Дело № 2-224 /2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Лотошино Московской области.
09 августа 2013 года Лотошинский районный суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Грицкевич Т.В.
при секретаре Нефедовой Н.В.
с участием заявителя ФИО3
представителя Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии
по Московской области ФИО1
представителя Федерального государственного
бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата
Росреестра» по Московской области ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании неправомерного решения должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением и дополнением по заявлению об оспаривании неправомерного решения должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, указав в обосновании заявлений, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__,, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью по ............ кв.м. каждый, кроме земельного участка с кадастровым номером №__, площадью ............ кв.м., расположенные по адресу: .............
Право собственности на вышеуказанные земельные участки зарегистрировано в установленном порядке на основании решения собственника о разделе земельного участка с кадастровым номерам №__, площадью ............ кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, от 02.10.2012 года, свидетельства о государственной регистрации права от 12.12.2012 года, выданные Лотошинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: серии ............ номера с №__ по №__.
На момент раздела земельного участка с кадастровым номером №__ удельный показатель кадастровой стоимости на земельный участок, на дату внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) - составлял ............ рублей за 1 кв.м., на основании кадастрового паспорта от 19.08.2009 года №__, выданного отделом по Лотошинскому р-ну Управления Роснедвижимости по Московской области.
При осуществлении постановки в ГКН земельных участков образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером №__, в количестве 21-го участка, кадастровая стоимость определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равной - ............ руб. за 1 кв.м., дата внесения номера в ГКН от 10.10.2012г.
Он полагает, что удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков, были внесены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области необоснованно, с нарушением установленного законом порядка, а также Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области неправомерно применен расчет удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области», так как он не является членом какого-либо садоводческого, огороднического или дачного объединения, следовательно, спорные земельные участки не находятся в собственности какого-либо из указанных объединений.
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам. Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель дачных объединений по Лотошинскому району утвержден не был, а средний уровень 1 кв.м. земель дачных объединений по Московской области составил ............ руб. ............ коп.
Спорные 21 земельный участок принадлежат ему на праве собственности и не относятся к землям дачных объединений, отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 № 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В пункте 2.1.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта Российской Федерации) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009 № 121-РМ удельный показатель для Лотошинского муниципального района Московской области установлен не был, в указанном распоряжении указание на его земельные участки отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и как следствие сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Соответствующим распоряжением кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, не утверждалась.
Исходя из изложенного, он считает, что применение к его земельным участкам как распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ, так и приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222 неправомерно. Кроме того, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, что бы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316), в государственный земельный кадастр должны вноситься результаты государственной кадастровой оценки земель.
В рассматриваемом случае, спорные 21 земельный участок не оценивались, следовательно, на основании пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», кадастровая стоимость должна считаться не определенной, а вместо нее должна использоваться нормативная цена земли, которая определяется на основании Постановления Правительства России от 15.03.1997 № 319.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). При этом осуществление органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) не является произвольным, поскольку утверждаются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, согласованные с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действующее законодательство не предоставляет права органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать средний уровень кадастровой стоимости по субъекту Российской Федерации. Указанный в распоряжении Минэкологии Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может влечь никаких юридических последствий и служить основанием для исчисления кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
Из содержания п. п. 6.2, 9.9, 11.5 и приложения № 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 № 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков, а также исходя из положений данного Административного регламента деятельность по государственной кадастровой оценке земель состоит из трех основополагающих стадий: проведение работ по оценке земель; утверждение результатов оценки; внесение сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр.
Указанные действия Административного регламента к его земельным участкам не применялись, так как удельный показатель кадастровой стоимости рассчитан за 1 кв.м. по Московской области. Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В распоряжении от 23.12.2009 № 121-РМ указание на его земельные участки отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и как следствие сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Кроме того, из текста Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ следует, что утвержден средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2), то есть средний уровень кадастровой стоимости земель по Московской области не утверждался, в связи с чем, он не мог вноситься в государственный кадастр недвижимости в качестве удельного показателя кадастровой стоимости рассматриваемых участков.
Внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорных 21 земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, Управление Росреестра по Московской области незаконно внесло в государственный кадастр недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании среднего уровня 1 кв.м. земель дачных объединений по Московской области, поскольку указанные сведения нарушают его права и законные интересы, значительно изменив налоговую базу для исчисления земельного налога (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации), плательщиком которого он является.
Между тем, ранее кадастровая стоимость преобразуемого земельного участка первоначально была рассчитана 18.08.2009 года территориальным отделом по Лотошинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области в размере ............ руб............. коп., с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Лотошинского района в размере ............ руб............. коп. за l кв.м., утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года № 166-РМ. Данное распоряжение применяется в части, не противоречащей распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 № 121-РМ (пункт 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования МО от 23.12.2009 № 121-РМ)
Работы по государственной оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан проводились на территории Московской области за счет средств Федерального бюджета.
Согласно законодательству Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предоставлению территориальных органов Федеральной Службы государственной регистрации кадастра и картографии ( Росреестр) утверждают результаты кадастровой оценки земель. Данное полномочие в Московской области закреплено за Министерством экологии и природопользования Московской области, которое вправе внести изменения в результаты кадастровой оценки только по предоставлению Управления Росреестра по Московской области.
Далее, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ, кадастровая стоимость спорных земельных участков равна их рыночной стоимости, то и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка за один квадратный метр, тоже является равным рыночной стоимости одного квадратного метра. Тем не менее проведена и обоснована рыночная стоимость одного квадратного метра его земельных участков, образованных из земельного участка общей площадью ............ кв.м., кадастровый номер №__, разрешенное использование: для дачного строительства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: ............, на основании Договора № 208-2013/3 на проведение оценки от 12 июля 201 3 года, которая составляет ............ руб. ............ коп.
На основании всего изложенного он просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области по внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные по адресу: ............; обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области исключить из ГКН с момента внесения сведения: о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости на земельные участки с кадастровыми номерами: №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенные по адресу: ............; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области внести в ГКН с момента внесения сведения: о кадастровой стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости на преобразуемый земельный участок, рассчитанной по состоянию на 13.03.2012 года по рыночной стоимости ............ руб............ коп.; взыскать с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области судебные издержки в размере ............ рублей.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, действия которой оспариваются, в лице представителя по доверенности ФИО1 с заявлением ФИО3 полностью не согласна, просит в удовлетворении его заявления и дополнения по заявлению отказать, указав в обосновании, что первоначально спорный земельный участок с кадастровым номером №__ был выделен заявителю ФИО3 под крестьянское фермерское хозяйство, затем было изменено его разрешенное использование: для дачного строительства. По данным автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок с кадастровым номером №__ образован 18.08.2009 года и учтен в реестре объектов недвижимости со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, 10.10.2012 года указанный земельный участок был разделен на 21 земельный участок.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате проведения государственной кадастровой оценке земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже 1 раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе Лотошинского района, проводились в 2005 году в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года № П/307. Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №__ была рассчитана 18.08.2009 года с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Лотошинского района Московской области в размере ............ руб. ............ коп. за 1 кв.м., утвержденного Распоряжением № 166-РМ, и составила ............ руб............. коп.
В 2008 году на территории Московской области, в том числе Лотошинского района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. Данные работы были выполнены филиалом ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, «ФКЦ «Земля» по Центральному федеральному округу на основании Государственного контракта № 6 от 06.06.2008 года на выполнение работ по Государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области, в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года № П/307, и Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России от 05.06.2002 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 год. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №__ учтен 18.08.2009 года, он не вошел в Перечень объектов оценки. Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» в разрезе значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для садоводческих, огороднических и дачных объединений, в том числе средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) и по субъекту РФ, и вступили в силу 01.01.2010 года.
В соответствии с п.2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222, в действующей в настоящее время редакции приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 года № 673 «О внесении изменений в Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222», в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценке и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В связи с вступлением в силу п.2 Приказа Минэкономразвития России № 673 от 17.11.2011 года, разъяснениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 22.03.2010 года № 15/87-СБ, п.п. 2.2, 2.4 Методических указаний Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222, а также ввиду отсутствия в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Лотошинского района Московской области, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №__, рассчитанной по состоянию на 13.03.2012 года с учетом результатов оценки, утвержденных Распоряжением № 121-РМ, а именно – с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области в размере ............ руб............. коп,
В соответствии с п.2.1.17 Методических указаний, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Учитывая, что спорные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером №__, кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана в соответствии с п.2.1.17 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области равного ............ руб............. коп. за 1 кв.м., утвержденного Распоряжением № 121-РМ.
Указанный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений был утвержден Лотошинским районом и применен для образуемых спорных земельных участков.
На основании изложенного, она считает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков рассчитана в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем в решении должностных лиц Управления по вопросу определения кадастровой стоимости и удельном показатели кадастровой стоимости земельных участков заявителя ФИО3 отсутствуют какие-либо нарушения, то есть заявление ФИО3 является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области, действия которой оспариваются, в лице представителя по доверенности ФИО2 с заявлением ФИО3 полностью не согласна, полностью поддерживает доводы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО1 и просит в удовлетворении заявления ФИО3 отказать.
В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО3 на основании договора дарения доли земельного участка от 20.01.2007 года приобрел в собственность земельный участок, площадью ............ кв.м., разрешенное использование : для ведения крестьянского / фермерского/ хозяйства по откорму свиней, категория земель : земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ............, получив на указанный земельный участок свидетельство о государственной регистрации права от 14 июня 2007 года №__, далее на основании постановления Главы Лотошинского муниципального района Московской области от 28.11.2008 года №__ был изменен разрешенный вид использования указанного земельного участка с ведения крестьянского / фермерского/ хозяйства по откорму свиней на разрешенный вид использования : для дачного строительства, в связи с чем было выдано свидетельство о государственной регистрации права от 06 апреля 2009 года №__. Согласно решения собственника о разделе земельного участка от 22 августа 2009 года собственник данного земельного участка ФИО3 произвел раздел указанного земельного участка на четыре земельных участка, в том числе земельный участок, площадью ............ кв.м., с кадастровым номером №__, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование : для дачного строительства, расположенный по адресу ............. По данным автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости указанный земельный участок с кадастровым номером №__ образован 18.08.2009 года и учтен в реестре объектов недвижимости со следующими характеристиками: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
10.10.2012 года указанный земельный участок был разделен на 21 земельный участок с кадастровыми номерами: №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__,, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, №__, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, площадью по ............ кв.м. каждый, кроме земельного участка с кадастровым номером №__, площадью ............ кв.м., расположенные по адресу: ............, на основании решения собственника о разделе земельного участка от 02.10.2012 года, на каждый земельный участок выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате проведения государственной кадастровой оценке земель. Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже 1 раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в том числе Лотошинского района, проводились в 2005 году в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года № П/307. Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года № 166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №__ была рассчитана 18.08.2009 года с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Лотошинского района Московской области в размере ............ руб. ............ коп. за 1 кв.м., утвержденного Распоряжением № 166-РМ, и составила ............ руб............. коп.
В 2008 году на территории Московской области, в том числе Лотошинского района, проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений. Данные работы были выполнены филиалом ФГУП, основанного на праве хозяйственного ведения, «ФКЦ «Земля» по Центральному федеральному округу на основании Государственного контракта №__ от __.__.__ на выполнение работ по Государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области, в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002 года № П/307, и Техническими указаниями по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России от 05.06.2002 года. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Московской области, формировался по состоянию на 01.01.2008 год. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером №__ учтен 18.08.2009 года, он не вошел в Перечень объектов оценки. Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» в разрезе значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для садоводческих, огороднических и дачных объединений, в том числе средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель для садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским округам) и по субъекту РФ, и вступили в силу 01.01.2010 года.
При осуществлении постановки в ГКН земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером №__, в количестве 21 земельного участка, удельный показатель каждого земельного участка составил ............ руб............. ко. За 1 кв.м., с чем заявитель ФИО3 не согласен.
Данные изменения стоимости внесены в ГКН на основании методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года № 222, а также государственной оценки земельных участков, утвержденных распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ « Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области». В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории РФ Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Во исполнение п.п. 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 года № 222 Минэкономразвития РФ утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка. Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в том числе в случаях изменения вида разрешенного использования земельного участка, перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель. Приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 года № 39 утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, п.2.2.7 раздела 2 методических указаний предусмотрено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка / кадастровой стоимости земельного участка в расчете на единицу его площади/ от значений факторов стоимости, кадастровая стоимость земельного участка определяется следующим образом : определяется удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка путем подстановки значений факторов стоимости земельного участка в статистическую модель расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, определяется кадастровая стоимость земельного участка путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на площадь земельного участка.
В судебном заседании установлено, что земельный участок заявителя ФИО3 ранее был учтен в государственном кадастре недвижимости в качестве земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения крестьянского / фермерского/ хозяйства по откорму свиней,, в связи с выведением земельного участка из сельскохозяйственного оборота в установленном порядке был изменен вид его разрешенного использования : для дачного строительства, в связи с этим в отношении земельного участка действуют результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года № 121-РМ « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области». Указанным распоряжением установлен средний уровень кадастровой стоимости садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам, расчет кадастровой стоимости каждого земельного участка заявителя ФИО3 произведен путем умножения среднего удельного показателя для субъекта РФ на площадь его земельных участков. Такой порядок определения кадастровой стоимости земельного участка применен Управлением Росреестра по Московской области на основании п.2.4 Методических указаний, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года № 222 в действующей в настоящее время редакции приказа Минэкономразвития России от 17.11.2011 года № 673 «О внесении изменений в Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222», в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценке и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В связи с вступлением в силу п.2 Приказа Минэкономразвития России № 673 от 17.11.2011 года, разъяснениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 22.03.2010 года № 15/87-СБ, п.п. 2.2, 2.4 Методических указаний Минэкономразвития России от 12.08.2006 года № 222, а также в связи с тем, что Администрация Лотошинского района на основании письма от 24.11.2008 года № 1 /14-2899 согласовала предложения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по увеличению государственной кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан по Лотошинскому муниципальному району, филиалом ФГБУ « ФКП Росреестра» по Московской области в реестр объектов недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №__, рассчитанной по состоянию на 13.03.2012 года с учетом результатов оценки, утвержденных распоряжением № 121-РМ, а именно с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области в размере ............ руб............. коп, при этом, как указано выше, указанный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений был утвержден Администрацией Лотошинского района и применен для образуемых спорных земельных участков заявителя ФИО3
На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что Федеральное государственное бюджетное учреждение « Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, определяя удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков заявителя ФИО3 действовали в соответствии с нормами действующего законодательства, в соответствии с требованиями Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Методических указаний и Административного регламента исполнения государственной кадастровой оценки земель.
Далее, заявитель Шик А.СМ. просит внести в государственный кадастр недвижимости сведения относительно кадастровой стоимости своего земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере ............ руб............. коп.
Согласно ст.66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случае, определенных п.3 ст.66 ЗК РФ., Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району городскому округу/, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, однако спор в отношении установления рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст.66 ЗК РФ должен рассматриваться в рамках отдельного судопроизводства в общеисковом порядке.
С учетом изложенного, суд читает доводы заявителя ФИО3 по всем своим требованиям необоснованными.
На основании всего изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требования заявителя ФИО3, соответственно не подлежат его требования и о взыскании судебных издержек.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО3 в удовлетворении заявления об оспаривании неправомерного решения должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий :