ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2246/2021 от 28.05.2021 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19.05.2021

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гисматулиной Д.Ш., при секретаре ФИО2, с участием представителя истца ФИО3, ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

установил:

Управление жилищного и коммунального хозяйства администрации <адрес> обратилось в суд с указанным иском к ФИО1, мотивируя тем, что на основании заявлений ответчика были приняты решения о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В частности, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2015 по апрель 2016 в размере 29048,58 руб. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер субсидии составил 980,30 руб.

На основании заявления ответчика от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с мая по октябрь 2016 в размере 18722,54 руб. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер субсидии составил 20508,03 руб.

В соответствии с заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ноября 2016 по апрель 2017 в размере 32597,34 руб. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер субсидии составил 32112,56 руб.

По заявлению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с мая по октябрь 2017 в размере 14717,34 руб. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер субсидии составил 16346,52 руб.

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом было принято решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с декабря 2017 по май 2018 в размере 23578,90 руб. С учетом перерасчетов, проведенных в период предоставления субсидии, окончательный размер субсидии составил 19598,07 руб.

В подтверждение доходов ФИО1 были представлены справки о начислении начисленной и выплаченной заработной платы с места работы УВО по <адрес> за периоды с мая по октябрь 2015 года, с ноября 2015 года по апрель 2016 года, с января по октябрь 2016 года, с ноября 2016 года по апрель 2017 года, с января по октябрь 2017 года. С учетом сведений о доходах, имеющихся в указанных справках, уполномоченным органом был проведен расчет размера субсидий.

ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом с целью проверки сведений о доходах заявителя и членов его семьи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос в Межрайонную ИФНС России № ****** по <адрес>.

В соответствии с ответами из налогового органа имеются расхождения в сведениях о доходах ФИО1 за 2015 год. Также за 2015, 2016, 2017 ФИО1 были получены доходы от иных налоговых агентов.

ДД.ММ.ГГГГ на основании справок 2-НДФЛ, полученных из Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес>, уполномоченным органом был проведен перерасчет размера предоставленной субсидии за период с 2015 по 2017 года. Сумма излишне выплаченных субсидий составила 117970,06 руб.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было направлено требование о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии, которое оставлено без удовлетворения. В связи с изложенным истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 117970,06 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО3, требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Пояснил, что срок исковой давности не пропущен, поскольку ответ из налоговой инспекции на запрос управления о проверке доходов заявителя поступил ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения иска, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, пропущен срок исковой давности.

Суд, заслушав объяснения представителя истца ФИО3, ответчика ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 421 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" определен уполномоченный орган по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – Управление жилищного и коммунального хозяйства администрации <адрес>.

На основании заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным органом были приняты решения № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, № ****** от ДД.ММ.ГГГГ соответственно о предоставлении заявителю субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>3.

Ответчиком в подтверждение своих доходов представлены справки формы 2-НДФЛ о доходах с места работы в УВО по <адрес> – филиал ФГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес>, УВО по <адрес> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>». С учетом сведений о доходах, указанных в предоставленных справках, уполномоченным органом проведены расчеты размера субсидии.

С целью проверки представленных заявителем данных о доходах уполномоченным органом в Межрайонную ИФНС России № ****** по <адрес> направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** о проверке достоверности данных в отношении ответчика на предмет сокрытия доходов. Запрос поступил в налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** усматривается, что имеются расхождения в сведениях о получении ответчиком дохода за 2015 год от налогового агента УВО по <адрес> – филиала ВГКУ УВО ГУ МВД России по <адрес>. В сведениях за 2016, 2017 годы расхождений нет. За 2015 года ФИО1 также был получен доход от налогового агента «Университет Российской академии образования», за 2015, 2016, 2017 годы - доход от налогового агента МБДОУ детский сад компенсирующего вида № ******, за 2016, 2017 годы - доход от налогового агента «Университет Российского инновационного образования», за 2016, 2017 годы - доход от налогового агента ООО «Элар».

ДД.ММ.ГГГГ управлением в адрес ответчика направлено требование № ****** о возврате необоснованно полученных денежных средств в размере 117970, 06 руб. в течение двух месяцев со дня получения уведомления. Факт направления требования (почтового отправления категории «простое» без уведомления) подтверждается выпиской из журнала регистрации почтовых отправлений.

Спорные денежные средства ответчиком в добровольном порядке в бюджет не возвращены, в связи с чем истец обратился в суд с иском.

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил, и содержит требование о представлении сведений о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).

Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По смыслу указанных норм, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

В деле не имеется доказательств того, что ответчик, обращаясь с заявлениями о предоставлении субсидии, сообщил сведения о всех своих доходах, о которых не мог не знать, что повлекло начисление субсидии, на которую ответчик не имел права.

Однако в ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено о пропуск истцом срока исковой давности.

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, а также гражданином - индивидуальным предпринимателем по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Пунктом 3 данного Постановления предусмотрено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 42(1) Правил предусмотрено, что уполномоченный орган при принятии решения о предоставлении субсидии проводит проверку предоставленных сведений о доходах.

Проверка осуществляется путем направления, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, запросов в органы и организации, обладающие необходимой информацией.

Из материалов дела следует, что исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Принимая во внимание, что истец при принятии решения о предоставлении ответчику субсидии имел возможность направить соответствующий запрос в налоговой орган о доходах ответчика, однако своим правом не воспользовался, суд приходит к выводу, что на момент обращения в суд с данным иском ДД.ММ.ГГГГ пропущен срок для защиты прав в судебном порядке о возврате излишне оплаченной субсидии по решениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявлено ответчиком.

Довод стороны истца о том, что срок исковой давности не пропущен, основан на неправильном толковании закона, поэтому не может быть признан состоятельным.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

Исковое заявление Управления жилищного и коммунального хозяйства администрации <адрес> к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>

Судья Д.Ш. Гисматулина