Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-22461
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июня 2011 г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Федерального судьи Миценко О.А.
при секретаре Головань Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саввиди Д.А. к Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» Республика Адыгея об оспаривании бездействия органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л :
Первоначально Саввиди Д. А. (далее заявитель) обратился в суд, ссылаясь на то, что является собственником следующих зданий и строений молочно-товарной фермы по адресу:
1) телятник с пристройкой (молочно-товарная ферма), литер «Г1,г1», номер объекта №, общей площадью 1046,7 кв.м., на 228 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории , запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
2) телятник (молочно-товарная ферма), литер «Г2», номер объекта № общей площадью 1202,1 кв.м., на 320 голов. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
3) телятник (молочно-товарная ферма), литер «Г3», номер объекта №, общей площадью 1053,9 кв.м., на 228 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
4) коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г4», номер объекта №, общей площадью 1608,3 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
5) коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г5», номер объекта №, общей площадью 1492,2 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
6) пристройка (молочно-товарная ферма), литер «Г6», номер объекта №, общей площадью 255,6 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
7) коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г7», номер объекта №, общей площадью 1492,2 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
8) бригадный дом (молочно-товарная ферма), литер «Г8», номер объекта №, общей площадью 211,1 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
9) хозблок (молочно-товарная ферма), литер «Г9», номер объекта №, общей площадью 92,4 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
10)хозблок (молочно-товарная ферма), литер «Г10», номер объекта №, общей площадью 44,4 кв.м.
Заявителем указано, что данные здания и строения расположены на землях, находящихся в муниципальной собственности МО «Тахтамукайский район» и до ДД.ММ.ГГГГ принадлежавших также Совхозу «Прикубанский» на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылаясь на п. 1 ст. 36 ЗК РФ, ст. 29 ЗК РФ заявитель указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к Главе муниципального образования «Тахтамукайский район» Республики Адыгея с заявлением о приобретении в собственность земельного участка общей площадью 71,9628 га по адресу: (регистрационный номер заявления 253 от ДД.ММ.ГГГГ).
Заявление о приобретении в собственность земельного участка было подано в соответствии с пунктами 5, 7 статьи 36 ЗК РФ, перечень документов, приложенных к заявлению, соответствовал перечню, установленному Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 370 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Поскольку испрашиваемый земельный участок еще не сформирован и соответственно не осуществлен государственный кадастровый учет участка, то применяется пункт 7 статьи 36 ЗК РФ, согласно которому орган местного самоуправления, на основании заявления о предоставлении земельного участка, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Вместе с заявлением о предоставлении земельного участка в администрацию МО «Тахтамукайский район» истцом был направлен на согласование План границ испрашиваемого в собственность земельного участка.
В заявлении о приобретении в собственность земельного участка заявителем было приведено обоснование площади испрашиваемого земельного участка, необходимого для использования зданий и строений молочно-товарной фермы. Расчет площади произведен Научно-производственным предприятием ООО «ЮрИнСтрой» г.Краснодар с учетом требований нормативно-технической и санитарно-гигиенической документации. Для обоснования размера земельного участка, необходимого для использования имеющихся зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота учитываются данные о потребностях в зеленой массе одной коровы, урожайности пастбищ в данном регионе, а также необходимой площади для утилизации навоза.
Заявителем также указано, что исходя из установленных нормативов, а также исходя из естественных границ участков, имеющихся на местности (п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ), площадь земельного участка, необходимого для использования имеющихся зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота в количестве до 1376 голов и производства продуктов животноводства, составляет 71,9628 га, в том числе:
- площадь участка для стойлового содержания 1376 голов крупного рогатого скота составляет 12,2495 га (участок № на Плане границ);
- площадь участка для организации лагерно-пастбищного способа летнего содержания коров (летний лагерь) составляет 3,6331 га (участок № на Плане границ);
- площадь земельного участка, необходимого для организации пастбища для выращивания и откорма 1376 голов КРС составляет 56,0802 га (участки № и № на Плане границ).
Заявитель также обращает внимание, что при образовании испрашиваемого земельного участка из муниципальных земель сельскохозяйственного назначения и предоставлении его в собственность для использования зданий и строений молочно-товарной фермы, администрацией МО «Тахтамукайский район» не будут нарушаться требования ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части ограничения максимального размера сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
Администрация МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея в срок до ДД.ММ.ГГГГ должна была направить в адрес заявителя утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка общей площадью 71,9628 га на кадастровом плане (карте), однако Саввиди Д.А. не получил ни утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка, ни отказ в ее утверждении и предоставлении участка в собственность.
Заявитель считает, что бездействие Администрации МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея нарушает его право на приватизацию земельного участка как собственника находящихся на нем строений, в связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие Администрации МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея, выразившееся в нарушении месячного срока утверждения схемы расположения испрашиваемого в собственность земельного участка, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения», общей площадью 71,9628 га, расположенного по адресу: .
Кроме того, Саввиди Д.А. просит суд обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея устранить допущенные нарушения прав и свобод Саввиди Д.А. в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда: утвердить и выдать схему расположения земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», общей площадью 71,9628 га (по адресу: ) на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а также выдать доверенность на имя Саввиди Д.А. на осуществление действий по постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Впоследствии Саввиди Д.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования и просит суд:
- Обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея устранить допущенные нарушения его прав и свобод и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого в собственность земельного участка, принять решение о предоставлении Саввиди Д.А. на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: , общей площадью 71,9628 га, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения» для использования зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота, по цене, установленной Постановлением Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ и равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
- Обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея заключить с Саввиди Д.А. договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: , общей площадью 71,9628 га, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения» для использования зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота, по цене, установленной Постановлением Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ и равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого в собственность земельного участка.
Саввиди Д.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, что усматривается из материалов дела, просит суд рассмотреть дело в его отсутствии. Представители Саввиди Д.А. по доверенности Копылов В.В., Кирпаль М.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом уточнений, просят полностью удовлетворить, дав пояснения в соответствии с доводами заявления.
Администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» Республика Адыгея, чьи действия обжалуются, надлежаще извещена, что подтверждено материалами дела, не направила своего представителя в судебное заседание.
Глава муниципального образования «Тахтамукайский район» Р. Пшидаток посредством факсимильной связи представил в суд возражения, просит суд полностью отказать в удовлетворении заявленных Саввиди Д.А. требований.
В обоснование доводов возражений указано, что претензии заявителя носят характер спора о праве, подлежащего разрешению в исковом порядке, но не в рамках требования об оспаривании ненормативного правового акта, действия (бездействие) органа местного самоуправления. Кроме того указано, что на данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, на которые указывает заявитель, а земельное законодательство не предоставляет собственникам объектов, разрушенных в результате физического износа, исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, занятых такими объектами. Заинтересованное лицо заявило, что представленное Саввиди Д.А. заключение ООО «НПП «ЮрИнСтрой» не может быть положено в основу решения суда, так как специалисты данной организации не предупреждались об уголовной ответственности в порядке, закрепленном статьей 80 ГПК РФ. К письменным возражениям администрация приложила акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что недвижимое имущество молочно-товарной фермы (десять объектов) и мехотряда № полностью разобраны, а административное здание превращено в свалку мусора.
Выслушав доводы заявителя и его представителей, возражения Администрация муниципального образования «Тахтамукайский район» Республика Адыгея, исследовав представленные доказательства, материалы дела в порядке ст. 56 ГПК РФ, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в судебном заседании, Саввиди Д.А. оспариваются бездействия органа местного самоуправления, в связи с чем, суду необходимо установить, имеет ли место нарушение прав и законных интересов заявителя со стороны Администрации муниципального образования «Тахтамукайский район» и подтверждены ли доказательствами.
На основании совокупности представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу, что требования Саввиди Д.А. законны и обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельным кодексом РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Земельным кодексом РФ.
В соответствие с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (часть 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция подтверждена определением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 187-О.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по реализации прав собственников объектов недвижимости на приобретение в собственность земельных участков под этими объектами» для расчета цены земли при продаже земельных участков собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, применяются ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, определенные в установленном порядке в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории с учетом коэффициентов, применяемых для ставок земельного налога в соответствии с федеральным законодательством:
в городе Майкопе, поселках городского типа Яблоновском, Энем, Тульском и в районных центрах Республики Адыгея - в десятикратном размере;
в городе Адыгейске, в поселках городского типа Тлюстенхабль, Каменномостский - в восьмикратном размере;
на остальной территории Республики Адыгея - в пятикратном размере.
Судом достоверно установлено, что Саввиди Д.А. принадлежат на праве собственности комплекс зданий, строений, сооружений капитального и некапитального характера, необходимых для организации молочно-товарной фермы (МТФ) и расположенных по адресу: .
В состав данного имущества входят, в том числе, следующие здания и строения молочно-товарной фермы:
11)телятник с пристройкой (молочно-товарная ферма), литер «Г1,г1», номер объекта №, общей площадью 1046,7 кв.м., на 228 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
12)телятник (молочно-товарная ферма), литер «Г2», номер объекта №, общей площадью 1202,1 кв.м., на 320 голов. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
13)телятник (молочно-товарная ферма), литер «Г3», номер объекта №, общей площадью 1053,9 кв.м., на 228 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
14)коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г4», номер объекта №, общей площадью 1608,3 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
15)коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г5», номер объекта №, общей площадью 1492,2 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
16)пристройка (молочно-товарная ферма), литер «Г6», номер объекта №, общей площадью 255,6 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
17)коровник (молочно-товарная ферма), литер «Г7», номер объекта №, общей площадью 1492,2 кв.м., на 200 голов . Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
18)бригадный дом (молочно-товарная ферма), литер «Г8», номер объекта №, общей площадью 211,1 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
19)хозблок (молочно-товарная ферма), литер «Г9», номер объекта №, общей площадью 92,4 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №;
20)хозблок (молочно-товарная ферма), литер «Г10», номер объекта №, общей площадью 44,4 кв.м. Право собственности на здание подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, запись от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Суд считает данные обстоятельства установленными, поскольку заявитель представил в судебное заседание оригиналы свидетельств о государственной регистрации прав собственности на указанные здания, строения и сооружения.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Доказательства оспаривания права собственности заявителя на объекты недвижимости в суд сторонами не представлены.
При осуществлении государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» независимо от степени физического износа объекта недвижимости, он может быть признан объектом гражданского оборота с распространением на него правового режима недвижимого имущества.
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка заявителю, имеющему на праве собственности объекты недвижимости – нежилые здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, у администрации МО «Тахтамукайский район» не имелось.
Кроме этого, суд обращает внимание, что Администрация МО «Тахтамукайский район» не представила доказательств разрушения объектов недвижимости в установленном законом порядке.
Представленный Администрацией акт от ДД.ММ.ГГГГ не является допустимым доказательством, так как в соответствие со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Документы, подтверждающие факт разрушения объектов недвижимости, должны соответствовать правовым нормам Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 921.
Такие доказательства в суд не были представлены.
Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, право пользования участком площадью 71,9628га возникло у заявителя в силу прямого указания закона. Аналогичная норма содержится в п. 2 ст.271 Гражданского кодекса РФ: при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что согласно ст. 39 ЗК РФ при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости, права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет.
Данная норма права подтверждает позицию заявителя относительно того, что при различных степенях разрушения зданий, строений, сооружений, он не может быть лишен права собственности на них и, соответственно, прав на земельный участок.
Доводы администрации МО «Тахтамукайский район» о том, что заключение ООО «Научно-производственное предприятие «ЮрИнСтрой» от ДД.ММ.ГГГГ не может быть положено в основу решения суда, суд считает не заслуживающими внимания, поскольку объективно ничем не подтверждены.
В соответствие с пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом достоверно установлено, что заявитель исполнил возложенную на него законом обязанность при обосновании площади земельного участка, который он планирует приватизировать. Каких-либо возражений по существу заключения со стороны заинтересованного лица не предоставлено.
В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ:
- суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств;
- никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствие со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В связи с этим суд, при определении площади земельного участка, необходимого для технической эксплуатации зданий и строений молочно-товарной фермы, расположенной по адресу: руководствовался представленными сторонами в суд доказательствами, в том числе, актом первичной строительно-технической экспертизы №.1 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным ООО «Научно-производственное предприятие «ЮрИнСтрой».
Указание заинтересованной стороны на то обстоятельство, что претензии заявителя носят характер спора о праве, подлежащего разрешению в исковом производстве, не подтверждены законодательством и не могут быть приняты судом во внимание при разрешении настоящего спора.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
В связи с бездействием Администрации и неисполнением ею установленных законом обязанностей заявитель обратился в суд, чем реализовал установленное статьей 3 ГПК РФ право в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствие со статьей 254 ГПК РФ гражданин СаввидиД.А. обратился в суд заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
Решил:
Заявление Саввиди Д.А. удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Администрации МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея, выразившееся в нарушении месячного срока утверждения схемы расположения испрашиваемого в собственность земельного участка, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения», общей площадью 71,9628 га, расположенного по адресу: .
Обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея устранить допущенные нарушения прав и свобод Саввиди Д.А. в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения суда: утвердить и выдать Саввиди Д.А. схему расположения земельного участка, относящегося к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», общей площадью 71,9628 га (по адресу: ) на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а также выдать доверенность на имя Саввиди Д.А. на осуществление действий по постановке испрашиваемого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея устранить допущенные нарушения прав и свобод Саввиди Д.А. и в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого в собственность земельного участка принять решение о предоставлении Саввиди Д.А. на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: , общей площадью 71,9628 га, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения» для использования зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота, по цене, установленной Постановлением Кабинета Министров № от ДД.ММ.ГГГГ и равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Обязать Администрацию МО «Тахтамукайский район» Республики Адыгея заключить с Саввиди Д.А. договор купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: , общей площадью 71,9628 га, относящегося к категории «земли сельскохозяйственного назначения» для использования зданий и строений молочно-товарной фермы для содержания в стойлово-пастбищном порядке крупного рогатого скота, по цене, установленной Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея №57 от ДД.ММ.ГГГГ года и равной пятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого в собственность земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011г.
Судья: О.А.Миценко