ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2247/20 от 18.12.2020 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2-2247/2020

УИД: 77RS0016-01-2020-004364-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2020 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Колесникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Супруновой А.А.,

с участием представителя истца, Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры, ФИО1,

представителя ответчика, ОАО «Российские железные дороги» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокуратура к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности и возложении обязанности привлечь (сформировать) для защиты железнодорожных станций подразделение (подразделения) транспортной безопасности,

у с т а н о в и л:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями, в последствии уточненными, к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовский, путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» в течении 1 месяца со дня утверждения органом Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовский подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры.

Из содержания уточненных исковых требований следует, что 24 октября 2020 года вступили в силу и введены в действия Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных критерий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633. Ранее действующее Постановление Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, утратило силу и в настоящее время не применяется. Положениями пп. «в», «и» п. 5 введенных 24.10.2020 Требований на субъектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктур положение (устав) привлеченного подразделения транспортной безопасности и договор о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Тем самым, наличие утвержденных планов обеспечения и транспортной безопасности и в течение месячного срока со дня их утверждения привлечение аккредитованных подразделений транспортной безопасности объектов (заключение договоров, разработка устава ПТБ) обязательно для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, в том числе ОАО «РЖД». При этом, обязанность разработки и направление на утверждение планов обеспечения безопасности объектов в течении 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры регламентирована как действующим постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 (пп. «е» п. 5 Требований), так и утратившим силу постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 (пп. 6 п. 5). Настоящими Требованиями не предусмотрено выполнение обязанности разработки и направления на утверждение новых планов обеспечения транспортной безопасности в соответствии с введенным в действие постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 при наличии данных планов, разработанных и утвержденных во исполнение ранее действующего и в настоящее время утратившего силу постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495. С учетом изложенного, обязанность разработки и направления на утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов является безусловной и постоянно действующей на законодательном уровне обязанностью субъектов транспортной инфраструктуры. Данная обязанность ОАО «РЖД» не исполнена ранее при предъявлении прокурором искового заявления и не выполнена до настоящего времени, что указывает на нарушение требований законодательства о транспортной безопасности, которое является предметом искового заявления прокурора. Аналогичным образом положения Требований распространяются на обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов подразделение (подразделения) транспортной безопасности, предусмотрев для субъектов транспортной инфраструктуры в соответствии с пп. «и» п. 5 Требований возможность утверждения положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и заключения договора о привлечении указанного подразделения, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности. Обязанность наличия привлеченного и(или) сформированного подразделения транспортной безопасности для защиты объектов существовала для субъектов транспортной инфраструктуры и ранее в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 и продолжает сохраняться в настоящее время в действующем постановлении Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633. При этом, наличие указанного подразделения ранее во исполнение постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 свидетельствовало бы о выполнении субъектом транспортной инфраструктуры обязанности, предусмотренной действующим постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633. Кроме того, действующее постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 не исключает возможность формирования и(или) привлечения данного подразделения до утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов, предусматривая лишь обязанность предоставления копий положения (устава) данного подразделения и заключенного с ним договора, в течении 1 месяца со дня утверждения плана. Указанное обстоятельство не снимает с субъектов транспортной инфраструктуры обязанность формирования и(или) привлечения подразделения транспортной безопасности независимо от наличия (отсутствия) утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности. Невыполнение указанной обязанности по формированию и(или) привлечению подразделения транспортной безопасности влечет нарушение требований законодательства о транспортной безопасности, что также является предметом иска.

Представитель истца, Минераловодской межрайонной транспортной прокуратуры, ФИО1 в судебном заседании полностью поддержала уточненные исковые требования, просила их удовлетворить. Каких-либо дополнений к основаниям исковых требований не поступило.

Представитель ответчика, ОАО «Российские железные дороги» ФИО2 при рассмотрении дела предоставила в суд письменные возражения на исковые требования, доводы которых полностью поддержала в судебном заседании и просила суд отказать в удовлетворении исковых требований. Как следует из письменных возражений, представитель ответчика не согласился с принятием судом уточнённых исковых требований, поскольку, по его мнению, истцом были изменены как предмет, так и основания исковых требований. Кроме того, в возражениях представитель ответчика не согласился с уточненными исковыми требованиями по следующим основаниям. В соответствие с пп. «с» пункта 5 Требований № 1633 субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также СТИ (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (далее - ТС) обязаны соответственно в отношении ОТИ и ТС при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры. В связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 1742 «О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств» с 1 января 2021 г. утрачивает силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления» и приказ Минтранса России № 62 «О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности». Таким образом, указанные изменения законодательства привели к необходимости менять уровни безопасности объектов, присвоенные объектам транспортной инфраструктуры категории и т.д., а, следовательно, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. В связи с принятием Правительством РФ новых Требований № 1633 и отменой указанных выше нормативных документов по ТБ у начальника Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО «РЖД» 3 ноября 2020 г. состоялось совещание по вопросу проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, на которых она ранее не проводилась и дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по которым она ранее была проведена (протокол № ЦБЗ-16пр от 03.11.2020г. прилагается). В соответствие с подпунктом «е» пункта 5 Требований № 1633 субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Следовательно, планы обеспечения транспортной безопасности разрабатываются на основании проведенной оценки уязвимости, результаты которой утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с п. 9 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений. Таким образом, в отсутствие проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов, на которых ранее была уже проведена оценка уязвимости понуждение ответчика к разработке плана обеспечения транспортной безопасности и тем более привлечение для охраны аккредитованного подразделения транспортной безопасности - преждевременно. Целью привлечения подразделений транспортной безопасности для защиты ОТИ является не исключительно его физическая охрана, а также проведение досмотровых мероприятий по допуску в зону транспортной безопасности, осуществление пропускного и соблюдение внутриобъектового режимов. Данные мероприятия реализуются на оборудованных местах пропуска с использованием технических средств, которыми должен быть укомплектован ОТИ. Границы зоны транспортной безопасности, критически важных элементов, место размещения и виды используемых технических средств определяются Планом. Следовательно, только после проведения дополнительной оценки уязвимости объектов у ответчика возникает обязанность разработать планы ОТБ и привлечь подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ. Из буквального толкования указанных норм законодательства следует, что обеспечение транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта выполняется по следующим этапам: - проведение оценки уязвимости, дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, утверждение ее результатов Росжелдором; - внесение изменений в планы обеспечения транспортной безопасности и их утверждение Росжелдором; - оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности; - привлечение подразделений транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры. Таким образом удовлетворение исковых требований Прокурора повлечет неисполнимость судебного решения (ст. 210 ГПК РФ) поскольку разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности, как указано выше, в силу прямого указания Требований № 1633 возможно лишь после проведения дополнительной оценки уязвимости объектов. А привлечение для защиты объектов аккредитованных подразделений транспортной безопасности только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объекта с приложением к нему копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения в течение одного месяца с даты утверждения плана ФАЖТ.

Кроме оснований, изложенных в исковых требованиях и доводов, содержащихся в возражениях ответчика судом были исследованы доказательства предоставленные сторонами в обосновании исковых требований и возражений. Исследование судом предоставленных сторонами доказательств установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Заместителем Минераловодского межрайонного транспортного прокурора 03 декабря 2019 года, было принято решение о проведении проверки № 159 исполнения требований законодательства о транспортной безопасности Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением – Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», а именно соблюдения требований законодательства, регламентирующего антитеррористическую защищенность объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе законодательства при расходовании финансовых средств, выделенных на реализацию указанных мероприятий.

Как следует из уведомлений РОСЖЕЛДОР от ............................, № .............. и № .............., станции «Скачки», «Пятигорск» и «Лермонтовская», внесены в реестр категированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и им присвоена 2 категория. (реестровые номера соответственно ЖСГ403341, ЖСП403331, ЖСТ403100.

Подготовленные результаты оценки уязвимостей в 2012 году ЖСГ403341, ЖСП403331, ЖСТ403100, не утверждены в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.

Результаты дополнительной оценки уязвимости объектов ЖСГ403341, ЖСП403331, ЖСТ403100, утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта ...............

Распоряжением от .............. филиала ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением Севреро-Кавказская дирекция управления движением, назначены лица, ответственные за организацию выполнения мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на станциях Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций.

Распоряжением от .............. филиала ОАО «РЖД», Центральной дирекции управления движением Севреро-Кавказская дирекция управления движением, назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

.............., в адрес Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, во исполнение подпункта 18 пункта 5 постановления Правительства РФ от ............................, филиалом ОАО «РЖД», Центральной дирекцией управления движением Севреро-Кавказская дирекция управления движением был направлен для утверждения план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Скачки» ЖСГ403341.

.............., в адрес Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, во исполнение подпункта 18 пункта 5 постановления Правительства РФ от ............................, филиалом ОАО «РЖД», Центральной дирекцией управления движением Севреро-Кавказская дирекция управления движением были направлены для утверждения планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Пятигорск» ЖСП403331 и ОТИ «Лермонтовский» ЖСТ403100.

Заключениями от ............................, .............. и .............., было отказано в утверждении Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта «Пятигорск» ЖСП403331, «Лермонтовский» ЖСТ403100 и «Скачки» ЖСГ403341.

Согласно протокола совещания у начальника Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО «РЖД» от .............. принято решение о проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, на которых она ранее не проводилась и дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, по которым она ранее была проведена.

Иных доказательств, подтверждающих основания исковых требований и доказательств подтверждающих основания возражений суду не предоставлено. Ходатайств об истребовании судом доказательств, которые для сторон предоставить затруднительно не заявлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В процессе состязательности суд не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.

Судом было распределено бремя доказывания по делу, сторонам были разъяснены последствия непредставления доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Таким образом, судом были созданы сторонам все необходимые условия для полного и всестороннего исследования доказательств и установления фактических обстоятельств дела.

Суд, установив фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").

Как указано в п. 9, 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры (технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты) и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633, в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Частью 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 установлены обязанности Субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры.

Пунктом «в» части 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 определено образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Пунктом «и» части 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 так же определено утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем подпункте, следующие организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта: положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца (для субъектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих закупки работ и услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в срок до 4 месяцев) с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; организационная структура (схема) управления силами обеспечения транспортной безопасности; перечень штатных должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика (далее - персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры; перечень штатных должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры; перечень штатных должностей работников юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зонах транспортной безопасности или на критических элементах каждого объекта транспортной инфраструктуры, за исключением уполномоченных подразделений федеральных органов исполнительной власти; порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры; порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также реагирования на такую информацию; порядок взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; порядок (схема) информирования Федерального агентства железнодорожного транспорта и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства; схема размещения технических средств обеспечения транспортной безопасности, включающая в том числе схему размещения и состав технических систем и средств досмотра в целях защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр); порядок оценки эффективности (контроль качества) мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, реализуемых в соответствии с планом обеспечения безопасности объектов; положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, включающее в том числе следующие разделы: раздел, содержащий порядок организации и проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра на объекте транспортной инфраструктуры; раздел, содержащий порядок выявления и действий сил обеспечения транспортной безопасности при выявлении на контрольно-пропускных пунктах объекта транспортной инфраструктуры и постах объекта транспортной инфраструктуры физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход (проезд), нахождение в зоне транспортной безопасности, ее секторе или на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; раздел, содержащий порядок сверки и (или) проверки документов, являющихся правовыми основаниями для прохода физических лиц (проезда транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, наблюдения и (или) собеседования с физическими лицами в целях обеспечения транспортной безопасности, а также оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства или совершения актов незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры; порядок учета и допуска физических лиц, находящихся при них вещей, автотранспортных средств, самоходных машин, механизмов и перемещаемых грузов в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры согласно приложению; порядок действий сил обеспечения транспортной безопасности при обнаружении оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра), предусмотрен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения); перечень и порядок эксплуатации технических средств обеспечения транспортной безопасности, инженерных средств и систем (заграждений, противотаранных устройств, решеток, усиленных дверей, заборов, шлюзовых камер, досмотровых эстакад, запорных устройств), иных сооружений и устройств, предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению и совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры; порядок оценки данных, полученных с использованием технических средств обеспечения транспортной безопасности; порядок выдачи пропусков, уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия; согласованные с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел, а также Федеральным агентством железнодорожного транспорта образцы всех видов пропусков, действующих на объекте транспортной инфраструктуры; порядок передачи уполномоченным представителям подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, а также оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения; согласованный с уполномоченными подразделениями органов внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации порядок согласования выдачи постоянных пропусков и уведомления уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выдаче разовых пропусков.

Согласно п.п. «г», «д» и «е» части 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 возложена обязанность представить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта полные и достоверные сведения о субъекте транспортной инфраструктуры и об объекте транспортной инфраструктуры для категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренного статьей 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств), а также полную и достоверную информацию по количественным показателям критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаемых в порядке, определяемом Министерством транспорта Российской Федерации; обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которая сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Допускается разработка и представление плана обеспечения безопасности объектов исходя из наивысшей категории объекта транспортной инфраструктуры, входящего в группу объектов транспортной инфраструктуры, при соблюдении следующих условий: субъектом транспортной инфраструктуры в отношении каждого из объектов транспортной инфраструктуры, входящих в группу, является одно лицо; группа объектов транспортной инфраструктуры находится в границах одной железнодорожной станции

Пунктом «с» части 5 Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений; при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры категории или изменению утвержденного плана обеспечения безопасности объекта, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры; при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права их использования на ином законном основании обеспечивать проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры обеспечивать внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры);

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 "О признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, а также обязательные требования в области технического осмотра транспортных средств" с 01 января 2021 года Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" утрачивает свою силу. Этим же Постановлением утрачивает силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности".

Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что в связи с изменением требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633, на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложена обязанность, последовательность и сроки выполнения установленных требований, которые установили необходимость изменения уровней безопасности объектов транспортной инфраструктуры, присвоение объектам транспортной инфраструктуры категорий, а следовательно необходимости проведения дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Отмена с 01 января 2021 года Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 940 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)" и Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности" делает необходимым проведение с 01 января 2021 года проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке их результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры возложена обязанность разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Обращаясь в суд с исковыми требованиями Минераловодский межрайонный транспортный прокурор просит суд возложить на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» обязанность в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовский, путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» в течении 1 месяца со дня утверждения органом Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовский подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с частью 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

По смыслу ст. 11, 12 ГК РФ в их совокупности прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, т.е. истцу.

В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебное решение как акт правоприменения направлен на реализацию правовых норм, которые имеют государственно-властный характер, общеобязательны и гарантируются возможностью государственного принуждения. Так же как и сама правовая норма, вступившие в законную силу судебные решения, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России.

Решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соответствовать конституционному принципу исполнимости судебного решения (постановления от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П, от 9 июля 2020 года N 34-П).

Вступившее в законную силу решение суда приобретает определенные качества (свойства) и влечет установленные законом правовые последствия, а именно: обязательность, неопровержимость, исключительность, преюдициальность, исполнимость. Совокупность названных качеств судебного решения обеспечивает стабильность подтвержденных судом фактов и правоотношений, а также защиту нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов субъектов материальных правоотношений.

По смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, - возложение решением суда на ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы истца.

Исходя из изложенного для возложения обязанности на ответчика устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры необходимо установление действий (бездействия) ответчика незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Как установлено при рассмотрении гражданского дела, на момент рассмотрения дела нарушений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633, в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности", ответчиком не допущено, поскольку указанные требования подлежат исполнению в будущем, то есть у суда отсутствуют основания для возложения соответствующей обязанности без установления действий (бездействия) ответчика незаконными. Иное повлечет за собой неисполнимость судебного решения.

Возможное нарушение ответчиком в будущем установленных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, основанием для удовлетворения исковых требований быть не может, поскольку исковые требования заявлены преждевременно.

При таких обстоятельствах, исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокуратура к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Минераловодского межрайонного транспортного прокуратура к ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о возложении обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях Скачки, Пятигорск и Лермонтовский, путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности железнодорожных станций и возложении обязанности на ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движения – Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» в течении 1 месяца со дня утверждения органом Федерального агентства железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожных станций Скачки, Пятигорск и Лермонтовский подразделение (подразделения) транспортной безопасности в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности данных объектов транспортной инфраструктуры, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме (мотивированное) принято 25 декабря 2020 года.

Судья Д. В. Колесников