УИД 31RS0002-01-2020-002550-71
Дело № 2-2242/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 11 декабря 2020 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Лозовой Т.Н.
при секретаре Сидоренко И.В.,
с участием: истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Мегафон» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
С 2016 года ФИО1 является пользователем услуг связи, оказываемых сотовым оператором ПАО «Мегафон». 30 декабря 2018 года была произведена смена тарифного плата «Все включено М» на тарифный план «Включайся! Смотри!+» с предоставлением скидки 20 %.
Инициировав дело в суде, ФИО1 ссылается на предоставление не полной и не достоверной информации о тарифе, в части отдельной оплаты телефонных вызовов на городские номера г. Белгорода, в связи с чем, с учетом уточнений, просит обязать ПАО «Мегафон» возобновить оказание услуги связи на условиях ранее имевшегося тарифного плана «Все включено М» или предоставить аналогичный тарифный план, компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей.
В ходе судебного заседания исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился? будучи надлежащим образом извещенным о дате и месте судебного заседания, представил отзыв на иск, согласно которому возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку действующее законодательство прямо предусматривает право оператора связи в одностороннем порядке изменять тарифы и принятие изменений абонентом в виде подписания соглашения или совершения конклюдентных действий абонентом не требуется. Кроме того, указал, что фактически в настоящее время не имеется возможности подключения тарифного плата «Все включено М», ввиду его отсутствия.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 13.10.2016 между ФИО1 и ПАО «Мегафон» был заключен договор на предоставление услуг сотовой связи, по условиям которого абоненту был выделен абонентский номер <***> и подключен тарифный план "Включайся! Смотри 03.19".
Позднее, в связи изменением параметров и наименования вышеуказанного тарифного плана, вызванного необходимостью его оптимизации, истцу подключен тариф "Включайся! Для тебя (Максимальный)", о чем истец был уведомлен посредством направления смс-сообщения 17.07.2020.
Смена тарифного плана «Все включено М 1216» осуществлена 30.12.2018, в связи с изменением условий договора, о чем потребителя уведомил оператор сотовой связи по телефону.
Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ ("О связи", тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В силу п. 29 Постановления Правительства РФ от 9.12.2014 N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи", тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "е" п. 24 названных Правил оказания услуг телефонной связи, предусмотрено, что оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.
Аналогичные положения содержатся в Условиях оказания услуг связи ПАО «Мегафон».
Информация об изменении тарифа была опубликована на официальном сайте ПАО «Мегафон». Кроме того, как следует из письменного отзыва на иск, Ежеченко был проинформирован с предупреждением об изменении параметров тарифного плана абонента.
Доказательств обратному истцом суду не представлено, кроме того, истец также частично подтверждает данные обстоятельства.
Как следует из п. 9.2. Условий оказания услуг связи ПАО «Мегафон», которые являются неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи оператор вправе изменять в одностороннем порядке тарифы (тарифный план), принципы тарификации, виды тарификации, единицу тарификации и порядок оплаты неполной единицы тарификации при условии предварительного извещения абонента о таких изменениях путем размещения информации об изменениях на сайте оператора по адресу: www.megafon.ru не менее чем за 10 календарных дней до вступления в силу таких изменений, а также путем доведения указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов оператора и (или) включения информации в текст счета, выставляемого абоненту за оказание услуги оператора. Абонентам-физическим лицам, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляется короткое текстовое сообщение с информацией об изменении действующих тарифов. Абонент-физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения из предложенных оператором.
В п. 1 ст. 44 Федерального закона "О связи" услуга связи оказывается операторами пользователям этими услугами на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Заключая договор, абонент выражает свое согласие на применение Условий оказания услуг связи "Мегафон", являющихся неотъемлемой частью договора.
Правилами оказания услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 134 регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ оператор вправе сформировать оферту по изменению условий договора и определить в ней действия, выполнение которых абонентом будет считаться акцептом оферты.
Пункт 15.3 Условий оказания услуг связи ПАО «Мегафон» отражает вышеуказанное право оператора вносить изменения в текст договора, Условий и Правил корпоративного обслуживания.
В соответствии с п. 20.1 Условий устанавливается, что предложением оператора об изменении и/или дополнении Договора, в том числе Условий и Правил корпоративного обслуживания, является опубликование текста изменений соответствующего документа на сайте оператора www.megafon.ru, а также доведение указанных изменений до всеобщего сведения в местах продаж и обслуживания абонентов оператора не менее, чем за 10 календарных дней до даты вступления таких изменений в силу.
Пунктом 20.2 Условий предусмотрено, что принятие абонентом предложения, указанного в п. 20.1 являются конклюдентные действия по использованию и/или оплате услуг, оказываемых оператором на новых условиях, после вступления изменений в силу, а также отсутствие отказа от таких изменений, направленного абонентом в адрес оператора в течение 10 календарных дней с момента совокупности условий:
- неиспользование абонентом своего права на отказ от принятия изменений;
- совершение абонентом активных действий по использованию и/или оплате услуг, оказываемых на новых условиях.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
В п. 2 ст. 781 ГК РФ указано, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Согласно п. 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1342 от 09.12.2014 изменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяется договором.
В силу п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ. Перечень конклюдентных действий не установлен законом и определяется договором, в частности, п. 47 Правил.
При таких данных, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о признании действий ПАО «Мегафон» по одностороннему изменению условий договора на оказание услуг сотовой связи незаконными, поскольку действия ответчика согласуются с положениями действующего законодательства, а также условиями оказания услуг связи ПАО «Мегафон», с которыми истец согласился, поставив подпись в инфокарте.
Доводы истца о том, что документы, представленные ответчиком, не являются допустимыми доказательствами, поскольку представлены в копиях, не представлен подписанный договор оказания услуг, не могут быть приняты судом и подлежат отклонению, ввиду следующего.
Так, в силу ч. 2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса РФ, письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.
Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Судом данных обстоятельств не установлено.
Более того, сам заявитель не оспаривал факт заключения договора об оказании услуг связи с ответчиком с выделением абонентского номера: <***>.
Частью 1 ст. 45 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а также п. 14 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ N 1342 от 9.12.2014 (с изм. и доп.), установлено, что договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Такой договор заключается в письменной форме или в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, путем осуществления конклюдентных действий (п. 21 Правил).
Существенные условия, которые должны быть указаны в договоре, указаны в п. 23 названных Правил, а именно: абонентский номер (абонентские номера) или уникальный код идентификации (уникальные коды идентификации); оказываемые услуги телефонной связи; система оплаты услуг телефонной связи; порядок, сроки и форма расчетов. Стоимость услуг, которая по мнению истца, является существенным условием договора, в названном перечне не указана.
В силу п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренной п. 3 ст. 484 ГК РФ. Таким образом, действующее законодательство РФ и условия заключенного договора право абоненту изменять состав оказываемых услуг телефонной связи, тарифных планов, иных условий договора.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика по смене тарифного плана производились в полном соответствии с действующим законодательством, Условиями оказания услуг связи, которыми прямо предусмотрена возможность изменения условий тарификации в случае согласия абонента.
Разрешая заявленные требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Из анализа ст. ст. 151, 1101 ГК РФ следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Оценка разумности и справедливости размера компенсации морального вреда относится к прерогативе суда первой инстанции. Суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Поскольку обстоятельства, на которых были основаны требования истца, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, судом не было установлено виновных действий ответчика, которые бы повлекли нарушение законных прав и свобод истца, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ПАО «Мегафон» о защите прав потребителей, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Судья Т.Н. Лозовая
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2020.