Дело № 2-2247/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2014 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, возложении обязанности провести государственную регистрацию права,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее по тексту Управление) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес>, возложении обязанности провести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок (л.д.3-4).
В обоснование заявления указано, что она (ФИО1) является собственником ? доли в праве на жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>. Право собственности возникло на основе договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ г., прошло государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в Управление поданы документы для регистрации права собственности на земельный участок, расположенный под домовладением. ДД.ММ.ГГГГ ей (истцом) получено от Управления уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности, поскольку ей (истцом) не представлены документы, которые устанавливают или удостоверяют право прежнего собственника здания на земельный участок. Полагает, что поскольку ее (истца) право собственности на дом зарегистрировано в установленном законом порядке, Управление без законных на то оснований требует представления вышеуказанных документов.
Впоследствии в соответствии со ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнены, истец просит признать незаконным отказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации права собственности на земельный участок, возложить обязанность провести государственную регистрацию права собственности.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме, поскольку право собственности ФИО1 на ? долю домовладения расположенного по адресу: <Адрес> прошло государственную регистрацию, для регистрации права собственности на земельный участок Управление не вправе требовать дополнительные документы. При этом пояснила, что право собственности на земельный участок ни за кем не зарегистрировано.
Представитель ответчика в судебном заседании с доводами заявления не согласна в полном объеме по доводам, изложенным в представленном отзыве и дополнительном отзыве на иск считает приостановление регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> и последующий отказ в регистрации законными и обоснованными. ДД.ММ.ГГГГ представитель истца обратилась в Управление с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок за ФИО1, заявителем представлен договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ 03.03.2014г. государственная регистрация приостановлена, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ в регистрации отказано. Ранее истец неоднократно уже обращалась в адрес Управления с заявлением о регистрации права на данный земельный участок, но в регистрации отказано, истцом представлялись документы распоряжение № 568-р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду ФИО5 5/24 доли от общей площади земельного участка без выделения границ в натуре под долю жилого <Адрес> <Адрес> Согласно ст. 25.2 Закона приобретение земельного участка на праве аренды прежним собственником здания не является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1 в отношении доли в праве данного земельного участка. При этом указывает, что Декретом ВЦИК от 19.02.1918г. объявлена всеобщая национализация земли, при этом право собственности на землю у всех иных лиц прекращено, в связи с чем, основания для признания права собственности на земельные участки, возникшие до октябрьской революции 1917 г. в настоящее время отсутствуют (л.д.23-24, 52).
Третье лицо Департамент земельных отношений администрации города Перми просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявленными требованиям не согласен полагает, что осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества не допускается, если сведения о земельном участке отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом порядке. При этом указывает, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> передан в аренду ФИО5 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ г.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, учитывая возражения третьего лица, оценив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, материалы инвентарного и правового дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
ФИО1 обратилась в суд с требованиями в порядке искового производства, вместе с тем, суд полагает, что фактически ФИО1 заявлены требования в порядке гл. 25 ГПК РФ об оспаривании решения Управления, в связи с чем, суд считает возможным рассматривать указанное дело с учётом особенностей производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений.
Согласно части 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. На основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий указанных лиц и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Применительно к положениям ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закона) основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 25.2 Закона государственная регистрация права собственности гражданина на предоставленный земельный участок до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Из правовой позиции, изложенной в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 за N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств, возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, может быть удовлетворен в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 6 данного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 16 Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Частью 1 ст. 18 Закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в иных установленных федеральным законом случаев.
При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем (ст.19 названного Закона).
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности 2-этажного жилого дома, общей площадью 104,3 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ при обращении ФИО1 в Управление с целью регистрации права общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <Адрес> на котором расположен указанный дом, истцом представлены договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровая выписка о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ истцу направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации, поскольку отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, истцу разъяснено, что для государственной регистрации в упрощенном порядке необходимо представить документы, предусмотренные п. 2 ст. 25.2 Закона, которые устанавливают или удостоверяют право гражданина – любого прежнего собственника здания (строения) на земельный участок. Указано, что ранее представленные документы от ДД.ММ.ГГГГ г., а именно распоряжение Главы <Адрес> № 568-р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду доли земельного участка площадью 120,3 кв.м. ФИО5 и актовая бумага от ДД.ММ.ГГГГ № не подтверждают возникновение (наличие) прав в отношении земельного указанного участка (л.д.5-7).
Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ Управление уведомило истца об отказе в государственной регистрации, поскольку причины приостановления, препятствующие государственной регистрации не были устранены (л.д.43-47).
Согласно распоряжению Главы города Перми № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 предоставлен в аренду на 10 лет доля земельного участка площадью 120,3 кв.м. (5/24 доля от общей площади 577,7 кв.м) без выделения границ в натуре под долю жилого <Адрес> <Адрес>) (л.д.34, правовое дело на домовладение). Вместе с тем, из смысла ст.25.2 Закона приобретение земельного участка на праве аренды не является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Иного правоустанавливающего документа на спорный земельный участок истцом не представлено.
Актовая бумага № от ДД.ММ.ГГГГ судом во внимание не принимается поскольку, не содержит информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, предусмотренную ст. 18 Закона о регистрации прав, в том числе сведения о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами, а также описание недвижимого имущества - размер земельного участка.
Кроме того, Декретом о земле 1917 была провозглашена государственная собственность и отмена частной собственности на землю, Декретом ВЦИК от ДД.ММ.ГГГГ всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменялась навсегда, земля без всякого (явного или скрытого) выкупа передавалась в пользование всего трудового народа, Положением о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, принятым ДД.ММ.ГГГГ ВЦИК, вся земля в пределах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в чьем бы пользовании она ни состояла, считалась единым государственным фондом. В настоящее время в РФ не проводится политика реституции (возврата прежним владельцам) национализированных земель. В связи с чем, из копии актовой бумаги № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя сделать однозначный вывод о том, что земельный участок был предоставлен прежнему собственнику жилого дома на каком-либо праве, которое в настоящее время признается государством, следовательно, порождает юридические последствия для его обладателя, в связи, с чем не может являться документом-основанием для регистрации права собственности на земельный участок по ст. 25.2 Закона о регистрации прав.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, поскольку истцом в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", документы устанавливающие или удостоверяющие право на данный земельный участок истцом в адрес ответчика не представлены.
Частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ФИО1 в государственной регистрации права собственности на земельный участок принято в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в пределах полномочий государственного органа, оснований для удовлетворения требований заявления у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, возложении обязанности провести государственную регистрацию права - отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)
<данные изъяты>