ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2241/20 от 27.08.2020 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2241/2020 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2020 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Бальченко А.А.,

с участием прокурора Серга Ю.В., представителя ответчика - Правительства Хабаровского края Ширяевой А.В., представителя ответчика - министерства строительства Хабаровского края Пика И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» об обязании организовать и завершить строительство объектов, обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов,

установил:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с исковым заявлением к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» об обязании организовать и завершить строительство объектов, обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов. В обоснование иска указано, что Прокуратурой края в октябре - ноябре 2019 г. проверено исполнение законодательства Российской Федерации органами государственной власти края при реализации мероприятий по строительству инженерных сооружений в г. Комсомольске-на-Амуре для защиты города от наводнения.

В целях защиты прав человека и гражданина, охраны окружающей среды (п.п. «б», «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), предотвращения негативного воздействия вод и снижения ущерба от наводнений, обеспечения защиты населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного характера Распоряжением Правительства РФ от 18.04.2016 № 704-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре (далее также - Долгосрочный план, Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2016 № 704-р), п.п. 20 (1) - 20 (3) раздела 2 которого предусмотрены мероприятия по строительству объекта «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре 1, 2, 3 этапы»:

«Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км» (срок реализации до 2019 года) (далее - объект 2 этапа);

«Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» (срок реализации до 2019 года) (далее - объект 3 этапа).

Пунктом 20 разд. 2 Долгосрочного плана в числе органов государственной власти, ответственных за реализацию мероприятий по строительству объектов 2, 3 этапов, определено Правительство Хабаровского края (далее - Правительство края).

В соответствии с государственной программой края «Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края от 07.02.2014 № 27-пр, министерство строительства края является соисполнителем государственной программы и осуществляет реализацию мероприятий, в отношении которых оно является соисполнителем, и несет ответственность за своевременность и полноту реализации мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем.

В целях реализации мероприятий КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (далее также - Учреждение), являющимся застройщиком и заказчиком строительства, заключены государственные контракты:

31.07.2017 с ОАО «Передвижная механизированная колонна № 83» (далее - ОАО «ПМК № 83») на выполнение работ по строительству объекта 2 этапа со сроком исполнения до 31.12.2019;

28.06.2017 с ОАО «ПМК № 83» на выполнение работ по строительству объекта 3 этапа со сроком исполнения до 31.12.2019.

Несмотря на то, что сроки завершения работ по строительству объектов 2 и 3 этапов определены п. 5.1 государственных контрактов до 31.12.2019, строительство названных объектов в 2019 году не завершено.

Вопреки требованиям п. 2 ст. 85, п. 2 ст. 169 Бюджетного кодекса РФ п. 2 постановления Правительства края от 17.06.2013 № 162-пр «Об утверждении Порядка составления проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период», пп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, пп. «е» п. ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ в проекте закона края о бюджете на 2020 год и, соответственно, в Законе Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» на 2020 год по объектам 2 и 3 этапов запланированы бюджетные ассигнования в размере <данные изъяты>., в том числе по объекту 2 этапа - <данные изъяты> по объекту 3 этапа <данные изъяты>., несмотря на то, что объем финансового обеспечения, необходимый для завершения строительства объектов 2 и 3 этапов, составляет <данные изъяты>., в том числе по объекту 2 этапа - <данные изъяты>., по объекту 3 этапа - <данные изъяты>

В связи с неисполнением ОАО «ПМК № 83» обязательств по строительству объектов 2 и 3 этапов 20.12.2019 государственные контракты расторгнуты, строительство объектов 2,3 этапов в настоящее время не осуществляется.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 18.04.2016 № 704-р реализация мероприятий Долгосрочного плана по строительству объектов инженерной защиты направлена на обеспечение здоровья и жизни граждан, безопасности территории городского округа, объектов экономики от чрезвычайных ситуаций природного характера, для защиты берега водного объекта от негативного воздействия вод.

Согласно паспорту государственной программы края «Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края», утвержденной постановлением Правительства края от 07.02.2014 № 27-пр, территория г. Комсомольска-на-Амуре периодически подвергается затоплению строительство объектов 2, 3 этапов имеет цель обеспечить защиту свыше 21 000 человек (Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 «О федеральной Целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах»).

В результате наводнения на территории края, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-сентябре 2019 года (далее также – чрезвычайная ситуация), жителям городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (22 704 человека) причинен материальный ущерб, возмещение которого в размере <данные изъяты>. осуществлено за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Затраты краевого бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации составляют <данные изъяты>., в том числе на временные защитные сооружения, пункты временного размещения граждан, ремонт инженерных коммуникаций).

Затраты местного бюджета городского округа «Город Комсомольска-на-Амуре» на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации составляют <данные изъяты>., в том числе на питание и проживание эвакуированных граждан, привлечение экспертов для обследования территорий ИЖД, приобретение прочих материальных ценностей.

На территории г. Комсомольска-на-Амуре в результате паводка 2019 года общая площадь утраченных жилых помещений составляет 9 883,6 кв.м., поврежденных - 20 178,9 кв.м. Расчетная потребность в финансовых средствах на оказание мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, составляет <данные изъяты>

Помимо существенных материальных затрат, понесенных всеми уровнями бюджетов, участие в проведении неотложных аварийно-спасательных мероприятий (строительство защитных сооружений) принимали специалисты администрации города без освобождения от основной работы.

То есть ущерб от наводнения превышает объем средств, необходимых для строительства дамб. Также для предотвращения наводнения затрачены значительные силы и средства органов государственной власти и местного самоуправления.

Прекращение строительства объектов 2, 3 этапов создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» и может повлечь существенный ущерб экономике муниципального образования и края в случае очередного повышения уровня воды.

15.11.2019 первым заместителем прокурора края первому заместителю Председателя Правительства Хабаровского края по экономическим вопросам внесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе для принятия мер к финансированию строительства объектов 2, 3 этапов в объемах, достаточных для завершения строительства, однако нарушения не устранены, по результатам рассмотрения которого Правительством края меры, Направленные на завершение строительства объектов 2, 3 этапов в 2020 году в части полноты финансового обеспечения завершения строительства, не приняты. Главным распорядителем бюджетных средств, ответственным за реализацию объектов 2, 3 этапов, является министерство строительства края (п. 3.9. Положения о министерстве строительства края, утвержденного постановлением Правительства края от 10.04.2009 № 126-пр, Закон края от 05.12.2018 № 387 «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Закон края от 04.12.2019 № 32 «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»), получателем бюджетных средств и заказчиком строительства в рамках государственных контрактов является Учреждение.

В соответствии с п. 2.3 Положения о министерстве строительства края, утвержденного постановлением Правительства края от 10.04.2009 № 126-пр, министерство строительства края организует строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства краевой собственности, за исключением объектов жилищно-коммунального хозяйства и автомобильных дорог.

Министерство строительства края осуществляет полномочия учредителя в отношении КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» (п. 1.5 Устава Учреждения от 29.01.2016). Учреждение подведомственно министерству строительства края.

Согласно п. 1.10. Устава Учреждения последнее финансируется из краевого бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, п. 2.1 Устава - предметом деятельности Учреждения является осуществление государственных функций заказчика и застройщика при строительстве объектов и государственных функций по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд края при строительстве объектов.

Из п. 2.3.5. Устава Учреждения в редакции от 05.08.2016 следует, что Учреждение осуществляет выполнение функций государственного заказчика и застройщика при реконструкции и капитальном ремонте объектов, по которым Учреждение выступало заказчиком либо застройщиком, в том числе в связи с устранением строительных недостатков, выполнением гарантийных обязательств либо исполнением судебных решений.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона края от 25.07.2007 № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае» (далее - Закон края № 133) Правительство края разрабатывает и представляет Губернатору края для внесения в Законодательную Думу края проект закона о внесении изменений в закон о краевом бюджете.

Прокурор просит обязать министерство строительства Хабаровского края организовать Строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км». Обязать краевое государственное казенное учреждение «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» завершить строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км» до 31.12.2021. Обязать министерство строительства Хабаровского края, Правительство Хабаровского края обеспечить финансирование работ по завершению строительства объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. II этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км».

В судебном заседании прокурор исковые требования и изложенные в иске доводы поддержала, просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представители ответчиков Правительства Хабаровского края Ширяева А.В., министерства строительства Хабаровского края Пика И.А., каждая в отдельности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзыве и возражениях на исковое заявление.

Согласно доводам письменных возражений Правительство Хабаровского края указывает, что реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 68-ФЗ, органами государственной власти на территории края осуществляется в рамках государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденной постановлением Правительства края от 03.05.2012 № 142-пр (далее - Государственная программа края № 142), которая не предусматривает осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод, в том числе строительство спорных Объектов. Отношения, связанные с предотвращением негативного воздействия вод, урегулированы положениями Водного кодекса РФ. Обязательства по финансированию строительства спорных Объектов за счет средств федерального бюджета (по Объекту II этапа - 538,8 млн. руб., по Объекту III этапа - 495,7 млн. руб.) предусмотрены Федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350. Реализация Государственной программы края № 27 в соответствии с вышеуказанной Федеральной целевой программой и нормами бюджетного законодательства осуществляется на условиях федерального софинансирования. Расходные обязательства РФ исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 30, ч. 2 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ).

Реализация конкретных мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод, в том числе строительстве спорных Объектов, предусмотрена в рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 № 27-пр (далее - Государственная программа края № 27).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Хабаровского края от 04.12.2019 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" приложением № 9 к указанному закону, распределение бюджетных ассигнований, направленных на предотвращение негативного воздействия вод в рамках государственной программы Хабаровского края "Развития водохозяйственного комплекса Хабаровского края", в 2020 году составляет 976 <данные изъяты>., в 2020 г. - <данные изъяты>., в 2021 г. - <данные изъяты> Государственной программой края № 27 определены конкретные направления расходования средств краевого бюджета на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод, включающие, в том числе строительство Объектов II и III этапов, с ресурсным обеспечением этих мероприятий с учетом федерального софинасирования в размере <данные изъяты> на 2020 г., <данные изъяты>. на 2021 г. по Объекту II этапа, <данные изъяты>., на 2020 г., <данные изъяты>. на 2021 г. по Объекту III этапа.

Требования иска ведут к нарушению принципа самостоятельности бюджетов. При этом, правом увеличить размер общего финансирования мероприятий по строительству Объектов в рамках мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, Правительство края, министерство строительства края не наделены, так как объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы № 27-п определяется законом Хабаровского края о бюджете на очередной финансовый год, который утверждается Законодательной Думой Хабаровского края.

Требование об обязании обеспечить надлежащую защиту вне зависимости от распределения бюджетных средств, не соотносится с действующие законодательством.

Финансирование мероприятий, в том числе строительства инженерных сооружений от негативного воздействия вод в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница РФ, как указано выше, не является обязанностью публичных органов государственной власти субъектов РФ.

С учетом данных обстоятельств, поскольку строительство спорных Объектов направлено на предотвращение негативного воздействия вод реки Амур, находящейся в федеральной собственности, в том числе приток - река Силинка, финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется за счет федеральных средств, правовых оснований для возложения на субъект РФ исполнение финансовых обязательств Российской Федерации не имеется.

Государственная программа края № 27, в силу положений ст. 3, ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, представляет собой документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (систему подпрограмм), взаимоувязанных по срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Хабаровского края.

Разрешение вопросов, связанных с целеполаганием, сбалансированностью документов стратегического планирования субъекта РФ, разработкой, корректировкой и контролем за их реализацией, отнесено к исключительной компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Федеральный закон № 172-ФЗ не относит прокурора к участникам стратегического планирования на уровне субъекта РФ и не наделяет его полномочиями по определению приоритетов социально-экономического развития субъекта РФ, внесению корректировок в мероприятия, предусмотренные государственными программами субъекта РФ.

В связи с чем, требование завершить строительство Объектов исключительно за счет средств краевого бюджета в указанные прокурором сроки, без учета ресурсных ограничений и рисков, источников финансового обеспечения мероприятий, нарушают принципы стратегического планирования в части разграничения полномочий, сбалансированности системы стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, установленные ст. 7 Федерального закона № 178-ФЗ.

Требования о возложении обязанности на Правительство края и министерство строительства края обеспечить финансирование работ по завершению строительства спорных Объектов, не соотносятся с принципом подведомственности расходов бюджета, установленного ст. 38.1 Бюджетного кодекса РФ.

В силу указной нормы получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, при этом получатель бюджетных средств может быть включен в перечень подведомственных получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Указывая на то, что главным распорядителем бюджетных средств является министерство строительства края, прокурор в иске не привел правовые основания для возложения обязанности обеспечить финансирование работ по завершению строительства Объектов на Правительство края с учетом вышеуказанной нормы. При этом, доводы прокурора о нарушении бюджетного законодательства при составлении бюджета на очередной финансовый год, не учитывающий необходимый объем средств для завершения строительства спорных Объектов, а также о наличии полномочий Правительства края "обеспечить финансирование" строительных работ, не соотносятся с ч. 2 ст. 171 Бюджетного кодекса РФ, ст. 1.1 Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 133 "О бюджетном процессе в Хабаровском крае" (далее - Закон края № 133), Постановлением Правительства края от 17.06.2013 № 162-пр "О составлении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период" (далее Постановление № 162-пр), в соответствии с которыми непосредственное составление регионального бюджета осуществляется министерством финансов края.

Учитывая положения как федерального, так и краевого законодательства, вопрос о формировании ассигнований на определенные цели в проекте бюджета региона решается по инициативе главного распорядителя бюджетных средств с участием министерства финансов края.

Указанными нормами права не предусмотрено совершение действий, которые просит прокурор возложить на Правительство края.

Согласно Закону Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 "О краевом бюджете на 2020 год и Осуществление Правительством края межбюджетных отношений по заявленным прокурором требованиям будет идти вразрез бюджетного законодательства.

Прокурором в просительной части искового заявления не указано в какой части и каким образом Правительство края и министерство строительства края должны исполнять требования.

Термин "обеспечить финансирование", использованный прокурором в просительной части иска, является неформализованным и абстрактным. В перечне полномочий главного распорядителя бюджетных средств, установленном бюджетным законодательством, данное полномочие отсутствует.

Согласно Закону Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" общий объем расходов краевого бюджета утвержден на 2020 год в сумме <данные изъяты> на 2021 год - 115,2 млрд, рублей, на 2022 год - <данные изъяты>

При этом дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами) краевого бюджета на 2020 год утвержден в сумме <данные изъяты>, на 2021 год - <данные изъяты>, на 2022 год - <данные изъяты>

Предельный объем государственного долга Хабаровского края утвержден на 2020 год в сумме <данные изъяты>, на 2021 год - <данные изъяты>, на 2022 год - <данные изъяты>

Таким образом, требования прокурора об обязании осуществить самостоятельное (без федеральных средств) финансирование строительства Объектов предполагает, при наличии превышения расходов краевого бюджета над его доходами, осуществление расходов, не предусмотренных краевым бюджетом, что входит в противоречие с принципами самостоятельности и эффективности использования бюджетных средств.

При этом осуществление не предусмотренных законом субъекта РФ расходов повлечет за собой увеличение дефицита краевого бюджета, и, следовательно, необходимость дальнейшего сокращения бюджетных расходов, предусмотренных на финансирование отраслей иного характера, что в свою очередь повлечет ущемление публичных интересов данных групп населения края.

Более того, как отмечено выше, размер дефицита краевого бюджета находится на грани предельного значения, установленного ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ, превышение которого действующим законодательством запрещено.

Работы по строительству Объектов относятся к работам для государственных нужд, заключение контрактов для проведения таких работ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Требование прокурора об обязании Учреждение завершить строительство Объектов, в отсутствие лимитов бюджетных обязательств, доведенных заказчику в необходимых размерах, не может быть удовлетворено как противоречащее законодательству.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке также должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Из положений Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляются на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям (ст.ст. 47, 52).

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (№ закупки ), между Учреждением и АО «Ленгипроречтранс» ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям и корректировке проектной и рабочей документации по объекту "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка". Срок выполнения работ по выполнению корректировки проектной документации, в том числе раздела "Смета на строительство объектов капитального строительства" установлен до 20.12.2020.

Таким образом, в отсутствии скорректированной проектной документации, определения окончательной сметной стоимости строительства, завершение строительства Объекта III этапа не может быть осуществлено до выполнения работ по вышеуказанному контракту.

Боле того, требование прокурора об обязании Учреждения завершить строительство Объектов не соотносится с положениями ст.ст. 702, 740 Гражданского кодекса РФ, возлагающими функции по осуществлению строительных работ на подрядчика, к которому Учреждение не относится.

Не завершение строительства Объектов в 2019 году, как предусмотрено Распоряжением № 704-р, не свидетельствует о бездействии ответчиков.

Мероприятия по строительству Объектов не завершены в предусмотренные Распоряжением № 704-р сроки в связи с расторжением контрактов на строительство Объектов, вызванного ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств.

Обстоятельства, подтверждающие ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств установлены вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края, которыми удовлетворены требования о взыскании неустойки с подрядчика (№ А73-8255/2019, А73- 5630/2019).

Таким образом, прекращение строительства Объектов обусловлено не виновными действиями ответчиков, а реализацией заказчиком, в лице Учреждения, права на отказ от исполнения контрактов в связи с их ненадлежащим исполнением подрядчиком, что соотносится с требованиями Закона о контрактной системе (ч.ч. 8, 9 ст. 95).

При этом, инициирование вопроса о расторжении контрактов исходило, в том числе, от представителей органов прокуратуры по результатам межведомственного совещания под председательством заместителя Генерального прокурора РФ ФИО6, состоявшегося 06.11.2019 в прокуратуре г. Комсомольска-на-Амуре.

В свою очередь, после принятия Учреждением решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов, Правительством края разработаны, утверждены и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством водных ресурсов, являющимися ответственными соисполнителями мероприятий, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики "дорожные карты", предусматривающие мероприятия, направленные на завершение строительства Объектов, в том числе, на привлечение бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Полагает, что принятие решения суда по заявленному иску, по существу, будет дублировать утвержденные органами государственной власти мероприятия по завершению строительства спорных Объектов, и не соотносится с задачами судопроизводства.

Мероприятия, связанные со строительством спорных Объектов, в соответствии с Распоряжением № 704-р, Государственной программой края № 27, предусматривают федеральное финансирование.

Вместе с тем, прокурором не указаны в качестве соответчиков соответствующие федеральные органы исполнительной власти (Минприроды России, Росводресурсы), участвующие в реализации плана, утвержденного Распоряжением № 704-р и являющиеся, в том числе, ответственными исполнителями мероприятий по строительству спорных Объектов.

Также полагает, что заявленные требования не могут быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного просит в иске отказать.

В письменном отзыве министерство строительства Хабаровского края указывает, что долгосрочным планом комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 704-р, определившим меры, необходимые для предотвращения угрозы причинения вреда от чрезвычайных ситуаций, в том числе мероприятия по развитию инфраструктуры г. Комсомольска-на-Амуре:

- "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 2,7272 км (п.202 Долгосрочного плана) (далее - Объект II этапа);

- "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега, р. Силинка, 2,087 км (п.203 Долгосрочного плана) (далее - Объект III этапа), со сроком реализации строительства Объектов II и III этапов 2019 год, ответственными исполнителями определены Правительство края, Минприроды России, Росводресурсы.

Организация строительства Объектов II и III этапов отнесена к компетенции Учреждения как застройщика, а не министерства.Объекты II и III этапов включены в Перечень КАИП на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов в соответствии с Порядком формирования и мониторинга реализации перечня краевых адресных инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 05.04.2012 №95-пр.

Кроме того, Объекты II и III этапов включены в государственную программу Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края" утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 № 27-пр.

В части организации строительства указанных объектов министерством полномочия выполняются надлежащим образом.

Согласно пункту 3 распоряжения № 704-р финансовое обеспечение мероприятий Долгосрочного плана осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Правительству края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Долгосрочного плана (п. 4 распоряжения 704-р).

Река Амур расположена на территории трех субъектов Российской Федерации и является объектом федеральной собственности.

Реализация мероприятий долгосрочного плана по строительству Объектов II и III этапов должна осуществляться с привлечением средств федерального бюджета.

В настоящее время Долгосрочным планом финансирование строительства Объектов II и III этапов после 2019 года из федерального бюджета не предусмотрено.

Заключение государственных контрактов на строительство Объектов II и III этапов возможно исключительно при наличии доведенных до Учреждения лимитов бюджетных обязательств.

В настоящее время в связи с отсутствием доведенных лимитов бюджетных обязательств Учреждение не имеет законной возможности для проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В целях завершения строительства Объекта II этапа министерством природных ресурсов края ведется работа с Росводресурсами и Минприроды России по вопросу выделения из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств в объеме неиспользованного остатка средств федерального бюджета (<данные изъяты>

Перечнем КАИП предусмотрены средства краевого бюджета для заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и завершения строительства Объекта II этапа ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> в 2020 году, <данные изъяты> в 2021 году.

По Объекту III этапа планируется корректировка проектно-сметной документации в связи с необходимостью спрямления русла р. Силинка.

По информации министерства природных ресурсов края, до настоящего времени Минприроды России и Росводресурсами решение о дополнительном финансировании мероприятий не принято, работы по спрямлению русла р. Силинка включены в задание на выполнение инженерных изысканий и внесение изменений в проектную документацию по объекту III этапа.

В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ задание согласовано Росводресурсами письмом от ДД.ММ.ГГГГ

Лимиты бюджетных обязательств на корректировку проектно-сметной документации по объекту III этапа предусмотрены в Перечне КАИП. После разработки проектно-сметной документации по объекту расходы на строительство объекта будут предусмотрены Перечнем КАИП с учетом стоимости строительства по результатам государственной экспертизы проектной документации.

Обеспечение министерством финансирования работ по строительству объектов возможно только в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств в части доведения лимитов бюджетных обязательств до Учреждения при условии, если такое финансирование будет предусмотрено законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятие которого выходит за рамки полномочий министерства.

Вместе с тем, по информации Учреждения для завершения строительства Объектов II и III этапов необходимо <данные изъяты>. (в том числе <данные изъяты>. по Объекту II этапа с учетом индексации стоимости строительства по 4 кв. 2021 года; <данные изъяты>. по Объекту III этапа с учетом индексации стоимости строительства по 4 квартал 2022 года). С учетом принятых Хабаровским краем на себя социальных обязательств финансирование завершения строительства Объектов II и III этапа исключительно за счет средств краевого бюджета (при отсутствии федерального софинансирования) не может быть осуществлено.

Для возложения обязанности по финансированию строительства объекта исключительно за счет средств бюджета Хабаровского края отсутствуют правовые основания.

Кроме того, бюджет Хабаровского края является дефицитным и социально ориентированным, в связи с чем удовлетворение исковых требований приведет к перераспределению средств, предусмотренных на поддержку отдельных категорий граждан, установленных действующим законодательством, и нарушит права неустановленного круга лиц из их числа.

Также, срок строительства объекта определяется проектом организации строительства, входящим в состав проектной документации, которая в свою очередь подлежит федеральной государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ. Кроме того, срок строительства зависит от финансирования, в том числе из федерального бюджета.

Указанный срок 31.12.2021 в иске не обоснован, соответствующие расчеты прокурором не приведены.

Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» в судебное заседание не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает, возможным рассматривать дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Правительства РФ от 18.04.2016 N 704-р (далее распоряжение N 704-р) утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре (далее - план).

Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации данного плана, поручено совместно с Минфином России и Минэкономразвития России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий плана в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации (п. 2 распоряжения N 704-р).

Пунктом 3 распоряжения N 704-р установлено, что финансовое обеспечение мероприятий плана осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Пунктом 4 распоряжения N 704-р Правительству Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий плана.

Согласно п. 7 распоряжения N 704-р Минэкономразвития России, Минфину России, федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации плана, поручено при формировании проектов федеральной адресной инвестиционной программы в первоочередном порядке обеспечивать финансирование мероприятий плана.

Пунктами 20(2), 20(3) разд. 2 плана предусмотрены мероприятия по развитию общегородской коммунальной инфраструктуры: по строительству объекта «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа», 7,272 км»; «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км».

Предельный срок реализации указанных пунктов плана установлен на 2019 г. Ответственными исполнителями данных пунктов плана определены Правительство Хабаровского края, Минприроды России, Росводресурсы, объемы финансирования установлены за счет средств: федерального бюджета, консолидированного бюджета Хабаровского края, внебюджетные средства.

Установлено, что на настоящий момент указанные пункты плана не реализованы, строительство Объектов не завершено, в связи с расторжением государственных контрактов на строительство, вызванного ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств.

После принятия решений об одностороннем отказе от исполнения контрактов, Правительством края разработаны, утверждены и согласованы с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральным агентством водных ресурсов, являющимися ответственными соисполнителями мероприятий, Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики "дорожные карты", предусматривающие мероприятия, направленные на завершение строительства Объектов, в том числе, на привлечение бюджетных ассигнований из федерального бюджета и завершение строительства объектов до 30.06.2021 и 31.12.2022 соответственно.

Вместе с тем, река Амур расположена на территории Забайкальского края, Амурской области, еврейской автономной области, Хабаровского края, то есть на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключением из этого положения является норма части 2 указанной статьи, определяющая, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Следовательно, река Амур является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.

Пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что негативное воздействие вод - это затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.

В соответствии с частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.

В силу пунктов 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1, 10 ст. 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению, а также принимать меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий только в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Размещение в акватории водного объекта, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, гидротехнических сооружений, равно как и осуществление действий, обустройству инженерной защиты, должно проводиться с привлечением собственника этого водного объекта либо уполномоченного им лица.

С учетом изложенного требования прокурора полагающего, что завершение строительства объектов инженерной защиты, предусмотренного Долгосрочным планом, в отсутствие финансирования со стороны собственника водного объекта, должно быть осуществлено за счет средств только бюджета Хабаровского края не могут быть признаны обоснованными.

Утверждение распоряжением Правительства РФ от 18.04.2016 N 704-р долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре, которым Правительству Хабаровского края и администрации г. Комсомольска-на-Амуре рекомендовано предусматривать в соответствующих бюджетах необходимые бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий плана, а также Правительство Хабаровского края включено в число ответственных исполнителей, не может рассматриваться как основание для передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах принадлежащих Российской Федерации субъекту Российской Федерации и для предъявления требований о финансировании и исполнении указанных полномочий в полном объеме за счет бюджета Хабаровского края.

Ссылки прокурора на положения пп. 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, а также пп. «е» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как основания для удовлетворения требований иска быть рассмотрены не могут.

Так, указанные положения, закона должны применяться в совокупности с нормами Водного кодекса Российской Федерации, нормами бюджетного законодательства и не подразумевают обязанности органов исполнительной власти Хабаровского края в целях осуществления вышеуказанных полномочий осуществлять финансирование и строительство инженерной защиты на реке Амур, являющейся собственностью Российской Федерации, в г. Комсомольске-на-Амуре.

В силу положений ч. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

В рамках федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 № 350 предусмотрено софинансирование строительства сооружений инженерной защиты в рамках региональных целевых программ (государственный заказчик - Росводресурсы) "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", "Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега, р. Силинка.

Согласно п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Вместе с тем, исполнение обязательств по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, относящихся к собственности Российской Федерации, не относится к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Ссылки прокурора на то, что предоставление субсидии является правом, а не обязанностью Российской Федерации и на возможность не предоставления софинансирования, предусмотренную положениями п.п. 3,5 Правил № 11 приложения к Федеральной целевой программе № 350, не влияют на выводы суда о том, что в данном случае исполнение спорных полномочий не может быть осуществлено в полном объеме за счет бюджета Хабаровского края.

Вопросы, отнесенные к компетенции Хабаровского края по предупреждению чрезвычайных ситуаций, финансированию мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются в рамках государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утв. Постановлением Правительства края от 03.05.2012 № 142-пр, которая строительство инженерной защиты территории г. Комсомольска-на-Амуре не предусматривает.

В тоже время, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" Правительством Хабаровского края принято постановление от 07.02.2014 N 27-пр, которым утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края".

Приложением № 2 к указанной программе предусмотрен перечень основных мероприятий, в п.п. 1.18, 1.19 которого на 2020 г. предусмотрены в целях предотвращения негативного воздействия вод мероприятия по консервации объектов капитального строительства «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - «Инженерная защита Центрального округа»; «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка».

Кроме того, установлено, что на данный момент на основании государственного контракта осуществляются работы по инженерным изысканиям и корректировке проектной и рабочей документации по объекту «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка». Срок выполнения работ по выполнению корректировки проектной документации, в том числе раздела "Смета на строительство объектов капитального строительства" установлен до 20.12.2020.

В целях организации работы в Правительстве Хабаровского края по комплексному развитию г. Комсомольска-на-Амуре на основании распоряжения Правительства Хабаровского края от 02.08.2019 N 633-рп создана межведомственная группа ("проектный офис") по комплексному развитию г. Комсомольска-на-Амуре, утверждён его состав, министерство экономического развития Хабаровского края определено органом, ответственным за координацию работы и методическое сопровождение проектного офиса.

Долгосрочным планом на настоящее время финансирование объектов второго и третьего этапов из федерального бюджета не предусмотрено.

При этом установлено, что для завершения строительства Объектов II и III этапов необходимо <данные изъяты>. (в том числе <данные изъяты>. по Объекту II этапа с учетом индексации стоимости строительства по 4 кв. 2021 года; <данные изъяты>. по Объекту III этапа с учетом индексации стоимости строительства по 4 квартал 2022 года). С учетом принятых Хабаровским краем на себя социальных обязательств финансирование завершения строительства Объектов II и III этапа исключительно за счет средств краевого бюджета (при отсутствии федерального софинансирования) не может быть осуществлено.

Согласно Закону Хабаровского края от 04.12.2019 № 32 "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" общий объем расходов краевого бюджета утвержден на 2020 год в сумме <данные изъяты>, на 2021 год - <данные изъяты>, на 2022 год - <данные изъяты>

При этом дефицит (превышение расходов бюджета над его доходами) краевого бюджета на 2020 год утвержден в сумме 7<данные изъяты>, на 2021 год - <данные изъяты>, на 2022 год - <данные изъяты>

Предельный объем государственного долга Хабаровского края утвержден на 2020 год в сумме 63,0 млрд. рублей, на 2021 год - <данные изъяты>, на 2022 год - <данные изъяты>

Вышеприведёнными обстоятельствами подтверждается, что меры по реализации государственной программы «развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края» в части строительства объектов инженерной защиты продолжают приниматься органами исполнительной власти края. Ведется, в том числе работа по согласованию вопроса о выделении финансирования из резервного фонда Правительства Российской Федерации средств в объёме неиспользованного остатка. Предусмотрены средства краевого бюджета для заключения для заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и завершения строительства Объекта II этапа ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> в 2020 году, 155 430,10 тыс. рублей в 2021 году. В соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ задание согласовано Росводресурсами письмом от ДД.ММ.ГГГГ Лимиты бюджетных обязательств на корректировку проектно-сметной документации по объекту III этапа предусмотрены в Перечне КАИП. После разработки проектно-сметной документации по объекту расходы на строительство объекта будут предусмотрены Перечнем КАИП с учетом стоимости строительства по результатам государственной экспертизы проектной документации.

С учетом установленных, вышеприведённых обстоятельств и норм закона, суд полагает требования прокурора не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, министерству строительства Хабаровского края, КГКУ «Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края» об обязании организовать и завершить строительство объектов «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре. Второй этап строительства - "Инженерная защита Центрального округа", 7,272 км», «Инженерная защита территории г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края. III этап. Инженерная защита правого берега р. Силинка, 2,087 км», обеспечить финансирование работ по завершению строительства указанных объектов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 03.09.2020 года.

Председательствующий (подпись)

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦Судья ______________________¦

¦ Н.А. Чижова ¦

¦Секретарь ¦

¦ ¦

¦ _______________________¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------

Решение не вступило в законную силу.

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2020-001886-82

Подлинник решения подшит в дело № 2-2241/2020 и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска