ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-224/14 от 21.02.2014 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

                                                                                                Дело № 2- 224/14

                                             Р Е Ш Е Н И Е

                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Нальчик                                                                                                          21 февраля 2014г.

 Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи - Блиевой Р.С., при секретаре - Маховой И.Р., с участием представителей заявителя - председателя Контроль-счетной палаты городского округа Нальчик - ФИО2 ФИО10, действующего на основании Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 25.11.2011г. № 429 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик в новой редакции" и Регламента Контрольно-счетной палаты городского округа, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик 01.12.2011г. № 38а и удостоверения от 11.01.2010г. № 10, - ФИО1 ФИО11, действующего по доверенности от 28.11.2013г. № 06, представителя заинтересованного лица - Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики - ФИО3 ФИО12, действующего по доверенности от 12.02.2014г. № 7-54-2014г., представителя заинтересованного лица - МКУ «Департамент финансов местной администрации городского округа Нальчик» - ФИО4 ФИО13, действующего по доверенности от 13.01.2014г. № 03, представителя заинтересованного лица - МКУ «Департамент по управлению городским имуществом» Местной администрации городского округа Нальчик» - ФИО5 ФИО14, действующей по доверенности от 14.01.2014г. № 29 - рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик о признании незаконным действия Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в не подтверждении полномочий Контрольно- счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», указанные в письме от 08.11.2013г. № 7-54-2013 и обязании Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики отменить представление Прокуратуры г. Нальчика от 06.08.2013г. № 4-2-4-977-13 о неправомочности Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик»,-

                                              у с т а н о в и л:

 Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик обратилась в суд с заявлением о признании незаконным действия Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, вынесшей решение от 08.11.2013г. об отсутствии полномочий Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», обязании Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики отменить представление Прокуратуры г. Нальчика от 06.08.2013г. о неправомочности Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», мотивируя тем, что Прокуратурой г. Нальчика 06.08.2013г. было вынесено представление о неправомочности Контрольно-счетной палаты г. о. Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик».

 В связи с вынесением данного незаконного и необоснованного представления Контрольно-счетной палата обратилась в Прокуратуру КБР с требованием отменить представление о неправомочности Контрольно-счетной палаты г. о. Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния г. о. Нальчик».

 Однако 08.11.2013г. Прокуратура Кабардино-Балкарской Республики, рассмотрев данное обращение Контрольно-счетной палаты г. о. Нальчик сообщила об отсутствии контрольно-надзорных полномочий органов местного самоуправления в отношении субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.

 По результатам изучения представления прокуратуры г. Нальчика от 06.08.2013г. и материалов проверки Прокуратура КБР 08.11.2013 решила, что представление внесено по результатам выявленных нарушений требований закона и оснований для его отмены или отзыва не имеется.

 Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик не согласна с данным решением и считает действия Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики незаконными по следующим основаниям.

 При вынесении Представления о неправомочности Контрольно-_счетной палаты г. о. Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности Прокуратура г. Нальчика основывалось на сведениях, представленных Департаментом финансов администрации городского округа Нальчик и МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», согласно которым за период с 01.01.2010г. по 01.07.2013г. Отдел ЗАГС финансировался исключительно из средств федерального бюджета Российской Федерации.

 12.02.2014г. в порядке ст. 39 ГПК РФ представителем заявителя заявленные требования были изменены и ФИО1 попросил суд о признании незаконным действия Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в не подтверждении полномочий Контрольно - счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», указанные в письме от 08.11.2013г. № 7-54-2013 и обязании Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики отменить представление Прокуратуры г. Нальчика от 06.08.2013г. № 4-2-4-977-13 о неправомочности Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик».

 В судебном заседании представитель Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик - ФИО1 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, считая, что поскольку субвенции составляют доходы местного бюджета, то Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик имеет полное право в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентом о Конрольно-счетной палате городского округа Нальчик, Федеральным законом от 07.02.2011г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и Регламентом о Конрольно-счетной палате городского округа Нальчик на проведение ревизии всей финансово хозяйственной деятельности.

 Председатель контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик - ФИО2, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить, приведя доводы аналогичные, тем, которые были приведены ФИО1

 Представитель заинтересованного лица - Прокуратуры КБР - ФИО3, требования Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик не признал и просил в их удовлетворении отказать, считая, что у Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик отсутствуют полномочия в проведении ревизии всей финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик» без указания, что ревизия проводится за исключением контроля за расходованием субвенций из федерального бюджета.

 Представитель заинтересованного лица - МКУ «Департамент финансов местной администрации городского округа Нальчик» - ФИО4, просил удовлетворить требования Контроль-счетной палаты городского округа Нальчик, считая, что хотя субвенции не являются собственными доходами, но они являются доходами местного самоуправления, в связи с чем, Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик имеет право осуществлять контроль за расходованием данных средств, не говоря о том, что за Отделом ЗАГС закреплена недвижимость, за использованием которого Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик имеет полное право осуществлять контроль.

 Представитель заинтересованного лица - МКУ «Департамент по управлению городским имуществом» Местной администрации городского округа Нальчик» - ФИО5, считала, что заявление Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик необходимо удовлетворить, мотивируя аналогичными доводами, что привел ФИО4

 Заслушав участников процесса, проанализировав их доводы и исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

 В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муници_пальных служащих» следует, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

 федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

 органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

 органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

 Согласно положениям статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 В соответствии со статьями 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций в рамках надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

 При этом Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» установлены конкретные пределы реализации прокурорами своих полномочий в сфере надзора за исполнением законов.

 Так, в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

 Таким образом, законодателем установлены обязательные условия для проведения проверки, подпадающих под прокурорский надзор органов государственной власти, а именно:

 прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

 содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" законодательство об актах гражданского состояния состоит из данного Федерального закона, основывающегося на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации.

 В случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, при регистрации актов гражданского состояния учитываются нормы, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 4 указанного федерального закона государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).

 Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании данного Федерального закона.

 В соответствии со ст. 2 Закона КБР от 29.10.2003г. № 90-РФ "Об органах записи актов гражданского состояния в Кабардино-Балкарской Республике" органы записи актов гражданского состояния осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.

 В соответствии со ст. ст. 3, 3-1, 4 указанного республиканского закона в целях создания условий для оперативного правового обслуживания граждан, защиты их интересов, охраны имущественных и личных неимущественных прав органы местного самоуправления находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики муниципальных районов, городских округов и поселений со дня вступления в силу настоящего Закона наделяются полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Кабардино-Балкарской Республики на неопределенный срок.

 Материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления государственной регистрации актов гражданского состояния органами местного самоуправления, определяются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и передаются согласно перечню, утверждаемому Правительством Кабардино-Балкарской Республики.

 В соответствии с федеральным законодательством финансирование расходов на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

 Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики для осуществления действий по государственной регистрации актов гражданского состояния, определяется на основе методики расчета норматива для определения общего объема субвенций на осуществление государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и распределения данных субвенций (прилагается).

 В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

 К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

 К неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

 доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

 доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

 К безвозмездным поступлениям относятся:

 дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

 субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

 иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

 безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

 В соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

 В соответствии со ст. 17.1 указанного закона органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.

 К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

 В соответствии со ст. 34 указанного Закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

 Таким образом, контрольно-счетный орган муниципального образования включен в перечень органов, составляющих структуру органов местного самоуправления.

 Федеральный закон от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в ст.2 определил, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

 Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

 Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).

 Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

 В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены настоящим Кодексом.

 Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по:

 аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

 экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

 экспертизе государственных (муниципальных) программ;

 анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;

 подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

 другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

 В соответствии со ст. ст. 266, 270 Бюджетного кодекса РФ, действовавшими до 1 января 2014г. - даты вступления в законную силу Федерального закона от 23.07.2013г. N 252-ФЗ, т.е. действовавших на момент проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел ЗАГС городского округа Нальчик», финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляли Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

 Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований устанавливаются данным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

 И только с 1 января 2014г. в соответствии со ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.

 Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля (за исключением участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) осуществляется только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших.

 Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

 1) за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

 2) за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации за счет:

 1) субвенций из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

 2) иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с п.2.1 и п. 2.2. Положения о Контрольно-счетной палате г. о. Нальчик, утвержденного решением Совета местного самоуправления г. о. Нальчик от 25.11.2011г. № 429 "Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик в новой редакции" Контрольно-счетная палата образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета городского округа, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета городского округа, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

 Задачами Контрольно-счетной палаты являются:

 1) организация и осуществление контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования городской собственности и средств местного бюджета городского округа Нальчик;

 3) контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей местного бюджета городского округа Нальчик по объемам, структуре и целевому назначению.

 Согласно подпунктам 4, 5 пункта 7.1 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик в новой редакции, утвержденного решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик КБР от 25.11.2011 N 429, к основным полномочиям Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик относится организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.

 В соответствии с п. 8 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик в новой редакции контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на все органы местного самоуправления городского округа Нальчик и их структурные подразделения, предприятия и учреждения городского округа, иные организации (далее - объекты контроля), если они:

 - являются главными распорядителями, распорядителями, получателями средств местного бюджета городского округа Нальчик;

 - используют муниципальную собственность и (или) управляют ею;

 - являются получателями муниципальных гарантий и (или) бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций за счет средств местного бюджета городского округа Нальчик.

 На деятельность указанных объектов контроля контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств местного бюджета городского округа Нальчик, муниципальной собственности.

 Руководители, должностные лица объектов контроля обязаны представить по запросам Контрольно-счетной палаты, требуемые ею в пределах ее полномочий, установленных данным Положением, документы, материалы и информацию, необходимые для осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты. Указанные запросы Контрольно-счетной палаты подписываются председателем Контрольно-счетной палаты.

 Отказ или уклонение руководителей, должностных лиц объектов контроля от своевременного представления документации или информации по требованию Контрольно-счетной палаты, а также представление заведомо ложной информации влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.

 Согласно Уставу городского округа Нальчик, принятому решением Нальчикского городского совета местного самоуправления от 10.07.2009г. № 101, Отдел ЗАГС городского округа Нальчик входит в структуру Местной администрации городского округа Нальчик и исполняет функции по регистрации актов гражданского состояния местной администрации.

 Положением от Отделе ЗАГС городского округа Нальчик, утвержденным решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 03 февраля 2012г. № 468, определено, что отдел является муниципальным казенным учреждением - органом записи актов гражданского состояния местного самоуправления на территории городского округа Нальчик, учредителем которого является Совет местного самоуправления городского округа Нальчик.

 В Соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

 Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

 Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

 В соответствии с подпунктом 5.4 пункта 5 Положения об Отделе ЗАГС городского округа Нальчик, одним из источников финансирования данного учреждения являются субсидии (субвенции), поступившие из федерального бюджета.

 Согласно пунктам 3, 4 статьи 63 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субвенции, предоставляемые из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, распределяются между субъектами Российской Федерации, а субвенции из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия.

 В соответствии с п.1. ст.221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

 Также, согласно п.п.3 п.5.1 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

 В соответствии со ст.39 Устава городского округа Нальчик в новой редакции, утвержденная Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 10.07.2009 N 101 Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик осуществляет, в том числе следующие полномочия:

 контроль за исполнением местного бюджета;

 организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

 контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.

 Полномочия главного распорядителя средств городского бюджета возложены на Местную администрацию городского округа Нальчик, которой и осуществляется финансирование МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик» за счет субвенций, поступивших из федерального бюджета, относящихся, в свою очередь, к безвозмездным поступлениям, согласно п.4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ, и составляющих доходы местного бюджета городского округа Нальчик.

 Согласно пункту 5.1. Положения об Отделе ЗАГС городского округа Нальчик имущество отдела является муниципальной собственностью и передается ему Местной администрацией городского округа Нальчик в оперативное управление, контроль за использованием данного имущества осуществляет Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

 В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 9 указанного Федерального закона внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

 В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

 Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

 При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

 Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

 Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

 В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.

 Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.

 Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

 Контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой Российской Федерации.

 Поскольку расходование субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, на реализацию функции по государственной регистрации актов гражданского состояния является целевым, то законодателем в п. 7 ст. 4 указанного Федерального закона закреплены положения, устанавливающие контрольно-надзорные полномочия органов исполнительной власти Российской Федерации за соблюдением требований законодательства при расходовании таких субвенций.

 Указанные полномочия законодательно закрепляются за несколькими органами:

 1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации; как ранее уже отмечалось, таким органом является Минюст России;

 2) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Этим органом является находящаяся в ведении Минфина России Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России, что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора";

 3) Счетной палатой Российской Федерации. Указанный контрольный орган был включен законодателем в список органов, уполномоченных осуществлять надзор за соблюдением целевого расходования субвенций из федерального бюджета, поскольку в силу Федерального закона от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему, а ее задачами являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

 Поскольку органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления функция по государственной регистрации актов гражданского состояния в различных муниципальных образованиях, субъектах Российской Федерации может реализовываться различными способами, требующими каких-либо дополнительных затрат, законодателем предусмотрено их право использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий.

 При этом законодателем строго оговорено, что все полномочия, возложенные на органы ЗАГС нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации дополнительно к полномочиям, предусмотренным Федеральным законом от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», финансируются исключительно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, финансированию из средств федерального бюджета Российской Федерации они не подлежат.

 Положения рассматриваемой статьи фактически дословно, с указанием перечисленных выше органов государственной власти Российской Федерации воспроизведены и в Правилах предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2005 N 159 в п. 11 которых определено, что контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с выполнением переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, возлагается на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Министерство юстиции Российской Федерации.

 Ограничение полномочий Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в отношении контроля Отдела ЗАГС городского округа Нальчик, потому, что с 01.01.2010г. по 01.07.2013г. отдел финансировался исключительно из средств федерального бюджета в виде субвенций из федерального бюджета, которые хотя и составляют доходную часть местного бюджета, является правомерным, т.к. суду не представлены доказательства того, что финансирование хотя бы частичное МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик» производилось за счет средств местного бюджета городского округа Нальчик, а в приказе Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик от 21.06.2013г. № 20 о назначении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик» не оговорено, что ревизия назначается только в пределах финансирования отдела из местного бюджета городского округа Нальчик и контроля за хозяйственной деятельностью по управлению имуществом, переданным Местным самоуправления городского округа Нальчик отделу в пользование.

 В связи с тем, что согласно ч. 7 ст.4 Закона "Об актах гражданского состояния" на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и Счетную палату РФ возлагаются функции по контролю за расходованием субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, то Контрольно-счетная палата городского округа Нальчик могла до 1 января 2014г. осуществлять контроль финансовой деятельности Отдела ЗАГС городского округа Нальчик, осуществляемой только за счет средств местного самоуправления.

 Таким образом, так как МКУ «Отдел записи актов гражданского состояния городского округа Нальчик» является муниципальным казенным учреждением, а источником финансового обеспечения деятельности данного учреждения являются с 2005г. исключительно субвенции из федерального бюджета, т.к. субсидии казенному учреждению не выдаются, то это дает основание сделать суду вывод, что доводы Прокуратуры КБР о законности представления Прокуратуры г. Нальчик 06.08.2013г. о неправомочности Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик» в том виде, как это определено приказом Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик о назначении ревизии являются обоснованными.

 Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд -

                                                   Р Е Ш И Л :

 Отказать Контрольно-счетной палате городского округа Нальчик в признании незаконным действия Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в не подтверждении полномочий Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», указанные в письме от 08.11.2013г. № 7-54-2013 и обязании Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики отменить представление Прокуратуры г. Нальчика от 06.08.2013г. № 4-2-4-977-13 о неправомочности Контрольно-счетной палаты городского округа Нальчик в проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Отдел регистрации актов гражданского состояния городского округа Нальчик», в связи с необоснованностью.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированном виде.

 Мотивированное решение составлено 26 февраля 2014г.

            Председательствующий -       Р.С.Блиева

 Копия верна:      

 Судья Нальчикского горсуда -                                                        Р.С.Блиева                                                                             

 Решение вступило в законную силу «_____» _________________2014г.

             Судья Нальчикского горсуда -                                                       Р.С.Блиева