ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2240/19 от 26.08.2019 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-2240/2019

УИД 33RS0011-01-2019-003198-09

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Ковров 26 августа 2019 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Черкас О.В.,

при секретаре Кожемякиной Ю.Е.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Коврове с использованием видео конференц-связи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной почтовой связи Владимирской области – филиал ФГУП «Почта России» о расторжении договора на предоставление услуг, взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1, отбывающий наказание в <данные изъяты>, обратился в суд с исковым заявлением к Управлению федеральной почтовой связи Владимирской области – филиалу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – УФПС Владимирской области – филиал ФГУП «Почта России») о расторжении заключенного между ним и ответчиком договора на предоставление услуг в виде доставки журнала «Футбол.Хоккей. Специальный выпуск» на <дата> взыскании компенсации морального вреда в размере 499999 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, в обоснование иска указал, что <дата> между истцом и УФПС Владимирской области – филиал ФГУП «Почта России заключен договор на предоставление услуги по доставке журнала «Футбол.Хоккей Специальный выпуск» на <дата> из расчета один номер в месяц. Денежные средства по договору им оплачены полностью. Однако журнал за весь период подписки ему доставлен не был. <дата> он обратился с заявлением на имя начальника Ковровского почтамта с просьбой разобраться по какой причине ему не осуществляется доставка подписного издания. <дата> он получил ответ, в котором отсутствует угловой штамп предприятия, исходящий номер корреспонденции, письмо не подписано. <дата> он направил претензию, на которую ответа не получил. Из ответа Ковровского почтамта следует, что издательство произвело замену журнала «Футбол.Хоккей. Специальный выпуск» на «Футбол». Однако ответчик не предложил изменить договор на доставку издания «Футбол». Полагает, что ответчик, нарушил его права не только как потребителя, но и как гражданина Российской Федерации, к которому проявили неуважение, в связи с чем просит расторгнуть договор на доставку журнала и взыскать с ответчика компенсацию морального вреда. Требования о взыскании денежных средств, уплаченных по договору подписки, не заявил.

Представитель ответчика Управления федеральной почтовой связи Владимирской области – филиала ФГУП «Почта России» в судебное заседание не явился ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что <дата> истцу оформлена подписка на периодическое печатное издание «Футбол.Хоккей.Спец.» подписной индекс <№>. Согласно результатам проведенной служебной проверки, проведенной на основании письменного обращения ФИО1 от <дата> по факту неполучения подписного издания, установлено, что Международное агентство подписки (ОО «МАП») с <дата> приостановило прием подписки на <дата> на подписное издание «Футбол.Хоккей.Спец» на неопределенный срок, при этом отказавшись от исполнения ранее принятых подписок. В связи с этим требования истца о расторжении договора подписки полагают обоснованными и не возражают против их удовлетворения. Не согласны с требованием о взыскании компенсации морального вреда, поскольку неустановлен факт причинения истцу морального вреда действиями (бездействиями) ФГУП «Почта России», доказательствами не подкреплен. Штраф не подлежит взысканию, так как истец не заявлял требования о расторжении договора подписки в досудебном порядке.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

На основании ст. 27 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей№ (далее – Закон о защите прав потребителей) исполнитель обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. В случае если оказание услуги осуществляется по частям (доставка периодической печати, техническое обслуживание) в течение срока действия договора об оказании услуг, должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) оказания таких услуг.

В соответствии с положениями статьи 28 Закон о защите прав потребителей если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре о выполнении работы (оказании услуги). В случае просрочки новых сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, установленные пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с Законом о защите прав потребителей разработаны Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2001 года N 759 (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил распространитель периодических печатных изданий по договору подписки (далее именуется - распространитель) представляет подписчику следующую информацию: а) наименование периодического печатного издания; б) описание его основных потребительских свойств; в) цена подписки; г) условия подписки (система и территория распространения, объем издания, периодичность выхода, подписные периоды); д) фирменное наименование (наименование) редакции, издателя, его место нахождения (юридический адрес); е) сведения о регистрации периодического печатного издания; ж) место получения дополнительной информации (адрес, номер телефона и др.).

Как установлено п. 8 Правил при оформлении подписки распространитель обязан выдать подписчику документ, удостоверяющий факт приема подписки, содержащий реквизиты распространителя, подписной период, наименование периодического печатного издания, его подписной индекс, адрес получения, фамилию подписчика и цену подписки.

В соответствии с п. 13 Правил распространитель обязан обеспечить доставку подписчику периодических печатных изданий в объявленные им при приеме подписки сроки (периоды).

Исходя из п. 23, п. 24 Правил при несоблюдении срока доставки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания подписчик вправе предъявить к распространителю требование о его доставке или возврате цены доставки.

Подписчик, не получивший экземпляр (экземпляры) периодического печатного издания или получивший его с нарушением срока доставки, вправе по своему выбору: а) назначить новый срок доставки; б) потребовать возмещения своих расходов на приобретение экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания у другого лица; в) потребовать возврата цены подписки неполученного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания; г) расторгнуть договор подписки; д) согласиться на доставку экземпляра (экземпляров) другого периодического печатного издания.

Согласно п. 32 Правил распространитель освобождается от ответственности за нарушение обязательств по доставке экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, если докажет, что это нарушение произошло вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы или по вине подписчика.

В соответствии с п. 35 Правил редакция, издатель, распространитель за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора подписки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФГУП «Почта России» предметом деятельности предприятия является оказание услуг по приему, оформлению заказов на периодические печатные издания, их доставке, экспедированию, а также розничной реализации.

Судом установлено, что ФИО1 с ФГУП «Почта России» в лице УФПС Владимирской области – филиалом ФГУП «Почта России» <дата> заключен договор на подписку и доставку периодического печатного издания «Футбол.Хоккей.Специальный выпуск» (индекс <№>) на <дата> В соответствии с условиями договора истцом оплачена стоимость подписки 396,34 рублей, что подтверждается абонементом и ответчиком не оспаривается.

<дата> истец обратился с заявлением в Ковровский почтамт, в котором просил сообщить о причинах не доставки ему подписного издания «Футбол.Хоккей, Специальный выпуск».

<дата>ФИО1 направлен ответ, полученный им <дата> о том, что журнал «Футбол.Хоккей» (индекс <№>) на <дата> на Ковровский почтамт не поступал. Дополнительно сообщено, что по вине издательства произведена замена на журнал «Футбол» №1.

Как следует из письма Межрегионального агентства подписки от <дата>, направленного в Департамент по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП «Почта России», прием подписки на <дата> по подписке «Футбол.Хоккей.Спецвыпуск» приостановлено. Заказы, собранные по подписке на <дата> в агентство просили не направлять.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик нарушил обязательства по подписке и доставке журнала, в связи с чем исковые требования ФИО1 о расторжении договора от <дата> подлежат удовлетворению. Истец требований о возврате уплаченной по договору суммы не заявлял.

Ответчик также полагал заключенный с ФИО1 договор подписки и доставки журнала подлежащим расторжению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

Указанная норма устанавливает обязанность проинформировать потребителя о возможности наступления негативных последствий в случае оказания услуги в том виде, в каком это предполагается при заключении договора.

Между тем, в нарушение указанных требований закона, ответчик, располагая сведениями о невозможности доставки периодического издания, не проинформировал об этом истца, не предложил доставить замененное периодическое печатное издание, что не позволило истцу реализовать свое право на получение иного издания замененного издательством - «Футбол».

При установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком отказано в доставке не полученного им экземпляра печатного издания, суд приходит к выводу, что права истца как потребителя услуги были нарушены.

Согласно ст. 15 Закона о защите прав потребителя моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

То есть законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Таким образом, при нарушении прав потребителя, установленных законами, и удовлетворении, в связи с этим судом его требований, причинение морального вреда потребителю и необходимость взыскания в его пользу штрафа презюмируются.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Поскольку факт нарушения прав истца установлен судом, а моральный вред определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, то размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Учитывая характер причиненных истцу физических и нравственных страданий, степень вины причинителя вреда, фактические обстоятельства дела, придерживаясь принципа разумности и справедливости, суд находит исковые требования о компенсации морального вреда подлежащими частичному удовлетворению в размере 1000 рублей.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда в ином размере суд не усматривает.

Размер штрафа, подлежащий взысканию с ответчика в силу п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей составляет 500 руб. (1000 руб./2).

Поскольку в период рассмотрения дела ответчиком не принято мер для урегулирования спора, суд не находит оснований для освобождения ответчика от уплаты штрафа.

Факта дискриминации истца со стороны ответчика судом не установлен. Из содержания письма от <дата>, направленного Ковровским почтамтом, не усматривается ограничения прав истца по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Расторгнуть заключенный между ФИО1 и Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» договор от <дата> по организации подписки и доставки периодического печатного издания «Футбол.Хоккей.Специальный выпуск» <дата>

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи <адрес> – филиала ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф за неисполнение в добровольном порядке законных требований потребителя в сумме 500 рублей.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Владимирской области – филиала ФГУП «Почта России» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 600 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.В.Черкас

Справка: мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 г.