ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2246/2014 от 02.06.2014 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 02 июня 2014 года г. Ханты-Мансийск

 Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Голубевой О.Ф.,

 при секретаре Друзиной А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-2246/14 по исковому заявлению Голбана ФИО7 к Департаменту социального развития <адрес> – Югры о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и присвоении звания «Ветеран труда»,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда». Требования иска мотивированы тем, что ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота и Благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» Поскольку истец обладает необходимым трудовым стажем, приказами Министерства промышленности и энергетики РФ награжден благодарностью и Почетной грамотой Министерства промышленности и энергетики РФ, просит обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

 Истец, представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились. Истец направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель ответчика доказательств уважительности причин своей неявки в суд не представил.

 В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по представленным доказательствам.

 Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о законности требований иска по следующим основаниям.

 Как усматривается из копии трудовой книжки истца, справки от ДД.ММ.ГГГГ № трудовой стаж истца составляет более <данные изъяты> лет, имеет право на назначение пенсии по старости.

 Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ Министерства промышленности и энергетике Российской Федерации истец награжден Благодарностью за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве.

 Приказом № № от ДД.ММ.ГГГГ. Министерства промышленности и энергетике Российской Федерации истец награжден Почетной грамотой за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса.

 Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота и Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п.

 Однако указанная позиция не является верной.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от 25.09.1999 N 1270 (утратил силу с 12.06.2006 в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12.06.2006 N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

 Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда: соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке; награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. № 442 (с изм.).

 Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Во исполнение приведенных требований федерального законодательства пп. 2 п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа.

 Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".

 Министерство промышленности и энергетики РФ, приказом министра которого был награжден истец, действовало в соответствии с Положением о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 284, согласно которому Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства и прочие функции, закрепленные Положением.

 Истец награжден Благодарностью Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Почетной грамотой за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве.

 При этом приказом Минпромэнерго РФ от 21.06.2004 г. № 19 (ред. от 14.02.2008 г.) «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и Благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» благодарность и почетная грамота учреждена как ведомственный знак отличия.

 Между тем, в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и принятием положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации утратило свою силу.

 В настоящее время действует Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденное 28 мая 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации № 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации".

 Как следует из пункта 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также иные функции, закрепленные в Положении.

 Согласно приказа Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации № № от ДД.ММ.ГГГГ благодарность объявлена истцу в связи с 40-летием со дня основания предприятия, за долголетнюю и плодотворную работу в системе топливно-энергетического комплекса, большой вклад предприятия в развитие нефтяной и газовой промышленности.

 Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (п. п. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством являются государственные органы власти.

 Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, как и Министерство энергетики Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти.

 Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.11.2006 № 115-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» не изменил основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от 12 января 1995 года № 5 - ФЗ.

 Установленный постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июня 2005 г. № 103-п порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исключающий награждение граждан Почетными грамотами и благодарностями тех или иных ведомств ставит граждан, которые такими грамотами и благодарностями были награждены ранее, в неравное, более невыгодное, положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.

 Исходя из положений ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом, а также положений ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах" противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции Российской Федерации, а поэтому является неправомерным.

 Ссылка и обоснование своего решения ответчика тем, что постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 г. № 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" установлен перечень наград для присвоения званий "Ветеран труда", основан на неправильном толковании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 г. № 103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

 Действительно, порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Однако, по смыслу данной нормы федерального законодательства, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" к лицам, перечень которых является исчерпывающим.

 Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению, суд исходит из того, что региональный законодатель, определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, не может сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия о труде, так как это не согласуется со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".

 Порядок присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры" и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п "О Порядке присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений".

 В пункте 1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий "Ветеран труда".

 Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не было представлено доказательств суду о законности принятого ими решения, кроме как указания в отказе в присвоении звания истцу на буквальное толкование постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 06.06.2005 г. №103-п "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" без взаимосвязи со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и учета юридической силы нормативных правовых актов.

 С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Голбана ФИО7 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении Голбану ФИО7 звания ветеран труда и обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить Голбану ФИО7 звание «Ветеран труда».

 Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Голбана ФИО7 200 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда О.Ф. Голубева