РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
23 мая 2018 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Викторовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-224/18 по иску ФИО3 ФИО16 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании отсутствующим право муниципальной собственности на объект благоустройства, признании незаконным приказа, исключении из реестра муниципального имущества сведений об объекте благоустройства, по иску Главы городского округа Самара к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, ФИО3 ФИО17 о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, нежилое здание «Магазин стимул» площадью 87,2 кв.м., адрес: <адрес>, б/н, кадастровый № принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№. Право собственности на указанное нежилое здание зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное нежилое здание находится на земельном участке, кадастровый №, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, площадь: 2150 кв.м., адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Договором купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара обязуется передать в собственность, а ФИО1 принять и оплатить по цене 50 % кадастровой стоимости земельного участка и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым №, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины» в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 2150,00 кв.м.
Стоимость земельного участка в размере 5477404,5 руб. оплачена ФИО3, что подтверждается чеком-ордером № 139 от 27.12.2017 г.
Указанный земельный участок передан Департаментом управления имуществом г.о.
Самара ФИО3 по акту приема передачи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от 08.12.2017 г.
Как следует из п. 5 акта приема передачи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от 08.12.2017 оплата стоимости земельного участка произведена в полном объеме до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок к покупателю.
Право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
В связи со сказанным, что условия договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами исполнены надлежащим образом.
Таким образом, ФИО3 является законным собственником земельного участка с кадастровым номером № и имеет законные права на защиту своего права владения и пользования указанным земельным участком (ст.ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 209, 260, 264, 304 Гражданского кодекса РФ).
Приказом Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.11.2016 № 4697 «О внесении в реестр муниципального имущества городского округа Самара сведений об объекте благоустройства - внутриквартального проезда, расположенном по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56» в реестр муниципального имущества городского округа Самара были внесены сведения об объекте благоустройства - внутриквартальном проезде, расположенном по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 согласно приложениям №№ 1, 2 к указанному приказу.
Из приложения № 2 к приказу Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.11.2016 № 4697 невозможно установить местоположение и границы указанного внутриквартального проезда.
Как следует из приложения № 1 к приказу Департамента управления имуществом г.о. Самара от 28.11.2016 № 4697 внутриквартальный проезд имеет протяженность 70 м и площадь 740 кв.м. В связи со сказанным ширина внутриквартального проезда должна составить 10,57 м.
Управлением Росреестра по Самарской области в материалы дела представлены документы по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на государственный кадастровый учет и о государственной регистрации права муниципальной собственности г.о. Самара на внутриквартальный проезд, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56.
Как следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета спорного объекта было подано в Управление Росреестра по <адрес> представителем ответчика на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанной доверенности следует, что представитель не имел полномочий на согласование и утверждение местоположения и конфигурации спорного объекта и на утверждение технического плана спорного объекта.
Технические планы спорного сооружения от 04.05.2017 и от 23.10.2017 Департаментом управления имуществом г.о. Самара не утверждены, техническая и иная документация, подтверждающая строительство и существование спорного объекта в указанной в технических планах конфигурации, отсутствует.
Согласно техническому плану спорного сооружения от 04.05.2017 внутриквартальный проезд имеет протяженность 70 м и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №
Из технического плана спорного сооружения от 04.05.2017 следует, что внутриквартальный проезд не имеет площади и ширины, а представляет собой линию.
Следует отметить, что согласно указанному техническому плану спорное сооружение расположено исключительно в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109003:18.
Согласно заключению кадастрового инженера ФИО5 от 02.02.2018 на внутриквартальный проезд по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 было составлено два технических плана от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, разного содержания.
Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ спорное сооружение имеет протяженность 70 м, не имеет площадь и ширину, представлено линией, находится исключительно в границах земельного участка с кадастровым номером №
Как следует из технического плана от ДД.ММ.ГГГГ спорное сооружение имеет протяженность 174 м, не имеет площадь и ширину, представлено линией, находится в границах земельного участка с кадастровым номером № и иных земельных участков.
Местоположение и конфигурация спорного сооружения согласно техническим планам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ изображены на схеме, из которой следует, что сооружение согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ частично совпадает с сооружением согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ.
Документация подтверждающая строительство и существование спорного объекта в границах земельного участка с кадастровым номером №, отсутствует.
Технические планы внутриквартального проезда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом г.о. Самара не утверждены; техническая и иная документация, подтверждающая строительство и существование внутриквартального проезда по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 в указанной в технических планах конфигурации, отсутствует; конфигурация и характеристики внутриквартального проезда, указанные в технических планах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ отличаются от конфигурации и характеристик, указанных в приказе Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ и приложениях к нему.
Спорный объект благоустройства - внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 согласно сведениям, указанным в технических планах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не является самостоятельным объектом, не является объектом недвижимости, не существует на местности, не имеет характеристик, позволяющих его идентифицировать на местности.
Земельный участок с кадастровым номером № сформирован в 2004 году постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был утвержден проект границ земельного участка для строительства административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2150 кв.м.
Согласно Договору № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> предоставило указанный земельный участок в аренду для строительства административного здания. В связи с истечением срока аренды договор был расторгнут, запись об обременении земельного участка правом аренды в ЕГРН погашена.
В связи со сказанным, формируя и предоставляя в аренду под строительство земельный участок с кадастровым номером №, органы местного самоуправления г.о. Самары и органы государственной власти <адрес> исходили из того, что в его границах отсутствует спорный объект.
Как следует из технико-экономического обоснования необходимого размера и вида использования земельного участка для дальнейшей эксплуатации нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, б/н от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного Архитектурно-строительным институтом Самарского государственного технического университета, существующее нежилое здание (магазин «Стимул»), расположенное по адресу: <адрес>, б/н, и земельный участок площадью 2150 кв.м. должны составлять единый и неотъемлемый технологический комплекс. Запрашиваемый земельный участок площадью 2150 кв.м. необходим для надлежащей эксплуатации существующего нежилого здания магазин «Стимул», принадлежащего ФИО3, по целевому назначению в соответствии с требованиями СП и градостроительными нормами.
ФИО3 просит признать отсутствующим право муниципальной собственности на объект благоустройства, признании незаконным приказа, исключении из реестра муниципального имущества сведений об объекте благоустройства –внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, протяженностью 174 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов 52,56, включенный в реестр муниципального имущества г.о. Самара за №Н на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№.
Глава г.о. Самара обратился в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 150 кв.м. по адресу : <адрес>, Владимирская, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, от ДД.ММ.ГГГГ№кп и применении последствия недействительности сделки путем возвращения сторон в первоначальное положение. указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ФИО1 был заключен договор купли-продажи №кп земельного участка с кадастровым номером № находящегося по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины», общей площадью 2 150,00 кв.м. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства) с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109003:18, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 2 150, 00 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп.6 п. ст.39.3 Земельного кодекса РФ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО3 на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание «Магазин стимул», площадью 87,2 в.м, с кадастровым номером <адрес>, который расположен на спорном земельном участке.
Право собственности на указанный выше объект недвижимого имущества зарегистрировано за ФИО3 12.07.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.07.2010 серия 63-АЕ № 063791.
В связи с тем, что постановлением Администрации городского округа Самара от 11.01.2017 N 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - постановление Администрации от 11.01.2017 №1) в редакции, действующей на момент подачи данного заявления, полномочия, в том числе по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, были возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом), указанное заявление с пакетом документов было направлено в Департамент управления имуществом по компетенции (вх.№ 15-01-22/8044 от (05.07.2017).
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 28.03.2006 на (основании Постановления Главы города Самары от 29.07.2005 № 1925 «О передаче функций заказчика, утверждении проекта границ земельного участка, (предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Солосет» в аренду земельного участка для строительства административного здания, расположенного по адресу: <адрес>».
Обозначенным постановлением земельный Участок предоставлялся в аренду сроком на 3 года для строительства административного здания без права выкупа.
В рамках рассмотрения указанного заявления с целью получения информации о наличии либо отсутствии установленных действующим законодательством критериев ограничений оборотоспособности земельного участка Департаментом управления имуществом в порядке межведомственного взаимодействия и в соответствии с требованиями Административного (регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без Проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара 29.03.2017 № 171, направлены запросы в уполномоченные органы, в том числе в Департамент градостроительства по вопросу принадлежности земельного участка к территории общего пользования я о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования земельного участка.
В ответ на указанный запрос в Департамент управления имуществом поступила выписка из ИСОГД городского округа Самара от 17.07.2017 №САМВ-4604499, в которой было указано на несоответствие испрашиваемой площади земельного участка фактической ввиду несоответствия координат точек (Х,У).
Департаментом управления имуществом 20.10.2017 был повторно направлен межведомственный запрос в Департамент градостроительства с приложением заключения кадастрового инженера ФИО4 -квалификационный аттестат кадастрового инженера №), предоставленного ФИО3 в Департамент управления имуществом 16.10.2017.
Согласно выписке из ИСОГД от 27.10.2017 №6-МУ-38-Д05-01-01/11866 земельный участок не принадлежит к территории общего пользования и расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
В соответствии с постановлением Администрации от 11.01.2017 №1 (в редакции от 17.08.2017) полномочия, в том числе по заключению договоров купли-продажи земельных участков, изданию распорядительных актов о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, с 01.09.2017 делегированы Департаменту управления имуществом.
На основании изложенного выше Департаментом управления имуществом с ФИО3 был заключен оспариваемый договор купли-продажи.
Вместе с тем на спорном земельном участке расположен внутриквартальный проезд.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ объект благоустройства - внутриквартальный проезд, площадью 740 кв.м, по адресу: <адрес>, во дворе домов №№,56 учтен в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 28.11.2016 (1&4697 за реестровым номером 02163Н.
Обозначенный проезд на кадастровый учет поставлен не был.
Вместе с тем Департаментом управления имуществом в Управление Росреестра по Самарской области было подано заявление (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на сооружение - внутриквартальный проезд, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №, 56.
Таким образом, при заключении договора купли-продажи Департаменту управления имуществом было известно о наличии на земельном участке обременении в виде мест общего пользования.
Департаментом управления имуществом в Департамент градостроительства 29.05.2017 в отношении земельного участка был направлен запрос на основании обращения ФИО3 по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
В ответ на указанный запрос Департаментом градостроительства в адрес Департамента управления имущества была направлена выписка из ИСОГД от 01.06.2017, согласно которой часть земельного участка принадлежит территории общего пользования.
В судебном заседании представитель ФИО3- ФИО7 поддержал исковые требования, просил признать отсутствующим право муниципальной собственности городского округа Самара на объект благоустройства –внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, протяженностью 174 м, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№,56 включенный в реестр муниципального имущества г.о. Самара за №Н на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№. Признать незаконным приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении в реестр муниципального имущества г.о. Самара сведений об объекте благоустройства –внутриквартального проезда, расположенном по адресу :Самара, <адрес>, во дворе домов №№,56. Исключить из реестра муниципального имущества сведения об объекте благоустройства – внутриквартального проезда, во дворе домов №,56 по <адрес>, протяженностью 174 м., расположенном по адресу: <адрес>, во дворе домов №,56. Возражал против удовлетворения исковых требований Главы г.о. Самара, поскольку спорный земельный участок истице предоставлен в собственность в соответствии с действующим законодательством правомерно, нарушений закона при его предоставлении не допущено.
Представитель Главы г.о. Самара – ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, просила признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 2 150 кв.м. по адресу: <адрес>, Владимирская, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, от ДД.ММ.ГГГГ№кп.
Применить последствия недействительности сделки путем возвращения сторон в первоначальное положение. Указав, что данное решение является основанием для прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 150 кв.м. по адресу: <адрес>, Владимирская.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара –ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО3 не признала, признала исковые требования Главы г.о.Самара, считает, что договор купли-продажи спорного земельного участка заключен с нарушением действующего законодательства.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО14, действующая на основании доверенности, считает исковые требования Главы г.о. Самары обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку на спорном земельном участке имеется место общего пользования - внутриквартальный проезд.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Установлено, что нежилое здание «Магазин стимул» площадью 87,2 кв.м., адрес: <адрес>, б/н, кадастровый № принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ и выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№. Право собственности на указанное нежилое здание зарегистрировано за ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное нежилое здание находится на земельном участке, кадастровый №, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины, площадь: 2150 кв.м., адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент градостроительства) с заявлением о доставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109003:18, находящегося по адресу: <адрес>, площадью 2 150, 00 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп.6 п. ст.39.3 Земельного кодекса РФ.
Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№) в редакции, действующей на момент подачи данного заявления, полномочия, в том числе по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков в собственность за плату без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, были возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара, указанное заявление с пакетом документов было направлено в Департамент управления имуществом по компетенции (вх.№ от (ДД.ММ.ГГГГ).
В рамках рассмотрения указанного заявления с целью получения информации о наличии либо отсутствии установленных действующим законодательством критериев ограничений оборотоспособности земельного участка Департаментом управления имуществом в порядке межведомственного взаимодействия и в соответствии с требованиями Административного (регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без Проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Самара ДД.ММ.ГГГГ№, направлены запросы в уполномоченные органы, в том числе в Департамент градостроительства по вопросу принадлежности земельного участка к территории общего пользования я о наличии (или отсутствии) каких-либо ограничений в части использования земельного участка.
На указанный запрос в Департамент управления имуществом поступила выписка из ИСОГД городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №САМВ-4604499, в которой было указано на несоответствие испрашиваемой площади земельного участка фактической ввиду несоответствия координат точек (Х,У).
Департаментом управления имуществом ДД.ММ.ГГГГ был повторно направлен межведомственный запрос в Департамент градостроительства с приложением заключения кадастрового инженера ФИО4 -квалификационный аттестат кадастрового инженера №), предоставленного ФИО1 в Департамент управления имуществом ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ИСОГД от ДД.ММ.ГГГГ№-МУ-38-<адрес> земельный участок не принадлежит к территории общего пользования и расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и ФИО1 был заключен договор купли-продажи №кп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0109003:18, находящегося по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «магазины», общей площадью 2 150,00 кв.м. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№ объект благоустройства - внутриквартальный проезд, площадью 740 кв.м, по адресу: <адрес>, во дворе домов №№,56 учтен в реестре муниципального имущества городского округа Самара на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (1&4697 за реестровым номером 02163Н.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом управления имуществом в Управление Росреестра по <адрес> было подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на сооружение - внутриквартальный проезд, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №, 56.
Из уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении государственного кадастрового учета спорного объекта и техническом плане спорного объекта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на спорный объект была предоставлена декларация об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Право муниципальной собственности на объект благоустройства –внутриквартальный проезд, находящийся по адресу: <адрес> во дворе домов №,56, не зарегистрированы в Управлении Росреестра, не поставлен на кадастровый учет.
Истцом ФИО3 в обоснование своих доводов представлено заключение кадастрового инженера ФИО5 от 02.02.2018 о том, что в результате проведенного осмотра установлено:
1. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, соответствуют его фактическим границам.
На земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем на праве собственности ФИО2, находится нежилое здание «Магазин стимул» площадью 87,2 кв.м., адрес: <адрес>, б/н, кадастровый №, принадлежащее на праве собственности ФИО2.
На земельном участке фактически отсутствует объект благоустройства - внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56.
Сведения о границах и характеристики объекта благоустройства - внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56, указанные в технических планах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют их характеристикам, указанным в приказе Департамента управления имуществом г.о. Самара от № и приложениях к нему.
Постановка на государственный кадастровый учет объекта благоустройства - внутриквартального проезда, во дворе домов №№,56 по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 на основании декларации об объекте недвижимости противоречит действующему законодательству.
объект благоустройства - внутриквартальный проезд, во дворе домов №№,56 по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, во дворе домов №№, 56 согласно сведениям, указанным в технических планах от и от ДД.ММ.ГГГГ, не является самостоятельным объектом, не является объектом недвижимости, не существует на местности, не имеет характеристик, позволяющих его идентифицировать на местности.
Истец ФИО3 утверждает, что в границах земельного участка с кадастровым номером № спорный объект – внутриквартальный проезд фактически отсутствует и никогда там не находился. Кроме того, спорный объект не обладает признаками объекта недвижимого имущества, так как сооружение в виде замощения земельного участка не обладает самостоятельным функциональным назначением, он является неотъемлемой частью земельного участка и не может быть признан объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.
Однако, заключение кадастрового инженера ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ неосновательны, и вышеуказанные утверждения ФИО1 не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.
От имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Глава г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. Главе городского округа Самара информация о заключении договора купли-продажи земельного участка стала известна в ходе личного приема граждан ФИО10, ФИО9ДД.ММ.ГГГГ год по вопросу законности продажи земельного участка и оказания содействия в снятии ограничений, наложенных судом по регистрации проезда, расположенного в границах данного участка.
Была предоставлена копия ответа за подписью Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области от 19.02.2016 года № 149-1-28, согласно которому установлено, что на данном земельном участке имеется сквозной проезд.
Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от имени муниципального образования городской округ Самара 30.11.2016 с ООО «Макантон» был заключен муниципальный контракт № 33-МЗ/16, предметом которого являлось выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов внутригородских районов городского округа Самара, в том числе проезда, расположенного на спорном земельном участке.
Согласно акту о приемке выполненных работ ООО «Макантон» были выполнены работы по ремонту бордюра с заменой камня, ремонт асфальтобетонного покрытия дороги, ремонт асфальтированного покрытия на тротуарах, пешеходных дорожках, переустановка люков инженерных коммуникаций, расположенных на проезде по адресу: <адрес>66.
Кроме того, Главой городского округа Самара в целях проверки информации по доводам заявителей был подготовлен запрос в Департамент градостроительства о предоставлении информации о наличии либо отсутствии на земельном участке мест общего пользования.
Согласно информации, предоставленной Департаментом градостроительства, на земельном участке расположен к близлежащим многоквартирным домам, которым пользуется неограниченный круг лиц. Данный проезд является местом общего пользования.
Таким образом, суд полагает, что данной сделкой были нарушены права Главы г.о. Самара как органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, в части отчуждения такого имущества из муниципальной собственности г.о. Самара, данным земельным участком пользуется неограниченный круг лиц, кроме того, данный проезд является проездом для специализированной техники.
Вышеуказанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, они показали, что внутриквартальным проезд пользуется неограниченное числи лиц, здесь осуществляется также проезд автомобилей, т.к. <адрес> всегда перегружена, заезжает спецтехника для устранения аварийных ситуаций и производства ремонтных работ управляющими организациями, пожарные автомашины для тушения пожара, для своевременного проезда скорой помощи и т. д. В 2016 году произошел в <адрес> пожар, в связи с тем, что спорный земельный участок был огорожен, пожарные расчеты не смогли подъехать быстро, при пожаре погибли два человека. Также на спорном земельном участке находится неиспользуемые никем аварийные здания, где собираются лица без определенного места жительства, которые совершают хулиганские действия, что нарушает покой граждан, проживающих в близлежащих домах.
Таким образом, спорный земельный участок, частично принадлежащий территории общего пользования, в силу закона не подлежал отчуждению в частную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента се совершения.
Согласно части 3 статьи 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Частью 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления от имени (муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними |нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 22 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара входит в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Учитывая изложенное передача земельного участка в собственность ФИО3 на основании договора купли-продажи, заключенного с Департаментом управления имуществом, не отвечает приведенным требованиям земельного законодательства Российской Федерации, нарушает права Главы городского округа Самара, муниципального образования городской округ Самара в целом, в связи с чем в силу положений ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации данная сделка является ничтожной.
В силу части 3 статьи 166 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015) требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его (стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При удовлетворении требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности суду надлежит применить и последствия признания недействительности сделки, выраженные в приведении сторон в первоначальное положение.
На основании изложенного, суд находит исковые требования Главы г.о. Самары обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования ФИО3 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании отсутствующим право муниципальной собственности на объект благоустройства, признании незаконным приказа, исключении из реестра муниципального имущества сведений об объекте благоустройства подлежат оставлению без удовлетворения, по вышеизложенным обстоятельствам.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 ФИО18 к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании отсутствующим право муниципальной собственности на объект благоустройства, признании незаконным приказа, исключении из реестра муниципального имущества сведений об объекте благоустройства оставить без удовлетворения.
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №18, площадью 2 150 кв.м. по адресу: <адрес>, <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, от ДД.ММ.ГГГГ№кп.
Применить последствия недействительности сделки путем возвращения сторон в первоначальное положение.
Данное решение является основанием для прекращения права собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2 150 кв.м. по адресу: <адрес>, Владимирская и основанием для возврата денежных средств Департаментом управления имуществом г.о. Самара ФИО3
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Судья Вельмина И.Н.