Дело № 2-2243/2013
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Жуненко Н.А.,
при секретаре Тезекбаевой Е.Н.,
с участием представителя ответчика администрации МОГО «Инта» ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 23 сентября 2013 года дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о включении в списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией ОАО «Шахта «Западная-бис» с учётом членов семьи,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского округа «Инта» (далее – администрация МОГО «Инта») о включении его в списки граждан на получение социальной выплаты на переселение из районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия ОАО «Шахта «Западная-бис» составом семьи 5 человек, включая его самого, жену ФИО3, дочерей ФИО4, ФИО5, ФИО6. В обоснование иска истец указал, что работал на предприятиях угольной отрасли с __.__.__ года, с __.__.__ работал в ОАО «Шахта «Западная-бис», __.__.__ уволен по ликвидации организации, трудовой стаж на предприятиях угольной отрасли на момент увольнения составил более 12 лет, после увольнения обратился в ликвидационную комиссию ОАО «Шахта «Западная-бис» с заявлением о включении списки на переселение из районов Крайнего Севера, получил отказ по причине отсутствия общего «шахтного» стажа в размере 12 лет. В июне 2013 года узнал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.06.2005 имеет право на получение социальной выплаты для переселения из РКС в связи с ликвидацией предприятия угольной отрасли, так как имеет трудовой стаж работы в данной отрасли свыше 10 лет. Сразу в администрацию МОГО «Инта» с заявлением о включении в списки на переселение с учётом членов семьи не обратился, поскольку в __.__.__ года находился в Интинской ЦГБ после операции, проходил реабилитационный период. Полагает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.06.2005 имеет право на включение его в списки на получение социальной выплаты, поскольку более 10 лет проработал на угольных предприятиях г. Инты, был уволен в связи с ликвидацией предприятия до 01.01.2005.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён должным образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались должным образом, третье лицо ФИО3 представила в суд заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Представитель администрации МОГО «Инта» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала в полном объёме, поскольку списки работников ОАО «Шахта «Западная-бис», уволенных по ликвидации предприятия и имеющих право на получение субсидии для переселения из РКС, формировались в 2004 году. В списки включались работники, имеющие не менее 15 календарных лет стажа работы в РКС, в соответствии с требованием ст. 1 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002. В связи с принятием решения о ликвидации ОАО «Шахта «Западная-бис», на предприятии было разработано и утверждено Положение о порядке формирования списка очередности и предоставления безвозмездных жилищных субсидий за счёт средств государственной поддержки угольной отрасли. Согласно п.2.2. указанного Положения, безвозмездные жилищные субсидии предоставляются администрацией МОГО «Инта» согласно утвержденного ГУ «Соцуголь» списка. Очередь формируется по состоянию на 07.06.2004. В соответствии с п.1.4. Положения, в список на получение безвозмездных жилищных субсидий в соответствии с действующим законодательством, включаются работники, уволенные в связи с ликвидацией шахты, отработавшие в условиях Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 10 лет. Постановление Правительства РФ № 428 от 13.06.2005 применению в отношении истца не подлежит, поскольку вступило в законную силу в 2005 году, когда списки уже были сформированы и не подлежали уточнению, истец в утверждённых списках не значится.
Суд с учётом мнения представителя ответчика находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Оценив доводы сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающихся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лети состояли по месту жительства на учёте как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» ликвидация организаций по добыча (переработке) угля (горючих сланцев) вследствие отработки запасов угля (горючих сланцев) или неэффективности указанных организаций приводит к высвобождению работников, не подготовленных к выполнению другой профессиональной деятельности, и обусловливает необходимость принятия особенных мер по их социальной защите.
Согласно ч. 2 ст. 23 данного Закона работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жильё по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечнем мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно организациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтёрского города (посёлка) и согласовываются Министерством энергетики России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтёрского города (посёлка) гражданину, внесённому в утверждённые и согласованные списки.
Аналогичные положения были внесены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005.
Федеральным законом от 27.09.2005 № 123-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов …» статья 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее 10 лет.
Согласно п.п. «в» п.5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.06.2005 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» (далее Правила) - межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий, в том числе и по содействию в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в РКС организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности.
ОАО «Шахта «Западная-бис» решением Межведомственной комиссии включена в перечень особо убыточных шахт и разрезов, подлежащих ликвидации, в связи с чем ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания», являющееся собственником ОАО «Западная-бис», приняло решение о ликвидации данного предприятия.
В списки работников ОАО «Шахта «Западная-бис», имеющих право на получение безвозмездных жилищных субсидий за счет средств господдержки угольной отрасли в связи с ликвидацией предприятия, истец не включен, что подтвердила представитель ответчика в судебном заседании.
Из трудовой книжки следует, что истец в период обучения в городском профтехучилище №__ г. Инты Коми АССР проходил производственную практику с __.__.__ по __.__.__ на ШСУ-8 комбината «Печоршахтострой», с __.__.__ по __.__.__ в Строительном управлении-1 (СУ-1) треста «Интауглестрой», с __.__.__ по __.__.__, с __.__.__ по __.__.__ и с __.__.__ по __.__.__ на шахте «Интинская» производственного объединения «Интауголь»; __.__.__ истец отчислен из училища в связи с его окончанием; в период с __.__.__ по __.__.__ истец работал в Ремстройуправление объединения «Интауголь»; с __.__.__ по __.__.__ – на шахте «Глубокая» объединения «Интауголь»; с __.__.__ по __.__.__ – в Интинской Нефтегазоразведочной экспедиции ПТО «Ухтанефтегазгеология»; с __.__.__ по __.__.__ – на шахте «Интинская»; с __.__.__ по __.__.__ – в Акционерном обществе открытого типа шахта «Восточная»; с __.__.__ по __.__.__ – в Муниципальном унитарном предприятии «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Инты; с __.__.__ по __.__.__ – в ОАО Деревообрабатывающий завод «Интауголь» впоследствии «ДОЗ «Интауголь»; с __.__.__ по __.__.__ – в ЗАО «Интанефть»; __.__.__ истец принят на работу в ОАО «Шахта «Западная-бис», __.__.__ уволен по п. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией предприятия (л.д. 7-12).
Согласно п. 1 Положения о производственном объединении (комбинате), утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 27.03.1974 № 212 производственное объединение (комбинат) представляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят фабрики, заводы, научно-исследовательские, конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации и другие производственные единицы. Производственное объединение (комбинат) является основным (первичным) звеном промышленности; деятельность его строится на сочетании централизованного руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой самого объединения. Из п. 6 следует, что Объединение, которому подчинены самостоятельные предприятия и организации, выступает по отношению к ним как вышестоящий орган. В этих случаях объединение может централизовать полностью или частично выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций указанных предприятий и организаций.
В состав производственного объединения «Интауголь» в качестве самостоятельных юридических лиц были включены Строительное управление (СУ) № 1 треста «Интауглестрой», Ремонтно-строительное управление, Деревообрабатывающий завод, обладающие достаточной экономической и правовой самостоятельностью. Шахтостроительное управление № 8 (ШСУ-8) входило в качестве самостоятельного юридического лица в состав производственного объединения «Печоршахтострой», 01.04.1989 года Шахтостроительное управление № 8 (ШСУ-8) из комбината «Печоршахтострой» Минуглепрома ССР включено в состав треста «Интауглестрой» производственного объединения по добыче угля «Интауголь» по приказу Минуглепрома СССР от 28.02.1989 г. № 36.
Постановлением Правительства РФ № 840 от 24.12.2004, которым утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, и предусмотрены социальные гарантии в виде жилищной субсидии указанной выше категории работников организаций угольной промышленности, принято во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» № 81-ФЗ от 20.06.1996, регулирующего основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев), отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области. Действие указанного Закона распространяется на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), шахтного строительства, аварийно-спасательного обслуживания организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), на деятельность по ликвидации последствий ведения горных работ, обеспечению социальных гарантий работникам указанных организаций и другим категориям лиц, а также на деятельность по государственному контролю и надзору за безопасным ведением работ по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) (ст. 3). Федеральный закон № 81-ФЗ определяет основы государственной политики в области добычи (переработке) и использовании угля (горючих сланцев), а также регулирует отношения, возникающие при осуществлении в этой области (ст. 1).
С учётом изложенного, деятельность ФИО2 в Шахтостроительном управлении № 8, Строительном управлении № 1, Ремонтно-строительном управлении, Деревообрабатывающем заводе, входящих в состав производственного объединения «Интауголь» в качестве самостоятельных юридических лиц, характера выполняемых ими трудовых функций на этих предприятиях не может быть расценена как работа на предприятиях угольной промышленности.
Суд приходит к выводу о включении в стаж работы истца в организациях угольной промышленности, расположенных в РКС (г. Инта) периоды: с __.__.__ по __.__.__ (01 месяц 14 дней), __.__.__ по __.__.__ (01 месяц 07 дней), __.__.__ по __.__.__ (02 месяца 20 дней) – прохождение практики в период обучения в профтехучилище на шахте «Интинская», с __.__.__ по __.__.__ (08 месяцев 09 дней)– работа на шахте «Глубокая» объединения «Интауголь», с __.__.__ по __.__.__ (01 год 04 месяца 11 дней)– работа на шахте «Интинская», с __.__.__ по __.__.__ (02 года 01 месяц 08 дней)– работа в АООТ шахта «Восточная».
Таким образом, согласно материалов дела, стаж работы истца в организациях угольной промышленности, расположенных в РКС (г. Инта) по состоянию на __.__.__ – на момент увольнения в связи с ликвидацией предприятия составил 04 года 07 месяцев 09 дней (01 месяц 14 дней + 01 месяц 07 дней + 02 месяца 20 дней + 08 месяцев 09 дней + 01 год 04 месяца 11 дней + 02 года 01 месяц 08 дней).
Суд не включает в стаж работы истца в организациях угольной промышленности периоды работы истца в Интинской нефтегазоразведочной экспедиции ПТО «Ухтанефтегазгеология», в Муниципальном унитарном предприятии «Управление жилищно-коммунального хозяйства» г. Инты, ЗАО «Интанефть», поскольку эти предприятия к организациям угольной отрасли не относятся.
Истец был уволен с ОАО «Шахта «Западная-бис» в связи с ликвидацией организации __.__.__, т.е. до __.__.__, стаж работы в организациях угольной промышленности на момент увольнения составил 04 года 07 месяцев 09 дней, т.е. менее 10 лет, предусмотренных Правилами.
Таким образом, условия, предусмотренные законодателем в отношении граждан, высвобожденных в связи с ликвидацией организации угольной отрасли, расположенной в РКС, необходимые для получения субсидии, истцом выполнены не в полном объеме, следовательно, право истца на указанный вид субсидирования не возникло.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований к администрации МОГО «Инта» в полном объёме.
Руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать ФИО2 в иске к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о включении в списки претендующих на получение социальной выплаты для переселения из районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией предприятия ОАО «Шахта «Западная-бис» с составом семьи 5 человек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2013 года в 14 часов 00 минут.
Судья: Н.А. Жуненко