ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2249/2021 от 24.08.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-2249/2021

79RS0002-01-2021-006271-43

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи Кривошеевой И.В.,

при секретаре Матюшенко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску прокурора города Биробиджан в интересах ФИО1 к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании совершить определённые действия,-

У С ТА Н О В И Л:

Прокурор г. Биробиджан обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к мэрии МО «Город Биробиджан» ЕАО об обязании совершить определённые действия. Требование мотивировано тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО2 по факту необеспечения жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, устройством, обеспечивающим его перемещение в пространстве. Постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 13.12.2018 № 2672 утверждена муниципальная программа «Формирование безбарьерной среды для инвалидов в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области в 2019 - 2021 годах». Постановлением мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО от 06.10.2017 № 2757 создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Проверкой установлено, что ФИО2 является опекуном недееспособной ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> Б, <адрес>. В соответствии со справкой Межрайонного БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена первая группа инвалидности бессрочно. Актом комиссии от 29.05.2018 № 2.1 установлено, что квартира, в которой проживает ФИО1 находится на первом этаже, лестничная клетка не оборудована приспособлениями, необходимыми для спуска и подъема инвалидного кресла, уклон лестницы 1:2, крыльцо оборудовано пандусом длиной 3,5 и уклоном 1:2. Пандус крыльца должен иметь уклон не более 1:10, максимальный уклон пандуса внутри здания 1:12, в связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что отсутствует возможность установки пандуса в подъезде из-за большого угла, при котором невозможно самостоятельно подняться; в случае установки стационарного пандуса с приводом для подъема инвалидного кресла будет перекрыт доступ в квартиры других граждан, а также пандус будет препятствовать эвакуации граждан в случае ЧС; установка электроподъемника возможна с балкона, с предварительным расширением проема до нормативного. Решением комиссии от 01.06.2018 № 2.1 принято решение об экономической целесообразности реконструкции и капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в котором проживает инвалид, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно писем мэрии городского округа от 26.12.2019, от 03.04.2020, адресованные ФИО2, на заседании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды от 01.06.2018 принято решении о возможности приспособления указанного помещения, с учетом ограниченных возможностей здоровья ФИО1 Во исполнение указанного решения, УЖКХ мэрии города МО «Города Биробиджан» ЕАО произведен сметный расчет на основании коммерческих предложений на устройство механического подъемника к жилому помещению по <адрес>, на сумму 310 786 рублей. До настоящего времени данная подъемная платформа мэрией города не приобретена, работы по ее установке не проводились. Факт бездействия мэрии города, выразившийся в непринятие мер по обустройству жилого помещения, где проживает ФИО2 вместе с опекаемой ФИО1, механическим подъемником, является нарушением гарантированных прав инвалидов на доступность окружающей среды, мобильность. Просит суд обязать мэрию города МО «Город Биробиджан» ЕАО провести работы по устройству механического подъемника к жилому помещению, расположенному по адресу <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора города Биробиджана Поляков В.Н. заявленные требования и доводы иска поддержал. Полагал необходимым установить ответчику срок для исполнения судебного акта один месяц со дня вступления в законную силу.

Законный представитель ФИО1 – ФИО2 полагала заявленные требования подлежащими удовлетоврению, не возражала против установления срока исполнения решения суда, указанного прокурором.

Представитель общественной организации Всероссийского общества инвалидов <адрес> Пан-Сю-Тан Л.И. полагала заявленные требования подлежащими удовлетоврению, не возражала против установления срока исполнения решения суда, указанного прокурором.

Представитель мэрии города муниципального образования «<адрес>» ЕАО, ООО «Стандарт» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение в суд прокурора г. Биробиджана в защиту прав ФИО1 вызвано непринятием мер по обустройству жилого помещения механическим подъемником, что является нарушением гарантированных прав инвалидов на доступность окружающей среду, мобильность.

Согласно п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 181-ФЗ), который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее по тексту - Правила № 649).

На основании п. 2 данных Правил доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению

Пунктом 4 Правил № 649 установлено, что обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения, задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "<адрес>" <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В соответствии со справкой Межрайонного БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена первая группа инвалидности бессрочно.

ФИО2 назначена опекуном недееспособной ФИО1, указанные лица проживают по адресу: <адрес>, и являются её собственниками.

Из акта комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, от 29.05.2018 № 2.1 следует, что квартира, в которой проживает ФИО1 находится на первом этаже, лестничная клетка не оборудована приспособлениями, необходимыми для спуска и подъема инвалидного кресла, уклон лестницы 1:2, крыльцо оборудовано пандусом длиной 3,5 и уклоном 1:2. Пандус крыльца должен иметь уклон не более 1:10, максимальный уклон пандуса внутри здания 1:12, в связи с чем, комиссия пришла к выводам: отсутствует возможность установки пандуса в подъезде из-за большого угла, при котором невозможно самостоятельно подняться; в случае установки стационарного пандуса с приводом для подъема инвалидного кресла будет перекрыт доступ в квартиры других граждан, а также пандус будет препятствовать эвакуации граждан в случае ЧС; установка электроподъемника возможна с балкона, предварительно расширив проем до нормативного.

Комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, принято решение от 01.06.2018 № 2.1 об экономической целесообразности реконструкции и капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в котором проживает инвалид, расположенного по адресу: <адрес> б, <адрес>.

Согласно писем мэрии городского округа от 26.12.2019 исх , от 03.04.2020 исх. , адресованных ФИО2, на заседании комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды от 01.06.2018, принято решении о возможности приспособления указанного помещения, с учетом ограниченных возможностей здоровья ФИО1

Управлением ЖКХ мэрии города МО «Города Биробиджан» ЕАО произведен сметный расчет на основании коммерческих предложений на устройство механического подъемника к жилому помещению по <адрес>, на сумму 310 786 рублей.

До настоящего времени данная подъемная платформа мэрией города не приобретена, работы по ее установке не проведены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии мэрии города, выразившийся в непринятии мер по обустройству жилого помещения, в котором проживает инвалид ФИО1 с расстройствами двигательной функции, механическим подъемником, что является нарушением гарантированных прав инвалида на доступность окружающей среды, мобильность.

Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая обстоятельства дела, длительность нарушения прав материального истца, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Биробиджан в интересах ФИО1 к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании совершить определённые действия – удовлетворить.

Возложить на мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области обязанность провести работы по устройству механического подъемника к жилому помещению, расположенному по адресу: <...> «б», кв. 2, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 г.