ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2240/19 от 10.09.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу

УИД:23RS0

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2019 года г-к Анапа

Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего Кравцовой Е.Н.,

при секретаре Лукиевой М.А.,

с участием: истца ФИО1, ее представителя по устному заявлению ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г-к Анапа о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованиями о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

В судебном заседании ФИО1, ее представитель поддержали заявленные требования и показали, что истец проживала и работала в <адрес> края, в настоящее время является пенсионером по старости. В период с 07.07.2018 г. по 22.07.2018 г., в связи с переменой постоянного места жительства осуществила переезд из <адрес> в г. Анапа на личном автомобиле сына ФИО3 TOYOTAWISH, гос. номер . Расстояние от <адрес> до г. Анапы составило 9645 км, топливо израсходовано 746,95 литров на сумму 26082,89 рублей. В г. Анапу истцом также отправлены личные вещи контейнером на сумму 132722,42 рублей. После переезда обратилась в ГУ УПФ РФ в г-к Анапа с заявлением о компенсации расходов.

Управление пенсионного фонда РФ в г-к Анапе Краснодарского края уведомлением от 24.04.2019 года отказало истцу в удовлетворении заявления о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностям, что и послужило основанием обращения в суд.

Представитель ГУ-УПФ РФ по г-к Анапа иск, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных возражениях иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правительством Российской Федерации Постановлением от 11.12.2014г. № 1351 «О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» утверждены «Правила компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей» (далее -Правила), определяющие размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа.

В Правилах законодателем определено (п.3), что компенсация производится в размере:а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 7 Правил заявление о компенсации пенсионер подает после осуществления переезда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, в котором находится его выплатное дело.

01.04.2019 г. ФИО1 обратилась в Управление с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей.

Письмом № 03-2609 от 21.09.2009 г. Министерство Юстиции Российской Федерации в целях организации эксплуатации транспортных средств указало руководствоваться распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

В соответствии с п 6. Правил, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства.

Из Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» следует, что Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

Норма расхода топлива и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

В распоряжении Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» автомобиль ФИО1 TOYOTA WISH не поименован.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» установлено, что на период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлива (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. (Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-28-26/2396 от 24.02.2016, Письмо ОПФР по Краснодарскому краю № 10.6-7271 от 05.07.2017 г.).

Истцом представлен отчет автотехническое экспертное исследование расхода топлива автомобиля TOYOTA WISH, гос. номер , выполненный <данные изъяты>». Исследования проводились с целью установки нормативного расхода топлива и смазочных материалов на транспортную работу автомобиля TOYOTA WISH, а также расстояния между населенными пунктами <адрес><адрес> – г. Анапа Краснодарского края.

Суд установил, что базовая норма расхода топлива не входит в перечень объектов оценки, установленный ст. 5 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», поэтому вышеуказанная организация не правомочна осуществлять деятельность по расчету базовой нормы расхода топлива.

Таким образом, при отсутствии рассчитанной базовой нормы расхода топлива для автомобиля истца, установить, что фактически произведенные ФИО1 расходы на оплату топлива ниже базовых норм, не представляется возможным. Поэтому компенсация фактически произведенных расходов на оплату израсходованного топлива при проезде на личном автомобиле не возможна.

В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнениеработ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа.

Пенсионным фондом Российской Федерации письмом от 10.07.2015 г. № ЛЧ-28-26/9171 «О некоторых вопросах осуществления компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» разъяснено: «При отсутствии документов, подтверждающих переезд пенсионера и членов его семьи, и фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда, компенсация провоза багажа не производится». (Апелляционное определение Краснодарского краевого суда по делу ).

На основании п.п. «а» п. 15 Правил, принято Решение от 24.04.2019 г. об отказе в выплате компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и членам их семей по заявлению ФИО1 от 01.04.2019 № 484299/19 по причине несоответствия сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил, а также предложено предоставить расчет базовых норм расхода топлива соответствующей модели, марки или модификации автомобиля, на котором осуществлялся переезд к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что базовой нормой расхода топлива для автомобилей, не поименованных в Методических рекомендациях следует принимать только информацию, предоставляемую изготовителем автомобиля или научной организацией, осуществляющей разработку указанных норм по специальной программе методике. Кроме того, расходы на провоз багажа компенсируются только в случае компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

Ввиду того, что истцом не предоставлен надлежащий расчет базовых норм расхода топлива соответствующей модели, марки или модификации автомобиля, на котором осуществлялся переезд к новому месту жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ по г-к Анапа о взыскании расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанции Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2019 года