Дело 2-223/2022
УИД 70RS0001-01-2021-004934-64
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.01.2022 районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Ершовой Е.Ю.,
при секретаре Николаева Ю.А.,
помощник судьи Карпова С.В.
с участием представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности /________/ от 30.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области о признании незаконным отказа о включении периода службы в выслугу лет, обязании издать приказ о включении периода службы в выслугу лет, присвоении звания,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с указанным исковым заявлением к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области, указав в обоснование заявленных требований, что с 01.06.2020 проходит службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области в должности /________/ с присвоением звания «/________/». В связи с прохождением службы в период с 24.12.2003 по 10.01.2012 в Федеральной службе судебных приставов по Томской области, присвоением классного чина «/________/», 07.09.2021 он (ФИО2) обратился с заявлением о включении в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе указанного периода, присвоении звания «/________/», в чем ему необоснованно было отказано. Полагая, что на основании Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указа Президента РФ от 25.01.2021 № 46 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23.12.2019 N 615 «О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников» период службы в Федеральной службе судебных приставов по Томской области подлежит включению в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе, просил признать незаконным решение начальника ФКУ ИК №4 УФСИН по Томской области об отказе по включению выслуги лет период службы с 24.12.2003 по 10.01.2012 в Федеральной службе судебных приставов по Томской области и присвоению звания «/________/»; обязать ФКУ ИК №4 УФСИН по Томской области издать приказ о включении в выслугу лет периода службы с 24.12.2003 по 10.01.2012 в ФССП по Томской области и приказ о присвоении звания «/________/».
Истец ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в исковом заявлении просил о рассмотрения дела без его участия, на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности № /________/ от 30.12.2021, исковые требования не признала, поддержала изложенные в отзыве на исковое заявление доводы. Полагала, что оснований для включения в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе периода службы в Федеральной службе судебных приставов по Томской области и присвоения звания не имеется.
Выслушав представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 01.06.2020 ФИО2 принят на службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области в должности младшего инспектора отдела охраны.
Согласно сведениям трудовой книжки серии /________//________/ 24.12.2003 ФИО2 принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Областного подразделения службы судебных приставов; 17.06.2004 присвоен классный чин – юрист 3 класса; 01.01.2005 - переведен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения по обеспечению установленного порядка деятельности Томского областного суда; 09.01.2007 - переведен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности апелляционного суда; 01.05.2007 специализированный отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности апелляционного суда переименован в специализированный отдел судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности 7 Арбитражного апелляционного суда; 01.05.2007 ФИО2 переведен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (помощника начальника дежурной смены) дежурной части специализированного межрайонного отдела по организации оперативного дежурства; 23.11.2007 в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 №1554 установлено соответствие присвоенного классного чина «юрист 3 класса» классному чину «референт государственной гражданской службы РФ 3 класса»; 19.02.2008 присвоен классный чин «референт государственной гражданской службы РФ 2 класса»; 01.03.2008 - назначен на должность федеральной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (помощника дежурного) специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности Седьмого Арбитражного апелляционного суда с освобождением ранее замещаемой должности федеральной гражданской службы; 01.08.2009 - назначен в порядке перевода на должность федеральной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (помощника дежурного) специализированного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности арбитражных судов с освобождением от ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы; 10.01.2012 расторгнут служебный контракт, ФИО2 освобожден от замещаемой должности федеральной гражданской службы и уволен с федеральной государственной гражданской службы
Указанные обстоятельства согласуются с представленными по запросу суда приказом Управления Министерства юстиции РФ по Томской области /________/ от 27.12.2003, приказами УФССП России по Томской области /________/ от 15.04.2008, /________/ от 31.07.2009, /________/ от 15.01.2007, /________/ от 22.05.2007, /________/ от 10.01.2012
07.09.2021 ФИО2 обратился с заявлением к начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области о включении в выслугу лет в уголовно-исполнительной системе периода прохождения службы в Федеральной службе судебных приставов по Томской области с 24.12.2003 по 10.01.2012, присвоения звания младшего лейтенанта внутренней службы, однако в удовлетворении данных требований истцу отказано, что следует из ответа ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области №/________/ от 28.09.2021.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе регламентирован Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ).
В силу п.п. 4, 10, 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник имеет право, в том числе, на денежное довольствие в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; на продвижение по службе в уголовно-исполнительной системе с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и образования, соблюдения служебной дисциплины; на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) исчисляется в порядке, установленном указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются, в том числе: период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации (п. 5).
В соответствии с пп. 1 ч. 4 ст. 38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, а также периоды, определенные в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее - Закон РФ N 4468-1) (в календарном или льготном исчислении).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" система принудительного исполнения Российской Федерации включает: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (далее - федеральный орган принудительного исполнения, Федеральная служба судебных приставов), и его подразделения; территориальные органы Федеральной службы судебных приставов (далее - территориальный орган принудительного исполнения) и их подразделения; научно-исследовательские, проектные, медицинские (в том числе санаторно-курортные), образовательные и иные организации, специально созданные для обеспечения деятельности системы принудительного исполнения по решению Правительства Российской Федерации (далее - подведомственные организации). До 01.01.2020 данный Федеральный закон именовался "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах).
В силу ч. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.2002 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8 данного Федерального закона).
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (в редакции от 21.09.2021) в данный реестр включена должность судебного пристава-исполнителя по обеспечению установленного порядка деятельности судов (11-3-4-104).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок исчисления выслуги).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2020 N 723 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 внесены изменения, согласно которым действие Порядка исчисления выслуги распространено на органы принудительного исполнения Российской Федерации.
При этом в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2020 N 723 прямо определено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г., за исключением пункта 15, вступающего в силу с 01.07.2020.
С учетом установленных судом обстоятельств, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что период замещения истцом государственных гражданских должностей с 24.12.2003 по 10.01.2012 не является периодом службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством включаются в расчет выслуги лет по Федеральному закону от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", потому оснований для включения истцу в расчет выслуги лет периода службы в указанных занимаемых истцом должностях в спорный период, обязании издать приказ о включении в выслугу лет указанных периодов не имеется.
Принимая во внимание должностные регламенты УФССП России по Томской области от 20.02.2007, от 14.12.2007, от 28.07.2009, /________/ от 09.02.2011, должностную инструкцию судебного пристава исполнителя /________/ от 12.01.2005, судом также учитывается, что должность судебного пристава не относится к государственной должности Российской Федерации, поскольку в Перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" должность судебного пристава не поименована, а должность федеральной государственной гражданской службы и государственная должность Российской Федерации не тождественны.
Согласно ст. 46 Федерального закона N 197-ФЗ гражданам, проходившим военную службу, государственную службу иных видов, государственную гражданскую службу или муниципальную службу, при назначении на должности в уголовно-исполнительной системе первое специальное звание присваивается в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом присвоенного специального (воинского) звания, классного чина или дипломатического ранга и продолжительности пребывания в специальном (воинском) звании, классном чине или дипломатическом ранге.
Пунктом 6 ст. 41 указанного Закона установлено, что гражданину, впервые поступившему на службу в уголовно-исполнительной системе, при назначении на должность в уголовно-исполнительной системе первое специальное звание присваивается в соответствии с замещаемой должностью, но не выше подполковника внутренней службы, если он не имеет более веского воинского звания или специального звания.
В силу ст. 43 Федерального закона N 197-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в уголовно-исполнительной системе, при назначении на должность в уголовно-исполнительной системе, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания: прапорщика внутренней службы - при назначении на должность или прохождении службы в должности младшего начальствующего состава и при наличии среднего профессионального образования или высшего образования; младшего лейтенанта внутренней службы - при назначении на должность среднего начальствующего состава и при наличии среднего профессионального образования.
Как следует из материалов дела, подтверждается заявлением ФИО2 от 07.09.2021 и не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного заседания, истец назначен на должность /________/ ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области, присвоено звание «/________/». Таким образом, поскольку на момент назначения ФИО2 его должности соответствовало звание "/________/", указанное звание ему и было установлено. Правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 о присвоении звания «младшего лейтенанта внутренний службы» у суда не имеется.
Доводы истца о том, что на него могут быть распространены положения Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента РФ от 25.01.2021 №46 «О внесении изменений в Указ президента РФ от 23.12.2019 №615 "О соотношении специальных званий сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников" не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат нормам материального права.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО2 к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Томской области о признании незаконным отказа о включении периода службы в выслугу лет, обязании издать приказ о включении периода службы в выслугу лет, присвоении звания оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Ю.Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 19.01.2022