Дело № 2-2247/2022( УИД:44RS0001-01-2022-002385-35)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макарычеве Д.М.
рассмотрев исковое заявление прокурора г. Костромы в интересах ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения начальника управления и имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 18 мая 20021 г. № 1027-р «О снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и возложении обязанности восстановить на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда <адрес>.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Костромы, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения начальника управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 18 мая 20021 г. № 1027-р «О снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и возложении обязанности восстановить на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в ходе проведённой прокуратурой г. Костромы проверки было установлено, что решением городской жилищной комиссии Администрации города Костромы от <дата> семья ФИО2 из 5 человек (ФИО2, <дата> ФИО1, <дата>., ФИО3, <дата> г.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО5 <дата> г.р.) была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в список многодетных семей и одиноких матерей за № (первоочередное обеспечение жильем). Кроме того, в соответствии с нормами Закона Костромской области от 25.12.2006 №98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» ФИО1, <дата> г.р., с составом семьи из 9 человек, постановлением Администрации города Костромы от 03.10.2013 № 2239 поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях,предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда <адрес>, по категории - «многодетная семья» за №. Проверкой установлено, что многодетным семьям жилые помещения жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма в соответствии с Законом № 98-4-ЗКО не предоставлялись, средства на приобретение жилых помещений жилищного фонда Костромской области в целях предоставления по договорам социального найма в областном бюджете не предусматривались, свободные жилые помещения жилищного фонда Костромской области в казне Костромской области с 03.10.2013 по настоящее время отсутствовали. По состоянию на 18.05.2021 все дети ФИО1 достигли совершеннолетия.В связи с достижением совершеннолетнего возраста ФИО6 <дата> г.р., непредоставлением в уполномоченный орган документов, подтверждающих основания для сохранения права состоять на учете, распоряжением начальника Управления от 18.05.2021 № 1027-р семья ФИО1 на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, ч.7.2 ст.7 Закона № 320- ЗКО снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области.При этом, Управлением не учтено, что семья ФИО1 в качестве многодетной поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 01.02.1999, т.е. до 1 марта 2005 года. По смыслу ч.2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст.56 ЖК РФ гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма гарантировано право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В перечне, предусмотренном ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, такое основание, как достижение детьми 18 лет в семье, имевшей статус многодетной, отсутствует.Утрата статуса «многодетная семья» в связи с достижением детьми совершеннолетия не отнесена и действующим законодательством в качестве основания для снятия граждан с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.Семья ФИО1 до настоящего времени жильем не обеспечена и в нем нуждается.Распоряжением начальника Управления от 18.05.2021 № 1027-р нарушено право на жилище семьи ФИО1, которое подлежит восстановлению.
С учётом поступивших уточнений прокурор г. Костромы просил суд признать незаконным распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 18 мая 2021 г. № 1027-р «О снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и обязать Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы восстановить семью ФИО1 на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области в рамках реализации Закона Костромской области от 25.12.2006 № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Густова О.П. исковые требования поддержала по изложенным в иском заявлении основаниям.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что примерно за месяц до снятия с учёта ей позвонили с администрации г. Костромы и просили предоставить документы, подтверждающие право состоять в очереди на улучшение жилищных условий. Она пояснила, что таких документов у неё нет. Позднее она узнала, что была исключена из очереди. Она, считая, что её права нарушены, летом 2021 г. обратилась письменно к депутату Государственной Думы РФ. Затем, ждала ответ.
Представитель ответчика- Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы ФИО7 исковые требования не признала. В судебном заседании и в письменных возражениях указала, что проверка законности изданного распоряжения, которое по своей правовой природе является ненормативным правовым актом должна осуществляться в порядке, установленном главой 22 КАС РФ. Считает, что прокуратурой пропущен, предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный процессуальный срок на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в иске. Причины пропуска срока не могут быть судом признаны уважительными, т.к. в силу п.п. 3 и 4.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.12.2007 №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» надзор за законностью правовых актов, издаваемых, в том числе, органами местного самоуправления подлежит осуществлению независимо от поступления информации о нарушениях законности, при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты необходимо руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд. Во исполнение полномочий, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 13 ЖК РФ Законом Костромской области № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», принятым Костромской областной Думой 14 декабря 2006 г. определены категории граждан в целях предоставления имжилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорамсоциального найма и порядок предоставления этим гражданам жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма.В соответствии со статьей 3 Закона № 98-4-ЗКО жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии состатьей 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящимся, в том числе, к многодетным семьям, в том числе, неполным многодетным семьям, состоящим из одного родителя и трех и более несовершеннолетних детей.Закон субъекта РФ установил право на получение жилых помещений многодетными семьями,состоящими из родителей( одного из них) и трех и более детей до достижения ими совершеннолетия. На основании заявления ФИО1 от 11 июня 2013 года ее семья в составе 9 человек в соответствии с постановлением Администрации города Костромы от 3 октября 2013 года № 2239 «О принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области», была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области по категории многодетная семья, и включена в список, предусмотренный пунктом 3 статьи 7 Закона № 320-ЗКО. Изменения, внесенные в статью 7 Закона № 320-ЗКО Законом Костромской области от 27 ноября 2018 года № 491-6-ЗКО «О внесении изменений в статью 7 Закона Костромской области «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», позволило сохранить семье ФИО1 такое право на более длительный срок до наступления обстоятельств, предусмотренных частью 7.2 статьи 7 Закона № 320- ЗКО. Наступление обстоятельств, предусмотренных частью 7.2 статьи 7 Закона № 320-ЗКО, для данной категории граждан влечет прекращение отнесения их к указанной категории, имеющей право на получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области, и, как следствие, прекращение права стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. В связи с утратой ФИО1 оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области (утрата статуса многодетной семьи в связи с достижением совершеннолетнего возраста ФИО6 <дата> года рождения, непредставлением в орган, осуществляющий принятие на учет документов, подтверждающих основания сохранения права состоять на учете), на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Кодекса, с учетом положений части 7.2 статьи 7 Закона № 320-ЗКО 18 мая 2021 года принято решение о снятии семьи ФИО1 с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области (распоряжение начальником управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 18 мая 2021 года № 1027-р).
Представитель третьего лица- администрации Костромской области ФИО8 считает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО4 исковые требования прокурора г. Костромы поддержали.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. В письменном заявлении указала, что их семья всегда проживала в жилом помещении, расположенном на ул. Партизанской г. Костромы. Они(дети) всегда хотели иметь отдельные комнаты, но из-за небольшой площади жилого помещения это организовать было невозможно. Не было возможности остаться наедине и побыть в тишине. В настоящее время она вышла замуж. Со своей семьёй проживает на съёмной квартире. Доход их семьи не позволяет приобрести собственное жилое помещение. Считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явилась. О рассмотрении дела судом извещалась надлежащим образом. В письменном заявлении указала, что на протяжении 18 лет, она являлась свидетелем того, как её многодетная семья, пыталась получить от городских властей жилое помещение, обращаясь в различные инстанции с документами. Но поддержки они не получили. В настоящее время она замужем, является женой студента- очника. Общий доход семьи не позволяет приобрести жилое помещение в собственность. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что многодетная семья ФИО1 является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
Статья 5 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: 4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 56 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей, а также иных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Постановлением администрации г.Костромы от 03 октября 2013 года №2239 ФИО1 с членами семьи: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО4 и ФИО11- на основании норм Закона Костромской области от 25 декабря 2006 г. № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области. категория- многодетная семья.
Семья была поставлена на учёт за №.7.
В силу ч.1 ст.4 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда Костромской области, осуществляют органы местного самоуправления Костромской области в соответствии с Законом Костромской области от 22 ноября 2005 года № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
На территории г.Костромы такой учет граждан осуществляет Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 18 мая 2021 г. № 1027-р семья ФИО1 снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма(утрата статуса многодетной семьи в связи с достижением совершеннолетнего возраста ФИО6 и не предоставлением в орган, осуществляющий принятие на учёт документов, подтверждающих основания сохранения права состоят на учёте).
Согласно ст.7 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет со дня принятия решения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о снятии с учета принимается органом, осуществляющим принятие на учет, в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия такого решения. Решение выдается или направляется гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия и может быть обжаловано гражданами в административном и (или) судебном порядке. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (кроме граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 года), если иное не установлено частью 7.2 настоящей статьи( ст. 7).
За гражданами, указанными в пункте 5 части 1 статьи 3 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма», сохраняется право состоять на учете на срок не более чем до достижения совершеннолетними детьми, обучающимися в образовательных организациях по очной форме обучения или проходящими военную службу по призыву, возраста 23 лет( ч. 7.2).
Как следует из положений п.п. 5 п.1 ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 25.12.2006 № 98-4-ЗКО жилые помещения жилищного фонда Костромской области предоставляются по договорам социального найма гражданам, признанным в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и относящимся к следующим категориям: многодетная семья, в том числе неполная многодетная семья, состоящая из одного родителя и трех и более несовершеннолетних детей.
Анализируя данные нормы, суд приходит к выводу, что Закон Костромской области от 25.12.2006 № 98-4-ЗКО ввёл специальное правовое регулирование, устанавливающее обязательства субъекта Российской Федерации на обеспечение некоторых категорий граждан жильём из жилищного фонда Костромской области, в том числе семей, имеющих трех и более детей. То есть данным актом подтверждается право данных граждан на улучшение жилищных условий в ином, фактически льготном, порядке. Семья ФИО1 была в установленном порядке поставлена на учет для предоставления жилого помещения, когда все ее дети были несовершеннолетними. В связи с чем у истца и членов ее семьи возникли законные ожидания относительно предоставления им жилого помещения(в порядке улучшения жилищных условий) по основаниям, установленным вышеназванным Законом. Между тем, на протяжении длительного времени, жилищные условия данной семьи улучшены не были по независящим от истца и третьих лиц( членов её семьи) обстоятельствам, никаких действий, препятствующих улучшению жилищных условий, они не совершили.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Доказательств недобросовестного поведения истца ответчиком не представлено. Основаниями для снятия с учёта явилось то, что все дети ФИО1 достигли возраста 18-ти лет и отсутствуют основания, предусмотренные ст. 7.2. Закона № 98-4-ЗКО.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что обязательства, взятые на себя субъектом Российской Федерации, по улучшению жилищных условий(предоставлению жилого помещения) данной категории граждан, не исполненные до достижения детьми ФИО1 18-ти летнего возраста, не могут быть прекращены только на этом основании.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 г. № 4-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в связи с жалобой ряда граждан указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (чч. 1 и 2 ст. 38).
Кроме того, по мнению суда, при принятии органом местного самоуправления оспариваемого решения должно было учитываться, что <дата> ФИО2(супруг истца) с составом семьи 5 человек был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в список многодетных семей и одиноких матерей за №.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.01.1984 г. и действовавшего до 1 марта 2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в частности, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Действовавшими в период возникновения спорных отношений Временными правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Костромской области, утверж. Постановлением главы администрации Костромской области от 23.02.1996 № 119 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 12 кв. метра общей площади жилого помещения( п.2.1 Временных Правил..).
Затем, постановлением Главы администрации Костромской области от 19 ноября 2003 года № 628 были внесены изменения, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность на одного члена семьи менее 7 кв. метра жилой площади.
Пункт 8 части 1 статьи 36 ЖК РСФСР предусматривал первоочередное предоставление жилых помещений многодетным семьям (имеющим трех и более детей).
Как усматривается из исследованных доказательств ФИО2 с семьёй из девяти человек(ФИО2, <дата> г.р., ФИО1,<дата> г.р.,ФИО3,<дата> г.р., ФИО4,<дата> г.р.,ФИО5, <дата> г.р., ФИО5,<дата> г.р., ФИО6, <дата>.р., ФИО4, <дата> г.р., ФИО11, <дата> г.р.) до настоящего времени состоит на учёте граждан, принятых в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г. в списке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 г. № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Как следует из положений п. 1 ч.2 ст. 7 вышеназванного закона в указанном списке осуществляется учет граждан, признанным в установленном порядке малоимущими, а также принятым на учет до <дата>, т.е. учёт осуществляется на общих основаниях. Как пояснил представитель ответчика и следует из материалов дела, в настоящее время данная семья состоит под №.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что семья Ф-вых в связи с изменением законодательства в данной отрасли утратила право на первоочередное улучшение своих жилищных условий( получение жилья).
Следовательно, принимая оспариваемое решение, Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы, достоверно зная, что учёт данной семьи как нуждающейся осуществляется около 22 лет и за это время семья с № 971 переместилась в очереди на №, фактически лишает её возможность улучшить свои жилищные условия путём предоставления жилого помещения на условиях социального найма.
При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора г. Костромы подлежит удовлетворению.
Распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 18 мая 2021 г. № 1027-р «О снятии граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» должно быть признано не соответствующим закону.
Оценивая доводы представителя ответчика ФИО7 о пропуске прокурором срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании распоряжение начальника Управления имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы от 18 мая 2021 г. № 1027-р « О снятии граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», судом принимается во внимание, что в данном случае прокурор г. Костромы обратился в суд за защитой конституционного права на жилище наиболее незащищённой категории граждан(многодетной семьи). Истец ФИО1, участвующая в судебном заседании, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Как пояснила истец ФИО1, узнав о принятом решении, она сначала была растеряна, но затем, понимая, что права её семьи нарушены, обратилась за оказанием помощи к депутату Государственной Думы РФ ФИО12 Факт обращения подтверждается копией письма, представленного суду, от 03 июня 2021 г. После обращения, она ждала ответ.
При таких обстоятельствах, учитывая значимость нарушенного права истца, суд приходит к выводу, что обращение в иные органы за защитой нарушенного права может относиться к числу уважительных причин пропуска срока на обращение в суд. Срок подлежит восстановлению.
В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
На ответчика должна быть возложена обязанность восстановить ФИО1 с членами её семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Костромы Костромской области, заявленные в интересах ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение начальника управления и имущественных и земельных отношений администрации города Костромы от 18 мая 2021 г. № 1027-р «О снятии граждан с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Возложить на Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы обязанность восстановить ФИО1 с членами семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья : Л.А. Нефёдова
Решение принято в окончательной форме:02 июня 2022 г.
Председательствующий судья : Л.А. Нефёдова