ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2243/20 от 02.09.2020 Ленинскогого районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2–2243/2020

03RS0004-01-2020-001345-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Уфа 02 сентября 2020 года

Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,

при секретаре Васильевой Э.Д.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя истца ФИО3,

представителя ответчика ФИО4,

представителя третьих лиц Администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «СтройТЭК» о признании незаконным бездействия строительной компании по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом изменений) к ООО СЗ «СТЭК» о признании незаконным бездействия строительной компании по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка.

В обосновании своих требований ФИО1 ссылается на то, что он является собственником домовладения и земельного участка на праве общедолевой собственности с кадастровым номером площадью 685 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о правн собственности на дом и земельный участок. На момент регистрации права собственности земельного участка видом разрешенного использования данного земельного участка являлось «Обслуживание жилого дома и хозяйственных построек». В связи с многократным увеличением земельного налога, сменой почтового адреса и ориентира, а так же расхождения фактического положения дел с юридическим, он обратился в суд с иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти. Указывая о том, что по делу судом было установлено, что многократное увеличение земельного налога вызвано изменением вида разрешенного использования участка с «обслуживание жилого дома и хозяйственных построек» на «строительство многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами». Были внесены изменения почтового адреса и ориентира, вследствие чего возникли неудобства проживания по данному адресу. Изменения обусловлены действием постановления Администрации городского округа г.Уфа от 28 ноября 2013 года поступившего в порядке информационного взаимодействия в орган, осуществляющий государственный учет и регистрацию. Были внесены изменения в сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером и изменения почтового адреса и ориентира жилого домовладения. Постановлением от 28 декабря 2013 года «О предоставлении ООО СЗ «СТЭК» земельных участков, находящихся в квартале <адрес> для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами в аренду» основано на обращении ООО СЗ «СТЭК» в Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан. Срок действия данного постановления определен на три года и по своей сути предоставляет ООО СЗ «СТЭК» земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, находящиеся в квартале » в аренду сроком на три года для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными жилыми помещениями, паркингами». Его участок в первом пункте указан под номером 1.7. Таким образом, Администрация городского округа г.Уфа РБ определила сроки проектирования и строительства в данном квартале специализированного застройщика на отчуждение - фактическое изъятие имущества у собственников земельных участков и жилых домов, изначально предполагая, что застройщик уложится в установленные Постановлением сроки, предварительно утвердив проекты межевания территорий и произведет необходимые действия по заключению соглашения об изъятии недвижимого имущества у собственников земельных участков и домовладений. На момент его обращения в суд ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010228:8 принадлежащий ему на праве общедолевой собственности был «Для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов...», соответственно проектирование и строительство на территории его участка никаким образом не производилось. В постановлении Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной <адрес> и проекта межевания территории квартала , ограниченного <адрес>.» - отмечено обозначение здания с литером П-1 на его участке. Соответственно участок, принадлежащий ему на праве общедолевой собственности уже на тот момент не попадал в проектируемый участок литера П-3, являясь наиболее ближайшим к его домовладению объектом, предполагаемым к возведению, а был отнесен к участку с уже возведенным и сданным в эксплуатацию зданием со строительным литером П-1, которое было спроектировано и утверждено к возведению предшественником ООО «СтроиТЭК», компанией ООО «Строинвест». Тем не менее, действия Постановления распространялись на участок, принадлежащий ему на праве общедолевой собственности и непосредственным образом, влияли на судьбу его недвижимого имущества в части нарушения его прав. Указывает, что в решении суда от 30 января 2019 года по делу а-76/2019, установлено, что какие-либо действия, направленные на изъятия земельного участка принадлежащего административному истцу Администрацией городского округа г.Уфа не проводятся, заинтересованное лицо ООО «СтроиТЭК» доказательств ведения строительства, либо планирования строительства на земельном участке принадлежащим ФИО1 суду не представило. Тем самым в решении суда установлено бездействие строительной компании по освоению участка с кадастровым номером с целью проектирования и строительства. Полагает, что действие Постановления от 28 декабря 2013 года продолжается до сих пор, так на данный момент вступило в силу решение суда от 12 ноября 2019 года об обязании возвращения прежнего вида разрешенного использования участка. Считает, что действия компании ООО «СтроиТЭК» по подготовке проекта планировки и межевания для предоставления и утверждения Администрацией городского округа города Уфа, на прямую являются нарушением его права. Просит признать незаконным бездействие строительной компании ООО «СтроиТЭК» по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка с кадастровым номером

Определением суда от 06 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан.

Определением суда от 21 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена Администрация Ленинского района г.Уфы Республики Башкортостан.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представители ФИО2, ФИО3 измененные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «СтроиТЭК» ФИО4 в судебном заседании измененные исковые требования не признала, просила отказать по доводам изложенным в отзывах.

Представитель третьих лиц Администрации городского округа г.Уфы Республики Башкортостан, <адрес> Республики Башкортостан Г.Э.РБ. в судебном заседании измененные исковые требования полагала незаконными, подлежащими отклонению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст.42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Согласно ч. 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

В соответствии с ч.2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (ст.41 Градостроительного кодекса РФ). Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в ч.2 - 4.2, 5.2 ст.45 Градостроительного кодекса РФ, с учетом особенностей, указанных в ч.5.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ (ч.5 ст.45, ч.13 ст.46 Градостроительного кодекса РФ). Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено ч.15 и 16 ст.45 Градостроительного кодекса РФ. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (ст.3 Градостроительного кодекса РФ).

Как указано в ст.4 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч.1 ст.41 Градостроительного кодекса РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п.3 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч.1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ).

Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч.1 и 2 ст.43 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что постановлением Администрации от 01 июля 2011 года принято решение о развитии застроенной территории ограниченной <адрес>

На основании Постановления Администрации от 15 июля 2011 года проведен аукцион по продаже права на заключение договора о развитии указанной застроенной территории.

По результатам аукциона данное право предоставлено ООО «СтроиТЭК», с которым Администрация 31 августа 2011 года заключила договор -РТ о развитии застроенной территории ограниченной <адрес> (далее договор -РТ от 31 августа 2011 года).

Согласно п.1.1 договора -РТ от 31 августа 2011 года предметом договора является предоставление Администрацией обществу «СтроиТЭК» права на заключение договора о развитии застроенной территории, а ООО «СтроиТЭК», получая указанные права, принимает на себя обязательства в установленные разделом 3 договора сроки своими силами и за свой счет (или с привлечением сил и средств третьих лиц) выполнить указанные в разделе 3.1 договора обязательства по развитию вышеуказанной территории, в том числе разработать и утвердить в установленном порядке проект планировки и проект межевания застроенной территории, оформить права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, а Администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств ООО «СтроиТЭК».

Постановлением Администрации от 11 марта 2015 года ООО СЗ «СтроиТЭК» было разрешено разработать проект планировки и проект межевания территории на основании и по результатам публичных слушаний Постановлением Администрации от 22 марта 2016 года утвержден проект планировки территории, ограниченной <адрес> и проект межевания территории квартала , ограниченного <адрес>

Кроме того, по заказу ООО СЗ «СтроиТЭК» разработан и Постановлением Администрации от 11 мая 2018 года с учетом Постановления Администрации от 22 марта 2016 года утвержден проект планировки территории и проект межевания территории ограниченной <адрес>

В границах квартала расположен земельный участок с кадастровым номером принадлежащий на праве собственности истцу ФИО1, 7/100 доли. На данном земельном участке расположен жилой <адрес> с кадастровым номером , площадью 180,8 кв.м, инв. лит.А,А3, Б,Б2, б, , 7/100 доли в котором находится в собственности ФИО1

Материалами дела подтверждается, что Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 декабря 2013 года издано постановление «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК» земельных участков, находящихся в квартале , ограниченном <адрес> для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами в аренду». Согласно п.1 указанного постановления принято решение предоставить ООО «СтроиТЭК» в аренду на три года земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером . Согласно п.2.1 Постановления принято решение изменить почтовый адрес ориентира, в том числе и земельного участка с кадастровым номером с <адрес> на «в квартале ограниченного <адрес> Также в соответствии с п.2.2. Постановления решено для земельного участка с кадастровым номером изменить вид разрешенного использования с «для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек» на «для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами».

Как следует из преамбулы постановления, указанный акт вынесен на основании обращения ООО СЗ «СтройТЭК» вх. от 03 октября 2013 года.

В ходе рассмотрения дела, ФИО1 обратился с ходатайством об истребовании данного обращения, суду были предоставлены ответы от ООО СЗ «СТЭК» что данное обращение не сохранилось в связи с истечением срока хранения документов и от УЗИО Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о том, что срок хранения подобной документации составляет пять лет. В связи с получением исчерпывающей информации об отсутствии данного документа, повторное ходатайство истца об истребовании данного обращения у УЗИО Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан судом отклонено.

Не согласившись с Постановлением от 28 ноября 2013 года, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании постановления незаконным и отмене постановления.

Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2019 года требования ФИО1 были удовлетворены частично, Постановление от 28 ноября 2013 года было признано незаконным и отменно в части земельного участка с кадастровым номером <адрес>. Так судом было постановлено, признать незаконным и отменить постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 ноября 2013 года, в части: изменения почтового адреса ориентира в сведениях государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером <адрес> с <адрес> (п.2 и 2.1 оспариваемого постановления), изменения вида разрешенного использования в сведениях государственного кадастра недвижимости для земельного участка с кадастровым номером «Для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек» на «для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами» (п.2 и 2.2 оспариваемого постановления). В удовлетворении остальной части административного иска ФИО1 к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, отказано.

Далее ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с исковым заявлением о возложении обязанностей на Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером

Решением Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 12 ноября 2019 по делу исковые требования ФИО1 были удовлетворены. Судом постановлено обязать Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> вида разрешенного использования «для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными нежилыми помещениями с паркингами» на вид разрешенного использования «Для обслуживания индивидуального жилого дома и хозяйственных построек».

Данные решения вступили в законную силу.

В связи с вышеизложенным, ссылка ФИО1 на то, что ООО СЗ «СтройТЭК» не исполнило Постановление от 28 ноября 2013 года необоснованно, поскольку в отношении его земельного участка данное постановление отменено решением суда.

Согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории, земельный участок с кадастровым номером учтен в территории проектируемого участка П-1- участка многоквартирного жилого дома № 1 со встроенными предприятиями обслуживания.

Проект планировки территории и проект межевания территории, ограниченной <адрес> разработан в соответствии с действующими нормами утвержден в установленном законом порядке, никем не оспорен, не отменен, являются действующими документами градостроительного планирования. Каких-либо доказательств необходимости включения участка истца с кадастровым номером в иные проектируемые земельные участки отсутствуют. Принятые планировочные решения и решения по межеванию обусловлены нормами градостроительного планирования и не могут быть признаны незаконными по мотивам, изложенным истцом в исковом заявлении.

Постановление от 28 ноября 2013 года о предоставлении ответчику земельных участков в квартале в аренду для проектирования и строительства многоэтажных жилых домов не имеет отношения к принятию проектных решений при планировке и межеванию территории. Приведенные выше нормы Градостроительного кодекса РФ не обуславливают осуществление планировки и межевания территории исключительно землями, предоставленными лицу, осуществляющему разработку проекта планировки и проекта межевания в собственность или в аренду.

Полномочия по принятию решений об изъятии земельных участков, жилых и нежилых помещений предоставлены органам местного самоуправления п.26 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым к вопросам местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд. Нормы, регулирующие обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, содержатся в ст.32 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по принятию решения об изъятии, заключение соглашение об изъятии, а в случае отказа собственника от подписания соглашения, принудительное изъятие помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, в силу ст.32 Жилищного кодекса РФ, являются прямыми обязанностями публично-правового образования, которые не могут быть делегированы иному частному лицу.

Положения п.5 ч.3 ст.46.2 Градостроительного кодекса РФ предусматривают обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с п.4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства. Правовой механизм самостоятельного исполнения лицом заключившим договор о развитии застроенной территории процедуры изъятия жилых помещений и земельных участков у собственников, заключения с ними соглашений о выплате выкупной цены (возмещения) за изымаемые жилые помещения и процедуры предоставления жилых помещений лицам, проживающим по договорам социального найма в жилых помещениях в жилых домах подлежащих сносу, их выселения, отсутствует, действующим законодательством не предусмотрен.

Вышеуказанная норма и положения договора о развитии застроенной территории не предусматривают обязанность лица, заключившего договор с органом местного самоуправления (застройщика), производить расселение и выкуп жилых помещений непосредственно у собственников жилых помещений, а обязывают уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и расположенных на застроенной территории.

Согласно утвержденному проекту планировки и проекту межевания территории, земельный участок с кадастровым номером учтен в территории проектируемого участка П-1- участка многоквартирного жилого дома № 1 со встроенными предприятиями обслуживания. Строительство многоквартирного жилого дома № 1 было осуществлено иным застройщиком – ООО «СтройИнвест» по иному договору о развитии застроенной территории на что указывает истец в своем исковом заявлении. Исходя из утвержденной документации градостроительного планирования строительство и проектирование еще каких-либо объектов на территории проектируемого участка П-1 не предполагается. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований истца о признании незаконным бездействия ООО СЗ «СТЭК» по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего истцу ФИО1 на праве собственности отсутствуют.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что измененные исковые требования ФИО1 к ООО СЗ «СТЭК» о признании незаконным бездействия строительной компании по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка, подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении измененного искового заявления ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «СтройТЭК» о признании незаконным бездействия строительной компании по не разработке и неиспользованию с целью проектирования и строительства земельного участка - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий