дело № 2-2246/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2019 года. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Моисеенкова А.И.,
при секретаре Ворониной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербатых Н.Г. к ТСЖ «Советская 148» о признании действий незаконными по начислению платежей по статье за теплоснабжение и обязании произвести перерасчет,
У С Т А Н О В И Л :
Щербатых Н.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ТСЖ «Советская 148», ссылаясь на то, что она проживает в жилом доме № по <адрес>, в <адрес>. Жилое помещение, квартира №, общей площадью 59,3 кв.м, принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с нормами ЖК РФ, с учетом требований норм Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ она обязана своевременно осуществлять плату за пользование жилым помещением и местами общего пользования, а также плату за пользование потребленными коммунальными ресурсам, поставляемыми поставщиками таких услуг. В жилом доме № по <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, которая подается поставщиком АО «Донэнерго» для отопления квартир. В квартире истца имеется индивидуальное отопление, с помощью которого она и отапливает свою квартиру. Переустройство квартиры истца, в результате которого было выполнено отключение от центрального теплоснабжения и установлено индивидуальное отопление, выполнено в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ, на основании решения Межведомственной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждено актом об отключении тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ. Установленное в квартире истца индивидуальное оборудование включает в себя, в том числе и газовый котел с закрытой камерой сгорания BAXI MAIM 24, номинальной мощностью на отопление 18,6 кВт, что позволяет отапливать им помещения ориентировочно до 240 кв.м. Тепловую энергию, которую истец использует для обогрева квартиры, вырабатывает котел, потребляя при этом природный газ. Для работы котла истец заключила с ресурсопоставляющей организацией, ОАО «Шахтымежрайгаз», договор на поставку газа от ДД.ММ.ГГГГ и договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ. Истцу известно, что в многоквартирном доме № по <адрес> имеют индивидуальное отопление 25 квартир, при этом общее число квартир в доме - 70. ДД.ММ.ГГГГ на расширенном заседании правления Товарищества собственников жилья «Советская 148» (далее - ТСЖ) собственникам квартир, у которых установлено индивидуальное отопление, была доведена информация о результатах неплановой проверки ТСЖ. По результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией <адрес> (далее - ГЖИ) в отношении ТСЖ, было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), в части порядка определения размера платы за отопление, в том числе для квартир, имеющих индивидуальное отопление, в многоквартирном доме с центральным отоплением (т.е. в доме, расположенном по адресу: <адрес>). Правление ТСЖ уведомило истца о том, что она должна оплачивать коммунальные услуги по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в последующем. Таким образом, истцу сделано начисление за тепловую энергию в сумме 27453 руб. 71 коп., которую истец не потреблял и не намерен потреблять в дальнейшем. Эти действия ТСЖ противоречат ч. 1 ст. 37 Закона «О защите прав потребителей» № от ДД.ММ.ГГГГ. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Как упомянуто выше, квартира истца была отключена от центрального отопления на законных основаниях, и из нее убраны радиаторы, которые могли бы передавать тепловую энергию для обогрева квартиры. Вместо этого смонтирована индивидуальная система отопления и установлен газовый котел с закрытой камерой сгорания BAXI MAIM 24, номинальной мощностью на отопление 18,6 кВт. Ввиду отсутствия возможности получать тепловую энергию через централизованную сеть, у истца нет договорных отношений с поставщиком тепловой энергии. Важным является и то, что в доме № по <адрес> нет ни одного помещения общего пользования, где бы были установлены батареи центрального отопления, что свидетельствует о том, что вся получаемая от АО «Донэнерго» тепловая энергия поступает только к тем абонентам, которые подключены к системе, и распределяется только между подключенными абонентами. Именно подключенные к централизованной сети абоненты и являются потребителями тепловой энергии. Других потребителей тепловой энергии в доме нет. Таким образом, считает, что предъявленные к истцу требования со стороны ТСЖ об оплате тепловой энергии, которую она не потребляла и не имеет намерения потреблять, являются незаконными, противоречат действующему законодательству РФ.
На основании изложенного просила признать незаконными действия ТСЖ «Советская 148» о необоснованном начислении истцу оплаты за тепловую энергию как собственнику квартиры № по <адрес>, с момента установления индивидуального отопления то есть с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; обязать ТСЖ «Советская 148» устранить допущенные нарушения закона по незаконному и необоснованному начислению оплаты за поставку якобы в квартиру центральной тепловой энергии (отопления) в размере 25227 руб. 15 коп. на сентябрь 2017 года, отсутствующую у истца в квартире с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ТСЖ «Советская 148» в пользу истца судебные издержки, складывающиеся из суммы: 300 руб. - госпошлина в суд, 15000 руб. - затраты на адвоката, квитанция об оплате 1000 руб. за нотариальную доверенность, а всего - 16300 руб.
Впоследствии истец дважды уточняла исковые требования и в окончательном варианте просила признать незаконными действия ТСЖ «Советская 148» о необоснованном начислении ей оплаты за тепловую энергию; обязать ТСЖ «Советская 148» устранить допущенные нарушения закона по незаконному и необоснованному начислению оплаты за поставку тепловой энергии; взыскать с ТСЖ «Советская 148» в ее пользу судебные издержки, складывающиеся из суммы: 300 руб. - госпошлина в суд, 15000 руб. - затраты на адвоката; взыскать с ответчика ТСЖ «Советская 148» в ее пользу денежную сумму в размере 15000 руб. в счет компенсации морального вреда.
Истец Щербатых Н.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ТСЖ «Советская 148» - Юдаев А.А., действующий на основании протокола заседания правления ТСЖ "Советская 148", в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска в полном объеме по основаниям, аналогичным указанным в письменном отзыве на иск (л.д. 34-37).
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск частично обоснованным и не подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 11 ЖК РФ).
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги… (п.п. 8, 10, 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона "О защите прав потребителей", потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичным образом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В п.п. "д" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 5 вышеуказанных Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, по смыслу п. 6 Правил во взаимосвязи с пп. "д" п. 2 и п. 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу требований статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору на отпуск тепловой энергии энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергий; если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В судебном заседании установлено, что Щербатых Н.Г. проживает в жилом доме № по <адрес>, в <адрес>. Жилое помещение, квартира №, общей площадью 59,3 кв.м, принадлежит Щербатых Н.Г. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
В жилом доме № по <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, которая подается поставщиком АО «Донэнерго» для отопления квартир.
В квартире истца имеется индивидуальное отопление, с помощью которого Щербатых Н.Г. и отапливает свою квартиру.
Переустройство квартиры истца, в результате которого было выполнено отключение от центрального теплоснабжения, и установлено индивидуальное отопление, выполнено в соответствии с требованиями ст. 26 ЖК РФ на основании решения Межведомственной комиссии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ и подтверждено Актом об отключении тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ.
Установленное в квартире Щербатых Н.Г. индивидуальное оборудование включает в себя, в том числе и газовый котел с закрытой камерой сгорания BAXI MAIM 24, номинальной мощностью на отопление 18,6 кВт, что позволяет отапливать им помещения ориентировочно до 240 кв.м.
Тепловую энергию, которую Щербатых Н.Г. использует для обогрева квартиры, вырабатывает котел, потребляя при этом природный газ. Для работы котла Щербатых Н.Г. заключила с ресурсопоставляющей организацией ОАО «Шахтымежрайгаз» договор на поставку газа от ДД.ММ.ГГГГ и договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ.
В многоквартирном доме № по <адрес> имеют индивидуальное отопление 25 квартир, при этом общее число квартир в доме - 70.
ДД.ММ.ГГГГ на расширенном заседании правления Товарищества собственников жилья «Советская 148» (далее - ТСЖ) собственникам квартир, у которых установлено индивидуальное отопление, была доведена информация о результатах неплановой проверки ТСЖ.
По результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией <адрес> (далее - ГЖИ) в отношении ТСЖ, было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила), в части порядка определения размера платы за отопление, в том числе для квартир, имеющих индивидуальное отопление, в многоквартирном доме с центральным отоплением (т.е. в доме, расположенном по адресу: <адрес>).
Правление ТСЖ уведомило истца о том, что Щербатых Н.Г. должна оплачивать коммунальные услуги по отоплению в соответствии с требованиями п. 42 (1) Правил за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в последующем.
Таким образом, истцу произведено начисление за тепловую энергию в сумме 27453 руб. 71 коп., которую Щербатых Н.Г. не потребляла и не намерена потреблять в дальнейшем.
Пункт 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, введен в действие после осуществления ими переустройства квартир (а именно с ДД.ММ.ГГГГ) и не подлежит применению.
В п. 9 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О теплоснабжении", потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (ч. 1).
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Поскольку, с 2006 года квартира истицы не имеет технических присоединений к коммуникациям систем центрального теплоснабжения ТСЖ и теплоснабжающая организация не предоставляет и не может предоставлять ей услуги по подаче тепловой энергии, она соответственно не могут являться потребителями тепловой энергии.
Статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2).
Как указывалось выше, часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
То обстоятельство, что ч. 15 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, не влечет за собой незаконности действий истца по установке в принадлежащем ей жилом помещении газовых котлов, и использования данного источника тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения квартир.
В силу пункта 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, приведенные в пункте 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и в суде установлено, что истица в установленном ЖК РФ и Положением "Об устройстве поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе", утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в 2006 году согласовала и произвела переустройство по установке в принадлежащем ей жилом помещении газового котла, и использования данного источника тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения квартиры.
Суд принимает во внимание, что ФЗ "О теплоснабжении" от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как переустройство квартиры истицы было произведено и согласовано в установленном ЖК РФ порядке в 2006 году.
При этом, ни в рамках настоящего дела, ни в отдельном производстве никем осуществленное истицей переустройство квартиры не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что договор на оказание данной коммунальной услуги с истицей не заключался.
В то же время, с октября 2016 года по январь 2017 года ответчиком начислена оплата за центральное теплоснабжение по квартире, принадлежащей истице.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Однако, как указывалось выше, положения указанного Федерального закона, запрещающие отсоединение помещений от центрального отопления, в данном случае не применимы, поскольку демонтаж центральной системы отопления в жилых помещениях истицей имел место в 2006 году.
Пунктом 44 указанных Правил в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Сведений о том, что установленное в квартире истицы индивидуальное отопление не соответствует вышеизложенным требованиям законодательства, в материалах дела не имеется.
Правомерность установки систем индивидуального отопления в квартирах истцов никем до настоящего времени не оспорена.
Доказательств того, что централизованная система отопления в квартире истцы восстановлена, ответчиком не представлено.
Поскольку действующим законодательством (ст. 544 ГК РФ) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать её из фактического потребления, а истцы в данном случае таковыми не являются, начисление оплаты за теплоснабжение принадлежащих истцам квартир производиться не должно.
Установлено, что истицей производится оплата по коммунальной услуге за потребленный для отопления квартиры газ.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в индивидуальном жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется исходя из соотношения общей площади индивидуального жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, умноженное на объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой Правил не предусмотрено исключение из общей площади помещений многоквартирного дома площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии. При этом обязанность по начислению платы в указанной ситуации также не закреплена.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 46-П Конституционный Суд дал оценку конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку, поскольку на его основании разрешается вопрос о плате за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками и пользователями расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, жилых помещений, переведенных на отопление посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, который был предусмотрен нормативными требованиями, действующими на момент проведения такого переустройства (далее - указанные потребители).
Конституционный Суд признал оспоренное положение не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не допуская возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Конституционный Суд установил, что до внесения Правительством Российской Федерации надлежащих изменений в правовое регулирование указанные потребители не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Методические рекомендации).
Конституционный Суд также указал, что основанные на оспоренном положении судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Кроме того, основанные на оспоренном положении судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного производства по настоящему делу, - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.
При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства. При пересмотре судебных решений, основанных на оспоренном положении, если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, судам надлежит руководствоваться названными Методическими рекомендациями.
Правительству РФ было предписано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Поправками в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, исключено положение, согласно которому плата за услугу по отоплению вносится совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Уточняется, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу согласно соответствующим пунктам указанных Правил.
Также уточняется, что переустройство жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, должно быть осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством РФ (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1708 введен п. 3(6), из которого следует, что объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6):
где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184)
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год.
В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что в МКД энергоресурсы расходуются не только в интересах собственников и пользователей отдельных помещений, но и на общедомовые нужды. По общему правилу полностью отказаться от услуги по отоплению и тем самым исключить расходы на ее оплату невозможно. На это КС РФ уже обращал внимание также в июле 2018 года. Исходя из этих и других выводов КС РФ пришел к тому, что в данной ситуации нужно платить только за отопление общедомового имущества. Воплощена эта позиция в жизнь с помощью механизма, изложенного выше, в том числе, внесением изменений в Постановления Правительства РФ.
Кроме этого, по мнению суда, сами по себе изложенные обстоятельства не подтверждают причинение какого-либо ущерба ответчику, который отчитывается за поставленное ТСЖ количество тепловой энергии в полном объеме на основании данных коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии от абонентов, подключенных к сетям централизованного теплоснабжения, а также не опровергают того, что фактически истица потребителем тепловой энергии по квартире не является. В то время как в силу ст. 539 ГК РФ оплачивать тепловую энергию потребитель обязан в том случае, если эта тепловая энергия была принята им.
Начисление платы за услугу "теплоснабжение" собственникам жилых помещений, оборудованных индивидуальной системой газового отопления, противоречит положениям пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому, потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать её из фактического потребления.
Аналогичная норма приведена в статье 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Истцовой стороной было представлено заключение № внесудебного строительно-технического исследования, которое, по мнению суда, никакого доказательственного значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, так как специалистом К.В.Е.. фактически не дан ответ на поставленный перед ним вопрос.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 55 ГПК РФ закреплено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Исходя из изложенного, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Также установлено, что начисление задолженности за потребление тепловой энергии истцу было произведено ответчиком не по своей инициативе, в соответствии с требованиями Государственной жилищной инспекцией <адрес> (далее - ГЖИ) в отношении ТСЖ, которой было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Выводы суда подтверждаются следующими доказательствами:
-копией акта об отключении тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 30);
-копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 16);
-копиями квитанций на оплату коммунальных услуг (л.д. 16-28);
-копией устава ТСЖ «Советская 148» (л.д. 38-44);
-копией протокола № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45);
-копией протокола № общего отчетно-выборного собрания членов ТСЖ «Советская 148» и собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48);
-копией протокола № заседания Правления ТСЖ «Советская 148» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49);
-копией протокола № заседания Правления ТСЖ «Советская 148» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-51);
-копией предписания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57);
-копией договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58-63);
-копией дополнительного соглашения № к договору теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66);
-копией дополнительного соглашения № к договору теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).
Давая оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, судья находит их объективными, не подлежащими сомнению, а исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Щербатых Н.Г. к ТСЖ «Советская 148» о признании действий незаконными по начислению платежей по статье за теплоснабжение и обязании произвести перерасчет – удовлетворить частично.
Признать частично незаконным начисление, произведенное ТСЖ «Советская 148» Щербатых Н.Г., платы за услугу центрального теплоснабжения в сумме 25227 рублей 15 коп. при наличии индивидуальной системы газового отопления в квартире №, находящейся по адресу: <адрес>, и обязать ТСЖ «Советская 148» произвести перерасчет по указанной услуге за период с октября 2016 года по сентябрь 2017 года включительно с учетом Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, начиная с 04 июля 2019 года.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться, начиная с 04 июля 2019 года.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2019 года.
Судья: Моисеенков А.И.