ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2241/20 от 12.11.2020 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Строка статотчета 2.075

55RS0005-01-2020-003324-94

Дело № 2-2241/2020

Решение

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 12 ноября 2020 года

Мотивированное решение составлено 19 ноября 2020 года

Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Еленской Ю.А. при секретаре судебного заседания Слабодцкой В.В., помощнике судьи Митиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 года в городе Омске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, признании незаконным распоряжения, возмещении судебных расходов,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству труда и социального развития Омской области о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет.

В обоснование ссылается на то, что названным распоряжением было незаконно отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет.

Статьей 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области государственной гражданской службе Омской области установлен порядок установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы.

В соответствии со ст. 47.1 названного Кодекса при наличии на день увольнения с государственной гражданской службы стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону т 15.12.2001 года № 166-ФЗ, и замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности имело место не ранее 01.01.2017 года по основаниям предусмотренным п. п. 1, 2, 3, 7 ч. 1 ст. 33, подп. Б п. 1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе».

Согласно п. 3 Кодекса в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения должностей в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Считает, что документами, приложенными к заявлению об установлении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается наличие оснований для установления пенсии за выслугу лет.

В частности, распоряжениями Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, зачтены отдельные периоды работы ФИО1 в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 23 года 11 месяцев 15 дней.

Согласно справке Министерства региональной безопасности Омской области стаж государственной гражданской службы составляет 25 лет 13 дней.

Кроме того, в выслугу лет для назначения пенсии Министерством региональной безопасности Омской области зачтена выслуга лет в органах внутренних дел Республики *****

Распоряжения Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которыми установлен стаж работы государственной гражданской службы и ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, не оспорены и не признаны недействительными.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по своей инициативе.

На основании изложенного, с учетом всех дополнений к иску (л.д. 61-64, 130-132, 145-147) просит признать распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет незаконным. Признать за ФИО1 право на установление и выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омкой области, утвержденного Законом Омской области от 22.12.2004 года № 601-ОЗ. Возложить на Министерство обязанность установить ФИО1 пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, возместить судебные расходы.

Согласно письменным отзыву и возражениям Министерства труда и социального развития Омской области на исковое заявление оснований для включения периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан в стаж государственной гражданской службы не имеется, поскольку уполномоченным органом на зачисление стажа сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан в стаж государственной гражданской службы РФ является Министерство внутренних дел РФ, а не Министерство региональной безопасности Омской области. В соответствии со ст. 47. 1 Кодекса о государственных должностях Омской области правом на получение пенсии за выслугу лет имеют лица, имеющие стаж не менее 17 лет, однако стаж истца составляет 12 лет 8 месяцев 1 день, всего 25 лет 1 день. В связи с наличием противоречий в представленных истцом документах для установления пенсии за выслугу лет, основания для назначения истцу пенсии за выслугу лет отсутствуют (л.д. 44-47, 162-164).

В письменном отзыве на иск аппарат Губернатора и Правительства Омской области считает, что справка о стаже государственной гражданской службы ФИО1 действительно содержит противоречивую информации, поскольку стаж, указанный в строках «всего» и «в том числе стаж государственной гражданской службы Омской области» должен совпадать. В соответствии с п. 1 ст. 47.1 Кодекса в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения должностей в соответствии с Указом Президента РФ от 19.11.2007 года № 1532. В соответствии с Перечнем периодов государственной службы, утвержденным названным Указом, период прохождения федеральной гражданской службы в Управлении Федеральной миграционной службы по Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период прохождения государственной гражданской службы в Министерстве региональной безопасности Омской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включаются в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет. Согласно п. 4 Порядка исчисления стажа, утвержденного этим же Указом Президента РФ, в стаж гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе РФ на основании решения руководителя государственного органа лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов а предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственных гражданским служащим РФ для выполнения должностных обязанностей в соответствии должностным регламентом государственного гражданского служащего РФ. Периоды работы в указанных должностях не должны превышать 5 лет в совокупности. Истцу зачтен период замещения истцом стажа в УФМС должностей сотрудника ***** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа УФМС от ДД.ММ.ГГГГ, как иные периоды в стаж федеральной гражданской службы, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностного окладу за выслугу лет, но данный период не засчитывался в стаж государственной гражданской службы для установления ФИО1 ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, что следует из распоряжений МРФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Период прохождения службы в органах внутренних дел Республики ***** также не может быть зачтен в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку ФИО1 не представила документы, подтверждающие прохождение службы в органах внутренних дел РФ для зачета такого стажа в соответствии с Соглашением стран СНГ от 24.12.1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств».

В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 134).

Представитель ФИО2 – ФИО3 поддержала требования иска с учетом всех дополнений. Указала, что спора с Министерством региональной безопасности Омской области о периодах включения в стаж за выслугу лет, нет. Считает, что ответчик не вправе был оценивать обоснованность включения Министерством региональной безопасности в стаж ФИО1 за выслугу лет периодов работы на государственных должностях Российской Федерации и Республики *****. Поскольку Министерством Региональной безопасности принято решение о включении периодов работы на государственных должностях в стаж за выслугу лет, пенсия должна была быть назначена.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4 требования иска не признала. Поддержала позицию ответчика по доводам, изложенным в письменных возражениях и отзыве ответчика.

Представители Министерства Региональной безопасности Омской области ФИО5, Аппарата Губернатора и Правительства Омской области ФИО6 принимая участие в ходе судебного разбирательства до судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, поддержали позицию органа государственной власти субъекта РФ, интересы которого каждый из них представлял.

Заслушав представителя истца ФИО1 – ФИО3, представителя ответчика исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 8 гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно ч. 1 ст. 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен названным кодексом.

Вопрос о принятии искового заявления, поступившего в суд в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (ст. 133 ГПК РФ).

Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Таким образом, вид судопроизводства определяет суд (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам»).

Исковое заявление ФИО1 соответствует требованиям подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ, поскольку спор вытекает из пенсионного законодательства и его предметом его рассмотрения являются права и гарантии государственной гражданского служащего на пенсионное обеспечение.

В указанной связи заявление ФИО1 принято и рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением о реализации права на выплату пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Омской области.

Заявление подано через Многофункциональный центр (л.д. 8, 109).

К заявлению (л.д. 70) ФИО1 приложила справку размере среднемесячного денежного содержания, справку о периодах государственной службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы (л.д. 35-36, 96-97), распоряжение об освобождении от государственной должности или государственной должности государственной службы (л.д. 34), документ, удостоверяющий личность заявителя, распоряжение о зачете в стаж государственной гражданской службы Омской области отдельных периодов работы, трудовая книжка (л.д. 75-91), выписка из личного дела, банковские реквизиты.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 24.07.2004 года № 79-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон № 79-ФЗ) государственный служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 03.04.2007 года, № 332-О-П, от 15.01.2008 года № 107-О-О и № 108-О-О, от 02.04.2009 года № 473-0-0, от 03.02.2010 года № 150-О-О, до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу, порядок пенсионного обеспечения, субъекты Российской Федерации сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (в том числе ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет и др.).

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» 15.12.2001 года № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Отношения, связанные с замещением государственных должностей Омской области и основами правового положения лиц, замещающих государственные должности Омской области регулируются Законом Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» от 22.12.2004 года № 601-ОЗ (далее по тексту – Кодекс).

В силу ст. 50 Кодекса порядок установления пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и ее выплаты действует в соответствии с названным Кодексом до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. Пенсия за выслугу лет устанавливается к пенсии, назначенной в соответствии с федеральным законодательством. Установление пенсии за выслугу лет, ее выплата и перерасчет осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 9 статьи 19 названного Кодекса.

В соответствии со статьей 3 Кодекса государственная должность Омской области – должность, устанавливаемая Уставом (Основным Законом) Омской области, областными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Омской области.

Согласно п. 1 ст. 47.1 Кодекса лица, замещающие должности государственной гражданской службы, при наличии на день увольнения с государственной гражданской службы стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и при замещении должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы имеют право на пенсию за выслугу лет, если увольнение с замещаемой должности государственной гражданской службы имело место не ранее 1 января 2017 года по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случая, указанного в пункте 2 названной статьи), 3, 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37, пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность государственной гражданской службы омской области необходимо соблюсти совокупность нескольких условий: замещение должности государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы; увольнение с государственной гражданской службы по предусмотренным законом основаниям; наличие на день увольнения с государственной гражданской службы Омской области стажа государственной гражданской службы Омской области, установленной законом продолжительности.

Распоряжением Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была уволена по инициативе государственного гражданского служащего Омской области с освобождением ее от занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приложением «Стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет» к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для лиц, уволенных со службы в 2020 году, стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году должен составлять 17 лет.

ФИО1 обратилась в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением о реализации права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» № 601-03, ссылаясь на наличие у нее стажа государственной гражданской службы, указанного в справке Министерства региональной безопасности Омской области на основании распоряжения об установлении стажа и ежемесячной надбавки за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет на основании п. 18, подп. 1, 3 п. 19 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05 августа 2009 года № 89 (л.д. 38).

По правилам п. 18, подп. 1, 3 п. 19 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05 августа 2009 года № 89 Министерство в течение 30 календарных дней со дня получения от учреждения документов, предусмотренных пунктами 10, 11 названного Положения, и заявления рассматривает их и принимает решение в форме распоряжения об установлении и выплате пенсии за выслугу лет или об отказе в ее установлении и выплате. Основаниями для отказа в установлении и выплате пенсии за выслугу лет являются отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет; наличие в представленных заявителем документах недостоверных сведений.

Разрешая спор о наличии у ФИО1 в соответствии со ст. 47.1 Кодекса о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 3, 4, 5 п. 3 ст. 47.1 Кодекса стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет устанавливается руководителем государственного органа Омской области.

Периоды, засчитываемые в стаж государственной гражданской службы, суммируются и исчисляются календарно (в годах, месяцах, днях).

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные документы соответствующих государственных органов, архивных учреждений, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению № 5 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05 августа 2009 года № 89, в случае включения в стаж государственной гражданской службы Омской области периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Омской области для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Омской области, в соответствии с законодательством к настоящей справке прилагаются копии соответствующих правовых актов государственных органов Омской области.

Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 обратилась в Министерство труда и социального развития Омской области с заявлением об установлении и выплате пенсии за выслугу лет, предоставив в обоснование справку о стаже государственной гражданской службы Омской области. Согласно справке всего стаж государственной гражданской службы Омской области для установления пенсии за выслугу лет ФИО1 составил 25 лет 13 дней, в том числе стаж государственной гражданской службы Омской области – 12 лет 08 месяцев 01 день (л.д. 35-36). Данная справка подписана Министром региональной безопасности Омской области ФИО7.

Согласно справке стаж ФИО1 в Министерстве региональной безопасности Омской области составил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 03 года 08 месяцев 02 дня.

Вместе с тем к заявлению представлено и распоряжение Главного управления региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому стаж государственной гражданской службы ФИО1 на момент зачисления на службу составил 18 лет 4 месяца и 22 дня, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Следовательно, с учетом 03 лет 08 месяцев 02 дней стажа в Министерстве региональной безопасности Омской области стаж государственной гражданской службы ФИО1 должен был быть указан в справке о стаже – 22 года 24 дня, а не 25 лет 13 дней, как указано в справке.

В соответствии с п. 19.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление, выплата и перерасчет пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Омской области, должности государственной гражданской службы Омской области, лицам, ранее замещавшим на постоянной основе должности в органах государственной власти и управления Омской области», утвержденного приказ Министерства труда и социального развития Омской области от 22.10.2015 года № 142-п, установление пенсии за выслугу лет лицам, указанным в подпунктах 4, 5, 7 пункта 2 названного Административного регламента, осуществляется на основании документов, указанных в подпунктах 1 - 3, 7 пункта 19 названного Административного регламента, а также на основании, в том числе справки о стаже государственной гражданской службы Омской области для установления пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению № 5 к Положению или документы, подтверждающие замещение на постоянной основе должностей в органах государственной власти и управления Омской области, предусмотренных абзацем первым пункта 8 статьи 50 Кодекса, в том числе период их замещения, выданные в установленном законодательством порядке.

Документы, указанные в подпунктах 3 - 6 пункта 19, подпунктах 1 - 3 пункта 19.1 названного Административного регламента, представляются заявителем в учреждение по собственной инициативе. При непредставлении заявителем данных документов учреждение самостоятельно запрашивает необходимые сведения в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством (п. 20 названного Административного регламента).

В ходе судебного разбирательства представители ответчика ФИО8 и ФИО4 не отрицали факт дополнительного истребования Министерством труда и социального развития у Министерства региональной безопасности Омской области в порядке межведомственного взаимодействия информации о периодах включения периодов замещения должностей, прохождение службы в которых ФИО1 зачтено в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет, что подтверждается запросом на л.д. 67-68 со сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110-112), стаж ФИО1 в органах внутренних дел Республики ***** в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации.

На момент рассмотрения заявления ФИО1 у Министерства труда и социального развития Омской области было также и распоряжение Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому стаж государственной гражданской службы Омкой области на ДД.ММ.ГГГГ составил 23 года 11 месяцев 15 дней, установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Омской области с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).

Таким образом, применительно к п. 18, подп. 1, 3 п. 19 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05 августа 2009 года № 89 на момент рассмотрения заявления ФИО1 об установлении и выплате пенсии за выслугу лет Министерство труда и социального развития Омской области не обладало достоверными сведениями о стаже ФИО1 на должностях государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах, распоряжением Министерства труда и социального развития Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было обоснованно отказано в установлении и выплате пенсии за выслугу лет на основании п. 18, подп. 1, 3 п. 19 Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 05 августа 2009 года № 89 (л.д. 38).

При этом в ходе судебного разбирательства при проверке обоснованности включения в стаж государственной гражданской службы Омской области отдельных периодов работы судом установлено отсутствие оснований для установления и выплаты пенсии за выслугу лет ФИО1, поскольку стаж для назначения пенсии за выслугу лет ФИО1 составляет менее 17 лет.

В справке о стаже государственной гражданской службы Омской области, завизированной Министром региональной безопасности Омской области ФИО7, для установления пенсии за выслугу лет ФИО1 перечислены следующие периоды замещения должностей:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 01 год 01 месяц 13 дней;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 09 лет 04 месяца 23 дня;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 04 месяца 26 дней;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 08 месяцев 10 дней;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 08 месяцев 30 дней;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 08 лет 11 месяцев 29 дней;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 03 года 08 месяцев 02 дня.

Перечисленные периоды и стаж работы соответствуют записям в трудовой книжке.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 назначена на должность государственной гражданской службы Омской области в Министерстве региональной безопасности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27).

В справке о стаже государственной гражданской службы Омской области, подписанной Министром региональной безопасности Омской области ФИО7, стаж ФИО1 в Министерстве региональной безопасности Омской области составил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 03 года 08 месяцев 02 дня, всего стаж – 25 лет 13 дней.

Перед назначением на должность в Главное управление региональной безопасности Омской области ФИО1 была выдана справка о стаже замещения государственной должности, стаже государственной гражданской службы Омской области, подписанная советником отдела правового обеспечения, кадровой работы и документооборота Главного управления региональной безопасности Омской области Д., согласно которой стаж государственной гражданской службы ФИО1 составил 18 лет 04 месяца 22 дня. Указано также на включение в данный стаж стажа службы в органах внутренних дел в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и Управлении Федеральной миграционной службы по Омской области – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106).

В ходе судебного разбирательства Министерством региональной безопасности Омской области указано на то, что самостоятельного значения эта справка не имеет (л.д. 143-144).

В письменных пояснениях Министерства региональной безопасности Омской области также указано, что ФИО1 выдана справка о стаже, завизированная Министром региональной безопасности Омской области ФИО7, которая впоследствии представлена в составе необходимых документов для назначения пенсии за выслугу лет (л.д. 143-144).

Однако распоряжением Министерства региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ стаж для назначения пенсии за выслугу лет до назначения на должность государственной гражданской службы Омской области в Министерстве региональной безопасности учтен в соответствии со ст. 38 Закона Омской области № 601-ОЗ именно 18 лет 4 месяца и 22 дня (л.д. 33).

В соответствии с п. 3 ст. 47.1 Кодекса в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) периоды замещения должностей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации».

Периоды службы (работы), которые были включены (засчитаны) в установленном законодательством Российской Федерации порядке в стаж государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, сохраняются при определении стажа государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет.

Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532 утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе российской федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации.

Согласно п. 3 Перечня в него входят, в том числе периоды замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно записям в трудовой книжке ФИО1 занимала должность ведущего специалиста, старшего специалиста Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области (л.д. 14-18).

Должности ведущего специалиста-эксперта и старшего специалиста 1 разряда относятся к ведущим и старшим группам должностей согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы.

Следовательно, должности ведущего специалиста-эксперта и старшего специалиста 1 разряда Управления Федеральной миграционной службы России по Омской области включены Министерством региональной безопасности в стаж государственной гражданской службы для установления и выплату пенсии за выслугу лет обоснованно.

Кроме того, в письменном ответе Министерству труда и социального развития Омской области Министерство региональной безопасности Омской области сообщило, что стаж в органах внутренних дел Республики ***** учтен в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации на основании Соглашения от 24.12.1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств» (л.д. 110-112).

Согласно п. 9 Перечня периодов государственной службы периоды замещения должностей (воинских должностей), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел входит в Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации в качестве самостоятельного основания для зачета таких периодов в стаж для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе российской федерации, и, следовательно, для установления и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

В указанной связи, оснований для дополнительного применения в рассматриваемом случае п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации, к стажу службы в органах внутренних дел, нет.

Российская Федерация и Республика ***** являются участниками Соглашений от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения и от ДД.ММ.ГГГГ о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников содружества независимых государств.

В рамках данных правоотношений, ДД.ММ.ГГГГ между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики ***** было заключено Соглашение о сотрудничестве.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают (ст. 1 Соглашения).

В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях), в том числе в органах внутренних дел Сторон в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу (ст. 2 Соглашения).

Из содержания указанного Соглашения следует, что ее положения определяют: вопросы сохранения стажа службы сотрудников органов внутренних дел для назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики ***** нормативными актами Сторон о прохождении службы в органах внутренних дел.

Согласно положениям ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 названного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

До ДД.ММ.ГГГГ Порядок пенсионного обеспечения сотрудников внутренних дел Республики ***** определялся Положением о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики ***** тот ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ст. 21 Закона Республики ***** Z931100 «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей» в выслугу лет для назначения пенсий (https://zakon.uchet.kz/rus/docs/P930000429).

В соответствии с п. 1 данного Положения в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается служба в органах внутренних дел Республики *****, бывшего СССР и государств-участников Содружества Независимых Государств в должностях офицерского, сержантского, начальствующего и рядового состава со дня назначения на должность.

В соответствии с положениями ст. 60 Закона Республики ***** от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике ***** (https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1007971#pos=8;-60) право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеют военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов, которым присвоены специальные звания, классные чины, а также лица, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с ДД.ММ.ГГГГ: имеющие выслугу на воинской службе, службе в специальных государственных и правоохранительных органах, которым присвоены специальные звания, классные чины, не менее двадцати пяти лет, достигшие установленного законодательством Республики ***** предельного возраста состояния на службе.

Исчисление выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также лицам, права которых иметь воинские или специальные звания, классные чины и носить форменную одежду упразднены с ДД.ММ.ГГГГ, производится в порядке, определяемом Правительством Республики ***** (ст. 62 Закона Республики ***** от ДД.ММ.ГГГГ-I «О пенсионном обеспечении в Республике *****»).

Таким образом, в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывается период прохождения службы с момента назначения при наличии присвоенных специальных званий.

Однако ФИО1 согласно трудовой книжке не проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Следовательно, в отношении ФИО1 отсутствуют основания для сохранения стажа службы сотрудника органов внутренних дел Республики ***** сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации и зачета в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации стажа службы в органах внутренних дел в соответствии с п. 9 Перечня периодов государственной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532.

Иными словами, такой зачет стажа сотрудника органов внутренних дел Республики ***** производится только лицам, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации.

Служба в органах внутренних дел представляет собой федеральную государственную службу, профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 года № 342-ФЗ);

Служба в Министерстве региональной безопасности Омской области (Главном управлении Региональной безопасности Омской области) является государственной гражданской службой Омской области, периоды замещения должностей которой, предусмотренные реестрами должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, утвержденными законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, включаются в качестве самостоятельного основания в Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе российской федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532.

Распоряжением Министерства Региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 для установления пенсии за выслугу лет учтен стаж в Республике ***** с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103-104) на должности *****, должности временно исполняющего обязанности *****, должности ***** на основании п. 4 Порядка исчисления стажа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532.

Согласно п. 4 Порядка исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу российской федерации, утвержденного тем же Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года № 1532, в стаж гражданской службы на основании решения руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителя указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы государственным гражданским служащим Российской Федерации для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации.

Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Стаж ФИО1 в *****, засчитанный Министерством региональной безопасности в стаж государственной гражданской службы Омской области составил 2 года 2 месяца 19 дней.

Период замещения истцом в Управлении федеральной миграционной службы Омской области должностей ***** от ДД.ММ.ГГГГ – 08 месяцев 30 дней включен на основании приказа Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ в стаж государственной гражданской службы федеральных государственных гражданских служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (л.д. 101-102, 99-100).

Однако, указанный период работы не включен Министерством Региональной безопасности Омской области в стаж государственной гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, в связи с чем не могут быть включены в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 3 ст. 47.1 Кодекса.

Применительно к изложенному, в стаж государственной гражданской службы Омской области для установления пенсии за выслугу лет ФИО1 подлежат включению периоды:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 01 год 01 месяц 13 дней на основании распоряжения Министерства Региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 04 месяца 26 дней на основании распоряжения Министерства Региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 08 месяцев 10 дней на основании распоряжения Министерства Региональной безопасности Омской области от ДД.ММ.ГГГГ;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ*****, 08 лет 11 месяцев 29 дней в соответствии с п. 3 ст. 47.1 Кодекса и Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.2005 года № 1574;

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – Министерство региональной безопасности Омской области (Главное управление региональной безопасности Омской области), *****, 03 года 08 месяцев 02 дня, в соответствии с п. 1 ст. 47.1 Кодекса.

Применительно к вышеизложенному, исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в установлении и выплате пенсии за выслугу лет удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении основных требований иска ФИО1 отказано, оснований для возмещения судебных расходов с ответчика в ее пользу также не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству труда и социального развития Омской области о признании права на установление и выплату пенсии за выслугу лет, признании незаконным распоряжения, возмещении судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Еленская