Дело № 2-2240/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2020 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Бадлееве Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению ФСИН России по Республике Калмыкия об отмене заключения служебной проверки в части применения мер дисциплинарного воздействия, признании приказа в части наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии незаконным,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к Управлению ФСИН России по Республике Калмыкия, мотивируя тем, что он проходит службу в Управлении ФСИН России по Республике Калмыкия с апреля 1996 года по настоящее время. Стаж службы в органах уголовно-исполнительной системы составляет более 24 лет. В должности старшего инспектора ГВРСО УФСИН России по РК с 2013 года.
29 июля 2020 г. приказом врио начальника УФСИН России по РК № 223-к истец ФИО2 предупрежден о неполном служебном соответствии. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания явилось заключение служебной проверки от 28 июля 2020 года. Поводом для проведения служебной проверки послужил рапорт врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3
С заключением служебной проверки и приказом о наложении дисциплинарного взыскании истец не согласен, считает их незаконными, необоснованными и подлежащими отмене по следующим основаниям.
В основу заключения служебной проверки положен вывод, что ФИО2 (истец) нарушил п.п. 3.2; 3.7; 3.13; 3.17; 3.18; 3.39; 3.40 должностных инструкций старшего инспектора группы воспитательной, социальной работы с осужденными, выразившиеся в недостаточном организационно-методическом руководстве деятельности отделов воспитательной работы с осужденными учреждений по реализации возложенных на них задач и функций, недостаточном оказании подразделениям УИС РК консультативной, методической, правовой и иной помощи в организации воспитательной и социальной работы с осужденными, не обеспечении своевременного и полного выполнения федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, не достаточном осуществлении контроля за своевременным и полным выполнением структурными подразделениями федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, недостаточном осуществлении контроля за исполнением приказов ФСИН России, решений коллегий по вопросам воспитательной и социальной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК.
С такими выводами согласиться нельзя, так как со стороны ФИО2 неоднократно в справках отражались недостатки, указанные в рапорте врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3, и требовалось от руководства учреждений принятие мер по их устранению. Так, например: письмами УФСИН России по РК от 22.02.2019г. № 9/ТО/15/1-1375; от 20.03.2019г. № 9/ТО/15/1-2030; от 03.04.2019г. № 9/ТО/15/1-2449; от 17.04.2019г. № 9/ТО/15/1-2845; от 17.04.2019г. № 9/ТО/15/1-2867.
При наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии в связи с нарушением служебной дисциплины комиссией не были приняты во внимание характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, наступившие последствия, прежнее поведение сотрудника, его отношение к службе, знание правил ее несения, не соблюдена соразмерность дисциплинарного взыскания тяжести совершенного сотрудником проступка.
Ссылаясь на вышеизложенное, истец просил отменить заключение служебной проверки от 28.07.2020 г. в части, касающейся применения мер дисциплинарного воздействия на ФИО1, признать незаконным приказ УФСИН России по РК от 29.07.2020 г. № 223-к в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
16.10.2020 года ФИО1 в судебном заседании заявленные требования уточнил, указал, что приказом врио начальника УФСИН России по РК № от 29 июля 2020 г. 223-к истец ФИО2 предупрежден о неполном служебном соответствии за недобросовестное отношение к своим должностным обязанностям, установленных п.п. 3.2; 3.7; 3.13; 3.17; 3.18; 3.39; 3.40 должностной инструкции старшего инспектора группы воспитательной, социальной работы с осужденными, выразившихся в недостаточном организационно-методическом руководстве деятельности отделов воспитательной работы с осужденными учреждений по реализации возложенных на них задач и функций, недостаточном оказании подразделениям УИС РК консультативной, методической, правовой и иной помощи в организации воспитательной и социальной работы с осужденными, не обеспечении своевременного и полного выполнения федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, не достаточном осуществлении контроля за своевременным и полным выполнением структурными подразделениями федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, недостаточном осуществлении контроля за исполнением приказов ФСИН России, решений коллегий по вопросам воспитательной и социальной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК. Основанием для наложения дисциплинарного взыскания явилось заключение служебной проверки от 28 июля 2020 года. Поводом для проведения служебной проверки послужил рапорт врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3 С заключением служебной проверки и приказом о наложении дисциплинарного взыскании истец не согласен, считает их незаконными, необоснованными и подлежащими отмене. Также в результате наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии истец был лишен ежемесячной премии в размере 25 % (оклад по должности + оклад по званию) в сумме 7 729,00 руб., а также была прекращена выплата за квалифицированную категорию 3 степени в размере 922,05 руб. Просил суд: отменить заключение служебной проверки от 28.07.2020 г. в части, касающейся применения мер дисциплинарного воздействия на ФИО1, признать незаконным приказ УФСИН России по РК от 29.07.2020 г. № 223-к в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, обязать УФСИН России по РК выплатить истцу ежемесячную премию за сентябрь 2020 года и доплату за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года.
В судебное заседание истец ФИО1 и его представитель ФИО4 не явились, о рассмотрении дела извещены, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Управления ФСИН России по РК ФИО5 исковые требования не признал, пояснил, что ФИО1 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, лишен ежемесячной премии за сентябрь 2020 года и доплаты за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года на законных основаниях, процедура наложения дисциплинарного взыскания не нарушена. Представил письменное возражение, в котором просил в иске отказать.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие е явившихся лиц.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Поскольку истец является лицом, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, то применительно к положениям статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих формы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" с 1 августа 2018 года порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ), принципами службы в уголовно-исполнительной системе в частности являются единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в уголовно исполнительной системе.
Указанные принципы службы в уголовно-исполнительной системе реализуются при соблюдении следующих положений: сотрудник при исполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам); обязательным для сотрудника является исполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону; сотрудник не вправе отказаться от исполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе (далее - контракт) или должностной инструкцией и для исполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности.
В соответствии со статьями 12, 29 Федерального закона N 197-ФЗ профессиональная служебная деятельность сотрудника осуществляется в соответствии с должностной инструкцией, утверждаемой руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, положениями иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).
На основании статьи 13 Федерального закона N 197-ФЗ при осуществлении служебной деятельности сотрудник должен соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Из содержания статьи 47 Федерального закона N 197-ФЗ следует, что служебная дисциплина - соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (статья 49 Федерального закона N 197-ФЗ).
В силу части 11 статьи 55 Федерального закона N 197-ФЗ для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел в соответствии с настоящим Законом может быть направлен в служебную командировку.
На основании статьи 50 Федерального закона N 197-ФЗ на сотрудника в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе. За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок наложения дисциплинарного взыскания предусмотрен статьей 52 Федерального закона N 197-ФЗ.
Указанной правовой нормой предусмотрено, что до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного руководителя может быть проведена служебная проверка.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.
Порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (действие которого статьей 21 Федерального закона от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе), и Инструкцией о порядке применения названного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года N 76, Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В силу статьи 3 Положения и пункта 1.2 Инструкции правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Минюста России, правила внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Порядок применения Положения о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы определен Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2005 N 76.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО2 проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 1996 года, на основании приказа №223-лс от 02 августа 2018 года УФСИН России по Республике Калмыкия он назначен на должность старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Калмыкия, в данной должности состоит по настоящее время, имеет специальной звание «майор внутренней службы».
01 июня 2020 года с ФИО2 был заключен контракт 373/2020 о службе в уголовно-исполнительной системе на неопределенный срок, он ознакомлен со своей должностной инструкцией старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по РК.
09 июля 2020 года врио начальника УФСИН России по РК ФИО6 поступил рапорт врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3 от 08 июля 2020 года о проверке общежитий отрядов жилой зоны, помещений ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, в ходе которой выявлен ряд недостатков.
Приказом врио начальника УФСИН России по РК от 15 июля 2020 г. № 264 по данному рапорту назначена служебная проверка.
В рамках данной проверки были получены объяснения у сотрудников, в том числе у истца.
Как следует из заключения о результатах служебной проверки, утвержденного врио начальника УФСИН России по РК 28 июля 2020 года, старший инспектор группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по РК ФИО2 в нарушение п.п. 3.2, 3.7, 3.13, 3.17, 3.18, 3.39, 3.40 должностной инструкции не на должном уровне осуществлял организационно-методическое руководство за деятельностью отделов воспитательной работы с осужденными учреждений по реализации возложенных на них задач и функций, не на недостаточном оказании подразделениям УИС РК консультативную, методическую, правовую и иную помощь в организации воспитательной и социальной работы с осужденными, не обеспечил своевременное и полное выполнение федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, не достаточно осуществлял контроль за своевременным и полным выполнением структурными подразделениями федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, не на должном уровне осуществлял контроль за исполнением приказов ФСИН России, решений коллегий по вопросам воспитательной и социальной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК. По результатам проверки комиссией поставлен вопрос о применении к ФИО2 дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Приказом врио начальника УФСИН России по РК от 29 июля 2020 года № 223-к ФИО2 за нарушения п.п. 3.2, 3.7, 3.13, 3.17, 3.18, 3.39, 3.40 должностной инструкции старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Калмыкия, выразившиеся в недостаточном организационно-методическом руководстве деятельности отделов воспитательной работы с осужденными учреждений по реализации возложенных на них задач и функций, недостаточном оказании подразделениям УИС РК консультативной, методической, правовой и иной помощи в организации воспитательной и социальной работы с осужденными, не обеспечении своевременного и полного выполнения федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, не достаточном осуществлении контроля за своевременным и полным выполнением структурными подразделениями федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России, недостаточном осуществлении контроля за исполнением приказов ФСИН России, решений коллегий по вопросам воспитательной и социальной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. Основанием для вынесения приказа послужило заключение служебной проверки от 28 июля 2020 года.
Также приказом УФСИН России по РК от 28 августа 2020 года № 261-к «О внесении дополнений в приказ УФСИН России по РК от 29 июля 2020 года № 223-к» ФИО2 лишен премии за сентябрь 2020 года, приказом УФСИН России по РК от 27 августа 2020 года № 260-лс о снижении (лишении) квалификационного звания ФИО2, ему снижено квалификационное звание на одну ступень с лишением квалификационного звания «специалист третьего класса» с 29 июля 2020 года.
Указанные приказы о назначении служебной проверки, приказы о наложении дисциплинарного взыскания, лишении премии и доплат за квалификационное звание, результаты проверки, доведены до сведения истца.
В соответствии со статьей 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. N 4202-1 за нарушение служебной дисциплины на сотрудников могут налагаться следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение.
Порядок применения дисциплинарных взысканий установлен статьей 39 Положения о службе, согласно которой до наложения взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.
Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации предусмотрены Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12.04.2012 N 198 (далее – Инструкция), пунктом 2 которой предусмотрено, что проверки проводятся в том числе по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника.
В соответствии с п. 10 Инструкции сотруднику не может быть поручено проведение проверки при наличии следующих оснований: если он является подчиненным по службе сотруднику, в отношении которого проводится проверка; если он является родственником сотрудника, в отношении которого проводится проверка; если имеются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что он может быть прямо или косвенно заинтересован в исходе служебной проверки.
При наличии оснований, указанных в п. 10 Инструкции, сотрудник, которому поручено проведение проверки, обязан обратиться к должностному лицу, указанному в п. 3 Инструкции, либо лицу, его замещающему, с письменным рапортом об освобождении его от участия в проведении проверки. При несоблюдении указанного требования результаты проверки признаются недействительными (п. 11 Инструкции).
Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.54 ФЗ №197-ФЗ от 19.07.2018 г.
Как следует из материалов дела, основанием для принятия решения о проведении служебной проверки послужил рапорт врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3 от 08.07.2020 года о проверке общежитий отрядов жилой зоны, помещений ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, в ходе которой выявлен ряд недостатков, обусловленных, в том числе отсутствием должного контроля и методического сопровождения по организации воспитательной работы, внедрению передовых опытов и указаний ФСИН России по воспитательной работе в учреждении со стороны старшего инспектора ГВСРО УФСИН России по РК ФИО2
Приказом врио начальника УФСИН России по РК от 15 июля 2020 года № 264 по указанному рапорту врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3 от 08.07.2020 года назначена служебная проверка, одновременно утвержден состав комиссии по проведению служебной проверки, председателем данной комиссии назначен врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3
При таких обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушен порядок проведения проверки, поскольку в нарушение п. 10 Инструкции проверка проводилась заинтересованным лицом врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3, по рапорту которого была назначена данная проверка, и в прямом подчинении которого находится ФИО2 (истец), что влечет признание результатов проверки недействительными.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии применено к ФИО2 в нарушение установленного Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ порядка. В ходе служебной проверки не выполнены задачи по полному, объективному и всестороннему установлению всех обстоятельств проступка.
Как следует из исследованных доказательств, основанием для наложения дисциплинарного взыскания послужили материалы и заключение служебной проверки.
Согласно оспариваемым приказу и заключению служебной проверки в действиях ФИО2 усматриваются признаки ненадлежащего исполнения должностных обязанностей.
Заключение по результатам служебной проверки в части выводов о ненадлежащем исполнении ФИО2 возложенных на него должностных обязанностей и приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии являются неправомерными по следующим основаниям.
Из содержания положений ч.ч. 1, 3, 6 ст.54 ФЗ № 197-ФЗ следует, что в целях соблюдения принципов полноты, объективности и всесторонности сбора сведений и оценки всех обстоятельств, которые являются предметом служебной проверки, сотрудник, в отношении которого она проводится, обладает процессуальными правами, которыми он может воспользоваться в ходе проверочных действий. В связи с этим участники проведения служебной проверки обязаны обеспечить их соблюдение и реализацию.
Сотрудник может давать объяснения с изложением своего мнения, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы на любом этапе и при любых проверочных действиях в письменной и в устной формах. Право обжалования результатов проверки предполагает и возможность обжалования действий, выполняемых участниками проверки. Таким образом, сотрудники, проводящие служебную проверку, уполномоченный руководитель, принявший решение о проведении служебной проверки, обязаны создать необходимые условия для их надлежащей реализации: при осуществлении служебной проверки документально фиксировать исполнение участниками проверки обязанности по учету мнения сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, разъяснять сотруднику его права, а в случае отказа от использования своих прав составлять соответствующий акт.
Так, в соответствии со ст. 54 Федерального закона при проведении служебной проверки подлежит установлению в том числе, факт и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка.
Из содержания данной нормы закона следует, что в ходе служебной проверки подлежат установлению следующие обстоятельства: когда, где совершено нарушение, какое конкретное нарушение совершено, в чем оно заключается, какие действия должен был и мог совершить сотрудник, но не совершил.
Анализ текстов исследованных заключения служебной проверки и приказа от 29.07.2020 г. № 223-к свидетельствует о том, что эти обязательные для установления факта и обстоятельств совершения дисциплинарного проступка сведения в них отсутствуют.
Согласно рапорту врио заместителя начальника УФСИН России по РК ФИО3 от 08.07.2020 года в ходе проверки общежитий отрядов жилой зоны, помещений ШИЗО-ПКТ ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, послужившего основанием для проведения служебной проверки, был выявлен ряд недостатков:
в общежитии отряда №1 сектора «А», в котором проводятся косметические ремонтные работы, осужденные допускают нарушения формы одежды, допускают курение в помещениях, о чем свидетельствует большое количество окурков, пепельниц;
в общежитии отряда №2, в нарушение ПВР ИУ (пр.295 от 16.12.2016) в общежитии отряда заправка спальных мест осуществляется не по установленному образцу, схемы спальных мест не соответствуют действительности, допускается занавешивание спальных мест осужденных;
осужденные допускают курение в помещениях отрядов (окурки, пепельницы);
в санузле оборудована душевая;
санитарное состояние отряда неудовлетворительное (наличие бытового мусора под спальными местами, окурки, и т.д.), под спальными местами осужденных находятся сумки, коробки);
наглядная агитация отряда не соответствует требованиям пр.205 от 30.12.2005, в кабинете начальника отряда №2 старшего лейтенанта в/с ФИО7 наглядная агитация отсутствует, служебная документация ведется с нарушениями;
в локальном участке отряда №2 имеются спортивные снаряды (гантели, штанга), изготовленные самодельным способом, бесхозно валяются куски металлических труб;
в помещении библиотеки учреждения отсутствует актуальная нормативно-правовая база для осужденных, в библиотеке учет книг ведется не на должном уровне;
в помещении, подготовленном для обсервации осужденных, в случае распространения новой коронавирусной инфекции антисанитарное состояние, отсутствуют санитарные барьеры, дезинфицирующие средства;
помещение для содержания осужденных в период отпусков завалено бесхозной казарменной мебелью (данный недостаток указывался ранее);
в отрядах 3,4,5,6 (ЗПСУОН) заправка спальных мест осуществляется не по установленному образцу, на 10% кроватей отсутствуют прикроватные таблички;
студия кабельного телевидения учреждения не функционирует;
работа по направлению материалов на изменение условий содержания осужденными реализации прав осужденных в порядке ст.78 УИК РФ организована на низком уровне.
По результатам указанной проверки, утвержденной врио начальника УФСИН России по РК ФИО6 28 июля 2020 года, вынесено заключение, в соответствии с которым комиссией был сделан вывод о том, что произошедшее стало возможным в результате нарушения ФИО2 п.п. 3.2, 3.7, 3.13, 3.17, 3.18, 3.39, 3.40 его должностных инструкций старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Калмыкия.
В связи с установленными обстоятельствами комиссией было предложено привлечь старшего инспектора ГВРСО УФСИН России по РК майора внутренней службы ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
Согласно Должностной инструкции старшего инспектора группы ВСРО УФСИН России по РК, истец ФИО2 обязан:
осуществлять общее организационно-методическое руководство деятельностью отделов воспитательной работы с осужденными учреждений по реализации возложенных на них задач и функций (п. 3.2);
оказывать подразделениям УИС РК консультативную, методическую, правовую и иную помощь в организации воспитательной работы с осужденными (п. 3.7);
изучать, обобщать и распространять опыт использования в исправительном процессе современных форм и методов воспитательного воздействия (п.3.13);
отвечать за своевременное и полное выполнение федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России (п.3.17);
осуществлять контроль за своевременным и полным выполнением структурными подразделениями федеральных законов, указов, поручений и распоряжений высших органов государственной власти, Минюста России, ФСИН России и принимать меры по улучшению организации их контроля (п. 3.18);
осуществлять контроль за исполнением приказов ФСИН России, решений коллегий по вопросам воспитательной и социальной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК (п.3.39);
осуществлять проверки состояния воспитательной работы с осужденными в подразделениях УФСИН России по РК, с последующим представлением соответствующих выводов и предложений, разработка мер по устранению выявленных недостатков (п.3.38).
Заключение служебной проверки и приказ от 29.07.2020 г. № 223-к содержат ссылки на нарушения истцом п.п. 3.2, 3.7, 3.13, 3.17, 3.18, 3.39, 3.40 должностной инструкции старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Калмыкия.
Однако, факт дисциплинарного проступка – время, место, конкретное нарушение истцом проступка в ходе служебной проверки не установлены и ФИО2 не вменен. В ходе служебной проверки вина ФИО2 в ненадлежащем исполнении возложенных должностных обязанностей не установлена, не приняты во внимание его доводы, содержащиеся в его объяснительной от 10.07.2020 г.
Из объяснительной ФИО2 следует, что антисанитарная обстановка в общежитиях отрядов сложилась ввиду отсутствия должного контроля со стороны начальников отрядов, при осуществлении выездов и проведении обходов по отрядам, на данный недостаток он неоднократно указывал устно начальникам отрядов, а также в справках по проверка воспитательного отдела ИК-1 в 2019 году, а также от 18.03.2020 года, направленного письмом в ИК-1 за исх. №9/ТО/15/1-2030, в том числе при выездах в составе оперативной группы;
в общежитии отряда №1 сектора «А», в котором проводятся косметические ремонтные работы, осужденные допускают нарушения формы одежды, допускают курение в помещениях, о чем свидетельствует большое количество окурков, пепельниц. По данным замечаниям он лично, неоднократно указывал начальникам отряда о проведении воспитательных мероприятий по недопущению осужденными курения как в спальных секциях, так и в помещениях отрядов, об организации уборки дневальных по отряду;
в общежитии отряда №2 в кабинете начальника отряда капитана внутренней службы ФИО7 наглядная агитация отсутствует, служебная документация ведется с нарушениями, по данным недостаткам начальнику отряда ФИО8 указывалось устно, по отдельным недостаткам в работе указано в справке от 18.03.2020 года исх. №9/ТО/15/1-2030 проводимой плановой проверки организации воспитательной работы с осужденными в ИК-1. по результатам проведенной плановой проверки в тот же день все указанные недостатки были разобраны на служебном совещании, проведенного с участием начальников отрядов и начальника ОВРО ИК-1 майора внутренней службы ФИО9 после проведенного обхода, выявленными недостатками и замечаниями в организации воспитательной работы с осужденными в ИК-1. Кроме этого, указанием начальника УФСИН России по РК от 17.04.2020г. за исх. № 9/ТО/15/1-2867, в целях должной организации и контроля начальников отрядов, указанием было предусмотрено взять под личный контроль заместителям начальников ИУ курирующим кадровую и воспитательную работу по исполнению мероприятий привести в соответствие с методическими рекомендациями ФСИН России от 02.08.2018г. исх-03-54882 «По содержанию и оформлению наглядной агитации в ИУ, в кабинете начальника отряда»;
по заправкам спальных мест по установленному образцу, обеспечению размещения схем расположения спальных мест в жилых секциях общежитий, размещению прикроватных табличек, а также исключения хранения в спальных секциях общежитий сумок с личными вещами, кухонных приборов и посуды и организацией хранения в соответствующих помещениях, направлено указание за подписью начальника ФСИН России по РК от 17.04.2020г. за исх. № 9/ТО/15/1-2845, где за организацией исполнения мероприятий вменено взять под личный контроль начальников ИК-1, ИК-2, ИК-3, СИЗО-1. Однако в ходе проводимых выездов и проведении проверок показывает, что контроль за организацией исполнения мероприятий со стороны руководства ИК-1 не осуществляется;
по организации студии кабельного телевидения в учреждениях, были внесены предложения в проект решения коллегии по итогам работы за 1-е полугодие 2019 года (контрольный срок исполнения до 31.03.2020 года), по итогам работы 1 квартала 2020 года (контрольный срок исполнения 30.09.2020 года), ответственные исполнители были указаны начальники ИК, СИЗО-1. по данному направлению работы студий кабельного телевидения начальник ИК-1 не организовал должным образом;
при проведении ежеквартальных учебно-методических сборов с начальниками отрядов в 2019 году, и проведенного 13.03.2020 года начальникам отрядов доводится информация по организации воспитательной работы с осужденными, зачитывается методические рекомендации направленные от ФСИН России, кроме этого, разбираются все выявленные недостатки и замечания по деятельности начальников отрядов, организации исполнения указаний ФСИН России, УФСИН России по РК;
по библиотеке учреждения, данные недостатки были указаны в справке от 18.03.2020 года, направленного письмом от 20.03.2020г. за исх. № 9/ТО/15/1-2030.
Необходимо отметить, что при изготовлении стендов наглядной агитации в общежитиях, как и в целом в организации воспитательной работы с осужденными необходимы денежные средства, в некоторых случаях начальники отрядов ИК-1 изготавливают стенды на собственные средства, финансирование по изготовлению стендов не предусмотрено, на что неоднократно обращалось внимание руководству учреждения по изысканию денежных средств из внебюджетного фонда учреждения, но выделение финансовых средств не производится.
С вышеуказанными недостатками и замечаниями по организации воспитательной работы с осужденными в ИК-1 согласен, контроль со стороны ГСВРО УФСИН России по РК осуществлялся, это свидетельствует проводимыми плановыми и внеплановыми проверками ИК-1, более того, направленные указаниями начальника УФСИН России по РК от 17.04.2020г. за исх. № 9/ТО/15/1-2867 и от 17.04.2020г. за исх. № 9/ТО/15/1-2845 было предусмотрено взять под личный контроль за организацией и контроля работы начальников отрядов ИУ курирующих кадровую и воспитательную работу по исполнению мероприятий.
Все вышеуказанные недостатки и замечания сложились ввиду отсутствия должного контроля и низкой исполнительской дисциплины со стороны руководства ИК-1.
Данное объяснение ФИО2 приобщено к материалам служебной проверки.
Вместе с тем, доказательств вины ФИО2 по каждому выявленному нарушению и вмененному пункту нарушения должностных обязанностей, в заключении служебной проверки не приведено и в судебном заседании не установлено. При этом, доказательств, опровергающих доводы ФИО2, не представлено.
Кроме того, в ходе служебной проверки не установлены обязательные обстоятельства - причины и условия, способствовавшие совершению сотрудником дисциплинарного проступка, характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате дисциплинарного проступка, и в материалах служебной проверки такие сведения отсутствуют.
Кроме того, в заключении служебной проверки отсутствуют характеризующие истца сведения, в том числе о наличие действующих дисциплинарных взысканиях и поощрениях. Вопрос соотношения тяжести совершенного поступка мерам дисциплинарного воздействия комиссией не исследован (ФИО2 помимо действующих взысканий, имеет десять поощрений, в том числе награжден медалями «За отличие в службе» 1 и 2 степеней, причинение вреда не установлено) и в заключении служебной проверки не отражен.
По приведенным выше основаниям довод представителя ответчика о том, что совершения истцом дисциплинарного проступка бесспорно установлено в ходе проведенной служебной проверки отклоняется, поскольку данные обстоятельства из материалов дела не следуют и опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Таким образом, ответчиком, на котором лежит бремя обязанности доказывания вины истца и законности оспариваемых решений, не доказана правомерность заключения служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания (в виде предупреждения о неполном служебном соответствии), и вина истца.
В связи с изложенным обстоятельствами, суд приходит к выводу о незаконности заключения по результатам служебной проверки в отношении ФИО2 в части выводов о ненадлежащем исполнении ФИО2 возложенных на него должностных обязанностей, и приказа УФСИН России по РК от 29.07.2020 г. № 223-к в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО2 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, и необходимости удовлетворения исковых требований в данной части.
Разрешая заявленные истцом требования о взыскании ежемесячной премии за сентябрь 2020 года и доплаты за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года, суд приходит к следующему.
Приказом УФСИН России по РК от 28.08.2020 г. № 261-к «О внесении дополнений в приказ УФСИН России по РК от 29.07.2020г. № 223-к» ФИО2 лишен ежемесячной премии за сентябрь 2020 года (в размере 7 729,00 руб.).
Приказом УФСИН России по РК от 27.08.2020 г. № 260-лс ФИО2 снижено квалификационное звание на одну ступень, он лишен квалификационного звания «специалист третьего класса» с 29.07.2020 г.
Как следует из искового заявления и пояснений истца, в случае не применения к нему дисциплинарного взыскания (в виде предупреждения о неполном служебном соответствии) он имел бы право на получение суммы материального стимулирования - ежемесячную премию за сентябрь 2020 года в размере 7 729,00 руб. и доплату за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года в размере 922,05 руб. Эти доводы истца представителем ответчика не оспариваются.
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
С учетом приведенных норм закона и установленных в судебном заседании обстоятельств дела, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных требований, и признать приказы УФСИН России по РК от 28.08.2020 г. № 261-к «О внесении дополнений в приказ УФСИН России по РК от 29.07.2020г. № 223-к» в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО2, и от 27.08.2020 г. №260-лс о снижении (лишении) квалификационного звания ФИО2 незаконными, поскольку истцом заявлены к взысканию ежемесячная премия за сентябрь 2020 года в размере 7 729,00 руб. и доплата за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года в размере 922,05 руб., которых он был лишен на основании указанных выше приказов УФСИН России по РК от 28.08.2020 г. № 261-к, от 27.08.2020 г. №260-лс, изданных в связи с привлечением ФИО2 к дисциплинарной ответственности приказом УФСИН России по РК от 29.07.2020 г. № 223-к о наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, и взыскать с ответчика в пользу ФИО2 ежемесячную премию за сентябрь 2020 года в размере 7 729,00 руб. и доплату за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года в размере 922,05 руб.
Согласно статье 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 100 рублей, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска до 10 000 рублей государственная пошлина уплачивается в размере 4 % суммы, но не менее 200 рублей.
Согласно ст. 333.20 Налогового кодекса РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
В связи с изложенным, учитывая, что при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, с ИФНС подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб. 80 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать заключение УФСИН по РК от 28.07.2020 г. в части, касающейся применения мер дисциплинарного воздействия на ФИО2 незаконным.
Признать приказы УФСИН России по РК от 29.07.2020 г. № 223-к в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО2 в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, от 28.08.2020 г. № 261-к «О внесении дополнений в приказ УФСИН России по РК от 29.07.2020г. № 223-к» в части, касающейся наложения дисциплинарного взыскания на ФИО2, от 27.08.2020 г. №260-лс о снижении (лишении) квалификационного звания ФИО2 незаконными.
Обязать УФСИН России по РК выплатить ФИО2 ежемесячную премию за сентябрь 2020 года в размере 7 729,00 руб. и доплату за квалифицированную категорию 3 степени за сентябрь 2020 года в размере 922,05 руб.
Взыскать с УФСИН России по Республике Калмыкия в доход бюджета г.Элисты государственную пошлину по делу в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: О.Н. Эминов