ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-223/2022 от 26.05.2022 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-223/2022

УИД: 66RS0036-01-2022-000285-50

Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2022 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 мая 2022 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,

при секретаре судебного заседания Курдюмовой О.С.,

с участием старшего помощника прокурора г. Кушва Певцовой Т.Х.,

представителя Посягина Е.П.,

представителя ООО ПСБ «СОВА-ОКО» Козлова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушва, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного вида, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Кушва, действующий в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, обратился в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного вида (далее – МАДОУ детский сад № 59), Управлению образования Кушвинского городского округа (далее – Управление образования КГО) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму.

В обоснование заявленных требований указано, что МАДОУ детский сад № 59 осуществляет образовательную деятельность на основании Устава. Здание МАДОУ детский сад № 59, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к третьей категории опасности. В нарушение положений федерального законодательства здание образовательной организации не оснащено средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Указанное непосредственно ведет к нарушению требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, а также способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении.

Из положений п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Образовательные учреждения являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

МАДОУ детский сад № 59 является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, для достижения которых такая организация создана. Муниципальное имущество в виде здания нежилого назначения, расположенное по адресу: <адрес>, передано образовательной организации на праве оперативного управления. Земельный участок под объектом находится в постоянном (бессрочном) пользовании. С учетом уставной деятельности и гражданско-правового положений образовательная организация обязана соблюдать требования законодательства о противодействии терроризму, а также соблюдать права граждан, в том числе несовершеннолетних на безопасность, охрану жизни и здоровья. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической безопасности объектов массового пребывания людей, к которым отнесены образовательные организации. Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства.

Указанным актом предусмотрено четыре категории опасности объектов (территорий) и относится к третьей категории опасности объектов (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) от 1 до 2 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 800 человек или прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 15 до 150 млн. рублей.

В силу п. 25 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Установленное в подпункте «в» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно по отношению к прочим мероприятиям, связанное с оборудованием на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), применяется в отношении объектов, указанных в п. 2 Требований, перечень которых, в свою очередь, определен согласно пункту 4 этого же нормативного правового акта.

Предусмотренное подпунктом «в» пункта 25 Требований мероприятие в части средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) направлено на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которой Федеральный закон № 35-ФЗ в пункте 6 статьи 3 понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению антитеррористического акта.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Они полномочны обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения подразделений войск национальной гвардии объектах, охрана которых осуществляется с помощью технических средств охраны, в этих целях незамедлительно прибывать на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (ст. 1, п. 21 ч. 1 ст. 9).

При этом данное нормативное положение не подменяет осуществление такого самостоятельного мероприятия в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности, как обеспечение их охраны, в том числе сотрудниками частных охранных организаций, что непосредственно предусмотрено подпунктом «б» пункта 25 Требований.

Одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Исходя из положений действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанность, в том числе органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В соответствии с Положением об Управлении образования КГО, утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа первого созыва № 624 от 20.10.2011, оно является отраслевым органом администрации Кушвинского городского округа, выполняющим полномочия по решению вопросов местного значения в сфере образования на территории Кушвинского городского округа. К полномочиям Управления образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Кроме того, Управление образования осуществляет материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, финансово-экономическое обеспечение деятельности образовательных учреждений: осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством; осуществляет контроль за содержанием и использованием объектов муниципальной собственности, закрепленной в установленном порядке на праве оперативного управления за подведомственными учреждениями; осуществляет контроль за деятельностью учреждений, в том числе контроль за использованием бюджетных средств, в соответствии с порядком, предусмотренным действующими нормативными правовыми актами.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований к антитеррористической защищенности является обязанностью не только МАДОУ детский сад № 59, но и Управления образования КГО.

Прокурор г. Кушва просит возложить на Управление образования КГО обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выделить МАДОУ детский сад № 59 комбинированного вида денежные средства для осуществления мероприятий по оснащению здания, расположенного по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); возложить на МАДОУ детский сад № 59 комбинированного вида обязанность в течение двух месяцев с момента осуществления Управлением образования КГО финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности оснастить здание, расположенное по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Пожарные системы безопасности «СОВА-ОКО» (далее – ООО ПСБ «СОВА-ОКО) и муниципальное унитарное предприятие Кушвинского городского округа «Комитет жилищно-коммунальной сферы» (далее – МУП КГО «КЖКС»).

Из отзыва МАДОУ детский сад № 59 следует, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 установлены дифференцированные требования к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью. Прогнозный показатель количества пострадавших в результате возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте (территории) в рабочие дни. Подпункт «г» пункта 13 постановления определяет объекты (территории) четвертой категории опасности, каковыми являются, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс.человек. В соответствии с паспортом безопасности объекта общее количество работников, обучающихся и иных лиц составляет 120 человек, что в свою очередь свидетельствует об отнесении объекта ответчика к четвертой категории. В соответствии с договором /М от ДД.ММ.ГГГГ на монтаж охранной сигнализации ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» выполнены работы по монтажу охранной сигнализации в здании ответчика. Согласно договору А/С ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» организован мониторинг и обслуживание средств тревожной сигнализации, в том числе обеспечение передачи тревожных сообщений, поступающих с объекта ответчика на пульт Единой диспетчерской службы Кушвинского городского округа 112. На основании изложенного ответчиком выполнены в полном объеме все требования Постановления Правительства по антитеррористической защищенности (л. д. 57).

От ООО ПСБ «СОВА-ОКО» поступил отзыв, в котором указано следующее.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (зданий), отнесенных к 4 категории опасности пп. «г» п. 24 предусмотрено оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии. Между ООО ПСБ «СОВА-ОКО» и ЕДДС Кушвинского городского округа заключено соглашение № 3-18 от 01.01.2021 о сотрудничестве и об организации канала передачи тревожных сообщений в рамках выполнения мероприятий по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования и их учащихся согласно СП 118.13330.2012, ГОСТ Р 56935-2016, ГОСТ Р 22.7.01-2021.

В соответствии с п. п. 3.3, 3.4 ГОСТ Р 22.7.01-2021 от 21.06.2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба» ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования, по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия. Прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций и ДДС проводится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и номеру "112", а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем. Использование единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» не отменяет ранее принятого порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 101,102,103,104 и др.).

Оборудование ПАК «ОКО» установлено в ЕДДС г. Кушва в 2018 году, работает непрерывно и обслуживается сотрудниками отделения ОКО круглосуточно, а также местными организациями, заключившими договор на техническое обслуживание ПАК «ОКО» напрямую с пожарной частью, ЕДДС (служба 112) городов на безвозмездной основе. В Кушвинское городском округе дошкольные образовательные учреждения оборудованы радиоканальной охранно-пожарной тревожной сигнализацией с выстроенной единой ретрансляционной сетью, которая в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, террористической угрозы обеспечивает необходимую зону покрытия Кушвинского городского округа и бесперебойным приемом-передачей сообщений на ПЦН-112 ЕДДС г. Кушва, ПЦН-01 МЧС г. Кушва и других мониторинговых организаций, что соответствует нормам действующего законодательства. В качестве основного канала используется радиоканал, который не требует дополнительных регистрационных и/или разрешительных действий, а также имеются иные каналы связи в качестве дублирующих. В настоящее время прием в ЕДДС информации (сообщений) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий, террористической угрозы), поступающей в том числе с кнопок тревожной сигнализации (КТС), смонтированных ООО ПСБ «СОВА-ОКО» с дошкольных образовательных учреждений Кушвинского городского округа осуществляется по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технических систем.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Кушва Певцова Т.Х. исковые требования поддержала. Привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в настоящее время здание МАДОУ детский сад № 59 отнесено к третьей категории опасности и в нарушение требований законодательства не оснащено системой передачи тревожных сообщений в подразделения Росгвардии. Заявленные исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.

Представитель МАДОУ № 59 Посягин Е.П., действующий на основании доверенности от 01.03.2022 (л. д. 66), возражал против удовлетворения заявленных требований. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 произведено изменение категории объекта на «4». Эта категория опасности предусматривает вывод сигнала в подразделение Росгвардии либо на телефон «112». С ООО «СОВА-ОКО» заключен договор на оказание услуг по обеспечению передачи сигнала. Все требования Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 выполнены.

Представитель ООО ПСБ «СОВА-ОКО» Козлов С.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражал против удовлетворения требований прокурора. Привел доводы, аналогичные изложенным в отзыве.

Представитель МУП КГО «КЖКС» Берсенев С.А., действующий на основании доверенности № 66122Д от 19.05.2022, суду пояснил, что является инженером ЕДДС. Система-112 на территории Кушвинского городского округа функционирует на протяжении нескольких лет. Сигнал от детского сада поступает на номер «112».

Выслушав доводы прокурора, принимая во внимание доводы представителя ответчика, пояснения третьих лиц, изучив письменные материалы дела, дав в совокупности им оценку с соблюдением положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2 и п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

В соответствии с п. 6 указанных Требований в редакции на дату рассмотрения дела судом (законодательство в сфере противодействия терроризму обратной силы не имеет) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.

В пункте 13 Требований указано, какие устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий). Так, к объектам (территориям) четвертой категории опасности относятся, в том числе, объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек.

Как установлено в судебном заседании, МАДОУ детский сад № 59 является образовательной организацией, создано на основании постановления администрации Кушвинского городского округа от 30.08.2013 № 1602 путем изменения типа существующего муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 59 комбинированного вида. Образовательная организация осуществляет деятельность по адресу: <адрес> (л. д. 35).

Как следует из искового заявления, согласно имеющемуся паспорту безопасности здание МАДОУ детский сад № 59 относится к третьей категории опасности, а следовательно, в соответствии с требованиями подп. «в» п. 25 Требований здание детского сада должно быть оборудовано охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

Однако суд не может согласиться с указанными доводами в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий. На каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности (п. 14), который является информационно-справочным документом, отражающим состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребыванию людей (п. 16).

Таким образом, в случае несоответствия данных, содержащихся в паспорте безопасности объекта, фактическим данным приоритет должны иметь сведения, соответствующие действительности.

Согласно выкопировке из Паспорта безопасности объекта МАДОУ детский сад № 59 относится к третьей категории опасности объекта, при этом среднее количество находящихся на объекте (территории) в течении дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории), сотрудников охранных организаций – 120 человек (л. д. 65, 82).

Согласно статистическим данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по состоянию на 2022 год по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) г. Кушва Свердловской области составляет 33 027 человек.

Таким образом, с учетом изменений, внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации 05.03.2022, здание МАДОУ детский сад № 59, расположенное по адресу: <адрес>, относится к четвертой категории опасности объекта (территории).

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов (территорий), указанных в пунктах 2 - 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением (в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации № 289 указаны изменения, вносимые в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006), которым присвоена категория или паспорта безопасности которых утверждены до вступления в силу настоящего постановления, категорирование объектов (территорий) или внесение изменений в соответствующие паспорта безопасности до наступления оснований для их актуализации проводится по решению правообладателей указанных объектов (территорий).

Таким образом, приведение паспорта безопасности объекта в соответствие с действующим законодательством не является обязательным до его актуализации.

Вместе с тем Управлением образование КГО принято решение о приведении паспортов безопасности дошкольных образовательных учреждений в соответствие в действующим законодательством.

Так, в связи с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 в Требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, Приказом Управления образования КГО от 07.04.2022 № 141 создана комиссия по обследованию и категорированию объектов (территорий) образовательных организаций, подведомственных Управлению образования Кушвинского городского округа, работа которой организовывается в соответствии с требованиями постановления №. В перечне объектов указан МАДОУ детский сад № 59, адрес: <адрес> (л. д. 83 – 87).

Приказом Управления образования КГО от 07.04.2022 № 141/1 утвержден график обследования объектов (территорий) образовательных организаций с целью проведения категорирования (л. д. 88 – 89).

Приказом МАДОУ детский сад № 59 от 08.04.2022 № 21 утвержден состав комиссии по обследованию и категорированию здания и территории указанного образовательного учреждения (л. д. 90).

В материалы дела предоставлена выписка из акта обследования МАДОУ детский сад № 59, согласно которой по результатам обследования объекта принято решение в соответствии с п. 13 Требований к антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, присвоить объекту четвертую категорию опасности.

Акт обследования и категорирования МАДОУ детский сад № 59, утвержденный 11.05.2022, с приложенными документами направлен для подписания в ОВО филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области», подписан с приложением особого мнения.

Таким образом, подготовка документов для выдачи нового паспорта безопасности объекта ответчиками проведена в полном объеме.

Согласно п. 24 Требованиям по антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, в том числе, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

При толковании текста во внимание принимается буквальное значение содержащихся в документе слов и выражений.

Союз «или» употребляется, в том числе, при соотнесении однородных членов предложения или целых предложений (по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга), указывая на необходимость выбора между ними. В данном случае отсутствует приоритет одного предложения перед другим, а следовательно, объекты третьей категории опасности могут по своему выбору оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений либо в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Иной вывод, в том числе о преимуществе войск национальной гвардии Российской Федерации при оснащении объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений перед экстренными службами, вызываемыми по единому номеру «112», основан на неверном толковании норм права.

В целях реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 разработаны Методические рекомендации «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» (утверждены заместителем Министра просвещения Российской Федерации 15.02.2021). Согласно указанным Методическим рекомендациям система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - система, предусматривающая передачу вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 № 2071 утверждены Правила взаимодействия сил и средств систем обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которые введены в действие с 01.01.2022. Согласно указанным Правилам система-112 представляет собой систему, объединяющую силы и средства, предназначенные для обеспечения вызова по единому номеру «112» и информационного взаимодействия органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также диспетчерских служб, функционирующая на основании нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области организации, функционирования и развития системы-112.

Организация приема и обработки вызовов в системе-112 осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным статьей 6 Федерального закона «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (п. 19 Правил). Переадресация поступивших вызовов является составной частью порядка информационного взаимодействия диспетчерских служб в рамках системы-112 (п. 25 Правил).

В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2020 № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утверждает порядок взаимодействия сил и средств системы-112, орган местного самоуправления принимает правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112; принимает участие в организации, функционировании и развитии системы-112 на своей территории.

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 04.12.2017 № 1781 утверждено Положение о муниципальном звене территориальной системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Кушвинского городского округа, согласно которому органами повседневного управления РСЧС КГО являются ЕДДС КГО и ДДС организаций (объектов).

Постановлением администрации Кушвинского городского округа от 30.12.2021 № 1763 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации Кушвинского городского округа от 18.09.2019 № 1206 «Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Кушвинского городского округа». Указанное Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурной диспетчерской службы Кушвинского городского округа (далее – ЕДДС КГО) с учетом эксплуатации и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Свердловской области (далее – система-112), построения (внедрения), развития и эксплуатации на базе ЕДДС аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») (п. 1).

ЕДДС является органом повседневного управления Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающим, в том числе управление ситами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении ЧС (подп. 4 п. 2). ЕДДС создается на штатной основе в виде самостоятельного структурного подразделения МКУ КГО «КДКС» (п. 8).

Целями ЕДДС является, в том числе, повышение эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествия); своевременное информирование органов повседневного управления РСЧС, органов управления ГО о прогнозируемых и возникших ЧС (происшествиях); обеспечение сбора и обмена информацией в области ГО (п. 10). ЕДДС присвоена V категория, определенная в соответствии с численностью населения на обслуживаемой территории: V категория – до 50 тыс. человек (п. 13).

Основанными задачами ЕДДС являются, в том числе: прием от населения, организаций, технических систем мониторинга безопасности среды обитания и правопорядка на территории КГО сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий); анализ и оценка достоверности поступающей информации, доведение ее до ДДС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), действующих на территории Кушвинского городского округа, в компетенцию которых входит реагирование на принятое решение; прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; ввод в базу данных системы-112 вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112»; контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру «112» с территории Кушвинского городского округа (п. 11).

Прием в ЕДДС информации (сообщений) лоб угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) от населения, организаций, ДДС производится по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе по номеру телефона ЕДДС и единому номеру «112», а также от сигнальных систем, систем мониторинга и других технически систем. Информация (сообщения) об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествий) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС (п. 35).

В режиме повседневной деятельности ЕДДС обеспечивает, в том числе, прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру «112» с обслуживаемой территории, а также анализ информации, полученной по результатам реагирования (п. 38).

Как установлено судом, между МАДОУ детский сад № 59 (Заказчиком) и ООО ПСБ «СОВА-ОКО» (Исполнителем) заключен договор № 2373-22 А/С от 10.01.2022 (л. д. 58 – 60), в соответствии с условиями которого Исполнитель организует мониторинг и обслуживание средств автоматической пожарной, тревожной сигнализации, а также обеспечивает передачу тревожных сообщений, поступающих с объекта на путь Единой дежурно-диспетчерской службы Кушвинского городского округа 112 и охранному предприятию, с которым у Заказчика заключен договор, без участия работников объекта и организации, транслирующей этот сигнал (п. 1.2 договора).

В материалы дела представлены договор № 2330-04/М от 29.11.2004, заключенный между МАОУ детский сад № 9, структурное подразделение детский сад № 59 общеразвивающего вида, (Заказчиком) и ООО ИТЦ НСБ «СОВА-ОКО» (Исполнителем) на монтаж охранной сигнализации по адресу: <адрес>, (л. д. 61); акт к договору № 2330-04/М, согласно которому произведен монтаж тревожной кнопки (л. д. 62); акт технического состояния, работоспособности кнопки тревожной сигнализации (КТС) от 25.02.2022 (л. д. 64), согласно которому кнопка тревожной сигнализации по адресу: <адрес>, находится в работоспособном состоянии (л. д. 64).

Таким образом, здание МАДОУ детский сад № 59 оснащено системой передачи тревожных сообщений. Вместе с тем доказательств передачи тревожного сигнала от объекта непосредственно в систему-112 ответчиками в материалы дела не представлены, а из представленных договоров и актов однозначно не следует, что сигнал с тревожных кнопок, смонтированных в зданиях образовательного учреждения, параллельно и одновременно с сигналом в ООО ПСБ «СОВА-ОКО» выводится на ПЦН-112 ЕДДС г. Кушва в круглосуточном режиме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1240-р утверждена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Согласно данной Концепции Система-112 является территориально-распределенной информационной системой и объединяет на основе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований дежурно-диспетчерские службы следующих экстренных оперативных служб: служба пожарной охраны; служба реагирования в чрезвычайных ситуациях; служба милиции; служба скорой медицинской помощи; аварийная служба газовой сети; служба «Антитеррор». Единые дежурно-диспетчерские службы и дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан. Система-112 состоит, в том числе, из подсистемы приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), предназначенной для приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу от узлов обеспечения вызовов экстренных оперативных служб, принадлежащих оператору связи, и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы. В состав указанной подсистемы входит центр обработки вызовов (сообщений о происшествиях), на котором производится прием и обработка вызовов, поступающих в единую дежурно-диспетчерскую службу по номеру «112».

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что МАДОУ детский сад № 59 не выполняются требования законодательства в области антитеррористической защищенности объекта (территории) путем вывода сигнала передачи тревожных сообщений по единому номеру «112».

Положения п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 устанавливают, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Прокурор г. Кушва просит возложить на МАДОУ детский сад № 59 обязанность оснастить здание по адресу: <адрес>, системами передачи тревожных сообщений только в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), при этом не приводит основания, препятствующие МАДОУ детский сад № 59 оснастить свои здания системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». В то же время законодатель предоставляет объектам четвертой категории опасности самим выбирать, каким образом из двух возможных будет организована передача тревожных сообщений. При указанных обстоятельствах суд, принимая решение только по заявленным требованиям, не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Ограничение прокурором образовательного учреждения в выборе способа передачи тревожных сообщений при наличии у последнего выбора, предоставленного законодателем, неправомерно.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае освобождения истца от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц.

Поскольку иск, заявленный прокурором в интересах неопределенного круга лиц, не подлежит удовлетворению, государственная пошлина взысканию с ответчиков не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Кушва, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 59 комбинированного вида, Управлению образования Кушвинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через канцелярию Кушвинского городского суда.

Судья Туркина Н.Ф.