ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2246/2021 от 11.08.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-2246/2021

39MS0018-01-2021-001780-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 августа 2021

Московский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Бондарева В.В.

при секретаре Доманицкой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Калининграда в интересах Российской Федерации в лице государственного областного учреждения Центр занятости населения к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г. Калининграда обратился в суд с иском в порядке ст. 45ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице государственного областного учреждения «Центр занятости населения Калининградской области» (далее- ЦЗН), указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о занятости населения, которой установлено, что ФИО1 состояла на учете в ЦЗН в качестве безработного в период с 08.06.2020 по 05.10.2020 с назначением пособия по безработице. На основании личного заявления- анкеты от 17.06.2020, приказа заместителя директора ЦЗН признана безработной, на неё заведено личное дело , назначено пособие по безработице с 08.06.2020 в размере максимальной величины пособия сроком на 6 месяцев, т.е. до 07.12.2020. Согласно заявлению от 17.06.2020 ответчик приняла на себя обязательство в случае трудоустройства незамедлительно сообщить об этом в службу занятости. Согласно сведениям ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Калининградской области, ответчик в период с 23.07.2020 состояла на учете в МИФНС №8 как самозанятая, осуществляя платеж налога за профессиональный доход.

За период нахождения на учете в Центре, ФИО1 выплачено пособие по безработице в общей сумме 86 389,99 руб., из которых 68481,95 руб. за период самозанятости с 23.07.2020 получено незаконно. Поскольку в силу ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 , ответчик относился к категории занятых, она незаконно получала пособие по безработице. Просит взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ «Центр занятости населения Калининградской области» незаконно полученное пособие по безработице в размере 68 481,95 руб. за период с 07.09.2020 по 05.10.2020.

Позже прокурор Московского района г. Калининграда уточнил исковые требования, просит взыскать с ФИО1 незаконно полученное пособие по безработице в размере 68 481,95 руб. за период с 23.07.2020 по 07.09.2020.

В судебном заседании прокурор Московского района г. Калининграда в лице помощника ФИО2 поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, так как ответчик получила единовременную выплату и пособие по безработице, о постановке на учет в качестве самозанятого Центр занятости в известность не поставила.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что неосознанно зарегистрировалась в качестве самозанятого 23 июля 2020, а 8 сентября 2020 произошел технический сбой на сайте, и она в этом не виновата.

В письменных возражениях на исковое заявление указала, что считает требования о взыскании пособия по безработице неправомерными.

23.07.2020 в день постановки на учет, пробыла в статусе самозанятой несколько минут, пыталась разобраться с приложением «Мой налог» от ФНС России, но сайт зависал, работал некорректно, часто велись технические работы, дозвониться в период пандемии никуда было невозможно. В связи с техническими сбоями разобраться с приложением было трудно, поэтому сразу же в этот день была снята с такого учета, т.е. на момент получения единовременной помощи 05.08.2020 не была занятой и не осуществляла никакой деятельности.

Далее, в установленный срок с 08.09.2020 зарегистрировалась в качестве плательщика налога на профессиональный доход. 12.09.2020 ответчик пыталась распечатать справку о постановке на учет, произошел технический сбой, но в этот раз ответчик зафиксировала факт технического сбоя. На учет встала тут же в этот же день через 5 минут. В период с 23.07.2020 по 07.09.2020 ответчик не состояла в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход и не получала его. Считает, что снятие с учета 12.09.2020 ровно на 5 минут произошло автоматически из- за сбоя и несовершенства сайта и технических сбоев, в связи с чем она зарегистрировалась через 5 минут через приложение Сбербанк Онлайн. От Центра занятости ничего не скрывала, действовала в соответствии с указаниями Центра, о постановке на учет 08.09.2020 уведомила Центр 14.09.2020, лично принеся справку о постановке на учет в отдел кадров для уточнения числа прекращения выплаты пособия. С 08.09.2020 стала заниматься своими любимыми поделками и шить текстильные куклы.

Представитель истца ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

В письменных пояснениях требования прокурора поддержали в полном объеме, пояснили, что с 08.06.2020 ФИО1 была зарегистрирована в качестве безработного, снята с учета в качестве безработного с 07.09.2020. Приказом ЦЗН от 05.10.2020 в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-я «О занятости населения в Российской Федерации», т.к. 21.10.2020 ЦЗН получен ответ из ФНС на запрос от 13.09.2020 о том, что ФИО1 является налогоплательщиком на профессиональный доход в период с 23.07.2020, с 08.09.2020 по 12.09.2020 и с 12.09.2020 по настоящее время.

Таким образом, ответчик, получая пособие по безработице с 08.06.2020 скрыла факт того, что зарегистрирована в качестве самозанятого и намеренно представила в ЦЗН заведомо ложные сведения об отсутствии заработка с целью получения пособия по безработице обманным путем. О необходимости возврата незаконно полученных за период с 23.07.2020 по 07.09.2020 денежных средств ответчик уведомлена 23.11.2020 и 02.11.2020, однако денежные средства от ответчика не поступили.

В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие представителя истца ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Законом Российской Федерации № 1032-1 от 19.04.1991 « О занятости населения Российской Федерации» определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 1032-1 от 19.04.1991, занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.

В силу положений ст. 3 указанного закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 28 ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработному временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый ему для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее.

В соответствии с п. 1 ст. 31 указанного Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Из материалов дела судом установлено, что на основании заявления ФИО1 от 08.06.2020 о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы приказом ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области» от 17.06.2020 ФИО1 признана безработной. Назначено пособие по безработице с 08.06.2020 на период 6 месяцев с 08.06.2020 по 07.12.2020 в размере 12 130 руб.

Кроме того, ФИО1 24.07.2020 обратилась в ЦЗН с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости, ищущим работу для осуществления финансово- хозяйственной деятельности, регистрации и постановки на учет в качестве налогоплательщиков.

Согласно заключенному между ЦЗН и ФИО1 договору от 03.08.2020, в соответствии с Порядком предоставления единовременной помощи, установленным постановлением Правительства Калининградской области №204 от 14 апреля 2020 года, Центр занятости предоставляет ФИО1 финансовую помощь для организации осуществления финансово- хозяйственной деятельности, а ФИО1 организует предпринимательскую деятельность с учетом обязательств, предусмотренных Порядком, а также договором в размере 50 000 руб.

Финансовая помощь используется гражданином в полном объеме в течение двух месяцев со дня ее перечисления на расчетный счет гражданина только на цели, указанные в Порядке и приложении к Договору. (п.1.3 договора)

По условиям раздела 2 договора, гражданин обязуется: не позднее 5 рабочих дней после истечения 2 месяцев со дня перечисления финансовой помощи, представить в Центр занятости письменный отчет по расходованию финансовой помощи по форме (Приложение №2) об осуществленных фактических расходах на организацию осуществления финансово-хозяйственной деятельности и постановку на учет в качестве налогоплательщика осуществляющего указанную деятельность с приложением документов, подтверждающих фактические расходы; не позднее 5 рабочих дней после истечения месяца со дня перечисления гражданину финансовой помощи представить в Центр занятости документы, подтверждающие постановку гражданина на учет в качестве налогоплательщика, осуществляющего финансово- хозяйственную деятельность; организовать финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с установленными кодами (ОКВЭД); осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 (двенадцати) месяцев с момента постановки на учет в качестве налогоплательщика; использовать финансовую помощь по целевому назначению, определенном настоящим Договором.

Из приложения №1 к договору следует, что финансовая помощь предоставлена ФИО1 на приобретение <данные изъяты>.

Во исполнение заключенного договора, ФИО1 24.07.2020 также письменно обязалась осуществить государственную регистрацию и постановку на учет в качестве налогоплательщика по видам деятельности с кодами, указанными в обязательстве, в срок не позднее 1 месяца после перечисления финансовой помощи; возвратить средства финансовой помощи в случае предоставления недостоверных сведений и нарушений условий, целей и порядка предоставления финансовой помощи, а также в случае невыполнения обязательства по постановке на учет.

Приказом ГКУ КО «Центр занятости населения Калининградской области от 04.08.2020, ФИО1 предоставлена единовременная помощь в размере 50 000 руб.

Из представленного истцом отчета по расходованию финансовой помощи, составленной ФИО1 от 14.09.2020 и договоров купли- продажи, установлено, что предоставленные ей денежные средства использованы в соответствии с целями договора №513 от 03.08.2020.

Приказом начальника кадрового центра (отдела) ЦЗН от 05.10.2020 ФИО1 снята с регистрационного учета в качестве безработного с 07.09.2020, в связи с признанием гражданина занятым на основании ст. 2 ФЗ «О занятости населения Российской Федерации».

В период с 08.06.2020 по 07.09.2020 г.г. Центром выплачено ФИО1 пособие по безработице в общей сумме 18 481,95 руб., финансовой помощи в сумме 50 000 руб., что подтверждается справкой ЦЗН от 17.02.2021.

Согласно справке о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход за 2020 от 12.09.2020 и следует из справочных сведений МИФНС России №8 по г. Калининграду от 09.10.2020, ФИО1 состояла на учете в Инспекции в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период с 23.07.2020 по 23.07.2020, с 08.09.2020 по 12.09.2020 и с 12.09.2020 по день исполнения запроса.

Поскольку исковые требования заявлены за период с 23.07.2020 по 07.09.2020, представленные ответчиком скриншоты личного кабинета с 12.09.2020 к рассматриваемому спору отношения не имеют.

Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в соответствии с п. 8 ст. 1 НК РФ установлено проведение эксперимента специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в субъектах Российской Федерации, определенных Законом.

В соответствии со ст. 2 названного Закона, применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, установленных законом.

Профессиональным доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

В статье 3 Закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ определено, что мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. (ст.4 от ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ)

Положениями ст. 5 указанного Закона установлено, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

Для граждан, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина РФ, фотографии лица не требуются. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина РФ, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

Из пояснений ответчика следует, что для постановки на учёт в качестве самозанятого она воспользовалась мобильным приложением «Мой налог» и 23.07.2020 с целью получения дополнительной информации ошибочно зарегистрировалась в качестве самозанятого.

В обоснование своей позиции ответчиком представлены скриншоты мобильного приложения, согласно которым 23.07.2020 в 15 час.22 мин. в личный кабинет от ФНС России поступило уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. В этот же день в 18 час.44 мин. поступило уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по собственной инициативе, и, как установлено выше, повторно ответчик зарегистрировалась в качестве налогоплательщика специального налога только 08.09.2020.

Данные доказательства не расходятся с представленными сведениями МИФНС № 8 о регистрации ФИО1 качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Как определено пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно представленной ответчиком справке о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2020 г. от 11.08.2021, за июль- август 2020 дохода у ФИО1 не имеется.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Каких- либо доказательств, подтверждающих факт ведения ответчиком хозяйственной деятельности в указанный промежуток времени суду не представлено.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что хотя формально ответчик зарегистрировалась 23.07.2020 в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, вместе с тем, учитывая кратковременность пребывания в этом статусе с 15час.22мин. до 18час.44мин. 23.07.2020 г., что указывает об отсутствии умысла со стороны ответчика, и отсутствие доказательств деятельности ответчика, связанной с получением заработка в указанный период времени, правовые последствия такая регистрация не повлекла.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором Московского района иск в интересах Российской Федерации в лице государственного областного учреждения Центр занятости населения к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице является неправомерным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В исковых требованиях прокурора Московского района г.Калининграда в интересах Российской Федерации в лице государственного областного учреждения Центр занятости населения к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2021.

Судья Бондарев В.В.