сайфудинов А.С. ему была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения.

Принимая во внимание вышеизложенное, с истца подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст. 333.19 ч. 1 п.3 Налогового кодекса РФ в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Сайфудинов А.С. к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Володарского района» о возложении обязанности признать безработным и назначить пособие по безработице – отказать.

Взыскать с Сайфудинов А.С. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Володарский район» Астраханской области в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено 26 марта 2021 года.

Судья- Т.А. Насырова