Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2241/2010 Мотивированное решение изготовлено 15.11.10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2010 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,
при секретаре Петруниной Д.,
с участием истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Перми о признании неправомерными действий по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о признании неправомерными действий по выделению земельных участков на территории лесного массива, расположенного в квартале лесничества лесхоза, под жилищное строительство.
В обоснование предъявленных требований истец указала, что постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № под строительство выделены земельные участки, расположенные в лесничества лесхоза; данный административный акт явился основанием для отводов гражданам земель, строительство на которых связано с уничтожением растительного и почвенного покровов; вышеуказанное постановление о строительстве на территории соснового бора принято в нарушение ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Федерального закона «Об экологической экспертизе», согласно которым проекты правовых актов ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, связанным с нарушением прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, подлежат обязательной экологической экспертизе.
В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении предъявленных требований по вышеуказанным основаниям, считает, что проект решения администрации о предоставлении земельных участков под жилищное строительство на территории лесного массива, до его принятия, подлежал обязательной экологической экспертизе.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском ФИО1 не согласен, указывая, что действия администрации г. Перми, связанные с изданием постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство уже являлись предметом судебной оценки; при этом, решениями судов установлено, что нарушений при его приятии администрацией г. Перми не допущено; с учетом изложенного, представитель ответчика считает, что действия по выделению земельных участков закону не противоречат; предоставленные земельные участки не находятся в зоне городских лесов и рекреационной зоне, отведены гражданам в пределах соответствующих зон жилой застройки в соответствии с Генеральным планом 1972 года; доводы истца о том, что спорные земельные участки находятся в зоне городских лесов какими-либо достоверными доказательствами не подтверждаются.
Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, привлеченные к участию в деле, на основании ст. 43 ГПК РФ, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в соответствии со ст. 118 ГПК РФ, по последнему известному месту жительства.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, а также материалы гражданского дела № Ленинского районного суда г. Перми, суд считает, что в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать на основании следующего.
Из смысла ст. 11 Гражданского кодекса РФ, следует, что судебной защите подлежит лишь нарушенное право гражданина.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом не установлен факт нарушения каких-либо прав и охраняемых интересов истца.
Так, в судебном заседании установлено, что постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № «О предоставлении гражданам земельных участков в Орджоникидзевском районе» предоставлены в аренду на года земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов в Орджоникидзевском районе за счет земель поселений (городских земель) следующим гражданам: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО14 (в настоящее время умерший), ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 (л.д. 51),
решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска ФИО15 к администрации г. Перми о признании недействительным указанного выше постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 25-33), данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 311-318 гражданского дела №),
кроме того, решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления прокуратуры Пермского края о признании недействительным вышеуказанного постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 34-44),
одним из оснований требований, предъявленных как ФИО15, так и прокуратурой Пермского края, являлось то, что проект оспариваемого постановления администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № не проходил обязательную в данном случае экологическую экспертизу (л.д. 25, 26, 42).
При этом, в ходе рассмотрения указанных выше гражданских дел судами установлены следующие обстоятельства:
согласно представленным заявлениям поименованные в постановлении администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № граждане ДД.ММ.ГГГГ обратились к Главе города Перми с просьбой об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в микрорайоне квартал , оформлении участков в аренду на года (гражданское дело №),
согласно акту выбора земельного участка для согласования условий строительства (проектирования) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом граждан от ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение Главы города Перми поставлен вопрос о предоставлении в арендное пользование земельного участка примерной площадью кв. метра в Орджоникидзевском районе г. Перми в жилом районе для строительства на нем индивидуальных жилых домов; выбор земельного участка согласован главой администрации Орджоникидзевского района, Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной противопожарной службой ГУВД Пермской области, Пермским филиалом ЗАО «», Пермскими городскими электрическими сетями, Пермскими тепловыми сетями, геолого-геодезической службой, МУ «» (л.д. 169, том 1 гражданского дела №),
в ДД.ММ.ГГГГ года подготовлены акты об отводе границ указанных участков, а также проекты их границ (л.д. 171-218, том 1 гражданского дела №),
согласно техническим условиям корректировки градостроительной документации в части микрорайона в квартале жилого района «» под строительство индивидуальных жилых домов в Орджоникидзевском районе г. Перми, Муниципальным управлением по экологии и природопользованию № от ДД.ММ.ГГГГ определены условия строительства: без садоводства и огородничества, снос деревьев только под пятно застройки индивидуальных жилых домов и проезжую часть улицы, ответственность за сохранность оставшихся деревьев, заключение договора на вывоз отходов, не подлежащих утилизации, на свалку; проектом предусмотреть: нанесение существующих деревьев на строительном генеральном плане, максимальное сохранение существующих деревьев, благоустройство и озеленение прилегающей территории с учетом существующих деревьев, конкретные мероприятия по охране окружающей среды на период строительства, включая: ограждение существующих деревьев, систематический вывоз отходов, недопущение загрязнения атмосферы, почвы и подземных вод, предотвращение выноса грязи автотранспортом, выезжающим со строительные площадки (л.д.60, том 1 гражданского дела №),
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми в газете «» от ДД.ММ.ГГГГ известил население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков на территории города Перми, в том числе указанных в постановлении администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.69, том 1 гражданского дела №),
согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Главного управления Федеральной регистрационной службы по Пермской области и Коми-Пермяцкому, автономному округу (далее – ЕГРП) от ДД.ММ.ГГГГ, на отведенные под застройку земельные участки, расположенные в Орджоникидзевском районе г. Перми на землях поселений, зарегистрировано право аренды указанных в постановлении физических лиц (л.д. 68-78, том 2 гражданского дела №),
согласно кадастровому плану земельных участков (выписки из государственного земельного кадастра) территориального отдела г. Перми Управления Роснедвижимости по Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, отведенные земельные участки отнесены к землям поселений; назначение: под строительство индивидуальных жилых домов; обременение: аренда земли по ДД.ММ.ГГГГ на основании договоров аренды земельных участков, зарегистрированных в Пермской областной регистрационной палате (л.д. 118-151, том 2 гражданского дела №);
при этом, Администрацией города Перми соблюдена процедура предоставления земельных участков в аренду физическим лицам под застройку, предварительного согласования размещения указанных объектов не требовалось, поскольку земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства (ст. 30 Земельного кодекса РФ).
Администрацией проведен выбор участков, составлен акт об отводе, разработан проект их границ, население города информировано о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства,
при выборе земельных участков были учтены экологические условия пользования территорией, что подтверждается указанными выше техническими условиями Муниципального управления по экологии и природопользованию.
Администрация города Перми при предоставлении указанных земельных участков, находящихся в государственной собственности (выписки из ЕГРП – л.д. 67-78 том 2 гражданского дела №), в аренду граждан под индивидуальное жилищное строительство действовала в пределах своих полномочий, а именно в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О ведении в действие земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001г. № 137-ФЗ, согласно которой до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с Правилами распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002г. № 576, согласно которым земельные участки, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, принятыми в
соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Решениями судов также установлено, что отведенные под строительство земельные участки находятся в зоне жилой застройки, а не в зоне городских лесов в силу следующего.
Согласно ст. 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 23, 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принятым Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 08.04.1998г. (действовавшим на момент принятия оспариваемого постановления) в ведении муниципальных образований в области градостроительства находится утверждение и реализаций градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке. Градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе.
В соответствии со ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план - градостроительная документация о градостроительном планировании территорий городских и сельских поселений. Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию .
Статьей 29 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1998г. предусмотрено, что градостроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе. Заключение органа государственной экспертизы градостроительной документации должно быть основано на заключениях государственной экологической экспертизы (ч.1, ч.2).
Как установлено ст. 40 Градостроительного кодекса РФ 1998г. на территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов: жилые зоны,
общественно-деловые зоны,
производственные зоны,
зоны инженерной и транспортной инфраструктур,
рекреационные зоны,
зоны сельскохозяйственного использования,
зоны специального назначения,
зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.
В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса РФ 1998 года, жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками.
Решением Пермской Городской Думы от 16.11.2004 г. № 151 утвержден Генеральный план города Перми, являющийся основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения города и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территории города, зонирование территорий, градостроительные требования к экологическому и санитарному благополучию (ст. 35 Гражданского кодекса РФ).
при этом, как указано в выкопировке из дежурного плана г. Перми, территория застройки – квартал , в котором отведены земельные участки, ограничена , (л.д.55 том 2 гражданское дело №).
Суд считает, что то обстоятельство, что решение Пермской Городской Думы от 16.11.2004 г. № 151 об утверждении Генерального плана города Перми, на день рассмотрения настоящего дела отменено, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку согласно выкопировке из Генерального плана города Перми 1972 года, действующего в настоящее время, микрорайон обозначен красным цветом, также находится на территории жилой и общественной застройки; границы микрорайона: , (л.д.52, том 2 гражданское дело №),
согласно выкопировке из плана детальной планировки района «» от ДД.ММ.ГГГГ №, желтым цветом обозначена зона предполагаемой перспективной жилой застройки в границах микрорайона (ограничен , ) (л.д. 177 том 2 гражданское дело №).
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что отведенная под строительство территория квартала, на котором расположены указанные земельные участки, предоставление которых оспаривается истцом в рамках настоящего гражданского дела, и до ДД.ММ.ГГГГ относилась к зоне перспективной жилой застройки.
Решениями судов также установлено, что администрацией г. Перми соблюдена процедура доведения информации о предстоящем предоставлении земельных участков, поскольку соответствующее объявление о предстоящем строительстве опубликовано департаментом имущественных отношений в газете «» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 ст.31 Лесного кодекса РФ (гражданское дело №).
Кроме того, решениями судов установлено, что спорные земельные участки не относятся и к рекреационным зонам на основании следующего.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий (в том числе землям рекреационного назначения) относят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Поскольку в данном случае изъятие указанной территории не производилось, особый правовой режим для указанной территории не установлен, а, согласно Генеральному плану 1972 года земельные участки, расположенные на ней, находятся в зоне жилой застройки, следовательно, данные участки не являются землями рекреационного назначения.
Одновременно, решениями судов установлено, что индивидуальное жилищное строительство, под которое предоставлены спорные земельные участки постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, не подлежат государственной экологической экспертизе в силу следующего.
Согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации, подлежат все виды градостроительной документации, в том числе генеральные планы городов, других поселений и их систем .
Согласно распоряжению губернатора Пермской области от 31.12.1999 г. № 673-р, действовавшему в период издания оспариваемого постановления администрации г. Перми, принятому во исполнение статьи 12 указанного Федерального закона, не подлежат государственной экологической экспертизе все виды жилищного строительства с подсобными и хозяйственными сооружениями.
Отвод данной территории под зону жилой застройки произведено в том числе, в соответствии с Генеральным планом г. Перми 1972 года.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что при издании постановления № администрацией г. Перми оно подлежало государственной экологической экспертизе, права неопределенного круга лиц не нарушены.
С учетом положений пункта 2 ст. 61 ГПК РФ, суд считает, что вышеуказанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь администрацией г. Перми, поскольку ранее указанное лицо принимало участие при рассмотрении данных дел в качестве ответчика (либо заинтересованного лица).
Суд учитывает, что ФИО1 не являлась стороной (истцом, заявителем) при рассмотрении вышеуказанных дел, и, следовательно, вправе представлять иные доказательства в подтверждение исковых требований,
вместе с тем, какие-либо объективные, бесспорные и неопровержимые доказательства, подтверждающие факт нарушения администрацией г. Перми норм действующего законодательства при совершении действий по изданию постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, суду на день рассмотрения дела истцом также не представлены.
При этом, истцом ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не поименованы какие-либо иные факты по выделению администрацией г. Перми земельных участков, расположенных в квартале, выдел , лесничества, под жилищное строительство, помимо действий, связанных с изданием постановления от ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с чем, суд лишен возможности проверить другие обстоятельства предоставления земельных участков и, на основании пункта 3 ст. 196 ГПК РФ, рассматривает иск ФИО1 в пределах заявленных ею требований (предмета и оснований), а также представленных сторонами доказательств.
Доводы истца о том, что при издании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Перми нарушены требования ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также требования Федерального закона «Об экологической экспертизе», суд считает не состоятельными, поскольку, как указано выше, в данном случае индивидуальное жилищное строительство, под которое предоставлены спорные земельные участки постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ за №, не подлежит государственной экологической экспертизе.
Не предусмотрено обязательное проведение экологической экспертизы при предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и положениями указываемых истцом нормативных актов (в том числе, ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Ссылка истца на то обстоятельство, что предполагаемое жилищное строительство на спорном земельном участке окажет негативное воздействие на окружающую природную среду, связанное с нарушением прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, не может быть признана состоятельной, поскольку какими-либо доказательствами не подтверждена.
Суд также считает возможным принять во внимание и то, что нормами законодательства, действующего на день рассмотрения настоящего дела, также не предусмотрено обязательное проведение экологической экспертизы.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства – отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Таким образом, проектная документация в отношении объектов индивидуального жилищного строительства не подлежала государственной экологической экспертизе как на день возникновения спорных правоотношений (ДД.ММ.ГГГГ), так и день рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1, с учетом заявленных истцом оснований и представленных ею доказательств, удовлетворению.
Доводы представителя администрации г. Перми о том, что истцом пропущен срок исковой давности, также заслуживают внимания на основании следующего.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 ст. 199 гражданского кодекса РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Из материалов гражданского дела № года следует, что при рассмотрении иска ФИО15 к администрации г. Перми о признании недействительным постановления администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принимала участие в качестве представителя истца,
как указано выше, решение по данному делу постановлено ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, о том, что администрация г. Перми принимала действия, связанные с предоставлением земельных участков под индивидуальное жилищное строительство путем издания постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, истцу, безусловно, стало известно еще в ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. срок исковой давности для предъявления ФИО1 соответствующих исковых требований истек в ДД.ММ.ГГГГ года.
Вместе с тем, настоящий иск предъявлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1), т.е. с пропуском установленного законом срока исковой давности.
С учетом вышеизложенного, в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать и в связи с истечением срока давности предъявления исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска ФИО1 к администрации г. Перми о признании неправомерными действий по предоставлению земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: (Ю.Г. Выдрина)